Деньги на первенца: кому достанется новое пособие после рождения ребенка
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Марианна Павлютенкова: Политические приоритеты создания электронного правительства в США, Великобритании, России
Марианна Павлютенкова: Политические приоритеты создания электронного правительства в США, Великобритании, России
АННОТАЦИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

В статье дан анализ политических приоритетов создания электронного правительства в США, Великобритании и России. Выявлено, что успех в создании электронного правительства в США и Великобритании связан, прежде всего, с тем, что реализации проекта в этих странах предшествовало полномасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), проведение административно-государственных реформ и создание основополагающей законодательной базы.В России ключевыми проблемами создания электронного правительства было и остается отсутствие системного подхода к его внедрению, а также то, что технологии ЭП реализуются вне связи с проблемами государственного управления и имеют слабую нормативно-правовую поддержку.Показывается, каким образом политическая инициатива на самом высшем государственном уровне способна выступить в качестве механизма запуска преобразований в сфере ЭП. Делается вывод о том, что независимо от уровня развития ЭП в трех странах внедрение элементов ЭП влечет за собой необходимость изменения характера деятельности государства и его взаимодействия с гражданским обществом. В странах с высоким уровнем развития ЭП - США и Великобритании - проводимая в настоящее время реорганизация государственного управления оказалась, не в последнюю очередь, следствием реализации проекта ЭП. В России при наличии политической воли первых лиц государства активное внедрение технологий ЭП также способно создать импульс для модернизационных изменений в государстве и обществе в целом.Электронное правительство, политические приоритеты создания электронного правительства, информационно-коммуникационные технологии.ВведениеВ условиях развития информационного общества интенсифицируются усилия мирового сообщества и отдельных стран в деле создания условий для внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственное управление. Однако получается это далеко не у всех. По-прежнему в числе лидеров находятся США и Великобритания, по-прежнему в аутсайдерах Россия. По данным "Global E-Government Survey 2010" во всемирном рейтинге готовности стран к использованию технологий электронного правительства США заняли 2-е место, Великобритания 4-е, а Россия в этом списке находится на 59 позиции среди 192 стран [1]. Причина такого положения, не в последнюю очередь, связана с политическими приоритетами государств в вопросах создании электронного правительства (ЭП). Рассмотрим в этом ракурсе западных лидеров электронного правительства США и Великобританию и сравним с Россией.СШАУсловиями развития проектов ЭП в начале 1990-х гг в США стали открытие свободного доступа в Интернет и президентство Б.Клинтона (1993-2001), совпавшее с выдающемся экономическим ростом страны и отразившее принципы неолиберализма в констатации "конца эры большего государства", а также идеи реорганизации государственного управления Д. Осборна и Т. Гэблера [2]. Исследовав инновации органов управления штатов и местного самоуправления, Д. Осборн и Т. Гэблер предложили внести идеи предпринимательства в государственный сектор с целью повышения его результативности и эффективности [2,17].Эти идеи нашли отражение в реформе "Анализ деятельности федерального правительства" - National Performance Review (NPR). Следует отметить, что реформа не стала точным воплощением рекомендаций Д. Осборна и Т. Гэблера, однако она реализовала такие значимые предложения как "создание предпринимательских организаций" и дерегулирование систем контроля за управлением на федеральном уровне. Призывая к кардинальным изменениям в государственном управлении, программа NPR предложила свои собственные руководящие принципы, одним из средств, обеспечения которых стали информационно-коммуникационные технологии. В 1993 г. в рамках реформы "Анализ деятельности федерального правительства" был опубликован доклад "Реорганизация на основе информационных технологий" ("Reengineering Through Information Technology")[3], включивший 13 рекомендаций, комбинирующих основные направления деятельности со специальными проектами.Стратегия реализации ЭП во время президентства Б. Клинтона в основном была сконцентрирована вокруг усилий по обеспечению доступа общественности к правительственной информации и государственным услугам, по автоматизации процессов государственного управления. Однако, несмотря на запуск выше обозначенных программ, в США не были созданы институциональные основы внедрения ИКТ в государственное управление. Стратегия внедрения ИКТ носила явно децентрализованный характер, позволяла отдельным структурам федерального уровня управления в отсутствии арочного контроля и координации проектов использовать и развивать собственные начинания и идеи. Следует отметить и крайне политизированный характер данных реформ: их проведение было обеспечено поддержкой на самых высоких уровнях государственного