В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Михайлов: `Реформа МВД в информационном поле` Назад
Александр Михайлов: `Реформа МВД в информационном поле`
"Земную жизнь, пройдя до половины
Я оказался в сумрачном лесу,
Утратив здравый путь во тьме долины"
Данте

Во втором номере журнала "Защита и безопасность" опубликована моя статья "В зеркале полицейских реформ", в которой я высказал ряд соображений, вытекающих из моей практики (пережил более 15 реформ в силовых ведомствах) о работе пресс-службы МВД в таких непростых условиях. Жестко и бескомпромиссно. Оговорюсь - статья заказная: меня попросил высказать мнение редактор журнала. Заказная, но никоим образом не "проплаченная", потому что я забыл уже, когда издания вообще платили гонорар. И единственным мотивом этой публикации было желание поправить то, что еще можно поправить.

Статья вызвала бурную реакцию. Опера, следователи одобрительно зажужжали, сотрудники пресс-служб воодушевились, а объект (или объекты моих исследований) впали в негодование. Предполагая подачу моего шага, как стремление "опорочить, очернить и оклеветать", считаю необходимым пояснить, почему тронул эту тему.

Возможно, при другом Министре я бы этого не делал. Какая мне разница как идет какая-то реформа? Но уважение к нынешнему, заставила попытаться обратить внимание на то, КАК освещается важнейшая задача его ведомства.
Мы с ним знакомы давно. Несколько лет подряд 19 мая, в день рождения великого писателя Эдуарда Хруцкого, мы встречались за дружеским столом.

По службе не пересекались, но за его работой следил много лет, проникаясь уважением к профессионалу, тонкому и умному политику. Сегодня его команде выпала тяжелая доля: развернуть огромный с полуторамиллионным экипажем корабль, положив его на новый курс. Сам факт назначения Владимира Колокольцева Министром среди профессионалов был воспринят как точный и удивительно выверенный шаг Президента. И если в обществе эта тема прошла по касательной, то для знающих людей это стало событием. Событием потому, что за последние годы, пожалуй, впервые после Виктора Ерина, назначен профессионал от земли. И даже его первые шаги подтвердили верность хода: в систему были возвращены известные своей бескомпромиссной позицией генералы Михаил Ваничкин, Владимир Овчинский, Игорь Зубов. Приближен в качестве помощника (впервые на моей памяти) Председатель Совета ветеранов Иван Федорович Шилов.

Было понятно, что реформа, за которую взялся коллектив Колокольцева это не на один день, и думаю не один год. Можно в ручном управлении решить много вопросов - финансовые, правовые, организационные... Но решить вопрос кадров, это сродни выведению нового сорта пшеницы. Требуются годы селекции. Отсечение больных тканей, тщательная работа с новыми кадрами.

Наследство, доставшееся новой команде, прямо скажу - не подарок. За два года уволены сотни мерзавцев в погонах, отправлены на скамью подсудимых воры, взяточники и жулики. Наверное, впервые мы видим стремительную и неотвратимую реакцию на любые проявления беззакония, рвачества и коррупции.

Для людей, работающих в сфере информационного сопровождения, это Клондайк. Открытость, прозрачность, понимание Министром значения общественного мнения это то, о чем может только мечтать человек, отвечающий за работу с прессой. На моей памяти таких руководителей было не так много, хотя общий стаж работы со СМИ в силовых структурах более 35 лет (с 1976 года). При таких условиях, да приложив "голову" можно ежегодно по Оскару получать... Для этого необходимо нескольких условий - грамотная работа с личным составом своих пресс-служб, развитие у них инициативы, творчества и самостоятельности. Отсутствие барьеров (кроме Закона и ограничений из него вытекающих) для подачи материала, оперативность где требуется и полное эмбарго на информацию в интересах оперативных подразделений и следствия. Значительно укрепление низового звена подразделений общественных связей (а кто будет ковать авторитет в Барнауле, Улан Удэ и Махачкале? Московский офис что ли? В каждом субъекте свои особенности, которые на Житной не видны.) Кто-то скажет: "Как увеличивать подсобные подразделения, в условиях сокращения?" А кто сказал, что они обслуживающие? Ребята и девушки из пресс-служб живут такой же оперативной жизнью, как и сыщики, с которыми они выезжают на операции.

Так же рискуют, не спят, не едят... И при этом наполняют информационное поле материалами формирующими авторитет системы! Именно они, а не 80 человек чиновников из Управления информации.

В 1993 году меня назначили начальником ЦОС Федеральной службы контрразведки. На собеседовании у Председателя ФСК Николая Михайловича Галушко мне был задан вопрос: "С чего начнешь?"

"С сокращения структуры в два раза".

