Деньги на первенца: кому достанется новое пособие после рождения ребенка
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Андрианов: Оффшорные зоны в мировой экономике
Владимир Андрианов: Оффшорные зоны в мировой экономике
Получившие широкое распространение в мировом хозяйстве идеи зон свободной торговли, экспортно-производственных зон и научно-промышленных парков сегодня дополняются теорией и практикой создания и развития оффшорных центов.
Мировой оффшорный бизнес играет все возрастающую роль в движении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслуживании внешнеэкономических связей между всеми странами мира.

В русский язык термин "оффшорный", "оффшор" пришел из английского языка, где "off-shore" буквально означает "вне берега", "в открытом море", "изолированный".
В современной экономической литературе этим термином обозначают одну из разновидностей специальных экономических зон, специфическую форму организации коммерческой деятельности.

В самом общем виде под оффшорными центрами понимаются страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения.
Компании, зарегистрированные в оффшорных центрах, находятся под юрисдикцией страны пребывания и обязаны строго соблюдать местное законодательство.
По совокупному набору различных льгот оффшорные центры отличаются друг от друга, но в целом налоговые условия в таких центрах намного льготнее, чем в большинстве стран мира.

Идея оффшорного бизнеса родилась еще в конце XIX века и опиралась на судебные прецеденты британского суда по вопросам налогообложения иностранных резидентов. Первоначально этот вид бизнеса был связан с использованием "гавани удобного флота", а затем распространился на сферу финансов и предоставление различного рода услуг.

Первым историческим прецедентом "налогового убежища" в Европе был г. Кампионе на границе между Швейцарией и Италией, спонтанно ставший таковым после отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населенным пунктом.
Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаны и осуществлены британскими юристами, банкирами, страховщиками и судовладельцами.
Поэтому первоначально "налоговые гавани" создавались в Великобритании и в бывших ее колониальных владениях.

К наиболее "старым" оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси, Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама.

Именно эти страны и территории в течение достаточно длительного времени не только обслуживали интересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть всех мировых оффшорных операций.

В послевоенный период количество оффшорных центров в мире исчислялось единицами. Однако, в начале 70-х годов начался своеобразный бум в создании оффшорных центров.

По состоянию на середину 90-х годов прошлого столетия во всем мире существовало около 65 оффшорных центров, которые довольно неравномерно распределены по континентам и странам.
В частности, В Южной Америке было зарегистрировано 19 центров, В Европе - 17, в Азии - 12, В Океании - 7, в Северной Америке - 5, в Африке - 4, в Австралии - 1 центр.

Около 70% всех оффшорных центров созданы в развивающихся странах и территориях, остальные - в промышленно развитых государствах.
За редким исключением оффшорные центры располагаются на территориях, островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма стремительными темпами. По существующим оценкам, в середине 90-х годов до половины всего объема мировых валютных операций проходит через оффшорные центры.
Весьма наглядно о роли оффшорного бизнеса в мировой валютно-финансовой системе и в движении капитала свидетельствуют данные специального исследования, поведенного экспертами Международного валютного фонда (МВФ).
В подготовленном МВФ докладе анализировались масштабы и динамика зарубежных банковских депозитов в семи наиболее крупных оффшорных центрах:
-    Багамские Острова;
-    Гонконг;
-    Бахрейн;
-    Панама;
-    Сингапур;
-    Каймановы острова;
-    Нидерландские Антильские острова.

В результате исследования оказалось, что объемы накопленных зарубежных банковских депозитов по своим размерам значительно превышали основные макроэкономические показатели стран пребывания, и существенно превышали финансовые потребности банковского обслуживания национальной экономики.
Совокупные зарубежные банковские депозиты всех семи оффшорных центров составили в 1975 г. - 21,7% от таких депозитов всех развитых стран мира, в 1980 г. - 27,6%, в 1985 г. - 28,1% и в 1990 г. - 27,1%, в 1995г. - 28,3%.
О масштабах оффшорного бизнеса свидетельствуют и данные о количестве оффшорных компаний, зарегистрированных в этих центрах. Так в начале 90-х годов было зарегистрировано оффшорных компаний:
-    в Панаме около 120 тыс.;
-    на острове Мэн - 40 тыс.;
-    в Гибралтаре - 25 тыс.;
-    в Ирландии - 22 тыс.;
-    на Багамах - 21 тыс.;
-    на островах Гернси и Джерси - по 20 тыс.;
-    на Каймановых островах - 18 тыс.;
-    на Кипре - 13 тыс.

