В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Социальные сети как инструмент политической борьбы Назад
Социальные сети как инструмент политической борьбы
Социальные сети сегодня начинают играть важную роль в формировании и развитии политических движений. В статье показывается, каким образом они могут стать мощным инструментом решения политических проблем. В России социальные сети - это площадка, позволяющая генерировать определенную гражданскую активность, но она пока еще не перерастает в политическую деятельность. Однако практика показывает, что социальные сети уже настолько глубоко проникли в российскую политическую жизнь, что их возможности как инструмента политической борьбы начинают использоваться все активнее.

Nowadays social networks are beginning to play an important role in the formation and development of political movements. This article shows how its can be a powerful tool for solving political problems. In Russia, the social networks are a platform that allows to generate a civic engagement, but it still does not evolve into political activity. However, experience shows that social networks are already so deeply entered in Russian political life that its possibilities as an tool of political struggle are being used more active.

В настоящее время социальные сети стали одним из основных средств создания и распространения информации в мире. В 2011 году к социальным сетям подключены два миллиарда человек, почти треть всего народонаселения Земли. Самая популярная социальная сеть - Facebook - насчитывает свыше 750 миллионов активных пользователей. Это наиболее посещаемый в мире интернет-сайт, доступный в 70 языковых версиях; пользователи проводят на нем 700 миллиардов минут в месяц. Микроблоговая платформа Twitter находится на втором месте после Facebook, насчитывая 200 миллионов зарегистрированных пользователей [1].
В России количество граждан России, регулярно пользующихся Интернетом, непрерывно растет. На начало 2012 года количество пользователей Интернета в России составило 70 млн. человек (всё население РФ - 143 млн. чел.). Интернетом пользуется 58% россиян, причем наиболее заметно увеличение ежедневной аудитории Сети с 30% в начале года до 38% весной 2012 г. Cоциальные сети находятся в первой тройке по популярности у россиян [2]. Самой популярной сетью является сеть "В контакте", ее хотя бы раз в месяц посещает 28,8 млн. человек. На втором месте - сеть "Одноклассники" с 18 млн. посещений. Наиболее интенсивно растет количество граждан России, зарегистрированных в сети Facebook: если в 2007 г. их насчитывалось около 100 тыс. человек, то сейчас это число увеличилось до 5 млн [3]. Именно в этой сети велась основная организация митинга на Болотной площади 10 декабря, несогласных с результатами выборов в ГосДуму.
Одной из закономерностей функционирования социальных сетей является "доминирование слабых связей" [4, c. 81], т.е. распространение информации через малознакомых, либо вовсе незнакомых людей. Благодаря этому, в случае распространения идеи, наполненной большой эмоциональной составляющей, социальные сети за короткий промежуток времени формируют большие массы сторонников, способных переходить к конкретным действиям.
Восприятие роли социальных сетей в современном мире различно. Одни считают их шансом на реализацию общественной инициативы, другие - угрозой для безопасности государств. Интересно, что мнения могут меняться в зависимости от характера проблем. Так, еще совсем недавно в Западной Европе социальные сети однозначно считались символом свободы для населения стран с авторитарными режимами. Но состоялись лондонские погромы, и британские власти заговорили о возможности блокирования интернет-сервисов, которые используют участники массовых беспорядков. В первую очередь, речь может идти о таких ресурсах как Facebook, Twitter и популярном у британской молодежи чате-мессенджере BlackBerry Messenger, который обеспечивает шифрование сообщений и, следовательно, затрудняет доступ спецслужб к передаваемой информации [5]. Из приведенного примера следует, что социальные сети - это инструмент, который можно использовать в разных целях.
Во все времена прогресс влек за собой повышение рисков, ставил перед обществом ранее неизвестные проблемы. Так, все тот же BlackBerry Messenger использовался не только погромщиками, но и добропорядочными гражданами, которые объединялись для противодействия им. Этот сервис использовали и добровольцы, вышедшие убирать улицы британской столицы после погромов. Без подобного инструмента действия рядовых граждан были бы серьезно затруднены.
Интернет создает новый тип общественного лидера, в большей степени являющегося продвинутым пользователем, хорошо владеющим коммуникативными навыками, нежели народного трибуна. И такой лидер далеко не всегда является анонимным, даже когда речь идет о политической активности. Например, символом "арабской весны" в Египте стал 30-летний менеджер компании Google Ваиль Гоним. Его лидерство даже укрепила попытка режима Хосни Мубарака изолировать Гонима от соратников. Непродолжительное пребывание под стражей создало ему образ жертвы, важный для любой революции - хоть классической, хоть современной, "сетевой".
В настоящее время социальные сети начинают играть важную роль в формировании протестного движения. Главной привлекательностью в деятельности сетевых организаций при этом является не только отсутствие единого управляющего органа и каких-либо эффективных методов контроля над ними, но напротив, наличие различных центров координации деятельности таких организаций.
Социальные сети активно использовали участники "цветных революций", особенно в тех странах, где контроль за телекоммуникациями не носит глобального характера. Сетевые структуры в "цветных революциях" - образования временные, что влияет на управленческую иерархию и соподчиненность узлов сети. Как правило, сторонники смены режима начинают создавать сетевые организации и сообщества после выработки генеральной стратегии и тактики действий своих мероприятий [4]. Таким образом, возможности интернет и других технологий оказывают значительное влияние на организацию сетевых структур, используемых инициаторами "цветных революций", их  структурированность и тактику.
В социальные сети чаще других вовлекается молодежь. Координаторы сетевых структур учитывают уровень политической активности молодежных движений и рост социального недовольства. Например, на Украине и в Грузии молодежь, как оказалось, легко зажечь сомнительными политическими идеями, а в Киргизии и Молдове молодые люди подверглись искушению поучаствовать в грабежах и вандализме во время революционных событий в силу катастрофического материального положения [4].
Для вовлечения в ряды недовольных действующим режимом используются социальные противоречия и проблемы, накопившиеся в обществе и не решающиеся действующей властью. Это могут быть и этнические противоречия, и экологические проблемы, и тяжелое материальное положение значительной части населения.
