В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проектное финансирование в России Назад
Проектное финансирование в России
9-10 апреля 2013 года состоялась Четвертая ежегодная международная конференция Worldwide Expert "Проектное финансирование и финансирование проектов в России и СНГ 2013"
С приветственным словом выступил модератор пленарной части Конференции - Председатель Совета директоров Инвестиционно-консалтинговой группы "FIRST", председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса "Деловой России" Владимир Гамза.
Марк Ричардс - член Правления Международной Ассоциации Проектного Финансирования в своем выступлении отметил, что на сегодняшний день Азия является крупнейшим рынком проектного финансирования, объем которого составляет $64 млрд. В будущем нас ожидает уменьшение роли государства, снижение государственных активов - сдвиг от государственного финансирования к институциональному финансированию, - подчеркнул Ричардс. Развитые рынки готовы работать с мощными действующими проектами уже сегодня, развивающиеся рынки нуждаются, прежде всего, в "зеленых проектах" (GreenfieldProject). Потребности рынка инфраструктуры к 2030 году составят $50 триллионов. Также докладчик рассказал об ассоциации IPFA и пригласил желающих присоединиться к ней для дальнейшего совместного совершенствования механизмов проектного финансирования.
Бруно Балванера - глава по региональному развитию ЕБРР в своем выступлении отметил, что ЕБРР выступает в роли катализатора инвестирования при помощи проектного финансирования. В России ЕБРР работает со всеми регионами и имеет 7 региональных офисов в федеральных округах. 79% финансирования приходится на проекты вне Москвы и Санкт-Петербурга. С 1991 года банком было инвестировано в Россию 22,9 млрд. евро. После кризисов ЕБРР наращивает объем финансирования, чтобы компенсировать зазор между спросом на финансирование и предложением в РФ. Таким образом, ЕБРР является крупнейшим международным иностранным инвестором в России, - подчеркнул Балванера. Ключевыми направлениями в стратегии ЕБРР в России является поддержка несырьевого сектора, модернизации и инноваций, регионального развития, развития инфраструктуры. На декабрь 2012 года 85% инвестиций приходилось на частный сектор: 41% - на реальный сектор и сектор услуг, 27% на финансовый сектор, 15% на энергетический сектор и 17% на инфраструктурный сектор, - отметил Балванера. Крупнейшими проектами в России являются: Пулково - 1,2 млрд. евро, Западный скоростной диаметр - 200 млн. евро, Росводоканал - 162 млн. евро, Санкт-Петербургский водоканал - 148,3 млн. евро, Горводоканал Псков - 10 млн. евро, РусГидро - 4,5 млрд. рублей, РАО ЭС ВОСТОКА - 4 млрд. рублей, - отметил Балванера.
В своем выступлении Леонид Дробот - менеджер управления международных финансовых организаций и региональных институтов развития Внешэкономбанка рассказал об участии Внешэкономбанка в реализации проектов совместно с международными финансовыми организациями (МФО). Дробот отметил, что ожидаемый совокупный объем поддержки российской экономики в 2015 году составит примерно 1,9 трлн. рублей, или 2,4% ВВП, объем финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства составит 150 млрд. рублей. Для МФО приоритетными отраслевыми направлениями являются: энергоэффективность, МСП, фармацевтическая промышленность, защита окружающей среды, транспорт и логистика, развитие инфраструктурных проектов. Сотрудничество с МФО Внешэкономбанку позволяет не только привлекать ресурсы на среднесрочной и долгосрочной основе, но также перенимать международный опыт экспертизы проектов. ВЭБу удалось привлечь кредитные ресурсы таких МФО, как: IBRD - 500 млн. долл., KfW - 110 млн. долл., EIB - 200 млн. евро. Дробот отметил основные критерии оценки инвестиционных проектов: проект должен соответствовать основным направлениям и отраслевым приоритетам МФО, документы должны соответствовать установленным требованиям Банка и МФО, проект должен нести положительный эффект для экономики и общества, реализация проекта не должна приводить к конкуренции с коммерческими банками, проект должен соответствовать критериям макроэкономической и бюджетной эффективности, объем инвестиционного бюджета - от $30 млн., период окупаемости проекта не может быть менее 5 лет, обязательно должно быть обеспечение, опыт менеджмента должен соответствовать целям и задачам проекта, проект должен соответствовать требованиям охраны окружающей среды, срок погашения составляет от 3 до 22 лет, процентная ставка - плавающая или фиксированная, ниже или соответствующая рыночному уровню, льготный период по погашению кредита - до 5 лет, - подчеркнул Дробот.