По оценкам экспертов МВФ в отдельных странах доходы от оффшорного бизенса достигают от 30 до 40% валового внутреннего продукта.
В настоящее время среди европейских государств оффшорные операции наиболее динамично развиваются и вносят значительный вклад в развитие национальной экономики на Кипре.

Этот вид экономический деятельности возник здесь после 1974 г., когда стране угрожала экономическая разруха, и для выхода из кризиса киприоты стали искать возможности достижения экономического успеха за пределами острова, пытаясь внедриться на внешний рынок.

За короткое время Кипр приобрел статус признанного центра деловой активности в восточном Средиземноморье и вошел в первую десятку стран, специализирующихся на оффшорном бизнесе.

Для представителей иностранных деловых кругов привлекательными являются выгодное географическое положение Кипра, современная система связи, отлаженное банковское дело, отсутствие ограничений на вывоз капитала, льготное налогообложение.
Кроме того, один из главных стимулов - незначительный налог на прибыль (4,25%). Никакими другими видами налогов кипрские оффшорные компании не облагаются.
Также освобождена от налога прибыль от продажи акций оффшорных компаний и прибыль от реализации ими недвижимости за пределами Кипра, исключая случаи, когда фирма не специализируется на торговле недвижимостью.

Согласно данным Центрального банка Кипра, в стране ежегодно регистрировалось более тысячи оффшорных компаний, а всего в республике в середине 90-х годов прошлого столетия действовало около 12 тыс. таких компаний.
Общий доход от них, поступивший в государственный бюджет Кипра, составил примерно 200 млн. долл. Местные власти добиваются того, чтобы оффшорные компании проявляли активность.

В случае, если аудиторская ревизия дает отрицательный отчет о фирме как о бездействующей, ей грозит закрытие.

Одновременно правительство внимательно следит за тем, чтобы деятельность иностранных фирм не затрагивала интересы местного капитала.
Сферы деятельности оффшорных компаний весьма разнообразны. Наибольшее число специализируется на торговле и маркетинге, обслуживании судов, инжиниринге и консалтинге, издательском и банковском деле, менеджменте и страховании.
В последние годы заметно возросло количество компаний, занимающихся судоходством и обслуживанием судов.

Система налогообложения в области судоходства на Кипре для бизнесменов выгоднее, чем в Панаме и Либерии, особенно для новых судов.
Правительство предлагает скидку при регистрации судов возрастом до 10 лет. В 1995 г. под кипрским флагом плавало более 2 тыс. судов, и тенденция к росту их числа продолжается.

В настоящее время Кипр занимает 7-е место в мире по суммарному тоннажу флота, а ежегодная прибыль от индустрии судоходства составляет около 50 млн. долл.
Современные морские порты в Лимасоле и Ларнаке позволяют ежегодно обслуживать около 5 тыс. судов с 25 морских линий, проходящих через Кипр.
Развитию оффшорного бизнеса способствует современная банковская система. В стране функционируют 7 коммерческих банков с 300 отделениями и 20 оффшорных банков, входящих в международную межбанковскую систему SWIFT.

В 90-е годы прошлого столетия прибыль в банковском секторе увеличивалась ежегодно примерно на 20%, что объясняется притоком капиталов извне, в том числе из арабских государств Персидского залива.

Крупнейшие держатели капиталов в Кувейте, ОАЭ, других странах Ближнего и Среднего Востока, стремясь обезопасить себя, направляли свои вклады в стабильно работающие банки Кипра, способствуя его постепенному превращению в "ближневосточную банковскую Швейцарию".

