Уровень присутствия и влияния России в АТР во втором десятилетии XXI века минимален как в политической, так и особенно - в экономической и военной областях, что объясняется прежде всего слабым уровнем развития ее восточных регионов и сокращением военной мощи на Дальнем Востоке, а также неразвитостью транспортной инфраструктуры. На эти слабые места и была нацелена принятая Правительством РФ в марте 2013 года программа развития восточных регионов, в которую вошли две ФЦП `"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и "Развитие Курильских островов" - и 12 отраслевых подпрограмм, включающих 23 комплексных инвестпроекта, направленных на модернизацию Транссиба, строительство второй линии БАМа и создание ряда энергообъектов. Из 10,6 трлн 3,8 трлн руб. составит госфинансирование, остальное - заемные средства и частные инвестиции. Как и поручал Игорь Шувалов, 88% расходов бюджета предполагается направить на инфраструктуру: 49% - на транспортную, 19% - на энергетическую, 13% - на социальную и 7% - на коммунальную.