Турция меняет Конституцию: итоги референдума Эрдогана
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Россия, Турция и политический климат на Ближнем Востоке и в юго-западной Азии в преддверии регионального конфликта: американский фактор
Россия, Турция и политический климат на Ближнем Востоке и в юго-западной Азии в преддверии регионального конфликта: американский фактор
Д.Б.Рюриков

Цель данного выступления - указать на угрозы возможных негативных, с точки зрения России, вариантов развития военно-политической обстановки в регионе, а также на американский фактор - основной источник угроз в регионе.

Ситуация в районах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии пока не оправдывает ожиданий аналитиков-оптимистов, возлагавших надежды на новый президентский срок Б.Обамы и новые назначения в американской администрации политиков - "голубей": госсекретаря Дж.Керри и министра обороны Ч.Хейгела . Происходящее в Сирии и вокруг нее, а также ситуация вокруг Ирана накаляются и грозят перерасти в вооруженные конфликты регионального или более масштабного характера, в которые могут быть вовлечены многие участники, в том числе Турция и Россия. Похоже, в Вашингтоне возобладала линия сторонников провоцирования региональных вооруженных конфликтов как испытанного средства разрешения накопившихся финансовых и внутриполитических проблем США. Еще в 2010 году Б.Обаме советовали организовать небольшую войну, под которую можно было бы списать неприятные для администрации финансовые затруднения и сплотить в патриотическом порыве вокруг Белого дома политические круги США, все более расходящиеся друг от друга по своим ценностям. Надо дать команду ударить по Ирану, предлагали Б.Обаме в 2010 г., и все пойдет на лад, как это произошло у Дж.Буша после 11 сентября 2001г. Тогда эти советы не были приняты. Очевидно, сегодня ситуация изменилась, и нельзя исключать резкого обострения военно-политической обстановки и начала военных действий в регионе в параметрах международного вооруженного конфликта со всеми вытекающими последствиями. В случае войн - и сирийской, и иранской - Турция как сосед и член НАТО, как можно понять, сразу станет их активным участником. Недавно она сделала важный шаг в этом направлении - предоставила свою территорию оппозиционному "правительству" сирийских оппозиционеров - Совету провинции Алеппо, который, что символично, с территории Турции объявил себя сирийской властью.

Турция оказывает значительную политическую и оперативную поддержку сирийской оппозиции и ее боевикам в войне против правительства Б.Асада. В ближайшее время в случае реализации планируемого НАТО введения "бесполетной зоны" над Сирией к этому мероприятию турецкая поддержка станет ключевой - будут задействованы недавно размещенные на территории Турции системы ПВО "Патриот". В конце 2012г. гадали, зачем было нужно размещать "Патриот" на границе с Сирией . После заявлений в сенате 20 марта с.г. командующего Европейским командованием Вооруженных сил США (USEUCOM) адмирала Дж.Ставридиса все становится ясно : несколько месяцев назад Patriot PAC-3 размещались на границе Турции с Сирией для того, чтобы сбивать сирийские самолеты над территорией Сирии. На вопрос сенатора К.Левина о том, рассматривается ли возможность ударов ВС США по объектам ПВО Сирии, адмирал Ставридис дал положительный ответ. Таким образом, Турция, которая активно помогает по многим направлениям стороне, воюющей против правительства Б.Асада, окажется участником иностранной вооруженной интервенции в Сирию.

Было бы интересно понять, как турецкие коллеги видят последствия развития событий - в отношениях с Ираном, Россией, Китаем, как видится перспектива положения в самой Сирии в случае прямого военного вмешательства НАТО в сирийский конфликт - ведь на такое вмешательство, можно с уверенностью сказать, не будет благословления Совета Безопасности ООН. Проводились ли серьезные турецкие исследования реальностей ситуации в Ираке 10 лет спустя после нападения США и "коалиции" на Ирак ? Исследования реальностей американской оккупации Афганистана и итогов "арабской весны"? Имея достаточную информацию об операциях разного рода - от спланированного провоцирования столкновений с властями ливийской оппозиции, убийства М.Каддафи, терактов и установления власти Аль-Каиды в отдельных районах Сирии, работе американцев по подготовке смены режима в Египте можно признать, что, как отмечал на последней Мюнхенской конференции по безопасности вице-президент США Дж.Байден, в плане профессиональном НАТО сработала быстро, эффективно и решительно. Вопрос - было ли все это сделано в подлинных интересах народов Ливии и других стран Ближнего Востока, не говоря уже о многих других вещах, например, международном праве? Стали ли они жить лучше, чем раньше? Можно ли согласиться с Дж.Байденом, что все сделанное - это продвижение демократии и прав человека и что участием в таких операциях стоит гордиться? И просчитала ли Турция, что после войны против Сирии, возможно, придется идти воевать против Ирана? А может быть, и участвовать в двух войнах сразу? Можно только надеяться, что они не начнутся в ближайшие дни - на март, как установил американский автор, приходится начало всех войн с участием США : за исключением вторжения в Афганистан (октябрь 2001), со времен войны против Вьетнама в 1965г. такие войны начинались в марте (Mars, March - бог войны).