Общие активы кипрских банков в середине 90-х годов прошлого столетия достигали примерно 10 млрд. долл.

По сообщениям Центрального банка Кипра, в последние годы число оффшорных компаний растет в значительной степени благодаря оживлению деловой активности в восточноевропейских государствах и странах бывшего СССР.
Так, в 1990 г. на острове было зарегистрировано всего 10 фирм из республик бывшего СССР, в 1992 г. - 100, в 1993 г. около 150, в 1994 г. - свыше 800, в 1995 г. - более 1000.

Увеличению числа российских фирм способствует подписанный между Кипром и РФ договор о налоговом сборе, в соответствии с которым прибыль облагается налогом только в одной из двух стран, в зависимости от места ее получения.
Крупные денежные средства переведены на Кипр также из бывшей Югославии.
Постепенно страны Европы начинают уступать лидерство по масштабам и динамике оффшорных операциий. Европа утрачивает статус законодательницы мод в оффшорном бизнесе.

С середины 80-х годов наблюдается оффшорный бум в прибрежных и островных странах Карибского моря, где в настоящее время насчитывается около 20 оффшорных центров.
Активизировались оффшорные операции в Гонконге, Сингапуре. Созданы оффшорные центры в Малайзии (остров Лабуан), в Океании (Западное Самоа, Науру, Вануату, Маршалловы острова и др.).

Начался процесс создания оффшорных зон в бывших социалистических странах и государствах бывшего Советского Союза. В частности, в начале 1994 г. о регистрации оффшорного центра объявила Венгрия.

Активное включение России в международный оффшорный бизнес началось в начале 90-х годов. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон.

В начале 90-х годов, по оценкам специалистов, Россия лидировала среди других стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний.
Начиная с 1992 г. ежегодно за границей регистрировалось от 2 до 3 тыс. российских оффшорных компаний.

Большинство российских предпринимателей предпочили создавать оффшорные фирмы в европейских странах и прежде всего на острове Мэн (Великобритания), Кипре, Гибралтаре, в Ирландии, Швейцарии и Лихтенштейне, где по различным оценкам зарегистрировано от 12 до 15 тыс. российских компаний.

В России к оффшорным центрам с определенными оговорками можно отнести Республику Калмыкия и Зону экономического благоприятствования "Ингушетия".
Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для внешних инвесторов был введен в 1994 г. Первоначально республика в четыре раза снизила для нерезидентов региональную ставку налога на прибыль (с 20 до 5%). Уже только это нововведение привлекло в регион многие компании, оперирующие в деловых центрах России.
Принятый в 1995 г. Народным хуралом Калмыкии закон "О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков" составлен в классических традициях оффшорных зон. Однако одними только льготами по налогу на прибыль Калмыкия не ограничилась.

Оффшор позволяет компаниям и особенно акционерным обществам с большим количеством акций достичь двух казалось бы противоположных целей: с одной стороны, открыто объявлять о максимальном размере полученной прибыли (для поддержания курса акций), а с другой - платить минимальный налог.

Согласно новому Закону компании, предприятия и организации, не использующие сырьевые и природные ресурсы Республики Калмыкия, освобождаются от уплаты: налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики и местные бюджеты; сбора на нужды образовательных учреждений; налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налога на владельцев транспортных средств; налога на приобретение транспортных средств.

Кроме того, органы исполнительной власти в районе имеют право принять решение об освобождении организаций, пользующихся налоговыми льготами в соответствии с Законом, от уплаты местных налогов и сборов.

Компании, желающие получить право на льготы, должны платить ежегодный регистрационный сбор в размере 500 минимальных зарплат.

Причем взносы вносятся равными долями ежеквартально, исходя из размера минимальной зарплаты на день уплаты. Таким образом, налоговые льготы в оффшоре Республики Калмыкия стоят около 800 долл. в квартал.
Калмыкия решила также снять запрет на использование оффшорными компаниями финансовых ресурсов республики. Вместе с тем, обязательным условием является иметь в составе директоров оффшорной компании хотя бы одного постоянного жителя Калмыкии или одну калмыцкую компанию.

