В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Алексей Беляков: Школьные игры Назад
Алексей Беляков: Школьные игры
Недавно состоялась у меня встреча с сотрудником нашего предприятия. Леонид Васильевич обаятельный человек, с большим опытом, активной жизненной позицией и неиссякаемым чувством юмора. Каждая встреча с ним, после обсуждения служебных вопросов, неизменно переходит на воспоминания о прошлом, курьезных случаях в детстве или в молодости.

Вот и в этот раз "ударились" мы с ним в воспоминания о школьных временах и детских забавах того времени. При моем немолодом возрасте Леонид Васильевич старше меня на десяток лет, и его воспоминания захватывают пятидесятые годы прошлого века. Но очень многие воспоминания оказались близкими по содержанию. Коснулись они наших школьных и дворовых игр и забав.

Сейчас только старшее поколение помнит, что в школе нас учили "буквы ровные писать тонким перышком в тетрадь". И это не просто слова из популярной когда-то детской песенки, а реальное требование по правильному написанию букв и слов. Был предмет в школе в младших классах, который так и назывался - чистописание. Писали эти буквы в специальных тетрадях - Прописях, с образцами написания букв и слов. Требовалось писать буквы только по установленным правилам, "с нажимом", то есть утолщением линий и овалов в буквах. Выполнить такое задание было не просто потому, что руки наши были слабые и не все сразу получалось. Писали тогда не шариковой ручкой, а простой перьевой ручкой. Точеная окрашенная палочка с металлическим держателем на конце. В держатель вставлялось металлическое перо. Школьникам младших классов разрешалось использовать перо только "11" номер, который был отштампован на каждом перышке. Кончик пера был длинный и острый, что позволяло выводить тонкие линии. Перо макалось в чернильницу-непроливашку с обязательными фиолетовыми чернилами и затем в тетради выводились буквы. Когда нужно было сделать линию толще, перо прижимали, кончики пера расходились, и выписывалась более толстая линия или овал.

Все это кажется очень простым, но и здесь были свои "подводные камни". Иногда перо цеплялось за бумагу, с него слетала капля чернил, и вот на листе красуется выразительная клякса. Весь труд впустую, начинай снова. Или же из чернильницы цеплялось к перу волокно бумаги или еще что-нибудь нехорошее. А потом с чернилами размазывалось по листу.
Были писчие перья и других типов. Запрещенные к употреблению, но удобные в письме, как, например, "уточка", с маленьким пятачком на кончике. Свое лирическое отступление, посвященное школьному перышку, хочу закончить сожалением. Прогресс ушел вперед, перья только в музеях, а качество письма с тех пор значительно ухудшилось.

Так вот, в наших школьных забавах перо было вещью универсальной. Кроме прямого предназначения, перо играло роль и своеобразного платежного эквивалента. Играли "в перышки", выигрывая и проигрывая эти перья, перо служило и шилом - проколоть дырочку в бумаге, кнопкой - приколоть лист. А плохое перо сдавливали до излома в хвостовой части, в расщеп вставляли оперение из четырех плоскостей, отламывали на кончике одну половинку и..., получался предмет для метания, который сейчас носит имя игры "дартс". А тогда такие дротики можно было увидеть во всех местах, куда могло воткнуться острое перышко.

Справедливости ради надо сказать, что перышки были не так уж и безобидны. Самая простая пакость, которую иногда делали по злости, это вытереть перо с чернилами об одежду неприятеля. Чаще всего вытирали о пионерский галстук. Прикалывали одежду к партам, или даже просто кололи пером в бок, в спину, в "мягкое" место. Да, к сожалению, бывали и такие жестокие случаи в те времена.
Среди других школьных забав, самая популярная - "голуби", сделанные из тетрадного листа. С весны до осени, пока в школе открывались окна, вся тыльная сторона территории у здания школы была усыпана такими изделиями. И был там не один лист с двойкой за выполненную работу, лист из школьного дневника с категоричной записью - "Немедленно прибыть в школу с родителями", или опять же, с размашистой двойкой на три строки. Весной были популярны зеркальца, которыми пускали "зайчиков". Если не было зеркального стекла, брали кусок обыкновенного стекла, на металлической обвязке осветительной опоры обламывали края до круглой формы, и вот зеркальце готово. Только отраженный свет был слабее.

