Омбудсмен и инвестиционный климат Московской областиНазад
Омбудсмен и инвестиционный климат Московской области
ИТОГОВЫЙ МЕМОРАНДУМ КОНФЕРЕНЦИИ
16-17 февраля 2012 года
Московская область, поселок Кратово, ул. Сиреневая, дом 1
Инновационный центр "Инженер"
Конференция состояла из двух семинаров-встреч и двух диспутов, общее количество участников составило 420 человек. Мероприятие посетил Министр инвестиций и инноваций Московской области Г.В. Бондаренко, руководители крупнейших объединений предпринимателей, председатели региональных отделений ООО "Деловая Россия", депутаты, бизнесмены и общественники.
После вступительного слова модератора А.П. Левченко, в рамках семинара-встречи "Перспективы развития инвестиционного климата Московской области" выступил сопредседатель "Деловой России" А.С. Галушка, основными тезисами которого стали:
I. Первоочередная и самая важная задача, стоящая перед бизнесом и государством - создание конкурентного и благоприятного инвестиционного климата. Это тест на эффективность государственных институтов и проверка бизнеса на прочность.
II. Цель создания благоприятного инвестиционного климата - привлечение капитала. Для достижения этой цели необходимо побороть коррупцию, снизить уровень бюрократии, сократить сроки и количество административных процедур, оптимизировать налоговую и тарифную политику государства, создать адекватное и эффективное законодательство.
III. Предпринимательский талант - это такой же природный ресурс, как нефть или газ. Его нужно извлекать, раскрывать. Для этого необходимо избавить предпринимателей от страха заниматься бизнесом, вкладывать деньги и создавать рабочие места на территории России.
IV. Лучшие практики по созданию благоприятного инвестиционного климата должны быть внедрены по всей территории страны. При этом, должен быть кардинально изменен подход региональных руководств к инвесторам: они должны восприниматься как клиенты, как потребители услуг того или иного региона.
V. Целесообразно продолжить разработку "дорожных карт", способствующих развитию инвестиционного климата в стране и увеличению конкурентоспособности отечественного бизнеса.
На основании доклада А.С. Галушки можно сделать вывод: вышеперечисленные меры позволят создать благоприятный и конкурентоспособный инвестиционный климат в стране, что облегчит выполнение поставленной Президентом России задачи по созданию 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест к 2025 году.
По окончанию семинара-встречи состоялся диспут на тему: "Инвестиционный климат Московской области - что такое хорошо, что такое плохо?", в ходе которого участниками были сделаны следующие выводы:
I. Оценка количества средств, выделяемых в рамках программы Московской области "Поддержка малого и среднего бизнеса до 2016 года", а также их достаточности, зависит от эффективности их использования.
II. Инвестиционными преимуществами Московской области по отношению к Москве являются:
1) территориальная близость к Москве;
2) более мягкий административный климат;
3) широкий рынок сбыта;
4) более низкая себестоимость производимой продукции;
5) наличие большого количества трудовых ресурсов.
Недостатками Московской области по отношению к Москве являются:
1) отсутствие инвестиционной карты региона;
2) низкий информационный ресурс, не позволяющий органам власти доносить информацию до предпринимателей;
3) неразвитость инфраструктуры.
III. Наиболее перспективные, с точки зрения инвестирования, отрасли экономики Московской области:
1) ЖКХ;
2) строительство;
3) производство;
4) НИОКР;
5) переработка мусора;
6) социальная сфера.
IV. Для того, чтобы предприниматели Москвы стали переводить свой бизнес в Подмосковье, необходимо:
1) разработать четкие критерии взаимоотношений бизнеса и власти;
2) провести налоговую амнистию;
3) ввести налоговые каникулы;
4) наладить деловой климат;
5) проявить политическую волю.
В рамках семинара "Необходимые шаги бизнес-омбудсмена при изменении инвестиционного климата Московской области", выступил Уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей Б.Ю. Титов, который рассказал об институте омбудсменства, и проблемах, с которыми приходится сталкиваться, а также, о Центре общественных процедур "Бизнес против коррупции", о несовершенстве российского законодательства, об угрозах бизнесу, и ответил на вопросы участников.
Основными тезисами его выступления стали:
I. Несмотря на активную работу, закон о бизнес-омбудсмене пока не принят.
II. Институт бизнес-омбудсмена - это государственный институт с прямым подчинением Президенту России.
III. На сегодняшний день поступило множество обращений в ЦОП "Бизнес против коррупции", подавляющее большинство уголовных дел идет по 159 ст. (129000 из 157000), до суда дошло 25000 дел. Это говорит о том, что стороны договариваются по пути, что свидетельствует о коррупционной составляющей. Ввиду того, что в 159 ст. были внесены изменения, теперь, скорее всего, в отношении предпринимателей будет применяться 165 ст.
IV. В 13 регионах уже введен институт уполномоченного, в 39 идет согласование кандидатур с губернаторами.
V. Экономика становится все более монополизированной, что препятствует развитию малого и среднего бизнеса.
VI. На сегодняшний день угроза бизнесу исходит от:
1. банков;
2. чиновников;
3. рейдеров;
4. правоохранительных органов и других силовых структур.
На основании выступления Б.Ю. Титова можно сделать вывод: необходимо развивать институт бизнес-омбудсмена, в том числе на региональном уровне, совершенствовать законодательство и правоприменительную практику, что, в свою очередь, будет способствовать притоку инвестиций в страну и развитию делового климата.
По окончанию семинара состоялся диспут "Выборы в Московской области - инструмент изменения инвестиционной среды", который показал актуальность данной темы, многообразие подходов и мнений по этому важному вопросу.
Участники сошлись во мнении, что:
I. Прямые выборы губернатора Московской области позитивно отразятся на инвестиционном климате региона и улучшат деловую среду.
II. Выборы могут стать точкой взаимодействия власти и общества (власти с бизнес-сообществом).
III. Бизнес пойдет на компромисс с властью при любом исходе выборов, но будет вынужден приспосабливаться под существующие политические реалии. В случае "неблагоприятного" исхода выборов у бизнеса также будет вариант вывести свой бизнес в другие регионы страны или мира.
IV. Бизнес не простит ошибки в формировании инвестиционного климата в: налоговой, законотворческой и правовой сферах, в вопросах доступности ресурсов, при отсутствии интереса и (или) потребительского отношения к деловому сообществу.
V. Влияние на авторов инвестиционного процесса возможно с помощью общественных организаций (информационная и экспертная оценка).
VI. Необходимы структурные изменения в органах власти для формирования инвестиционного климата, например, введение должности бизнес-омбудсмена в Московской области (возможны преобразования имеющихся министерств).
В Конференции и диспуте принял участие и выступил председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса Деловой России Владимир Гамза.