В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Е-lеаrning в системе обучения в России` Назад
`Е-lеаrning в системе обучения в России`
Возникновение, современное состояние, перспективы развития е-learning в России

Дистанционное образование в России официально существует с 1997 г. как неформальное образование1 и реализуется в виде модели заочного образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Легитимность понятия "дистанционное образование" не подтверждено, так как в законе "Об образовании" такого понятия не существует. Поэтому сегодня, говоря о дистанционном образовании правильнее употреблять словосочетание - дистанционное обучение.
В России дистанционное обучение через Интернет начало развиваться с 1988 г., когда стартовал Советско-американский проект "Школьная электронная почта". Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х гг. стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.
Переломными для развития e-leaгning в России могут считаться 2004 - 2005 годы, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов: дистанционное обучение персонала с использованием технологий e-learning с успехом было реализовано на таких крупных предприятиях как "Российские железные дороги", "СеверСталь", "Норильский никель", "РусАл", "ВымпелКом", "УралСиб", "Связьинвест" и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы, Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

Современное дистанционное обучение, как за рубежом, так и в России строится на использовании таких основных форм обучения, как: дистанционные курсы, веб-страницы, сайты, форумы и блоги, электронная почта (в том числе и списки рассылок), чат, ICQ, Skype, теле/аудио/видеоконференции, виртуальные классные комнаты, радио, телевидение, аудио/видео/интернет-трансляции.
Среди стратегических задач развития образования России на ближайшую перспективу важнейшими являются повышение качества и доступности образования, а также создание системы непрерывного образования (образования в течение всей жизни). Перспективным направлением в решении этих стратегических задач является развитие и внедрение в практику е-learning. В России в специальной литературе и публикациях используется русскоязычный аналог е-learning - дистанционное образование. В дальнейшем будем рассматривать эти термины как синонимы. Дистанционное образование (ДО) строится сегодня на основе базовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сетевых информационно-образовательных сред. ИКТ представляют собой пример одной из самых динамически развивающихся сфер техники и технологий, ведь обновление информационно-коммуникационных технологий происходит практически ежегодно. Поэтому и информационно-образовательные среды ДО должны иметь гибкую структуру, легко перестраиваться вслед за изменениями ИКТ и обеспечивать опережающее развитие образования в наступающем информационном обществе.
Стремление объединить разработки системы образования с новейшими информационными технологиями вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для самых широких слоев населения. По этой же причине многие государственные и негосударственные учебные заведения разрабатывают и внедряют в практику технологии дистанционного или открытого обучения. Управление этими системами основано на использовании ИКТ.
Технологии дистанционного обучения в России