управления. Данное обстоятельство, с одной стороны, служило ускорению преобразований, установлению четких временных рамок осуществления задач, а с другой стороны, в отсутствии определенных формальных институтов, вносило определенную трудность в вопросы текущего управления. Вера в возможности самоорганизации и саморегуляции Интернет-пространства во время президентства Б. Клинтона во многом заменяла тщательный анализ и планирование процессов внедрения ИКТ на государственном уровне. Вместе с тем, экспериментальная природа начинаний, гибкость их введения позволили сформировать новую культуру управления. Произошло расширение представлений о возможностях государственного управления: государственные служащие стали восприниматься как активные участники процессов управления, был получен беспрецедентный опыт ИТ-управления, опыт работы по проектным методам, опыт межведомственного взаимодействия [4, с.104]. Также следует подчеркнуть, что во время президентства Б. Клинтона была сформирована основополагающая законодательная база широкомасштабного внедрения ИКТ и технологий ЭП в деятельность американских госструктур.Развитие ЭП было продолжено Администрациями Дж. Буша мл. Во время его президентства был отмечен недостаток консолидации ИТ-систем, разработанных для поддержки основных функциональных сфер государственного управления, таких как финансовая система, система управления человеческими ресурсами, система государственного заказа и закупок. В итоге усилия были сконцентрированы на разработке стратегий и целей реализации электронных начинаний на уровне отдельных государственных структур и на уровне межведомственного взаимодействия, главным средством управления проектами при этом оставался государственный бюджет. Выдвинутая Администрацией Б. Обамы инициатива "Открытое правительство" (OpenGov) представляет собой концептуальный сдвиг в понимании возможностей ИКТ в политико-административной сфере, основанный на трех ключевых принципах: прозрачность, участие и сотрудничество. В Отчете об успехах "Открытого правительства" (Open Government: A progress Report to the American People - December 2009), раскрыто базовое значение данных принципов [5]. Принцип прозрачности означает раскрытие информации для граждан и общественности, способствует подотчетности государственного управления, контролю. Принцип участия обеспечивает вклад опыта и идей граждан в государственное управление. Принцип сотрудничества повышает эффективность работы правительства в деле решения национальных проблем.Активная политика Б. Обамы в сфере электронных инициатив и уверенность в необходимости обеспечения большей прозрачности правительства, во многом, обусловливается его успешным применением ИКТ во время избирательной кампании.Таким образом, полномасштабному внедрению ИКТ и созданию проекта ЭП в США предшествовало реформирование государственного управления, прежде всего, в части его переориентации на результат. И если первоначально внедрение электронных инициатив в США было частью административных преобразований, то в настоящее время сутью реформ стали сами проекты ЭП, меняющие характер деятельности государства и его взаимодействие с гражданским обществом. В целом же, в условиях значительной политико-административной поддержки в США была сформирована и развивается централизованная организационно-технологическая система разработки, внедрения, функционирования и развития ЭП. Великобритания Изначально идеей построения ЭП в Великобритании стала переориентация деятельности государственных ведомств на реализацию потребностей граждан и бизнеса. Однако только благодаря усилиям премьер-министра Т. Блэра, в 2000-х годах началась работа над новой концепцией ЭП. Премьер-министр добился увеличения расходов бюджета на создание необходимой инфраструктуры ЭП, принятия поддерживающих нормативных актов и ускорил процесс создания ЭП с помощью административного ресурса: была создана специальная комиссия при Кабинете министров, координировавшая всю работу, утверждены важные законопроекты "Об электронной коммерции" - "E-commerce act" и "Электронной подписи" - E-signature act. В Великобритании движение к ЭП было вызвано, прежде всего, политическими мотивами избранного руководства и лишь затем все заметней стала проявляться экономическая выгода проекта. В стране, где 80% населения пользуется интернетом, бесспорно, важно организовать правительственные сервисы так, чтобы это было удобно гражданам. ЭП стало средством, перестраивающим методы работы и организацию государственных ведомств. С вводом в действие единого портала государственных услуг Великобритании количество государственных органов, работающих в сети, увеличилось. Усиление активности ведомств в интернете повлекло рост интереса населения, возник эффект привыкания к новым формам взаимодействия.