В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад: Новации налоговой политики Назад
Доклад: Новации налоговой политики
Конец 2012 г. ознаменовался очередной дискуссией о том, какая налоговая система нужна России. Инициатором обсуждения выступил глава правительства.
Главный вопрос: сохранять НДС или заменить его налогом с продаж.
Принято решение принципиально налоговую систему не менять, по крайней мере, до 2016 года.
Стабильность налоговой системы тоже является важным фактором экономического развития.
Конечно, это не означает, что в налоговой сфере нет проблем и все благополучно.
Все еще велика доля теневой экономики, особенно в сфере малого бизнеса. Значительны объемы злоупотреблений и прямого мошенничества с налогами. Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и создает неравные конкурентные условия.
В этих условиях правительство ставит приоритетные задачи: добиваться нового экономического поведения, основанного на цивилизованных нормах, формировать культуру уплаты налогов.
При этом четко артикулируется тезис, что не следует чураться тех мер, которые давно и эффективно применяются в других государствах.
Борьба с негативными явлениями потребует определенного ужесточения не только налогового администрирования, но и по другим направлениям, включая:
- борьбу с коррупцией;
- банковский и страховой надзор;
- борьбу с отмыванием средств, полученных преступным путем.
Объем потерь бюджетной системы в результате откатов, неуплаты налогов, неправомерного возмещения НДС, отмывания преступных доходов по оценкам ЦБ составляет около $50 млрд в год. Это - прямая угроза государству.
И государство начинает масштабную кампанию, способную - в случае успеха - существенно изменить деловую среду. Общество должно быть заинтересовано в ее положительном результате.
Первым шагом в этом направлении является "антиотмывочный закон", который содержит и ряд новаций по налоговому администрированию.
В отношении налоговой политики.
Второй год в России действуют новые правила в части консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и трансфертного ценообразования.
Пока рано подводить итоги, но уже очевидно, что институт консолидации оказался востребованным. В первый же год было создано 11 таких групп, в этом году их стало уже 14. Крупные компании оценили многочисленные преимущества определения налогового обязательства в целом по группе и возможности значительно сузить проблематику трансфертного ценообразования. Для бюджетной системы позитив от консолидации проявляется в более справедливом распределении налоговых поступлений между регионами.
Несмотря на то, что новые правила трансфертного ценообразования уже введены в действие, налоговых проверок в части их соблюдения в 2012 году еще не было. В августе прошлого года утверждена форма, по которой налогоплательщики в электронном виде уведомляют налоговые органы о контролируемых сделках.
Минфин согласился с озабоченностью бизнеса, что подготовка программного продукта для "загрузки" массива данных в базу ФНС может потребовать дополнительных времени и финансовых ресурсов. Для мягкой адаптации к новым требованиям предполагается продлить срок, в течение которого налогоплательщик направляет уведомление о контролируемых сделках. В 2013 году это можно будешь сделать не до 20 мая, а до 1 декабря. Соответственно, на такой же срок должны быть продлены полномочия ФНС по проведению налогового контроля по сделкам, совершённым в 2012 году.
Такие поправки ожидаются в марте этого года.
Одновременно будут уточнены правила по "старым" кредитам (займам), предоставленным зависимым лицам до 1 января 2012 года. По ним не будут доначисляться налоги из-за нерыночности условий.
Основные направления налоговой политики правительство планирует рассмотреть в мае. Пока документ еще не готов, но уже можно говорить о предложениях, с которыми выйдет Минфин. Выделю главные.
1. Для Забайкалья и Дальнего Востока фактически предлагается специальный налоговый режим, во многом аналогичный используемым в особых экономических зонах. Льготный режим должен поддержать новые значимые проекты. Главные требования:
1) гринфилд, то есть совершенно новый проект "в чистом поле". Под новый режим не подпадают реконструкция и модернизация действующих производств;
2) солидный объем капиталовложений (150 млн. руб. в первые 3 года или 500 млн. руб. в первые 5 лет).
Предусматривается квазирезидентство и специальная регистрация для участников проектов и определенная ответственность регионов за отбор проектов и их сопровождение (в том числе по предоставлению налоговых льгот).
Предусмотрены и ограничения. В частности, под льготный режим не подпадают банки и страховые организации, добыча и переработка углеводородов, производство табачной продукции и алкоголя.
Для участников таких проектов предусмотрено освобождение от региональных и местных налогов, нулевая ставка налога на прибыль в течение первых 5 лет после получения первой прибыли и 10-процентная ставка в течение последующих 5 лет.
Такой режим рассчитан на 2014 - 2028 годы для для проектов с инвестициями более 500 млн. И на 2014 - 2026 годы для менее масштабных проектов (подробнее - сайт Минфина).
Вопрос в том, как это сработает. Сколько будет новых проектов? Соответственно, будет ли эксперимент расширяться или тиражироваться?
2. Налогообложение недвижимости физических лиц.
Завершается многолетний процесс технической подготовки к введению нового налога на имущество физических лиц, который для граждан заменит и налог на имущество, и земельный налог.
Росреестр подготовил кадастры объектов недвижимости по всем субъектам РФ.
Проведена массовая оценка объектов, позволяющая приблизиться к рыночной стоимости каждого такого объекта. Важно качество такой оценки и механизмы апелляции в случае несогласия налогоплательщика.
Пока не завершена выверка собственников. Но стартовать уже можно, особенно в тех регионах и муниципалитетах, где готовность высока. Для этого необходимо в весеннюю сессию принять последнюю не принятую до сих пор главу НК.
