В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вашингтон вынужденно признаёт `Талибан`.... Назад
Вашингтон вынужденно признаёт `Талибан`....
Президент США Барак Обама сделал, как считают многие эксперты, сенсационное заявление. По итогам встречи со своим афганским коллегой Хамидом Карзаем, он выразил готовность вести переговоры с талибами.
Это невероятное заявление Обамы, по сути, в корне меняет ориентиры США на афганском направлении. В самом начале кампании американцы придерживались стратегии "никаких переговоров с террористами". Теперь то ли талибы в глазах Белого дома неожиданно перестали быть таковыми, то ли администрация Обамы судорожно пытается нащупать хоть какие-то возможности для запуска афганского мирного процесса, не обращая особого внимания на репутационные издержки (поскольку война там всё равно обходится дороже).
- Обама: неудавшийся пацифист, неуверенный "ястреб"
Вероятнее, конечно, второе. Именно поэтому Обама впервые согласился на открытие официального представительства "Талибана" в столице Катара Дохе для того, чтобы ускорить переговоры с Высшим советом мира Афганистана, а также с другими государствами региона.
Между тем фактическая легализация талибов потребует от Белого дома, как минимум, объяснений. Поскольку велика вероятность, что такой разворот на 180 градусов поймут далеко не все американские налогоплательщики. Ведь получается, что огромные деньги на войну (а это порядка 300 миллионов долларов в день) были потрачены зря; что с самого начала можно было обойтись средствами дипломатии и избежать человеческих жертв.
Объявив 11 сентября 2001 года "крестовый поход" против "врагов свободного мира", спустя 12 лет непрерывных боевых действий победа окончательно ускользнула из рук американцев. Здесь нет места злорадству. Но надо признать очевидное: умение найти компромисс до начала драки воспринимается как мудрость, готовность на компромисс в ходе боя - это пораженчество.
С другой стороны, Обама всё-таки пытается сохранить лицо. Поэтому, предлагая талибам включиться в политический процесс, требует от них признать нынешнюю афганскую конституцию, в том числе прописанные там либеральные западные стандарты.
"США полагают, что Афганистан, как и любая другая страна, не сможет добиться успеха, если в ней ущемляются права женщин", - заявил хозяин Белого дома. В то же время талибы на полуофициальных переговорах с афганскими властями, проходивших во Франции, согласились признать права женщин выбирать себе мужа, учиться, работать и владеть собственностью. Хамид Карзай объяснил это тем, что "критическая масса образованных людей в Афганистане уже преобладает".
- Афганский диалог
Вместе с тем скептики призывают быть реалистичнее. Афганистан, по их мнению, вполне может вернуться в средневековье (если он оттуда вообще выходил). Так, например, в пакистанском городе Мингора, который контролируют талибы, женщинам запрещено посещать магазины и рынки, хотя ни Коран, ни Сунна таких запретов не содержат. Так что надежды на то, что они примут близко к сердцу ценности западной цивилизации, крайне призрачны.
А раз так, то заявление Обамы о легализации талибов является односторонней уступкой, и в этом смысле - провалом афганской политики США как таковой. Впрочем, большинство экспертов воздерживается от употребления термина "провал". Директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев, к примеру, полагает, что налицо весьма серьёзная трансформация тех настроений, с которыми американцы входили в Афганистан:
"Талибан" наряду с "Аль-Каидой" называли террористическими организациями N1 и N2. Сейчас отход от этих принципов связан с тем, что американцы надолго увязли в Афганистане и никак не могут выйти из этой страны. Официальное афганское руководство не владеет общей ситуацией. И не является тем фундаментом, на который может опираться дальнейшее развитие Афганистана.
Послабление в отношении талибов является своеобразной расплатой за то, что американцы проиграли эту войну. Конечно, Барак Обама причастен к проблеме. Но я бы не стал возлагать на него полную ответственность за положение в Афганистане. Он отвечает за вывод войск. Он фактически инициировал это. Мне кажется, что "Талибан" в значительной степени определяет ход политических событий в этой стране.
Более того, он определяет ход развития политической и экономической ситуации в странах Центральной Азии. Я имею в виду те союзные республики, которые некогда входили в состав Советского Союза. На самом деле это реальная власть сегодня в Афганистане. Этим и объясним такой своеобразный реверанс в сторону талибов со стороны американской администрации. На самом деле это отход от тех принципов, которые были провозглашены, в том числе и Бараком Обамой".
Международная пресса уже достаточно давно муссирует слухи о том, что Пентагон платит дань талибам, чтобы те не нападали на натовские конвои. Речь идёт о нескольких сотнях миллионов долларов в год. Пресса, кроме того, пишет о том, что "отступные" платят не только частные охранные компании, но и офицерский состав регулярных частей международной коалиции, ответственный за безопасность укрепленных пунктов.
Напомним, что операция НАТО в Афганистане является самой длительной в истории США. Уже к концу 2001 года регулярное сопротивление талибов было подавлено. Однако они отступили в горные районы на юге страны или бежали в Пакистан, сосредоточившись в так называемой Зоне племён. Всяческие попытки взять её под контроль заканчиваются провалом. А талибы продолжают вести весьма эффективную партизанскую войну. За 12 с небольшим лет потери коалиции перевалили за две тысячи человек убитыми и 18 тысяч раненными.
Нынешнее положение дел вызывает глухое раздражение общественного мнения на Западе и конкретно в США. Цели и задачи войны представляются всё более размытыми, а жертвы - напрасными. С этим Обаме приходится считаться. Именно поэтому в ходе и первой, и второй своих избирательных кампаний он обещал нации покончить с милитаристским наследием Буша-младшего. Но если с войной в Ираке это оказалось сравнительно нетрудно, то с Афганистаном возникли вполне предсказуемые проблемы.
