Турция меняет Конституцию: итоги референдума Эрдогана
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
О необходимости богословского образования
О необходимости богословского образования

О необходимости богословского образованияСвятитель Афанасий Александрийский (2/15/.5.373): пишет в своем "Символе": "Если кто хочет спастись, прежде всего, надлежит ему содержать вселенскую веру. А если кто не соблюдает ее здравою и неукоризненною, то без всякого сомнения погибнет на век" (Св. Афанасий Великий. "Творения" т.IV, изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва, 1994, с.477).
* Свт. Игнатий (Брянчанинов) еп. Кавказский (30.4/13.5/.1867): "Достойное горького рыдание зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит Христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно - утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине и именем, и самим делом. "...>>

Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви... изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют Христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство. Прежде, нежели придёт грозный час, в который вы должны будете предстать на суд перед Богом, стяжите оправдание, подаваемые Богом туне всем человекам при посредстве Христианства" (Цитата по книге: "Настольная книга священнослужителя" т.1, М., 1992, с.675,679).

Свт. Филарет (Дроздов) митрополит Московский (19.11/2.12/.1867): "То правда, что не всем предназначен дар и долг учительства, и Церковь не многих удостоила имени Богословов. Однако же НИКОМУ НЕ ПОЗВОЛЕНО в христианстве быть вовсе не учёным, и оставаться невеждою. Сам Господь не нарекал ли Себя учителем и Своих последователей учениками? Прежде, нежели христиане стали называться христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащая? И зачем Господь послал в мир Апостолов? - прежде всего учить все народы: шедше научите вся языки... Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя были посланы Апостолы, ты не то чем были все христиане с самого начала христианства;- я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет" (Цитата по книге: Прот. Георгий Флоровский "Пути русского богословия" Киев,. 1991, с.516-519).
* Преп. Марк Подвижник (+Yв.): "Уничижающий знание и хвалящийся неучёностию; не словом только есть невежда, но и разумом" ("Добротолюбие" т.1, 1963, Нью-Йорк, с.388).
* Св. прав. Иоанн Кронштадтский: "Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою. Через образование меня науками открыл Ты мне всё богатство веры и природы и разума человеческого" ("Моя жизнь во Христе. Св. Иоанна Кронштадтского" N.Y., U.S.A., 1988, с.1).
В наше время в значительной части церковного народа разум человеческий весьма принижен. Не так относились к нему святые Отцы:
* Свт. Василий Великий: "... Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, КОТОРЫМ обыкновенно наипаче познаётся Бог" (Цитата по книге: "Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли" т.8, изд. МДА и Введенской Оптиной Пустыни, 2003, с.547).
* Преп. Исаак Сирин: "Свет ума порождает веру; а вера порождает утешение надежды; надежда же подкрепляет сердце. Вера есть откровение разума; и когда помрачится ум, вера сокрывается, господствует над нами страх, и отсекает нашу надежду" ("Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические" изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.607).
* Свт. Феофан Затворник: "... у нас внутри душа составляет низшую сторону тамошней внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, - богоподобная, равноангельская сила, которая и составляет характеристическую черту человека. "...>> хотя человек, с одной стороны, то же, что животное с душой животной, но с другой - он несравненно выше животного, ибо имеет РАЗУМ, что совершенно СООТВЕТСТВУЕТ слову - ДУХ" (Святитель Феофан Затворник "Наставления в духовной жизни" изд. "Апостол веры" 2005, с.122-124).
* Свт. Григорий Богослов: "Непрестанно созидай ум свой в храм Богу, чтобы внутри своего сердца иметь невещественную опору - Царя" (Святитель Григорий Богослов "Собрание творений" т.2, Троице-Сергиева Лавра, 1994, с.98).
* Авва Евагрий (+399): "Ум есть храм Святой Троицы.
Ум, пребывающий в теле, есть созерцатель всех веков".
("Творения аввы Евагрия" М., 1994, с.124).