Дома, когда становилось совсем тепло, играли на улице, на влажной земле "в ножичек". Очерчивался круг, который делили поровну секторами по числу игроков. А потом по очереди разными способами бросали ножик в круг, стараясь попасть в сектор соседа. Если нож втыкался в землю и не падал, то по линии лезвия ножа игрок "прирезал" к своей территории смежную. Надо было уметь бросать нож прямо рукой, "с пальца", "с подбородка" и еще всякими способами, которые могли придумать ребятишки.

Одно время была очень популярной игра "в жесточки". На кусочек кожи с длинным мехом, желательно овчины или козы, прикручивался проволочкой для веса кусочек свинца. Мех распушался. И вот это изделие необходимо было подбрасывать внутренней стороной ступни ноги. Кто больше подбрасывал непрерывно за один заход, тот и победитель.

Еще одна игра детства - "в биточки". У каждого в кармане была "бита" и куча "железок". "Бита" представляла собой кусочек железа или свинца плоской круглой формы в виде диска. А "железки" делали из сплющенных крышек лимонадных или пивных бутылок. Реальной ценности железки не имели, но в игре это был платежный эквивалент. Ставили на кон столбиком эти железки, и по жребию кто-то первым ударял по ним своей битой. Те железки, которые после удара переворачивались, становились добычей ударявшего. Потом процедура повторялась. Играли, пока хватало железок. Были и другие игры, на деньги, но у меня хватало благоразумия в этих играх никогда не участвовать. Когда стали старше, играли и в карты, но я к ним был всегда равнодушен и до сих пор это занятие не уважаю.

Когда я уже уверенно обращался с отцовскими инструментами, периодически делал себе "вертушку". Делал толстую ручку по своей ладони. Забивал в нее с торца гвоздь и отпиливал или откусывал шляпку. Далее, в большую деревянную катушку от швейных ниток вбивал с торца два малых гвоздика, у которых тоже откусывал шляпки. Из полоски жести вырезал пропеллер, в центре делал отверстия под гвоздики. Вертушка готова. На катушку наматывается шпагат, надеваем ее на гвоздь в ручке, кладем на гвоздики пропеллер. Теперь рука повыше, резкий рывок за шпагат и пропеллер со звоном взлетает, вращаясь как винт вертолета, на десяток - второй метров в воздух. Потом на базе такой конструкции стали продавать детские игрушки - вертолетики.

И самым увлекательным делом было запускать воздушного змея. Две длинные и одна реечка вполовину короче, лист плотной бумаги, обвязанной на концах длинных реек, связанных в крестовину. Да, еще какие ни будь старые тряпки, связанные в жгут - для хвоста. Катушка толстых ниток, привязанных к поводку и можно выходить на улицу. Положительной особенностью наших улиц было то, что на них не было поперечных линий электропередач. И это обстоятельство позволяло запускать змей прямо возле дома. При устойчивых восходящих потоках змей уходил в небо после пробежки в десяток метров. И как приятно было держать в руках тугую нить, ощущая силу ветра, притягательную силу неба. Не с тех ли ощущений и появилась тяга к авиации, которая потом стала моей военной профессией, а я стал офицером морской авиации! Мой старший брат Слава, также связавший свою жизнь с авиацией, занимаясь в школьном авиационном кружке, тоже делал воздушный змей, особой конструкции - коробчатый. Многие известные авиационные конструкторы начинали свои первые шаги в воздухоплавание с обычного воздушного змея.

С тех пор прошло много лет. Многое изменилось. Одни игры остались в прошлом, другие видоизменились. Что-то было пустой тратой времени, а что-то заставляло нас мыслить, придумывать, творить, развивать глазомер, смекалку, расчетливость в действиях. Мы росли творцами, созидателями. Сейчас же в магазинах есть все. Только нет там покупателей-мальчишек, которые желают что-то творить своими руками. А жаль. И вырастает новое поколение с искривленными, от долгого сидения у компьютера, позвоночниками, испорченным зрением, неуравновешенной психикой и потребительским подходом к жизни. Не потому ли и в стране все рушится?

Док. 660627
Опублик.: 06.05.13
Число обращений: 0

  • Беляков Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``