Истинная цель сети, создаваемой для осуществления "цветной революции", скрывается до непосредственного начала событий. Идеологи революционных преобразований активно используют имеющиеся методы конспирации, изучают возможность блокирования ресурса, создают "запасные площадки", маскируют назначение сети и активно используют блоги.
Таким образом, возможности он-лайн сетей и других технологий оказывают значительное влияние на организацию сетевых структур, используемых сторонниками "цветных революций", их структурированность и тактику [6].
Рассмотрим еще один аспект использования социальных сетей в политических целях. В настоящее время ведущими странами мира для осуществления международной политики реализуется комплексный инновационный подход, предполагающий использование возможностей дипломатии, дополняемых интернет-технологиями социальных сетей. В их основу положено использование защищенных сетей распределения программных продуктов при прямой и непосредственной поддержке правительства. Указанный подход не исключает, в случае необходимости, применение средств и систем вооруженной борьбы (последнее мы видели на примере Ливии). Для реализации такой стратегии социальные сети из года в год становятся главной платформой по созданию антиправительственных групп и удобным инструментом для коммуникации [7].
Подтверждение этого вытекает из официальных заявлений. Так, Госсекретарь США Х. Клинтон, выступая 15 февраля 2011 г. в Университете Джорджа Вашингтона заявляла: "Мы осуществляем широкий и инновационный подход, при котором наша дипломатия дополняется технологией, защищенными сетями распределения программных продуктов и прямой поддержкой тех, кто находится на передовых линиях. Мы постоянно находимся в курсе событий, беседуя с Интернет-активистами о том, где они нуждаются в помощи, и наш диверсифицированный подход означает, что мы в состоянии адаптироваться к спектру угроз, с которыми они сталкиваются. Мы поддерживаем несколько инструментов, так что если репрессивные правительства найдут способ справиться с одним из них, другие будут по-прежнему доступны. И мы инвестируем в передовые технологии, потому что мы знаем, что репрессивные правительства постоянно совершенствуют свои методы угнетения, и мы намерены идти впереди них" [8]. Это означает, что социальные сети, такие как Twitter, Facebook, а также блогплатформа Livejournal и другие, уже стали мобилизационным ресурсом, мощным инструментом решения политических проблем и технологии сетевого управления будут совершенствоваться. Сегодня можно не тратить миллиарды на финансирование оппозиционных партий, когда можно потратить несколько миллионов и руководить процессами через социальную сеть. Социальные сети являются уникальным прагматически ориентированным результатом. И США уже начали применять сетевые интернет-технологии в политическом манипулировании общественным мнением: Госдепартамент создал микроблог на Twitter.com, в котором на языке фарси призвал население Ирана к восстанию. Политологи и наблюдатели отмечают неправомерность такого вмешательства и пока неизвестно увенчаются ли попытки активного вмешательства США во внутренние дела другого государства на этот раз.
С лета 2011 года государственный секретарь США Х. Клинтон активно продвигает политику "цифровой дипломатии" и "интернет-свободы". "Свобода доступа к Интернету является неотъемлемым правом человека, и администрация США намерена защищать это право повсюду - от Ближнего Востока до Китая. 25 миллионов долларов выделено в американском бюджете-2012 на защиту блоггеров и обеспечение свободного доступа к социальным сетям в таких странах, как Иран, Куба, Сирия, Вьетнам и Мьянма". И для этого есть все основания. Если вспомнить, с чего начинался народный бунт в Египте - с массового призыва в популярнейшей социальной сети Facebook, подхваченного в Twitter. Именно через Интернет координировались первые шаги революции, без социальных сетей люди не смогли бы так быстро добиться смены власти. В продолжение успехов африканских революций Госдепартамент США создал аккаунты в Twitter на разных языках: уже есть на арабском и фарси, а в ближайшее время появятся на русском, китайском и хинди. По мнению представителя НАТО С. Бабст, "это даст возможность в режиме реального времени наладить диалог с людьми, используя каналы связи, которые правительства этих стран не смогут заблокировать"[1].
В России осознают опасность реализации сетевого проекта, продвигаемого США и НАТО. В период президентской избирательной кампании 2012 г. в России одним из основных лозунгов митинга сторонников В.В. Путина на Поклонной Горе в Москве была как раз борьба за недопущение осуществления "оранжевой революции" в России. Опасение вызвала сетевая активность граждан, перешедшая в уличные митинги несогласных с результатами выборов в ГосДуму 2011 г. Ведь это те, кто сегодня пользуется социальными сетями и является тем политически активным населением, которое готово выходить на улицы и объединяться в общественные организации, такие, например, как "Лига избирателей". Более того, события "Арабской весны" показали, что социальным сетям совсем необязательно охватывать большую аудиторию, можно иметь совсем немного людей, которые были бы непосредственно вовлечены в процесс использования социальных медиа в целях политической борьбы.
Вот здесь критически важно, на каком уровне находится развитие политического процесса и самого общества, потому что как только встанет вопрос о передаче или захвате власти путем выборов, социальные сети сразу же станут эффективным инструментом борьбы.
В России сегодня социальные сети - это площадка, позволяющая генерировать определенную гражданскую активность, но она пока еще не перерастает в политическую деятельность. Наша страна сильно отстает в развитии политических процессов, но их информационная составляющая идет вперед колоссальными темпами. По мнению экспертов [9], нынешняя активность граждан в Интернете - это, по сути, протополитическая партия, которая со временем может превратиться в реальную.
Политические сообщения в социальных медиа могут вовлечь пользователей еще глубже, чем любая другая реклама. Недавнее исследование [10] показало, что 94% пользователей, обладающих правом голоса, чье внимание было привлечено каким-либо сообщением политической тематики в социальных сетях, просматривали это сообщение полностью, а еще 39%, не останавливаясь на этом, делились сообщением со своими онлайновыми друзьями, которых у каждого пользователя, в среднем, порядка 130. Это вдвое превышает аналогичные показатели неполитических кампаний и демонстрирует, как, благодаря "сарафанному радио", сообщение распространяется далеко за пределы изначально намеченной целевой аудитории. Эти сообщения открывает около трети друзей - такая реклама кандидата, в денежном выражении, стоила бы миллионы долларов.
Практика показывает, что социальные сети уже глубоко проникли в политическую жизнь и их возможности как инструмента политической борьбы начинают использоваться все активнее. Тем не менее, обществу еще предстоит осмыслить процессы, связанные с повышением роли социальных сетей как мощного и противоречивого инструмента политической борьбы и найти эффективные способы их регулирования, избегая крайностей.