В своем выступлении Хироши Ивао - глава Московсого офиса Japan bank for interaional cooperation рассказал о спорных моментах российского законодательства в сфере ГЧП. Ивао отметил следующие противоречия: Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (ФЗ) действует наряду с региональными законами о ГЧП; из-за того, что федеральное законодательство иногда противоречит региональному, возникает юридическая неопределенность; в рамках ФЗ концессионер не вправе распоряжаться активами, вследствие чего возможен только один тип концессионного соглашения: строительство - передача - управление; в рамках ФЗ не допускается передача в залог кредитору объекта концессионного соглашения и проектных средств; в рамках ФЗ действуют ограничения по использованию платежа за эксплуатационную готовность и заключению прямых договоров; наличие валютного риска, слабое развитие инструментов хеджирования; форма договора строительного подряда несет в себе риск пересмотра фиксированной цены. Для успешного развития ГЧП прежде всего необходима правительственная инициатива, причем правительство должно быть хорошо осведомлено о работе механизма ГЧП, необходима адекватная правовая база, подчеркнул Ивао.
В завершение данной секции модератором конференции перед участниками был поставлен вопрос: "Какие проблемы, по вашему мнению, являются наиболее актуальными в сфере проектного финансирования в России?"
Хироши Ивао ответил, что проектное финансирование в России только развивается, поэтому, конечно же, есть трудности с правовой базой.
Правовые вопросы очень важны для инвесторов, ведь это отношения инвестора с государством. Если не разрешить данные вопросы, то проектным финансированием будут заниматься государственные учреждения, а не коммерческие банки, - подчеркнул Марк Ричардс.
Поддержал своих коллег и Бруно Балванера. Правовая часть не ясна, необходим нормальный закон о ГЧП. На данный момент происходит смена трендов финансирования, смена участников процесса финансирования, цена финансирования увеличилась по сравнению с докризисным периодом. В России инвестиционные проекты иногда получаются дороже иностранных аналогов в 10 раз, - отметил Балванера.
Леонид Дробот заметил, что для того чтобы проект был успешен, необходима внутренняя мотивация.