Большинство высших учебных заведений России в настоящее время разрабатывают и применяют средства и методы дистанционного обучения. Во многих регионах России проводятся соответствующие конференции, семинары, издаются научно-технические журналы и монографии. Получили развитие кейс-технологии, Интернет (сетевые) и телекоммуникационные методы дистанционного обучения. Уровень развития современных электронных средств обучения в ВУЗах России не уступает ведущим университетам развитых стран Запада. Решение задачи расширения масштабов применения современных электронных и телекоммуникационных средств и информационных технологий в образовании требует не только увеличения инвестиций и совершенствования механизмов финансирования в образовательной сфере, но и готовности участников образовательной системы активно их внедрять. Сформированы представления о минимально необходимых требованиях к техническому и информационному оснащению дистанционного образовательного процесса. На всех уровнях многократно обсуждались проекты соответствующих нормативов.
Вступили в силу новые нормативные документы, создающие правовую основу для использования дистанционных технологий в образовательном процессе и переносящие большую долю ответственности за качество подготовки специалистов на головной вуз.
Важно отметить тот факт, что в настоящее время дистанционное образование получает все большее распространение, как за рубежом, так и в России. Дистанционное обучение - это первый шаг к открытому образованию.
Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов, исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда.
Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использования наглядных материалов.
Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя, таким образом, круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания, умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий.
Пассивная роль нашей страны в процессе интеграции в мировое образовательное пространство, консерватизм образовательных технологий могут привести к тому, что в Россию придут западные университеты со своими культурные традициями, ценностями, своим языком.
В настоящее время можно говорить о том, что Россия располагает достаточным потенциалом, чтобы не только продвигать дистанционное образование внутри страны, но и экспортировать его в другие страны. Тем более что такая потребность есть и расширение экономических связей, укрепление нашей страны в энергетическом секторе эту потребность не только увеличивает, но и выводит ее на политический уровень2.
Однако имеются серьёзные причины беспокойства о состоянии и перспективах российского дистанционного образования. Так, сейчас в развитых странах ускоренно развивается e-learning. В России же речь идёт только о дистанционных образовательных технологиях (ДОТ). Законодательно не признано даже дистанционное обучение, не говоря уже об электронном образовании.
    Если смотреть с общей позиции развития e-learning, Россия находится только на втором этапе развития дистанционных образовательных технологий, в то время как развитый мир уже прошел ступени:
1. традиционного дистанционного обучения,
2. электронного обучения (e-learning),
3. всеохватывающего обучения (m-learning)
4. и развивает всепроникающее (u-learning) обучение.
    Последние три ступени явились базой для создания новой learning-индустрии, которая успешно завоёвывает мировой рынок. России на этом рынке пока нет. Таким образом страна теряет образовательный рынок и в странах СНГ, что ставит под угрозу цели, определенные государственными программами работы с соотечественниками за рубежом и "Русский язык".
Факторами, сдерживающими развитие дистанционного обучения в Российских университетах являются:
отсутствие соответствующей законодательной базы;
отсутствие реальных юридических механизмов защиты авторских и коммерческих прав на учебные и научно-методические разработки как на объекты интеллектуальной собственности;
отсутствие корпоративных стандартов, определяющих состав и содержание учебно-методического комплекса, входящего в состав информационной обучающей системы.
Для решения указанных проблем необходимо:
1. Осознать проблему, которая по общественной значимости является национальным проектом.
2. Принять ряд поправок в действующее законодательство об образовании и труде.
3. Принять нормативно-правовой документ о создании государственной корпорации, целью которой будет развитие новой индустрии - learning индустрии.
4. Разработать систему оценки качества в рамках электронного образования.
    На повестке дня создание мирового центра электронного обучения с участием России, стран Балканского и Аравийского полуострова, Индии. Спутниковый Интернет и системы дистанционного образования могут стать реальными инструментами эффективного экспорта образования из России.

В практической плоскости важнейшими способами решения указанных проблем являются:
- реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования;
- системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
- построение и развитие единого образовательного информационного пространства.
По существу речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды системы образования, о представлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта3.

Этапы развития системы е-learning

Инновационные изменения в Интернет-образовании привели к появлению технологии Web 2.0. В своем базовом варианте Web 2.0 означает, что каждый пользователь может очень просто создавать и распространять контент в Интернете. Это включает запись в блог, передачу видео через YouTube, размещение картинок на Flickr, создание контента в Wikis (как в Wikipedia), а также разработку социальных сетей типа MySpace. Ключевые компоненты для Web 2.0 - простые в использовании инструменты и совместное/социальное взаимодействие с ожидаемыми результатами.
Интеграция инструментов Web 2.0 с современными информационными образовательными технологиями привела к появлению новой методики обучения, получившей название E-learning 2.0. Следует отметить, что появление новой образовательной методики происходило не одномоментно. В рассматриваемом процессе можно выделить эволюционные изменения, которые включали в себя как совершенствование контента образовательной системы, так и изменение ее архитектуры и методов взаимодействия с пользователем. В самом простом представлении эволюцию основных этапов развития системы e-learning можно отобразить в таблице 2.

Док. 659123
Перв. публик.: 20.12.12
Последн. ред.: 20.02.13
Число обращений: 0

  • Павлютенкова Марианна Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``