В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГТО или `фитнесс`? Назад
ГТО или `фитнесс`?
Идея восстановления в том или ином виде программы ГТО ("Готов к труду и обороне"), конечно, привлекательна. Эта программа существовала в нашей стране с 1931 по 1991 год, и только за предвоенный период военно-спортивную подготовку в СССР прошли более 6 миллионов человек. Программа ГТО решала задачи поддержания физического здоровья, развития спорта, начальной военной подготовки и патриотического воспитания. Она была рассчитана на все возрастные группы до 60 лет. То есть, мужчины и женщины среднего и зрелого возраста проходили регулярные спортивные тренировки (сдавали нормы ГТО), но в первую очередь это касалось, конечно, молодежи.

Выполнение норм комплекса ГТО включало в себя, в частности, бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, ходьбу на лыжах, метание гранаты, толкание ядра, плавание, стрельбу. Фактически вся страна тогда занималась физкультурой и спортом. Сегодня общая физическая подготовка организма человека (так называемый "фитнесс") - это привилегия для избранных. Бассейн, спортзал, тренажеры - на это нужно иметь немало денег. Посещение тира и стрельбища - это вообще только для особо обеспеченных, элитных групп.

Если кто-то думает, что забота о физическом здоровье при одновременной увязке с интересами защиты страны уже не актуальна, тот ошибается. Почитайте о гражданской войне в Испании в 30-е годы, посмотрите на нынешнюю Сирию - и вы поймете, что сегодня Россия, как и много лет назад, также нуждается в том, чтобы ее граждане были готовы не только к труду, но и к обороне. Но даже если бы в программе ГТО речь шла только о задаче оздоровления нации, то этого было бы достаточно для ее восстановления. К тому же система регулярных спортивных занятий - это и организация свободного времени, и определенная превентивная мера, предотвращающая увлечение молодежи наркотиками и алкоголем.

Только нужно уточнить, как минимум, два момента. Первый: практика ГТО в 1930-е годы серьезно отличается от практики ГТО в 1980-е годы. В 1930-е годы это было почти повсеместным увлечением. Значок ГТО, который с гордостью носили на груди как знак успеха и заслуженного отличия, конечно, стимулировал, но он являлся лишь закономерным оформлением успешных занятий спортом. А эти занятия были интересны сами по себе, и люди рассматривали сдачу норм комплекса ГТО, как ценность.

Практика ГТО в 1980-е годы - это формально обязательная и всех угнетающая повинность, от выполнения которой даже не то что уклонялись, ее имитировали. Школьников сгоняли на спортивную площадку, заставляли пробежаться и, махнув рукой, засчитывали сдачу норматива. Значки после этого даже не всегда выдавали, а когда выдавали, их мало кто носил - это считалось чуть ли не дурным тоном.

Тогда встает вопрос о том, какую систему ГТО будет восстанавливать Россия. Первую восстановить сложно, вторую любая администрация восстановит без затрат и за неделю. Первой занимались совместно государство, партия и комсомол. Кто будет заниматься ею сегодня - непонятно. К тому же нужно иметь в виду, что как только такая система начнет всерьез восстанавливаться, ей будет объявлена массированная информационная война со стороны тех, кто старательно затаптывает любые ростки здорового в сегодняшней жизни.

Второй момент: если речь идет о сдаче норм ГТО - это одно, а если о системе ГТО - это другое. Потому что в первом случае речь идет либо опять же об имитации, либо об определенной избранности. Дело ведь не в формальной сдаче норматива как такового - в сегодняшней России родители запросто могут купить детям справку о сдаче норм в частном спортивной клубе и значок в придачу. Дело в самих занятиях физкультурой и спортом. Кто хочет и имеет деньги - этим и так занимается. Кто не хочет - встает вопрос об организации вовлечения. Кто не имеет денег - встает вопрос о ресурсном обеспечении.

Иначе говоря, если заниматься созданием системы ГТО всерьез, то нужно, во-первых, обеспечить доступность спортивных залов, тренажеров, стрельбищ и спортинвентаря каждому школьнику и студенту. Если вуз, в котором учится студент, находится в центре города, а спортивный зал этого вуза - в часе езды, то надо понимать, что только этим по системе наносится мощный разрушительный удар. Значит, нужны комфортные благоустроенные залы в непосредственной близости от места учебы, работы и жительства. Такой зал, используемый для социально-развивающей программы, не должен использоваться для коммерческой деятельности.

Во-вторых, преподаватели, тренеры и врачи, если это качественные специалисты, должны получать достойную зарплату и быть избавлены от необходимости работать в нескольких местах.

В-третьих, тем, кто будет в этой системе заниматься, необходимо свободное время. Школьник сегодня занят, как правило, от 8-9 часов утра до 3-4 часов вечера. В крупных городах ему подчас нужно добираться до школы порядка часа - то есть, на учебный день уходит время до 5-ти пополудни. А задания по каждому предмету требует до 4-х часов подготовки. Значит, чтобы дети занимались спортом, школьные занятия не должны заканчиваться позднее 2-х часов дня. А домашние задания должны быть составлены так, чтобы в общей сложности занимать у школьника не более двух часов в день.

То же самое относится и к работающим людям. Официальный рабочий день - 8 часов. К нему, по странной логике, плюсуется полчаса или час на обед (это должно засчитываться в восьмичасовой рабочий день). Значит, начало работы в 9.00, окончание - в 18.00. Дорога в среднем занимает полтора часа в одну сторону, то есть до дома человек добирается, в лучшем случае, часам к 7 вечера. Вряд ли к этому времени он захочет заниматься ГТО.

На всякий случай нужно напомнить, что в 1930-е годы была шестидневная рабочая неделя, что давало возможность в течении пяти дней работать по семь часов, а в субботу - пять. А до работы добирались не более получаса. То есть человек, начинающий рабочий день на заводе в 8.00, заканчивал его в три-полчетвертого дня, а домой мог вернуться к 16.00. Впереди у него действительно было 6-7 часов свободного времени для спорта, чтения, кино и театра.

Словом, система ГТО и нужна, и полезна. Только для того, чтобы ее восстановить, необходимо изменить экономическую систему страны, систему образования, организацию управления, идеологию, образ и стиль жизни.

http://www.novopol.ru/text142603.html

Док. 659893
Опублик.: 28.03.13
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``