В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О хане Узбеке замолвят веское слово Назад
О хане Узбеке замолвят веское слово
Ученые прольют свет на татарско-тюрское наследие Золотой Орды
19-20 марта 2013 года в Казани состоится третий Международный Золотоордынский форум. В рамках мероприятия пройдут две конференции: историческая "Расцвет Золотой Орды: правление Узбек-хана" и нумизматическая "Вопросы монетного дела и денежного обращения в Золотой Орде в свете источниковедческих исследований".

Организатором конференции являются: Центр исследований истории Золотой Орды им. М.А.Усманова института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, институт нумизматики Центральной Азии при Кембриджском университете The Central Asian Numismatic Institute (CANI), Cambridge Central Asia Forum.


Научный редактор и составитель проекта: главный научный сотрудник института истории им. Ш.Марджани АН РТ, член-корреспондент АН РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники, заслуженный деятель науки РТ, доктор исторических наук Фаяз Шарипович Хузин.

Координаторами форума выступят: директор института истории им.Ш.Марджани АН РТ. академик АН РТ, депутат Госсовета РТ - Рафаэль Сибгатович Хакимов; руководитель Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А.Усманова (ЦИИЗО) института истории им. Ш.Марджани АН РТ, председатель оргкомитета - Ильнур Мидхатович Миргалеев; директор института нумизматики Центральной Азии (Кембридж, Великобритания) доктор, профессор Кембриджского университета- Джудис Колбас; заместитель директора института истории им. Ш.Марджани АН РТ, член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук -Радик Римович Салихов; заведующий Национальным центром археологических исследований института истории им.Ш.Марджани АН РТ, кандидат исторических наук -Айрат Габитович Ситдиков; директор Института истории КФУ, кандидат исторических наук -Рамиль Равильевич Хайрутдинов; научный сотрудник ЦИИЗО им. М.А.Усманова. кандидат исторических наук- Павел Николаевич Петров.

Напомним, расцвет Золотой Орды крупнейшие ученые мира связывают с правлением девятого хана Гийаса уд- Дина Мухаммада Узбека (1312 -1342) основавшего в первой половине XIV века город Мохши (территория Пензенской области) столицу северного улуса Джучи, в которой он принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды. Однако на пензенском уровне консенсуса об увековечивании памяти связанной с золоторднынским периодом достичь не удалось.

http://www.islamnews.ru/news-138360.html
Автор: Искандер Бахмутов
Российская глубинка сохранила сакральные традиции ислама
Отличительной особенностью усть-узинского маулида является неповторимая аура сопричастности человека со всем божественным

12 февраля 2013, 16:59
Праздничный концерт прошел при полном аншлаге

В поисках древнейших цивилизаций и культур крупнейшие ученые всего мира открывают новые, доселе неизведанные уголки планеты, которые еще сохранили сакральные традиции проэтносов современных народов в первозданном виде. И чем глубже открытые ими пласты, тем явственнее и ближе человечество приближается к тайнам мироздания. К тем первоистокам, которые составляют сущность Священных Писаний: Библии, Торы, Евангелия и Корана.


В татарском селе Усть-Уза Шемышейского района Пензенской области проводят Маулид ан-Наби в пятый раз. В отличие от шумных и грандиозных мероприятий последнего времени, которые правоверные справедливо критикуют за светскую попмезность, в старинном татарском ауле провели праздник по скромному.

Торжественный меджлис посвящённый дню рождения пророка Мухаммада, мир ему, начался с полуденной молитвы в местной мечети, а основные торжества продлились в сельском доме культуры. В качестве почетных гостей мероприятие посетили глава ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров, имамы, представители татарской общественности и деловой элиты из областного центра и районов.

Праздничный концерт прошел при полном аншлаге. На сцене дома культуры читались аяты из Священного Корана, рассказывались хадисы - истории из жизни пророка, мир ему, произносились касыды и салаваты (благословения пророку), звучали нашиды и мунаджаты(религиозные песнопения в речевом исполнении) на татарском и старотатарском языках, декламировались собственные стихи жителей села в авторском исполнении.

Отличительной особенностью усть-узинского маулида является его сакральность, создающая неповторимую ауру причастности ко всему божественному, религиозному и небесному. В этой среде общения человека с высшим миром совершенно по особому звучат слова молитв и песнопений, полнокровнее ощущается духовная связь с Создателем миров, преемственность со своими благочестивыми предками.

Когда на сцену сельского дома культуры, поочередно сменяя друг друга, выходили местные хоровые коллективы мальчиков и девочек, зрители затаив дыхание вслушивались в их проникновенное пение, вглядывались в детские одухотворенные лица, на которых читалась печать благодатного расположения Всевышнего. И тогда зал взрывался бурными аплодисментами.