Не внушает оптимизма и линия США в отношении Ирана - страны, где я в 1969г. начинал свою карьеру и к которой проявлял, по мере возможности, профессиональный интерес в последние годы. Ситуация вокруг Ирана становится все более напряженной. Позиция внешнего мира, в том числе, к моему сожалению, и России, по иранскому ядерному вопросу долгие годы сводится к формуле : докажите нам, что вы не делаете того, что, как вы говорите, вы не делаете, но мы подозреваем, что вы это делаете. В течение последних лет в Тель-Авиве и Вашингтоне говорят, что через год у Ирана будет ядерное оружие. Геополитические и иные интересы Америки в отношении Ирана хорошо известны и понятны, равно как и интересы Израиля и произраильского лобби в США. Известно также, что бывшие директора МАГАТЭ Х.Бликс и М.Эль-Барадей, уйдя в отставку и избавившись от американского давления, заявляли, что Иран не делает бомбу. Такое же мнение высказывалось действующими и отставными руководителями израильских спецслужб и высокопоставленными американскими военными, не настроенными воевать с Ираном, чей военный и политико-экономический потенциал способен нанести любому напавшему неприемлемый ущерб. Однако слишком часто доводы разума и человечности уступают место корыстным интересам, прикрываемым лозунгами о правах человека или просто ложью. Это происходит в отношении Ирана - против него запущены все предшествующие вооруженным конфликтам информационные и политические технологии, ведутся провоцирующие операции(полеты беспилотников, убийства ученых-ядерщиков ), развернута психологическая война и демонизация противника. В Персидском заливе только удивительная взаимная сдержанность американских и иранских военных позволяла избегать до настоящего времени инцидентов, которыми могли бы воспользоваться для развязывания войны. Многолетний разговор на основе "презумпции виновности" Ирана, постоянные угрозы США, НАТО и Израиля и нагнетание военной напряженности могут неожиданно кончиться плохо для всех - возможно, некая анонимная американо-израильская абсолютно неформальная группа, желающая подтолкнуть американскую администрацию к действиям, уже разработала операцию по проведению крупного теракта, аналогичного 11 сентября 2001г., который послужил бы убедительным поводом для нападения на Иран. Если это произойдет, никому мало не покажется - не только в плане экономических, гуманитарных, экологических и других материальных последствий нападений на ядерные объекты в Иране и нападений Ирана на объекты США и союзников в регионе и по всему миру. Если война с Ираном все же завершится победой США и коалиции, это, помимо крупных геополитических изменений, затрагивающих мировую стратегическую стабильность, может быть сочтено победителями удобным моментом для внедрения в жизнь тезисов "нового мирового порядка" - прежде всего, идеи ликвидации суверенитета государств и создания всемирной администрации для контроля над политикой и безопасностью на всех континентах. В таком исходе, правда, есть сомнения, поскольку война США с Ираном не отвечает интересам и многих государств региона и мира, против нее выступает Россия - правда, на мой взгляд, можно было бы выступать гораздо сильнее. Интересно, какую позицию в случае войны с Ираном займет Турция - с одной стороны, член НАТО и светское государство, с другой - страна, уважающая свою религию и богатую духовную цивилизацию. К сожалению, приведенный выше сценарий - не гипотетика, а, скорее опция на столах - вернее, в сейфах - американских и израильских военных, а также анонимной группы, цель которой - совершить провокацию и поставить мир перед свершившимся фактом.

Сказанное Б.Обамой во время визита в Израиль в марте с.г. не внесло ясности в перспективы эволюции иранской ситуации. Помимо традиционных заверений в нерушимости американо-израильских уз и пр., Б.Обама высказал на пресс-конференции по итогам визита два противоречивых тезиса : 1) США твердо поддерживают право Израиля предпринимать меры по обеспечению своей безопасности + США не придерживаются в отношении Ирана политики сдерживания, политика США -"не допустить, чтобы Иран имел ядерное оружие" + "все опции на столе"; 2) "Я не ожидаю, что премьер-министр Нетаньяху примет решение, касающееся его страны, и вовлечет в это дело другую страну". 2-й тезис можно истолковать как нежелание поощрять воинственность Израиля. Однако тут же возникает вопрос : в случае теракта "9-11"-2 и нападения Израиля на Иран, представленного как "легитимное возмездие", что предпримут США, связанные с Израилем "тесными, как никогда, отношениями в сфере безопасности" (выражение Б.Обамы)?

Последний момент - неразрешенность карабахского вопроса. Резкое изменение военных потенциалов в пользу Азербайджана и антииранская активность израильтян с территории Азербайджана, а также напряженность в армяно-азербайджанских отношениях дают основания полагать, что в случае обострения ситуации с Ираном разного рода столкновения возможны и здесь. Армяно-азербайджанский конфликт может иметь широкие последствия - помимо собственно кавказского аспекта, боестолкновения могут де-факто затронуть как российских военных в Армении, так и персонал стран НАТО и Израиля в Азербайджане, а новые власти в Тбилиси могут быть введены в соблазн попробовать возвратить Абхазию и Осетию под юрисдикцию Грузии. Возможно, кому-то такой сценарий покажется позитивным, только не России.

Док. 660030
Перв. публик.: 03.04.13
Последн. ред.: 05.04.13
Число обращений: 0

  • Рюриков Дмитрий Борисович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``