Интересно отметить, что в результате ревизии число объектов недвижимости (без земельных участков) подросло с 35 до 70 миллионов, что уже заметно увеличивает потенциальную налоговую базу. В еще большей степени она вырастет за счет перехода к принципиально другому порядку исчисления стоимости объектов.
Учитывая, что новый налог является местным, Минфин предложил практически полностью отказаться от какого-либо вмешательства в полномочия муниципалитетов. На федеральном уровне устанавливаются лишь общие правила и максимальный размер налоговых ставок. При совокупной стоимости всех объектов, находящихся в собственности налогоплательщика, до 300 млн. руб. ставка не может превысить 0,1%, при большей стоимости ставка ограничена 0,5%. Не исключено, что для супердорогого жилья будет введена повышенная ставка, однако критериев супердорогого пока нет.
В такой конструкции вся ответственность за размеры ставок, за вычеты и льготы отдельным категориям граждан ложится на муниципалитеты. Им придется думать об инвалидах, одиноких пенсионерах, чернобыльцах и других лицах. В их распоряжении весь спектр налоговых льгот и преференций.
Наиболее продвинутые регионы и муниципалитеты смогут ввести новый налог уже с 2014 года, остальным будет предоставлена возможность должным образом подготовиться. На всей территории России новая система налогообложения заработает не позднее 2018 года.
3. Завершается работа по внесению изменений в режим налогообложения добычи углеводородов. В последние годы в этой сфере сделано уже многое. С учетом того, что в традиционных нефтегазовых провинциях возможности добычи ограничены и в разработку вовлекаются новые месторождения, где отсутствует необходимая инфраструктура и требуются огромные капиталовложения, нефтяным компаниям предоставлялись налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и возможность платить экспортную пошлину по пониженым ставкам.
Дополнительные налоговые льготы в виде пониженных ставок НДПИ получат компании, разрабатывающие залежи с трудно извлекаемыми запасами нефти, характеризующимися низкой проницаемостью коллекторов и малой мощностью пластов. По оценкам Минэнерго это позволит вовлечь в разработку сотни миллионов тонн нефти в традиционных районах добычи.
Еще более льготные налоговые режимы предусматривается для новых проектов по добыче углеводородов на шельфе. В таких проектах не будет экспортной пошлины, НДПИ составит от 5 до 30 процентов от стоимости добытого сырья (в зависимости от сложности проекта), а налог на прибыль будет иметь ряд специфических особенностей, позволяющих максимально учитывать специфику таких проектов. При этом гарантируются длительные сроки фискальной стабильности. Наибольшие преференции получит разработка месторождений на арктическом шельфе.
Для газового сектора предполагается уже в этом году ввести формулу для исчисления НДПИ в отношении природного газа и конденсата, учитывающую не только динамику цен на внутреннем и внешнем рынке, но и такие факторы как география добычи, глубина залегания и состав газа. Такой подход должен оставить в прошлом ежегодные дискуссии о ставках на очередную трехлетку, построить экономически более обоснованную систему налогообложения и обеспечить стабильные и предсказуемые условия функционирования отрасли.
4. Окончательно сформированных предложений по акцизам пока еще нет.
Вряд ли в ближайшее время будет пересмотрена формула 60-66-90, определяющая соотношение ставок экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и существенно влияющая на внутренние цены на моторное топливо. Будет выдержан и график поэтапного перехода к все более высоким экологическим стандартам в отношении бензина и дизельного топлива. Уже сегодня на рынке 70% бензина и почти половина дизельного топлива соответствуют 5-му классу. В свою очередь за счет разницы в ставках акцизов на моторное топливо разных классов (для 5-го класса ставки почти вдвое ниже чем для 3-го) те, кто успел модернизировать производство, получают более чем хорошие доходы, поскольку net-back рассчитывается по 3-му классу, к тому же российский рынок нефтепродуктов является премиальным по сравнению с европейским. При этом дорожные фонды, очевидно, не получают запланированных ранее средств. Это заставляет ставить вопрос о постепенном повышении акцизов на высококлассное топливо и о более пристальном внимании ФАС к ценообразованию на внутреннем рынке.
По табачной продукции Рoссия, Казахстан и Беларусь принципиально договорились о гармонизации акцизов и выходе на примерно одинаковый их уровень к 2020 году. Готовятся межправсоглашения. Рoссия снизит темпы роста акцизов, а Казахстан и Беларусь ускорят.
По алкогольной продукции пока есть только понимание, что необходимо аналогичное решение, но подписать подобное соглашение стороны пока не готовы.
5. Большой блок налоговых предложений готовится в рамках работы по созданию МФЦ и выравниванию налогообложения доходов от разных (и конкурирующих друг с другом) форм инвестиций и сбережений физических лиц.
В силу исторических причин в этой сфере сложились совершенно разные подходы к налогообложению доходов, близких по своей природе, что искажает мотивацию граждан и деформирует рынок.
В частности, доходы по банковским депозитам не облагаются налогом, если проценты не превышают ставки рефинансирования ЦБ + 5 п.п. , и облагаются по ставке 35% в противном случае. В то же время процентный доход по облигациям, векселям и займам подлежит налогообложению в общем порядке.
Налогообложение доходов граждан от операций с ценными бумагами и ФИСС максимально сближено с налогообложением аналогичных доходов юридических лиц.
Добровольное долгосрочное страхование жизни и негосударственное пенсионное обеспечение пользуются рядом существенных налоговых преференций, но подобных преимуществ нет у аналогичных банковских продуктов (возможно, из-за отсутствия таких продуктов).

Шаталов Сергей, Минфин России, Статс-секретарь - Заместитель Министра.


Шаталов С.Д., заместитель Министра финансов России

08.04.2013 Независимое мнение
Ассоциация российских банков

Док. 660228
Перв. публик.: 08.04.13
Последн. ред.: 15.04.13
Число обращений: 0

  • Шаталов Сергей Дмитриевич
  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``