Нужно отметить, что в концертной программе выступило 55 исполнителей из Усть-Узы, начиная от детей шестилетнего возраста и кончая пенсионерами, которым далеко за семьдесят лет. Старшее поколение также доказало, что среди ветеранов немало талантов. Многие из выступающих являются лауреатами международных, областных и районных национально - этнографических конкурсов, продолжателями традиций татарской народной культуры.

Что же касается самого мероприятия, то в его организации приняло участие практически все население, а также уроженцы здешних мест из Пензы и районов губернии. Одни помогали деньгами и подарками. Другие транспортными услугами и продуктами. Третьи поддерживали добрым словом. К сервировке праздничного стола, к примеру, приложили свои усердия многие домохозяйки Усть-Узы.

В этот день для участников меджлиса было приготовлено много угощений по рецептам татарской национальной кухни. В холле была организована продажа религиозной мусульманской литературы, благовоний и другой исламской атрибутики. Популярностью пользовалась и передвижная библиотека представленная трудами известных исламских ученых, классиков татарской литературы. Там же был организован вернисаж детских рисунков "Мечети мира".

Интересную программу на знание исламской религии и истории пророка, мир ему, провел имам-хатыб Шемышейского района, по совместительству муэдзин мечети села Усть-Уза и директор местного мактаба - Рушан Бахтеев. Наиболее активные знатоки получили ценные призы и подарки.

В рамках мероприятия глава Усть-Узинского сельсовета Рафаэль Жиганович Исянов и председатель татарской национально- культурной автономии Шемышейского района Рафик Хусеинович Керимов наградили почетными грамотами односельчан, отличившихся на трудовом фронте и в сфере социального служения обществу. Завершилось мероприятие праздничным салаватом в честь пророка.

Особой теплотой и вниманием организаторы праздника окружили детей-сирот, вдов, инвалидов и ветеранов, которым была выделена материальная помощь и подарки. По завершению мероприятия односельчане ходили по домам, где живут малоимущие семьи, чтобы поделиться с земляками праздничным настроением.

В сознании сельских жителей имя пророка Мухаммада, мир ему, всегда связывалось с чистотой и нравственностью ислама. Поэтому Маулид является продолжением традиций наших предков. Этот праздник заметно оживил жизнь нашего села, внес заряд праздничного настроения и бодрости во многие семьи - отметил Рушан Бахтеев.

Справка

Село Усть-Уза было основано в составе Узинского стана Пензенского уезда темниковскими и саранскими полковыми татарами во главе с Альмяшем Елаевым на земле, отказанной им в 1683 году. В 1695-1697 годах первопоселенцев перевели в Азов, где они перешли на сторону Османского халифата, а на их место в Усть-Узу перевели других служилых татар. В 1717 году, после набега кубанских кочевников, 250 человек увели в плен, но вскоре прибыла еще одна партия переселенцев.

В XIX веке село являлось одним из основных мусульманских религиозно-образовательных центров на территории Среднего Поволжья. В 1886 году в Усть-Узе было 6 мечетей и одно медресе. В начале XX века функционировало уже 11 мечетей и два медресе, в которых велось обучение по трехступенчатой системе исламского образования.

В 1977 году, в ходе строительства Сурского водохранилища, часть территории Усть-Узы ( районы Шингала и Янавал) оказались в зоне затопления. Из 11067 гектар общих земельных площадей, около шести тысяч гектар ( пойменные и бахчевые земли) поглотила водная пучина. 1386 жителей Усть-Узы переселили в село Засечное Пензенского района. Единственная на сегодня мечеть, построенная в 1993 году, является новоделом.

С селом Усть-Уза связано много легенд и преданий. По одной из версий эти земли были заселены еще в домонгольскую эпоху. Местные старожилы уверяют, что полторы тысячи лет назад здесь в течение длительного времени проживали татары совместно с мордвой, а примерно в начале XVI века территория расселения татар и мордвы, на месте слияния старого русла Усть- Узы с Сурой, представляла единое целое.

Позднее мордва отделилась и образовала село Усть- Мурза. В том месте сохранились старые мордовские и татарские кладбища, а также животворный источник, которому приписывают чудодейственную силу.

Особенностям татарского языка в селе Усть-Уза была посвящена научная работа выдающегося тюрколога, академика РАН Э.Р. Тенишева. Силами саранских и пензенских археологов проводятся исследования мест исторического расселения татар и мордвы.

http://www.islamnews.ru/news-138362.html

Автор: Искандер Бахмутов

Док. 658970
Перв. публик.: 12.02.13
Последн. ред.: 13.02.13
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``