В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Духов Николай Леонидович Назад
Духов Николай Леонидович

Духов Николай ЛеонидовичСоветский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, доктор технических наук; родился 13 (26) октября 1904г., в с. Веприк ныне Гадячского района Полтавской области, Украина; с 14 лет работал: сначала секретарём Вепричского комитета бедноты, с 1921 г. - агентом продотряда; вёл перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога; также был заведующим районной избой-читальней, секретарём райземлеса, заведовал ЗАГСом; в 1925 г. поступил на Чупаховский завод резчиком свёклы; позже его перевели в технико-нормировочное бюро; по решению заводского комсомольского собрания получил путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института; по окончанию был рекомендован "для зачисления без испытания на механический факультет" Ленинградского политехнического института, где обучался с 1928 по 1932 г. на кафедре "Автомобили и тракторы" и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей; после окончания института был направлен на ленинградский завод "Красный Путиловец" (позднее - Ленинградский Кировский завод), где прошёл путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода; в первые годы на ЛКЗ работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора "Универсал", над созданием первого советского легкового автомобиля "Ленинград-I", принимал участие в конструировании тяжёлого подъёмного крана; в 1936 г. его, как инженера автотракторной специальности, привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники; перешёл в СКБ-2 Кировского завода, где приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчёта танков, которой он и его коллеги впоследствии пользовались не один год; затем ему поручили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28; к концу 1938 г. группа выполнила задание; в конце 1938 г. предложил технический проект новой машины - тяжёлого танка КВ-1; в 1939 г. Кировский завод приступил к серийному выпуску танков КВ; 11 ноября 1940 был назначен заместителем начальника СКБ-2 ЛКЗ, был ведущим конструктором тяжёлого танка КВ-1, а также внёс значительный вклад в разработку танка КВ-2; Член ВКП(б) со 2 апреля 1941 г.; в 1941 г. Ленинградский Кировский завод постепенно эвакуировался в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного завода начали разворачивать производство танков КВ; 10 июля 1941 г. выехал из Ленинграда в Челябинск, получив должность главного конструктора отдела N 3; 6 октября ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод, Духов стал заместителем главного конструктора, а Постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 г. был назначен главным конструктором, оставаясь в этой должности до 1948 г.; наладил на заводе поточно-конвейерное производство танков КВ, возглавил разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок, осуществил коренную модификацию средних танков Т-34; под его руководством разрабатывались тяжёлые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4; были изготовлены и не пошедшие в серию образцы - например КВ-13; после войны разрабатывал новый трактор ЧТЗ С-80 ("Сталинец-80") с кабиной закрытого типа; в 1948 г. был привлечён к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Юлия Борисовича Харитона; возглавляя конструкторский сектор, руководил разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции атомной бомбы; активный участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 г.; с 1954 г. стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала N 1 КБ-11 (в настоящее время ВНИИА им. Н. Л. Духова), которым руководил до своей смерти в 1964 г.; определил основные направления тематики института - создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры; за десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей - баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, для этих ядерных боеприпасов была разработана целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ЯБП и блоков автоматики разработаны первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией; Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам; установил тесные деловые связи с большим количеством главных и генеральных конструкторов авиационного и ракетного оружия: А. И. Микояном, В. Н. Челомеем, С. П. Королёвым и другими; параллельно с инженерно-конструкторской, занимался и преподавательской работой; с 1935 по 1940 г. преподавал в Ленинградском автодорожном институте и на механическом факультете Ленинградского политехнического института; в 1944 г. в Челябинске был создан Механико-машиностроительный институт (позднее преобразованный в Политехнический) с двумя факультетами: танковым (сегодня Автотракторный) и технологическим (сегодня Механико-технологический); заведующим кафедрой танкостроения ("гусеничных машин") и руководителем государственной экзаменационной комиссии этого ВУЗа; во время работы в филиале 1 КБ-11 также придавал огромное значение подготовке научных кадров высшей квалификации; поставил перед министерством вопрос о создании в КБ аспирантуры и совета по присуждению учёных степеней кандидата технических наук; первые три защиты состоялись уже в 1962 г.; награды, звания и знаки признания: трижды Герой Социалистического Труда: 16 сентября 1945 - за большой вклад в создание танков и совершенствование их конструкции; 29 октября 1949 - за работы, связанные с созданием и проведением испытания первой советской атомной бомбы; 4 января 1954 - за вклад в разработку и испытания первой водородной бомбы (изделия РДС-6с); четыре ордена Ленина (17.04.1940; 5.08.1944; 16.09.1945; 25.10.1954); орден Суворова 2-й степени (19.04.1945); орден Трудового Красного Знамени (24.01.1944); орден Красной Звезды (5.06.1942); медаль "За трудовую доблесть" (7.03.1940); другие медали: Ленинская премия (1960) - за работы по созданию боеприпаса для ракеты Р-7; пять Сталинских премий: в 1943 - за усовершенствование конструкции тяжёлых танков (премия второй степени); в 1946 - за создание тяжёлого танка ИС-1 (премия первой степени); в 1949 - за создание атомной бомбы (премия первой степени); в 1951 - за заслуги в производстве новых ядерных зарядов; в 1953 - за создание водородной бомбы; Генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1954); член-корреспондент Академии Наук СССР (1953); умер 1 мая 1964 г., в г. Москва
источник: http://ru.wikipedia.org

13 окт 1904

Док. 659559
Перв. публик.: 15.03.13
Последн. ред.: 19.03.13
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``