***
И снова возвращаемся к вопросу
о важности богословского образования
Преп. Амвросий Оптинский (10/23/.10.1891) в одном из своих писем пишет: "Брат ваш говорит: "Я считаю совершенно возможным человека, признающего все решительно догматы веры и вместе с тем очень далекого от духа христианства".
Правда, что иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь, очень удобно обретают путь спасения. Кто же имеет неправильные, сбивчивые и ложные понятия о вере и Истине христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно ему иметь духа христианского и Духа Христова.
Из всех слов брата вашего видно, что он попал в секту индиферентистов, которые учат: веруй, как хочешь, а только имей любовь к ближнему. Индиферентисты думают утверждать свое мнение на учении <апостола> Иоанна Богослова. Но в его посланиях сказано, что кроме Духа Христова есть дух лестчий и дух антихристов. Потому святой Иоанн и предостерегает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи, "аще от Бога суть" (1Ин. 4,1).

Вы пишете, что брат ваш кончил курс в Петербургском университете. Если бы кто стал уверять брата вашего, что не нужно учиться ни в гимназии, ни в университете, а только имей любовь к ближнему и получишь хорошую должность в окружном суде, или даже в судебной палате, поверил бы брат ваш этому? Подобно должно разсуждать и о том, что НЕВОЗМОЖНО ИМЕТЬ ДУХА ХРИСТОВА ТОМУ, КТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВИЛЬНОГО И ИСТИННОГО ВЕДЕНИЯ ДОГМАТОВ ВЕРЫ ХРИСТИАНСКОЙ" ("Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев в 2т" Введенская Оптина Пустынь, 2003, т.2. с..140-143).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) еп. Кавказский: "Займись основательным изучением Восточной Церкви по её Преданию, заключающемуся в писаниях святых отцов. Ты принадлежишь этой Церкви? ТВОЯ ОБЯЗАННОСТЬ узнать её как должно" ("Письма о христианской жизни: святитель Игнатий (Брянчанинов)" Минск, 2004, с.289).

***
Свт. Григорий Богослов: "Надгробное слово Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской": "Полагаю же, что всякий имеющий ум, признает первым для нас благом УЧЁНОСТЬ, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшенья и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из Христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожной, опасной и удаляющей от Бога. Небо, землю, воздух и все, что на них, не должно презирать за то, что некоторые худо уразумели, и вместо Бога воздали им божеское поклонение. "...>>Напротив того, мы, воспользовавшись в них тем, что удобно для жизни и наслаждения, избежим всего опасного, и не станем с безумцами тварь восставлять против Творца, но от создания будем заключать о Создателе, как говорит божественный Апостол, пленяюще всяк разум во Христа (2Кор. 10,5). Также об огне, о пище, о железе и о прочем нельзя сказать, что какая-либо из сих вещей сама по себе или всего полезнее, или всего вреднее, но cиe зависит от произвола употребляющих. Даже между пресмыкающимися гадами есть такие, что мы примешиваем их в целебные составы. Так и в науках мы заимствовали исследования и умозрения, во отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и во глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия, чрез худшее научившись лучшему, и немощь их обратив в твердость нашего учения. Посему не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, а, напротив того, надобно признать глупыми я невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве. Но, предложив и утвердив cиe общим согласием, начнем обозревать жизнь Васильеву...>>.

В.Н. Лосский: "Христианин, получивший дары Духа Святого в таинстве миропомазания, не может не быть сознательным в своей вере. Он всегда ответствен за Церковь" (В.Н. Лосский "Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие" М., 1991).
Преп. Марк Подвижник: "Ад есть неведение, ибо тот и другое мрачны" ("Добротолюбие" т.1, Нью-Йорк, 1963, 387).
Преп. Марк Подвижник: "Не отрекайся учиться, хотя бы ты был очень мудр. Ибо Божье устроение полезнее нашей мудрости" ("Добротолюбие" т.1, Нью-Йорк, 1963, с.401).
Преп. Марк Подвижник: "Незнающий истины, не может и веровать истинно" ("Добротолюбие" т.1, Нью-Йорк, 1963, с.390).

Священник Николай Лызлов

viperson.ru

Док. 659558
Опублик.: 15.03.13
Число обращений: 0

  • Лызлов Николай Николаевич

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``