В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Холодный мир` - новый этап во взаимоотношениях России и США... Назад
`Холодный мир` - новый этап во взаимоотношениях России и США...
Джон Керри приехал в Москву, чтобы вернуться к "перезагрузке", обсудив конкретные проблемы в отношениях двух стран, считают эксперты Максим Братерский и Александр Гусев.
Госсекретарь США прибыл в Москву для переговоров с политическим руководством России. Как сообщает пресс-служба Кремля, Джон Керри проведет встречи с Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым. Планируется, что политики обсудят вопросы двустороннего сотрудничества и ключевые международные проблемы.
Джон Керри впервые прибыл в Россию в качестве главы внешнеполитического ведомства США. Между тем, его встреча с главой МИД России Сергеем Лавровым будет уже четвертой. В ходе майской встречи в центре внимания - ситуация в Сирии, ядерная программа Ирана, проблема ЕвроПРО, а также двустороннее сотрудничество. Одной из главных тем станет и подготовка ответа на послание президента США Барака Обамы российскому лидеру Владимиру Путину.
Каково значение визита Керри для российско-американских отношений, рассказал "Голосу России" доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Максим Братерский.
________________________________________
- Керри в новой должности впервые прибыл в Россию. Каково значение этого визита для двусторонних отношений?
- Я думаю, что этот визит не рядовой. Я давно не помню того, чтобы с такой помпой от Обамы Путину направляли послание. Потом пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявлял о том, что Россия готовит ответ. Потом говорилось, что приедет Керри, и он с Лавровым будет обсуждать какие-то детали, которые будут внесены в повестку дня переговоров уже Обамы и Путина в Петербурге. Они готовят что-то большое. Будем ожидать.
- Сергей Демиденко: "Керри приехал в Москву не давить, а договариваться"
- Что именно - большое? К чему столь частые контакты? Действительно, Лавров и Керри встречаются уже не первый раз. Когда пост госсекретаря занимала Хиллари Клинтон, частыми были разговоры по телефону. А здесь принципиально иная ситуация - личные контакты, встречи тет-а-тет. Это, на ваш взгляд, "перезагрузка" "перезагрузки"?
- "Перезагрузка" - сложный вопрос. Такие проблемы, как Сирия, Афганистан, они были и будут. Как известно, Россия и США соглашаются не во всем, есть разные подходы. Но это тактические вопросы. Естественно, они будут обсуждаться и так или иначе решаться. Это вопросы сегодняшнего дня.
Однако существует и принципиальная проблема российско-американских отношений. Пока мы так и не сумели в области безопасности уйти от отношений через призму сдерживания. Сдерживать уже нечего - ситуация в мире изменилась. Теперь мы в совершенно другом мире, реагируем на другие угрозы, но наши отношения по-прежнему строятся на взаимном ядерном сдерживании и поэтому являются конфликтными.
Главная задача - найти для наших отношений новую основу, сделать их взаимовыгодными, когда каждая из сторон будет получать выгоду - финансовую, экономическую, технологическую, научную, торговую или какую-то еще.
Мне кажется, что это понимание существует не только у нас. Оно сейчас принято и в Белом доме администрацией Обамы. Надеюсь, что во время этой встречи стороны будут пытаться выстроить новую, позитивную и конструктивную, повестку дня.
- Ранее говорилось о том, что обсудят и ситуацию в Сирии, и двусторонние отношения. Как вы считаете, этот визит предназначен скорее для улучшения именно российско-американских отношений или для того, чтобы в очередной раз сверить часы по международным проблемам, будь то Сирия, КНДР, Иран?
- Уровень госсекретаря США подразумевает в основном решение практических проблем. Это человек, который занимается ежедневной проблематикой международных отношений, например, Северной Кореей, Сирией. Глобальную стратегическую линию внешней политики выстраивает президент. Так делается и в США, и у нас.
Сам по себе визит госсекретаря, та проблематика, которую они будут обсуждать, я думаю, будет носить в основном практический, прикладной характер. Вместе с тем, сверхзадача - подготовить встречу президентов.
- Сообщается, что будет подготовлен некий ответ Владимира Путина Бараку Обаме. Обама в своем послании, как отметили многие СМИ, призывал не хоронить запущенную ранее "перезагрузку". Как вы считаете, каким будет ответ, если он будет?
- Поскольку письмо Обамы мы не читали, а слышали только некие комментарии по его поводу, то, естественно, ответ Владимира Владимировича на него мы знать не можем. Но заметьте, что в последнее время Обама сделал несколько шагов, которые должны снять некоторые озабоченности российской стороны.
Решено было пока отказаться от четвертого этапа развертывания ПРО, заявлено о том, что США готовы быть более гибкими в переговорах и по другим аспектам. Было заявлено, что Америка готова идти дальше в области ядерного разоружения.
Я думаю, что эта проблематика обсуждается на встречах 7 мая. Перед тем как давать некий ответ на инициативы Обамы публично, наверное, стоит обсудить их в рабочем порядке и узнать предварительную реакцию американской стороны.