Не так давно законодательство Великобритании пополнилось новым государственным актом "Умное правительство" - "Smart Government". Первоначальная идея электронного правительства Великобритании "Directgov", касающаяся в основном оптимизации публичных услуг, трансформировалась, по сути, в реорганизацию государственного управления. В Великобритании был сформулирован новый тезис, на котором базируются сегодняшние инновации в сфере ЭП: "От "правительства в интернете" - к "правительству из интернета"". Таким образом, в Великобритании реорганизация государственного управления оказалась следствием внедрения электронного правительства. При этом изменяется "ландшафт" государственного управления - происходит перестройка под потребности граждан и бизнеса [6]. РоссияВ России изначально ключевой проблемой развития ЭП было то, что его технологии реализовывались вне связи с проблемами государственного управления. В начале 2000-х годов предпринимались лишь отдельные попытки по созданию институциональных предпосылок формирования ЭП и информационно-коммуникационного пространства. Развитие ЭП осуществлялось по пути информатизации и автоматизации существующих бюрократических процедур и практик. Запуск первых пилотных проектов ЭП был произведен без соответствующих административных преобразований, что в дальнейшем привело к переносу проблем Административной реформы в России на проекты ЭП. При этом главной проблемой являлось отсутствие политической инициативы: разработка проектов электронного правительства не входила в число приоритетных направлений реформирования России.Ситуация изменилась с избранием Президентом РФ Д. Медведева: по аналогии с программно-целым подходом создания ЭП в США была принята "Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года" [7]. Однако, ввиду отсутствия соответствующих административных, методологических, нормативно-правовых изменений в России не произошел реинжиниринг бюрократических процессов. Кроме того, ввиду необеспеченности принципов открытости, прозрачности, подотчетности государственной власти, а также невключенности в процессы формирования ЭП гражданского общества, курс развития данных инициатив не учитывал реально существующие потребности общества. Последовательность реализуемых действий, выбор приоритетных направлений развития основывался исключительно на интересах государственной власти, на ее видении проблем, исходя из политических и иных преференций. Политический подтекст трудностей реализации ЭП в России проявляется и в том, что административная система проявляет свою зависимость от субъективных, ситуативных, конъюнктурных обстоятельств и выстраивается на основании интересов и предпочтений политических лидеров страны (в России происходит институциональное и функциональное выстраивание административных структур "под руководителей"), что вкупе с общей инертностью государственного аппарата приводит к подстройке информационно-коммуникационных решений под уже реорганизованную систему управления.Государственные служащие в России не мотивированы на реализацию каких-либо изменений в своей работе, в том числе и на воплощение проектов ЭП, не восприимчивы к проблемам граждан, в самосознании государственных служащих еще не произошло поворота к статусу "слуги общества", государственный аппарат в большей степени подчинен своему руководству, нежели требованиям закона и общества. Качество работы государственного аппарата не соответствует вызовам времени и потребностям страны, при этом особо следует подчеркнуть отсутствие у государственных служащих навыков, знаний и умений, позволяющих им работать более эффективно с использованием средств ИКТ. На практике описанные проблемы проявляются в инертности и медлительности государственного аппарата в части подготовки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов, в затягивании сроков реализации отдельных решений. Более того, не секрет, что имеет место солидарность и консенсус между административной и политической элитами: сформирована система неформальных согласований интересов, коррупционных практик, при которой инициативы по реформированию государства превращаются в формы "осваивания" бюджетных средств.Таким образом, в силу указанных обстоятельств, а также ввиду отсутствия системного подхода к внедрению ЭП политические инициативы Президента РФ в данной сфере вписываются лишь в имиджевую составляющую власти. Несмотря на это, запуск 1 января 2010 г., в рамках развития ЭП, российского портала государственных услуг популяризирует новые каналы коммуникации и закладывает культурно-ценностную основу использования ИКТ в обществе и государстве, а в перспективе способен сформировать запрос общества на изменение взаимоотношений государства и граждан, на повышение эффективности государственного управления и качества предоставляемых услуг, вынуждающий государственную власть трансформировать сами принципы, механизмы и технологии государственного управления. ЗаключениеУспех в создании электронного правительства в США и Великобритании связан, прежде всего, с тем, что реализации проекта в этих странах предшествовало полномасштабное внедрение ИКТ, проведение административно-государственных реформ и создание основополагающей законодательной базы широкомасштабного внедрения ИКТ и технологий ЭП в деятельность госструктур.В России ключевой проблемой создания ЭП было и остается то, что его технологии реализуются вне связи с проблемами государственного управления, отсутствует системный подход к его внедрению. Тормозит процесс и слабое нормативно-правовое обеспечение: регулирование внедрения ИКТ и элементов ЭП осуществляется в основном на уровне концепций.