ЛИТЕРАТУРА
1. Бабст С. Стратегия обеспечения безопасности 2.0. / Газета.ru. Комментарии. - Электронный ресурс. URL: http://www.gazeta.ru/comments/2011/10/19_x_3805886.shtm 19.10.2011.
2. Интернет в мире и в России. - Электронный ресурс. URL: http://www.bizhit.ru/index/web_auditoria/0-21 - 02.09.2012.
3. Макаров И. Атака ИНТЕРНЕТА. Коммерсантъ ВЛАСТЬ N 50. 19.12 2011.
4. Гапич А.Э., Лушников Д.А. Технологии "цветных революций". - М.: РИОР, 2010.
5. Макаркин А. Материал опубликован на сайте "Голос России" 15.08.2011. - URL: http://www.politcom.ru/print.php?id=12404
6. Крикунов А. Социальные сети как инструмент "цветных революций / Центр анализа террористических угроз. - URL: http://www.catu.su/index.php?option=com_content&view=article&id=170:-l-r&catid=41:2010-10-27-20-15-02&Itemid=91 26.11.2011.
7. Социальные Интернет-сети как политическое оружие и инструмент конкурентной борьбы. / Капитал страны. Федеральное интернет-издание. - URL: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/183584
8. Ульянова Ж. США управляют революциями через блоги. Электронная версия газеты "Труд" - URL: // http://www.trud.ru/article/15-02011/258917_ssha_upravljajut_revoljutsijami_cherez_blogi.html - 15.02.2011.
9. Может ли интернет стать политическим оружием на постсоветском пространстве? / Радиостанция "Свобода". URL: http://newmedia.in.ua/social-media/mozhet-li-internet-stat-politicheskim-oruzhiem-na-postsovetskom-prostranstve.htm - 16 марта 2011 г.
10. http://www.branded.ru, 2011 г.

Павлютенкова Марианна Юрьевна
кандидат политических наук, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Москва, Россия

Док. 659121
Опублик.: 20.02.13
Число обращений: 0

  • Павлютенкова Марианна Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``