- Россия и США давно обсуждают сирийский кризис. На ваш взгляд, сейчас позиции сторон как-то сблизились?
- Они менее радикально отличаются друг от друга, чем вначале. Россия более взвешенно стала относиться к разным сторонам в конфликте. Когда все начиналось, РФ в большей степени стояла на позициях поддержки правительства Сирии и совсем не признавала оппозицию. Сегодня Россия говорит о том, что оппозиция разная, и часть ее может вступить в диалог, с ней возможны какие-то конструктивные отношения.
С другой стороны, США тоже не стали раскачивать лодку, они, например, не пошли на такие шаги, как прямые поставки оружия. Это также говорит о том, что они относятся к этой проблеме взвешенно и что они видят сирийский кризис не в черно-белом цвете и понимают, что ситуация гораздо более сложна, чем "плохой диктатор и хорошие оппозиционеры".
Российско-американские отношения находятся в состоянии "холодного мира" и встречи 7 мая - шанс для каждой из сторон еще раз четко обозначить свои позиции, считает директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев.
________________________________________
- Это будет результативный визит или чисто протокольное мероприятие, призванное выразить уважение к принимающей стороне?
- И то, и другое. Конечно, будет соблюден протокол, поскольку это официальный визит госсекретаря в преддверии саммита "большой восьмерки". Он пройдет 17-18 июня в Северной Ирландии в местечке Лох-Эрн. Президентам США и России необходимо сверить часы, но не только. Встреча Барака Обамы и Владимира Путина назрела. Фактически это будет их вторая встреча. Первая прошла в рамках "большой восьмерки" в прошлом году в Лос-Кабосе. Она была достаточно прохладной, стороны не достигли того компромисса, на который все надеялись. Надеемся, что на этот раз стороны до чего-то договорятся.
- Если вернуться к визиту Джона Керри в Москву, то он проходит при обострении ситуации в Сирии, в частности, авианалеты израильских ВВС на Дамаск. Как это скажется на ходе визита?
- В рамках визита Джона Керри, конечно, будет обсуждаться ситуация в Сирии. Понятно, что Россия ни при каких обстоятельствах не откажется от своей позиции по этой проблеме. Кроме того, будут рассматриваться вопросы, связанные с ядерной программой Ирана, обстановка в Северной Корее и в целом проблемы Южно-Тихоокеанского региона, а также взаимоотношения с Китаем.
Прежде чем приехать в Москву, Джон Керри за последние два месяца совершил много поездок. Он побывал в Пекине, Сеуле, встретился в Каире с руководством Египта, побывал в Израиле, Турции. Он действительно говорил, что с опозданием приезжает в Москву, это нужно было сделать раньше. Собрав определенную информацию, он достаточно четко подготовил свои позиции на переговорах в Москве.
- Как вы в целом охарактеризуете сегодняшние российско-американские отношения?
- Это ситуация "холодного мира". Мы все время говорили о "холодной войне", и она, к сожалению, не закончилась. В период первого правления Барака Обамы была "перезагрузка" отношений, а сейчас - "холодный мир". Российско-американские отношения являются основополагающими во внешней политике и США, и России. Поэтому сторонам здесь нужно отойти от внутриполитических проблем. К сожалению, у президентов за плечами внутренние проблемы. Они - заложники той внутренней ситуации, которая сложилась сегодня в этих странах. Здесь нужно отойти от стереотипов и начинать договариваться.
- После начала второго срока президентства Барака Обамы говорили о "перезагрузке 2.0", или "перезагрузке "перезагрузки". Идет ли она сейчас?
- Мне кажется, что нет. "Перезагрузка" затормозилась, она пробуксовывает. Как сказал Владимир Путин, "перезагрузка" - это, скорее, переформатирование, мы ничего не "перезагружали", нам нечего "перезагружать". Это в какой-то степени характеризует российско-американские отношения. Нам действительно перезагружать нечего.
Если говорить о Соединенных Штатах, то они занимают достаточно жесткую позицию в отношении Сирии, Северной Кореи, ЕвроПРО. Мы все время находимся в роли догоняющих - мяч находится на поле американцев. Они нас опережают и в информационном смысле, и в общеполитическом. Поэтому нам необходимо четко заявить о своих намерениях, о своей позиции.
Мне кажется, это будет сделано 17-18 июня на саммите "большой восьмерки". Полагаю, что российское руководство четко сформулирует свою позицию. Американцы могут это принять или нет. Тем не менее, определенное движение на встречу друг другу существует. Теракт в Бостоне, например, показал, что в наших отношениях много проблем, но есть и общие позиции, например, в отношении борьбы с международным терроризмом.

Профессор Александр Гусев в прямом эфире радиовещательной компании "Голос России" http://rus.ruvr.ru/

Док. 660776
Перв. публик.: 07.05.13
Последн. ред.: 14.05.13
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Лавров Сергей Викторович
  • Песков Дмитрий Сергеевич
  • Гусев Александр Анатольевич
  • Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``