Для начальства это был шок, потому что любой руководитель начинает укрепление своего авторитета с раздувания штатов. Для меня же было важно укрепление низового звена! Зачем столько трутней, если пчелы их не могут прокормить! И при этом низовые структуры должны иметь права! Мнение, вытекающее из оперативной обстановки, умение маневрировать, влиять! И на Лубянке, и на Житной, и на Маросейке, где я руководил информационными структурами, моими первыми распоряжениями по этой линии были - "Права выдачи материала в СМИ предоставляется руководителю территориального органа, или лицу им уполномоченному (руководитель пресс-службы)". Это аксиома.

Максимальное укрепление ведомственных СМИ, кропотливая работа с журналистами и систематические "мозговые штурмы": как лучше подать, как острее и интереснее показать работу умных оперов и их начальников. Как более ярко подать команду Министра! Ведь короля играет свита.

Но вернусь к сокращению. Любой государственный орган, или большинство их, живет по принципу закона Паркинсона. "Надо бодрить своих подчиненных на земле!" Чем больше таких бодрячков, тем сложнее жизнь простого опера или сотрудника. Москва отправляет 1 бумагу, а получает под 90 ответов, которые оказывается, и читать некому. И чем больше запросов, тем больше ответов! Чем больше ответов, тем больше требуется сотрудников для их обработки. А откуда взять единицы в штат? Оттуда же с земли, Там убираем пчел, здесь плодим трутней. Чем больше трутней, тем выше звание и должность! Как говорил селекционер Гладышев в повести о Чонкине (извините. Грубо, но точно.) "круговорот дерьма в природе". Но страдает то дело!!! Страдает реформа, о которой надо сказать особо. А потому все должно иметь очень рациональный и логичный характер. Каждый штык должен быть на счету! Один бездельник в Управлении разложит все управление, Один чинуша или надменный столоначальник уничтожит систему, созданную до него, объяснив "новой информационной политикой", якобы санкционированной на самом верху. Как правило "наверху" иная головная боль, и там не до разборок с рационализаторами информационных потоков, тем более, что там "наверху", назначив человека, отдают ему вожжи. Уважаемый мной Сергей Степашин и как директор ФСБ и Министр МВД и Премьер мне говорил - "Тебе поручено, ты и решай!" И каждый раз, понимая ответственность перед делом которому служил, я двадцать раз переспрашивал своих коллег "Можно? В каком объеме? Когда?" Иногда, держа в руках сенсационную информацию, буквально прикусывал язык: нельзя!!!! Таким доверием часто пользуются карьеристы и дилетанты. Получив права, они их реализуют в десятках приказов и наставлений, положений и форм отчетности, под стоны "последних воинов", оставшихся в поле. Манипулируют своими правами, создают конфликтные ситуации между ведомствами.

Стремясь утвердиться перед начальством, они все замыкают на себя, что приводит к чудовищным последствиям. И причина этих последствий в том, что основным принципом становится "Есть два мнения. Мое и неправильное!" И от этого страдает не только информационная, но и оперативная составляющая, потому, что все думы о своем, а интересы оперативной работы вторичны! Как вторичны и интересы иных ведомств, решающих не менее боевые задачи.

В 2005 году Московское управление ФСКН реализовало дело по изъятию 200 кг героина. Для остановки фуры был привлечен инспектор ДПС.

Информация стремительно улетела наверх. И Министр МВД Грызлов, без зазрения совести прервав совещание, вывалил в СМИ, прямо у своего кабинета всю информацию по этой, еще неоконченной операции. Ему можно было бы простить присвоение чужой удачи, но после его заявления обыски было проводить бесполезно. Операция по контролируемой поставке наркотиков из Афганистана была просто провалена!

Я привел этот пример еще и потому, что многое, что сегодня в рамках новой информационной политики никоим образом не способствует решению стратегической задачи по борьбе с преступностью.

В своей статье в качестве примера я приводил Владимира Маркина - представителя СК РФ. Безусловно, он профессионал умеющий дать отпор даже ОООООЧЕНЬ большому начальнику, посмевшему назвать следователей "козлами". Поверьте, это поступок! Но все чаще я замечаю, что из его комментариев получается, что Следственный комитет возбуждает уголовные дела буквально из "воздуха". Словно до этого акта - возбуждения, не было бессонных ночей ребят из полиции, ФСБ, ФСКН. Словно до
Следственного комитета никто не документировал материалы, никто не рисковал, никто не собирал материалы.

В мою бытность опером, подсчитал сколько людей принимало участие в работе по моей разработке. Оказалось более 200!!! Сотрудники десятка служб выполняли мои задания, исполняли мои запросы, помогали и, так же как и я - опер, работали на одну задачу! 200!!!! А потому при успешной реализации старался отметить своих партнеров.