Зона экономического благоприятствования "Ингушетия" (ЗЭБ) образована на основе Постановления правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 740, которым утверждено соответствующее Положение. В соответствии с этими нормативными актами:
- Правительству Ингушетии предоставляется бюджетная ссуда в размере налогов, которые уплачиваются предприятиями, зарегистрированными на территории ЗЭБ, что позволяет обойтись без взимания налогов, поступающих в бюджет Ингушской Республики;
- Правительство Ингушской Республики определяет порядок регистрации предприятий на территории ЗЭБ, образует фонд развития ЗЭБ и определяет уполномоченные банки ЗЭБ, которым "принадлежит исключительное право на осуществление расчетно-кассового обслуживания предприятий, входящих в зону экономического благоприятствования "Ингушетия".

Правительство Ингушетии постаралось в полной мере использовать предоставленные возможности.

Если сравнить ставки налогов и других обязательных платежей, установленные "Положением о системе налогообложения предприятий, зарегистрированных на правах вхождения в ЗЭБ "Ингушетия" (Постановление Правительства Ингушетии N 153 от 19 августа 1994 г.), то нетрудно заметить, что предприятия, функционирующие в рамках зоны, полностью освобождаются от уплаты большинства налогов, перечисляемых в бюджет Республики Ингушетия, а также в республиканские внебюджетные фонды.
При этом круг имеющих льготы предприятий, в отличие от оффшорных зон, не ограничивается нерезидентами.

Примечательно, что в ходе создания зон экономического благоприятствования в России (впервые с 1863 г.) возродился институт откупщиков - агентов государства по сбору налогов и других обязательных платежей.

В нормативных документах указаны три юридических лица, либо непосредственно являющихся такими агентами, любо косвенно способствующих сбору налогов. Одним из таких агентов является Финансовая корпорация "БИН".

Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации предоставляет бюджетную ссуду Финансовой корпорации "БИН", являющейся официальным агентом Правительства Республики Ингушетия в размерах средств, поступивших в уплату таможенных пошлин, НДС и акцизов в доход федерального бюджета от Государственного таможенного комитета РФ.

Таким образом, значительная часть бюджета Ингушетии фактически передается финансовой корпорации "БИН" в доверительное управление.
Такая схема, без сомнения, экономически эффективна, так как позволяет пополнить бюджет посредством размещения под проценты временно свободных бюджетных средств, но весьма уязвима с политической точки зрения, поскольку таким образом может быть поставлено под вопрос дальнейшее существование ЗЭБ.

Исходя из вышеизложенного, расчет на многолетнее существование ЗЭБ представляется рискованным, что делает ее малопривлекательной для долгосрочных инвестиций в производство. Иначе говоря, наибольший интерес к Ингушетии может возникнуть в основном в отраслях с быстрой оборачиваемостью финансовых ресурсов, минимальными долгосрочными инвестициями, т.е. прежде всего в торговле.
В след за Ингушетией аналогичный статус оффорного центра на период 1996-2000гг. был предоставлен Кабардино-Балкарии.

Пока этот регион нельзя назвать оффшорной зоной в классическом понимании, тем не менее, предприятия, зарегистрированные на её территории, получили более льготный режим налогообложения по сравнению с остальными российскими предприятиями.
В последние годы в мировой практике появился термин оффшорное программирование. Только в 2000 г. компании, размещенные в специальных технопарках на территории Индии, экспортировали услуг в области высоких технологий более чем на 6 млрд. долл.

Одно из достоинств оффщорного программирования заключается в том, что появляются дополнительные рабочие места для высококвалифицированных специалистов, которые не заинтересованы в эмиграции.

За счет экспорта высокотехнологичных услуг и предоставления аутсортинговых сервисов такие формы организации бизнеса оказываются весьма эффективными.
Статья написана в 1998 г.

Док. 660249
Перв. публик.: 15.04.13
Последн. ред.: 30.04.13
Число обращений: 0

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``