В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Математика для души Назад
Математика для души
Мурманчанин сделал открытия, заинтересовавшие Кембриджский университет

Около двадцати лет назад мурманчанин Евгений Карпушкин вступил на тропинку научного исследования, которая привела его на столбовую дорогу открытий в прикладной математике. И хотя практическую пользу они не сулят, английские ученые высоко оценили работы страстного любителя самой точной науки. Наш земляк рассказал "Вечернему Мурманску", с чего началось и к чему привело его увлечение математикой.

Студенческая забава

Как известно, царица наук водит дружбу не со всяким. "Да на что мне эта математика?!" - нередко сгоряча слетает с губ школяра, второй час бьющегося над хитрым уравнением. Ответ на этот вопрос Евгений Карпушкин узнал много позже школы. Сидя же за ученической партой, он не отличался выдающимися способностями к точным наукам, но и аутсайдером тоже не был.

- Школьная учительница стремилась доказать, что математика обязательно пригодится. Она всеми силами пыталась вложить знания в наши головы, а мы от них шарахались, как черт от ладана! Но и оценивала она нас со всей строгостью. В результате я имел в школе по математике хилую тройку. Но впоследствии столь невысокая оценка моих способностей оказалась "золотой" пятеркой! Те знания, которые я вынес из 28-й школы, в частности по математике, стали настоящим трамплином в будущее! - воодушевленно рассказывает Евгений Васильевич.

После окончания школы шестнадцатилетним юношей он отправился в первый морской рейс. Юнгой проходил два года, затем отбыл в город Полярный служить на надводных кораблях КСФ. Вернувшись со службы, Евгений окончил заочную среднюю школу моряков и вскоре уехал на учебу в Ленинградский технологический институт холодильной промышленности. В целом обучение там оказалось интересным. Но некоторые лекции, по словам мурманчанина, были такими скучными, что студенты всеми силами пытались себя хоть как-то развлечь. И пока скучающие одногруппники играли в крестики-нолики да морской бой, Евгений, уютно устроившись "на камчатке", развлекал себя рисованием прямоугольных спиралей.

- Развлечение мое было весьма специфичным. Я нумеровал клетки конспекта: в центре ставил единицу, а затем, двигаясь по спирали, двойку, тройку и так далее. Забаве этой я не придавал абсолютно никакого значения, - вспоминает Евгений Карпушкин.

Однако торжественное вручение диплома не стало финальным аккордом в студенчестве Евгения Васильевича, он продолжил постигать тонкости профессии. Но уже другой.

- Потом я закончил радиотехническое отделение местной средней мореходки, а до этого - курсы научно-технических переводчиков с английского языка при Ленинградском технологическом институте холодильной промышленности, - продолжает Евгений Васильевич.

Научно-технический перевод увлек Евгения, и он нашел работу по этой специальности. Но забаву студенческих лет - рисование спиралей - не забыл.

- На работе столько переведешь английских текстов, что приходишь домой и начинаешь рисовать, - улыбается Евгений Васильевич. - Со временем стали получаться интересные картинки, и я выдумывал все новые сюжеты. Позже я выяснил, что мои спирали называются "скатертью Улама", которую открыл польский математик Станислав Мартин Улам, сделавший большой научный вклад в дело создания ядерного щита США.

Невозможное возможно?

В один из таких вечеров в преддверии двух выходных дней Евгений Карпушкин взялся за решение одной математической задачи из справочника для абитуриентов.

- Автор утверждал, что эту задачу еще никто не решил. Я был очень удивлен и заинтригован! - говорит Евгений. - Действительно, попытки решить ее традиционными математическими методами успехом не увенчались. Но отчего-то я был уверен, что при помощи "скатерти Улама" найду решение.

Интуиция не подвела Евгения Васильевича. С задачей он справился, разрешив "спираль Улама" относительно прямоугольной системы координат Декарта. Между тем со времен открытия этой системы прошло немногим менее 400 лет, и в ней придумали решать все что угодно, но до недавних пор никому не приходило в голову, что ее можно использовать как универсальный научный способ изучения математической, или декартовой, плюс-минус бесконечности.

- И тут я стал искать по учебникам и другим пособиям какую-либо информацию по этой теме. Самое удивительное, что нигде про это ничего не было сказано. Я безрезультатно переворошил до тысячи разнообразных пособий по математике! - говорит Евгений Васильевич.

Убедившись в том, что упоминаний об этой математической идее нигде нет, Евгений стал писать в научные организации Москвы, Ленинграда и даже за рубеж. А в ответ - тишина!

