В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не лгать и не оскорблять Назад
Не лгать и не оскорблять
Сергей Черняховский
доктор политических наук
По случаю Всемирного дня свободы печати неправительственная организация "Репортёры без границ" включила Россию в 12 наиболее враждебных "свободе слова" стран мира. Что за этим стоит?

Строго говоря, любая оценка того или иного национального государства, то есть страны, имеющей границы со стороны организации, объявляющей, что она границ не имеет - всегда двусмысленно. Хотя бы потому, что их существование основано на разных принципах: функция первой - свои границы охранять и защищать, функция второй - их нарушать.

Они обречены противостоять. И если организация, границы нарушающая, станет хвалить структуру, границы защищающую - это будет значить только то, что последняя со своими задачами справляется плохо.

Тем более, если она и финансирование имеет в известном смысле по тому же принципу и вполне двусмысленное: "Репортёры без границ" получают его от Фонда Джорджа Сороса, ОБСЕ, Национального фонда демократии (т. е. Конгресса США) и т. д.

Вообще никто особо не скрывает, что "Репортёры без границ" внимательно проводят мониторинг стран, вызывающих недовольство госдепартамента США, но не включают в него союзников последних.

И с этой точки зрения, если данная организация выставляет России негативную оценку - значит, что Россия продолжает охранять свои национальные интересы.

Оценка ведётся на основе учёта трёх факторов: нападений, арестов и угроз в отношении журналистов, открытости доступа к информации, законов в сфере журналистики. То есть, если положение дел в одной в этих сферах не устраивает США, ОБСЕ и Сороса - оценка ставится плохая. Если устраивает - хорошая.

Самым объективированным можно было бы считать первый показатель - нападения на журналистов. Он имеет численное выражение. Считается, что в России их много. На самом деле этот показатель безусловно объективирован - но может оцениваться по-разному, вплоть до диаметрально противоположного.

Если в стране на журналистов не нападают - это может, конечно, означать, что в этой стране существует полная свобода слова и для журналистов гарантирована полная безопасность.

Только с не меньшей степенью вероятности это может означать, что а) в стране просто уже убили или отправили в тюрьму всех журналистов; б) в стране просто нет никакой свободы слова и никто вообще никакого своего мнения высказать не имеет возможности; в) журналисты не пишут ничего, что затрагивало бы чьи-либо значимые интересы; г) журналисты бездарны, что бы они ни писали, это ни на кого никакого впечатления не производит.

То есть, например, журналисты таковы, что просто никому не нужны и ни для кого не интересны.

С этой точки зрения, если на журналиста нападают, значит, он пишет нечто значимое, нечто смелое и пишет его достаточно талантливо. Причём ему есть где это печатать. Отсюда, если в стране много нападений на журналистов - значит, в ней есть широкие возможности публичного оглашения своего мнения, есть много талантливых людей и эти люди достаточно смелы. Отсюда, большое число нападений на журналистов - свидетельство большой меры свободы слова в стране.

С этой точкой зрения тоже можно спорить, но она не менее правомерна, чем та, которую оглашают "репортёры".

Так что их оценки можно считать высокими оценками борьбы России за свои национальные интересы и высокой свободы слова, существующей в нашей стране.

И странной является претензия с одной стороны честно и смело писать острые материалы - и считать, что те, чьи интересы ты затронул - не станут пытаться ответить тебе за это в той или иной форме. Если бы это было так, журналистика и не имела бы того общественного значения, которое она имеет. Это всё равно, что идти работать в уголовный розыск - и удивляться, что в тебя время от времени стреляют.

Или думать, что работа разведчика-нелегала огранивается приятным посещением дорогих баров за счёт твоей службы.

Но есть и иная ситуация, в которой журналисту наносят удар или не наносят удар: это когда противник его уважает или презирает.

Могут не любить и ненавидеть - но уважать за некое соблюдение правил порядочности, а могут презирать за подлость и недостойные приёмы борьбы. В частности, к человеку, который искренен в борьбе за правду, при прочих равных отнесутся по одному. К тому, кто "борьбу за правду" использует для саморекламы и ПИАР-скандалов - по-другому. Иначе - к журналисту всегда будет отношение одно, к тем, кого называют "журналюгами" - другое.

И говоря, сколько журналистов подвергается нападениям, нужно было бы разделить, где речь идёт о нападениях на журналистов и где - на "журналюг". И есть ещё один момент, сегодня актуальный и влияющий на безопасность или небезопасность журналиста: вызвал он ненависть содержанием написанного - или презрение оскорбительной формой последнего. Свобода одного протянуть руку заканчивается там, где начинается нос другого. Свобода одного высказать своё мнение заканчивается там, где начинается оскорбление другого.

В принципе, по всем нормам, в том числе и "общепризнанных" прав человека, честь и достоинство человека не менее значимы, чем какие-либо иные его права. Покушение на них - покушение на его личность.

Он имеет право их защищать. Либо его должно защитить государство, право и суд - либо он будет защищать их сам.

И журналист, имея право на поиск и оглашение общественно значимой информации - в своей деятельности ограничен тем, на что он права не имеет, как и кто-либо другой.

Первое. Он не имеет права оскорблять человека.

Второе. Он не имеет права оскорблять его ценности - то, что этот человек считает своими святынями, что для этого человека носит характер ценностно-значимый.

Третье. Он не имеет права оскорблять ценностно-смысловые начала, существующие в данном обществе и значимые для тех или иных более или менее больших групп данного общества.

Журналист не имеет права оскорблять, лгать и клеветать.

Правда, существуют люди, которые скажут, что если журналист всего этого делать не будет - он перестанет быть журналистом.

Но если есть те, кто полагает, что журналист не может не лгать, не клеветать и не оскорблять - они не должны удивляться, что на журналистов будут нападать.

Потому что, если государство и закон не станут защищать гражданина от оскорблений - они просто не оставят последнему ничего другого, как мстить за свою честь и достоинство в тех формах, в которых это было принято до возникновения права.

Док. 660683
Опублик.: 08.05.13
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``