Говорит профессор Военного университета, приглашенный исследователь колледжа НАТО в Риме Олег Кулаков:
"Я думаю, что США несколько утратили управление. Теперь ситуация развивается сама по себе. А попытки восстановить статус-кво не до конца удачны. Дело идёт к полной потере контроля над тем, что там происходит. Если сравнивать положение США и НАТО в Афганистане десять лет назад и сегодня, шла постепенная утрата контроля. И уже тогда это было предсказуемо. Некоторые эксперты уже тогда предсказывали возникновение нынешней ситуации.
Вывод войск носит чисто декларативный характер. Они не уходят из региона. И они не хотят уходить из региона. На самом деле они меняют стратегию на минимальное военное присутствие. И, кроме того, пытаются создать такую афганскую администрацию, которая могла бы управлять ситуацией.
Насколько американцы в этом будут успешны - большой вопрос. По крайней мере, я поражён тем, насколько они были некомпетентны последние лет 6-8. В рамках своей стратегии они остаются в Афганистане. Они оставляют там базы. И вместе с тем меняют своё отношение к талибам. Видимо, им "выкрутил руки" Пакистан, который стоит за спиной талибов.
Нет сегодня в Афганистане силы, про которую можно было бы с уверенностью говорить, что она наведёт порядок в стране. В условиях отсутствия какой-либо опоры они выбирают направление,
Вопрос иностранного военного присутствия в Афганистане пока остаётся открытым. На встрече с Хамидом Карзаем президент Обама заявил, что ускорит вывод из страны американских войск. Этот факт с воодушевлением воспринимает западная общественность. Но специалисты и отдельные представители официальных афганских властей настроены пессимистично.
По информации журнала DerSpiegel, разведслужба ФРГ (BND) считает, что войска НАТО должны остаться в стране и после 2014 года. По мнению немецких экспертов, расценивающих ситуацию с безопасностью в Афганистане как критическую, после официального вывода международных сил ISAF в стране следует оставить до 35 тысяч иностранных военнослужащих - в первую очередь, инструкторов для афганской армии, боевые части для их защиты, а также спецподразделения для борьбы с террористами.
Немецкие эксперты упрекают Карзая в том, что его усилия сосредоточены исключительно на сохранении собственной власти, в то время как важным реформам и борьбе с коррупцией уделяется мало внимания. По данным BND, глава государства пытается продвинуть своего старшего брата Абдула Каюма в качестве кандидата в президенты на выборах, которые пройдут в 2014 году. Таким образом, он намерен обеспечить защиту семейных интересов и сохранение власти.
Официально США не разделяют этих опасений. По мнению помощника Госсекретаря США по вопросам Центральной и Южной Азии Роберта Блейка, национальные службы безопасности Афганистана становятся все более компетентными, и в настоящее время ими проводится 80% операций по обеспечению безопасности. Блейк сообщил, что до февраля этого года более чем 90% населенных территорий Афганистана будут переданы под их контроль.
Однако тот факт, что американцы всё-таки пригласили талибов к переговорам, свидетельствует об их растущей неуверенности. Вероятно, в недрах администрации Обамы созрела убеждённость, что соглашательство с талибами - единственный на сегодняшний момент реальный вариант, считает зам. директора Института США и Канады Павел Золотарев:
"Другое дело, как будет формироваться коалиционное правительство, насколько удастся сохранить баланс между различными политическими силами после вывода американских войск из Афганистана. Вот это действительно проблема. Но если избрать иной путь, то, скорее всего, события будут развиваться так, как они развивались после выхода советских войск из Афганистана. А это гораздо хуже. Поэтому готовность Обамы признать талибов - это не проигрыш. Это способность находить компромиссные решения, оптимальные в сложившейся ситуации.
От того, как будет это решение воплощаться в жизнь, зависит дальнейшее развитие обстановки в Афганистане после вывода воинских контингентов США и НАТО. Но здесь необходимо учитывать, что помимо самих США (а может быть, даже больше их) вопрос обстановки в Афганистане волнует государства, граничащие с этой страной, либо близкие к этой стране (я имею в виду Россию). Здесь необходимо предпринимать коллективные усилия всех государств в этом регионе".
На самом деле то, что происходит (и будет происходить) в Афганистане, - это головная боль целого региона. События там скажутся на всём пространстве Центральной Азии, где сосредоточены геополитические интересы основных игроков на международной арене. По мнению ряда экспертов, многое будет зависеть от того, как поведёт себя Россия. Кремль осознаёт степень ответственности и пытается играть на опережение. У него для этого есть эффективные инструменты, к примеру, Организация Договора о коллективной безопасности.
Что бы ни происходило в Афганистане после радикального сокращения там иностранного военного присутствия, к этому необходимо быть готовым. Возможно, пришло время предпринять реальные усилия по формированию так называемого пояса безопасности, с помощью которого можно было бы остановить экспорт радикального исламизма. Эксперты полагают, что российско-американское сотрудничество на этом направлении могло бы оказаться весьма продуктивным. США и Россия наряду с другими странами должны помочь афганским лидерам в создании стабильного общества, способного противостоять давлению со стороны экстремистских сил. Эта одна из немногих тем, реально объединяющих две великие державы современности.

Профессор Александр Гусев в интервью радиовещательной компании "Голос России" http://rus.ruvr.ru/

Док. 659962
Перв. публик.: 17.01.13
Последн. ред.: 01.04.13
Число обращений: 0

  • Гусев Александр Анатольевич
  • Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``