- Меня это сильно задело. Ведь в разное время даже учреждались премии, чтобы ученые могли решить проблему отображения математической бесконечности. Это бы открыло путь к дальнейшему ее изу-чению! А ученые посчитали, что эта задача не решаема в принципе, и отступились... С этими мыслями в 1999 году я и поехал в Москву к Сергею Петровичу Капице, видному советскому и российскому ученому-физику, телеведущему, главному редактору журнала "В мире науки". Но встречи с ним добиться так и не удалось, и я был вынужден уехать домой ни с чем, - вспоминает Евгений Карпушкин.

Вернувшись в Мурманск, Евгений продолжил заниматься наукой. Шаг за шагом он доводил первое в своей жизни научное открытие в математике до совершенства и стал писать книгу. В 2003 году она вышла под названием "Основы математической инфинитологии".

Назвали шарлатаном

- Вот так выглядит мой первый график, - Евгений бережно разворачивает передо мной пергаментный сверток. - Можно смотреть, не отрывая глаз! Это открывает дорогу к исследованию математической бесконечности в системе координат Декарта. Но фокус в том, что это мое понимание открытия! Мне трудно судить о том, как российские ученые понимают эту идею. Я все же по образованию инженер. А графиков таких у меня с три короба.

Один за другим Евгений достает из своих запасников большие плакаты с затейливыми изображениями, демонстрируя мне то идеализированный график рождения Вселенной в момент так называемого большого взрыва, то график "решета Эратосфена" и "скатерти Улама" в координатах Декарта, то график чисел-близнецов... А со временем научные интересы Евгения Васильевича эволюционировали, и он занялся созданием и изучением своих собственных фракталов, или математических "узоров".

- В свое время я написал письмо известному математику Бенуа Мандельброту, создателю фрактальной геометрии и автору знаменитой книги "Фрактальная геометрия Природы". Он ответил, что мой график простых чисел не только уникальная по своей сути работа и каторжный ручной труд, но он еще и бесконечно интересен, - вспоминает Евгений Васильевич строки из письма Мандельброта.

Тем временем российские ученые продолжают игнорировать научные идеи и труды Евгения Карпушкина, несмотря на его нынешние регалии президента Академии декартовой инфинитологии и евклидовых фракталов и советника Российской академии естествознания. Зато на зарубежные научные форумы и конференции его приглашают регулярно, но напрасно: небольшая пенсия Евгения не позволяет ему оплатить дорогостоящие авиаперелеты за границу. А со дня на день Евгений Карпушкин ожидает по почте энциклопедию из английского Кембриджа, в которой есть не только биографии известных ученых, но и его собственная.

- Однажды друзья мне подсказали не ждать у моря погоды, а идти популяризировать свои открытия в школу. К совету я прислушался, но факультатива мне так и не дали, сославшись на то, что дети и так завалены учебой. А когда я пришел со своими графиками в один из мурманских университетов, меня и вовсе выгнали из кабинета, сказав, что я шарлатан... - вспоминает Евгений.

Полезное хобби

Интерес к точным и гуманитарным наукам успешно уживается в душе Евгения и по сей день. Периодически он размещает в Интернете свои литературные работы. Разброс описанных им сюжетов велик: от космических путешествий до заурядной бытовой зарисовки. Помимо тяги к математике и литературе Евгений любит читать и фотографировать, а также работать в Интернете.

- Математика - это мое хобби. Когда я работал переводчиком, мне казалось, что нет ничего прекраснее, чем научно-технический перевод, - говорит Евгений Карпушкин. - Но самое интересное, что всю свою молодость я как бы исподволь готовился к своим открытиям в математике, переводя статьи и тексты из самых разных областей знаний, в том числе и математической направленности.

И пока его математические открытия ждут своего часа, в обыденной жизни Евгений Васильевич старается применить необычное хобби на практике.

- Однажды я гостил на Украине и решил помочь своей родственнице - рассчитать для нее оптимальный маршрут от дома до работы. Похохотали мы над всем этим, но проверили - она действительно стала тратить на дорогу на две минуты меньше, - смеется Евгений Карпушкин. - Я считаю, что любому может улыбнуться удача в той или иной науке, если идти на зов своей звезды искренно, самоотверженно, не страшась испытаний, потраченных как бы впустую времени и сил.

И тогда в один прекрасный день, уверен мурманский математик, и на Родине к нему придет признание. А пока в копилке наград мурманчанина бережно хранятся серебряная медаль им. В. И. Вернадского, золотая медаль "За выдающиеся достижения в области высшего образования" и церемониальная медаль вице-президента международного биографического центра при Кембриджском университете Англии.

Елена ГРИБОВА.

"Вечерний Мурманск".

Док. 661166
Перв. публик.: 24.05.13
Последн. ред.: 27.05.13
Число обращений: 0

  • Карпушкин Евгений Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``