Рассмотрение политики трех стран в сфере электронного правительства позволяет выделить политическую инициативу на самом высшем уровне в качестве механизма запуска преобразований в сфере ЭП. Так, в США и Великобритании использование ИКТ на пользу общества и государства стало одним из приоритетных направлений государственной политики, в то время как в России, политическая инициатива в реализации проектов ЭП отразилась в реальных действиях лишь спустя 6 лет после официального запуска ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", ставшей первым программным документом, касающимся внедрения ИКТ в систему государственного управления. Рассмотрение опыта создания ЭП трех стран, показало, что по своему содержанию властно-политический формат решений в сфере ЭП способствует исключению бюрократических препятствий, позволяет проводить организационные изменения, искоренять стереотипное мышление, обеспечивать выделение финансовых средств. И последнее. Независимо от уровня развития ЭП страны и в США, и в Великобритании, и в России внедрение элементов электронного правительства влечет за собой необходимость изменения характера деятельности государства и его взаимодействия с гражданским обществом. Вместе с тем, в странах с высоким уровнем развития ЭП - США и Великобритании - проводимая реорганизация государственного управления оказалась, не в последнюю очередь, следствием реализации электронного правительства, т.е. в настоящее время в этих странах суть административно-государственных преобразований, во-многом, определяют решения ЭП. Россия, существенно отстав от лидеров по уровню готовности к использованию технологий электронного правительства, тем не менее, идет их же путем, и можно прогнозировать, что при наличии политической воли первых лиц государства активное внедрение технологий ЭП способно создать импульс для модернизационных изменений государства и общества в целом.Литература1.    Global E-Government Survey 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.unpan.org/egovkb/global_reports/10report.htm2.    Osborn D. Reinventing Government: how the entrepreneurial Spirit is transforming the public sector / D. Osborn, Т. Gaebler - New York: A William Patrick Book, 1992. 3.    Gore, A., Clinton, B. From red tape to results: creating a government that works Better and costs less / Report of the National Performance Review. - Washington, DC: U.S. Office of the Vice President, 1993 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ibiblio.org/npr/nptoc.html4.    Fountain J. E. Bureaucratic reform and e-government in the United States. An institutional perspective // Routledge handbook of Internet politics / A. Chadwick, P.N. Howard (eds.) - London; New York: Routledge, 2009. 5.    Open Government: A progress Report to the American People 2009. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ogi-progress-report-american-people.pdf 6.    Кураш А. Из грязи в князи: как правительство Британии стало электронным // Cnews. 2010. N 48 (электронная версия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/06/18/396517_2)7.    Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2008/05/06/7397425.htmPolitical priorities in creation of the electronic government in the USA, Great Britain, Russia Pavlyutenkova M.Y., Chigasova P.A. The Russian Academy of Public Administration Under the President of the Russian FederationMoscowIn this article we give the analysis of political priorities in creation of the e-government in the USA, Great Britain and Russia. It comes to light that the success in creation of the e-government in the USA and Great Britain is connected, first of all, by that project realisation in these countries was preceded by full-scale introduction ICT and real the state-administrative reforms. The key problems in creation of the e-government in Russia was and remain an absence of the system approach to its introduction, and also that e-government technologies are realised out of communication with government problems. It is shown, how the political initiative at the most higher state level is capable to represent itself as the launch mechanism of transformations in e-government sphere. There is a conclusion that irrespective of the level of e-government development in all considered countries, introduction of the e-government elements involves the necessity of change the character of activity of the state and its interaction with a civil society. In the countries with the high level of e-government development (the USA and Great Britain) reorganisation of the state management is a consequence of realisation of the e-government project. In Russia, having the political will of the state leaders an active implementation of EG technologies is also capable to create an impulse for state and society modernization changes as a whole. Keywords The electronic government, political priorities in creation of the electronic government, information-communication technologies.

М.Ю. Павлютенкова, П.А. Чигасова Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Док. 659126
Перв. публик.: 20.02.13
Последн. ред.: 06.03.13
Число обращений: 0

  • Павлютенкова Марианна Юрьевна

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``