Конференция продолжилась с выступления Ирины Блохиной - Управляющего директора "InfraONE". Она рассказала о инфраструктурном рынке. Ключевая сфера применения проектного финансирования - рынок инфраструктуры. Бизнесу необходимо занимать новые ниши, поэтому стали появляться проекты в сфере инфраструктуры, причем потребность рынка несоразмерно больше, чем текущее предложение. Так, по оценке InfraONE, WorldBank, UK Partnership, Business Monitor International и Renaissance Capital, ежегодный объем потребности в освоении и модернизации объектов инфраструктуры в 2013 году составит 60 млрд. долл., причем 60% потребности не будет удовлетворено, а к 2020 году вырастет до 140 млрд. долл. Наиболее перспективными сферами инфраструктурного рынка к 2020 году станут: строительство платных путепроводов - 10 млрд. долл., строительство ж/д линий - 80 млрд. долл., создание легкорельсового транспорта - 12 млрд. долл., строительство автодорог - 378 млрд. долл., строительство мостов, тоннелей и путепроводов - 81 млрд. долл., модернизация / строительство аэропортов - 40 млрд. долл., строительство транспортных хабов, транспортно-логистических узлов (вкл. реконструкцию ж/д вокзалов) - 70 млрд. долл., развитие портовой инфраструктуры - 33 млрд. долл., строительство и реконструкция тепло- и электросетей - 30 млрд. долл., сервисная инфраструктура для государственных учреждений - 100 млрд. долл., реконструкция и создание объектов водно-коммунального хозяйства - 21 млрд долл., создание объектов высокотехнологичной медицины - 70 млрд. долл., строительство региональных многопрофильных больниц и диспансеров - 33 млрд. долл., строительство спортивно-оздоровительных, спортивных комплексов - 38 млрд. долл., развитие инфраструктуры объектов образования / науки (кластерный подход) - 56 млрд. долл., развитие инфраструктуры к частным месторождениям / промысловых районов / предприятиям - 78 млрд. долл., реконструкция существующей инфраструктуры крупных промышленных предприятий и месторождений - 34 млрд. долл. К политической воле власти необходимо привлекать здравый смысл финансовых организаций. Привлечение коммерческого банка в проект уже несет в себе здравый смысл. Его привлечение заставит еще несколько раз подумать, как будет реализовываться проект, и кто будет возвращать займы, - подчеркнула Ирина Блохина.
Владимир Гамза отметил, что если мы не построим современную эффективную инфраструктуру, то экономика рухнет под тяжестью накладных расходов по содержанию устаревшей инфраструктуры. Сегодня наша инфраструктура создает очень большую нагрузку на экономику из-за своей неэффективности. Самая минимальная инфраструктурная нагрузка там, где работает самая эффективная экономика, - подчеркнул Гамза. Можно застроить всю Россию портами, дорогами, аэропортами (национальные валютные ресурсы достаточны), но вопрос об эффективности все равно останется. Сначала необходим тщательный анализ, что даст создание того или иного крупного элемента инфраструктуры, а лишь затем принятие политического решения, а не наоборот, -подчеркнул Гамза.
Участникам конференции вновь был задан вопрос о наиболее важных проблемах развития проектного финансирования в России.
Ирина Блохина отметила, что наиболее важными проблемами являются классические: куда вкладывать инвестиции и из каких источников финансировать. Из особенностей крупных проектов можно выделить проблемы сложного структурирования проекта и сложной контрактной матрицы.
Павел Ананьенко - директор казначейства компании "СИБУР" отметил, что проектному финансированию в России мешает так много проблем, что сложно назвать их все. Основная проблема, по его мнению, заключается в контрактной обвязке проекта. В России сложно создать такую контрактную обертку, которая устраивала бы всех участников проекта. В России отсутствует возможность структурировать сложные контракты, - подчеркнул Ананьенко.
Ряд проблем проектного финансирования в России выделила Анна Семенова - директор казначейства компании "РУСВИНИЛ". Для хорошего проектного финансирования необходимо грамотно составить проект. Подрядчики не берут на себя обязательства по успешному завершению проекта, кроме того существует конфликт инжиниринга и подрядчика, отметила Анна.
Владимир Гамза отметил, что большинство средних компаний экономят на всем, не используются доступные ресурсы консалтинговых компаний, из-за этого проекты получаются недостаточно просчитанными и проваливаются.