Что касается информации, здесь грань еще тоньше и деликатнее.
Материал готовит человек, как правило, подчиненный из терроргана, а реализовывают его для СМИ те, кто к теме отношения не имеет. Да еще нанеся ущерб разработке, или уголовному делу! И именно этот подчиненный выслушивает потом претензии от оперов и сыщиков!

Это что за такая информационная политика?

Возможно кто-то скажет - факты! Отвечу - опыт! И по этому опыту знаю, что выдавать материал через два часа просто нельзя! А как потом следственные действия проводить? Недавно слышу в эфире: "... задержан (называются обстоятельства). В ближайшее время по месту жительства его подельников будут проведены обыска!" Чудовищный непрофессионализм! Как впрочем к такому же непрофессионализму можно отнести пресс-конференции по готовящимся операциям. Как можно объявлять, что в период с такого то числа по такое то будут проведена операция? Если бы это объявлял не сам руководитель операции, то такое предупреждение иначе как предательством интересов службы назвать нельзя. "Сидите пацаны тихо по норам! Кто не спрятался, я не виноват!"
Мы много говорим о развале уголовных дел. И обидно, что иногда сама информационная политика ведет к такому развалу, хотя ее задача напротив способствовать добыче и закреплению доказательств, созданию свидетельской базы. Насколько это возможно.

Любая реформа имеет несколько этапов. И каждый этап должен иметь свои информационные подходы и принципы. Эта реформа идет под флагом очищения. Без этой процедуры все лишается смысла. Но почему это очищения напоминает экзекуцию? Подобная "экзекуция" имела места, когда МВД возглавил выходец с Лубянки В.Федорчук. Головы отлетали пачками...

Карали и правых и виноватых. За дело и просто по подозрению! Правда тогда об этом не говорили в СМИ. После ухода Федорчука с поста более 25 тысяч (боюсь ошибиться в нулях - не 250 ли?) были восстановлены, как незаконно уволенные. Сколько унижения они тогда испытали! Но вернувшись многие доказали свою преданность делу. Такая же ситуация была после увольнения начальника ГУВД по Санкт-Петербургу В.Пониделко. Тоже был мастер показных экзекуций. И тот же процесс: ушел тысячи вернулись в строй. Самое страшное, когда полководец предает своих солдат. Не наказывая, а просто сдавая. Походя, не разбираясь, даже не успев вникнуть в суть происшедшего.

Главное стремительно!

Сколько выпито водки бандюганами после ликвидации УБОПов, сколько ее пьется после каждого увольнения "ментов"! Сегодня свалить можно любого начальника, даже очень честного и принципиального. Внедрил своих людей, организовал с их помощью пару тройку ЧП (в морду кому-то дали, оружие потеряли, зеркала в кабаке побили) и вот уже нет начальника!

Безусловно, сравнивать те ситуации и нынешнюю, сложно. Сегодня все тяжелее, но факт остается фактом столь показные репрессии не работают на авторитет. Как то слышал разговор: "Сколько этих тварей не увольняют, а они не кончаются! Какая там реформа?..." Здесь тоже информационная проблема - зачем мне, жителю Москвы, искусственно навязывают информацию, что в Петрозаводске уволен сержант ППС? Это для Петрозаводска важно! А для меня, обывателя, каждый день читающего десятки таких "сенсаций" только подтверждение того, что реформа буксует! А попросту ее нет... И самое страшное когда информационные структуры, вместо формирования гражданского доверия системе начинают работать от обратного. Чем хуже ситуация, тем лучше мы ее освещаем.

Позиция Министра Колокольцева известна всем: вор должен сидеть в тюрьме! И все общество понимает его задачу, верит ему. Но почему мы не можем выйти из этого порочного круга, когда каждый день нам на головы выливают ушаты криминальной, но малозначимой информации? А пора бы!

Или, как у М.Жванецкого, "может в консерватории что-то поменять?"

PS. Вчера у стен Кремля группа мерзавцев с Кавказа избивала сотрудников полиции. Нагло, публично. И, тем не менее, полицейские задержали их и доставили в отделение (хотя по-хорошему, учитывая цинизм - у стен Кремля!!!! - их надо было пристрелить сразу). Но парни их задержали.

Об этом мы узнали из СМИ. Реакции Управления информации никакой!!!

Господа, что молчите, когда наших бьют?

PPS. Сотрудник ФБР пристрелил во время допроса подозреваемого к причастности к Бостонскому взрывы, только за то, что тот попытался (?) на него напасть. И об этом узнал весь мир, чтобы другим не повадно было!

Найдите три отличия!

Док. 661085
Опублик.: 24.05.13
Число обращений: 0

  • Михайлов Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``