Павел Самиев - заместитель генерального директора агентства "Эксперт РА" рассказал об особенностях деятельности проектных компаний и о состоянии рынка банковского инвестиционного кредитования. На начало 2013 года банковский норматив Н1 вернулся к значениям середины 2012 года. Уровень кэптивности в 2012 году снизился (с 46% до 43% капитала за счет опережающего роста розницы) вслед за снижением концентрации крупных кредитных рисков, однако в 2013 году снижения не будет (причины - замедление розницы и введение Базеля III). Розничный бизнес остается драйвером банковского рынка второй год подряд. Доля пролонгированных кредитов выходит на докризисный уровень. Значения норматива Н4 также возвращаются к докризисному уровню. Далее Самиев рассказал об основных изменениях в регулировании, касающихся проектных компаний: ссуды, предоставленные заемщику, не осуществляющему реальной деятельности (либо осуществляющему ее в незначительных объемах), классифицируются не выше III категории качества; увеличиваются резервы по ссудам, по которым отсутствуют платежи по основному долгу и/или процентам (более 2 лет - не менее 10%; более 3 лет - не менее 25%; более 4 лет - не менее 50%); применяется повышающий коэффициент (ПК=1,5) в случае финансирования юридического лица по договору долевого участия в строительстве и на покупку недвижимости. Наличие кредитного рейтинга заемщика/эмитента/поручителя от "Эксперт РА" на уровне "А" и выше позволяет не применять данные требования, - подчеркнул Павел. Методика "Эксперт РА" учитывает специфику деятельности проектной компании, в результате наличие отдельных рисков не закрывает возможность получить рейтинг "А" и выше. К таким рискам относятся: начальная стадия реализации проекта, убыточность, отрицательный размер капитала, высокая долговая нагрузка, реализация проекта за пределами РФ.
Екатерина Морозова - руководитель проекта Дирекции ГЧП Внешэкономбанка выделила ряд проблем правового регулирования ГЧП: отсутствие единой терминологии; наличие риска оспаривания предоставления земельных участков в рамках конкурса на заключение соглашения о ГЧП; проблемы с принятием региональных законов (зона ответственности муниципалитетов размыта); риск оспаривания результатов конкурса на создание нескольких объектов в рамках одного конкурса; гарантии соблюдений 3-ей стороной обязательств сверх 3-летнего бюджета, отражение арендных платежей; оспаривание в связи с применением 94-ФЗ; концессия как скрытая приватизация. Данные проблемы должен частично разрешить законопроект "Об основах ГЧП в Российской Федерации", который был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 13 марта 2013 года, - отметила Екатерина Морозова.
Ирина Никонова - заместитель директора департамента стратегического анализа ВНЕШЭКОНОМБАНКа в ответ на выступление Самиева отметила, что если посмотреть капитализацию всей нашей банковской системы, то она примерно сопоставима с капитализацией одного международного крупного банка. Поэтому вопрос капитала российских банков, его качества и структуры, является очень важным вопросом. Другим важным вопросом является увеличение уставного капитала региональных банков, так как уставный капитал сейчас является основным источником обеспечения кредитных ресурсов. Не менее важной проблемой является отсутствие инвестиционных денег в банковской системе. При высокой достаточности капитала, структура и размер капитала в российских банках еще недостаточны для широкого инвестирования. Развитие законодательства о проектном финансировании до сих пор стоит на месте, - подчеркнула Ирина. Страховые вопросы и инструменты хеджирования не развиваются, глубокой является проблема развития финансовых рынков. Одним из важнейших элементов проектного финансирования является бизнес-план. При этом, в России 99,9% бизнес-планов не выполняется, для контроля за выполнением плана должна быть организована развернутая система мониторинга, - отметила Никонова. В результате проведенного опроса из 215 компаний только одна ответила, что использует развернутую систему мониторинга. Поэтому говорить о рисках проектного финансирования без внедрения системы мониторинга просто невозможно.
Владимир Гамза в заключение пленарной части конференции отметил, что проектное финансирование в России существует сегодня не благодаря, а вопреки нашей правовой системе. Нет необходимого инструментария для защиты прав инвестора. В России законы не всегда являются основой для развития рынков, но отсутствие важнейших законов точно является причиной недоразвитости наших рынков, прежде всего, финансового как наиболее чувствительного к вопросам правового регулирования.

Док. 660565
Перв. публик.: 29.04.13
Последн. ред.: 30.04.13
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``