В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто был на `марше`? Назад
Кто был на `марше`?
2 февраля 12:30

Сергей Черняховский
доктор политических наук

Социологи изучают "болотные" демонстрации.
    
"Левада-центр" вряд ли сильно не любит "болотную сотню". Но там работают социологи - и если они так или иначе в итогах своих исследований слишком явно начнут потакать тем, кого любят, их просто перестанут считать социологами. И большей частью им всё же приходится отражать не то, как им хотелось бы, чтобы было, а то, как дело обстоит в реальности.

И чуть больше года назад, когда начали проходить акции "болота", они начали опрашивать их участников. Чтобы определить, кто же всё-таки, в социальном и политической смысле, на эти акции собирается. И уже тогда оказалось, что состав участников этих акций явно не отражает состав российского общества в целом.

Несколько дней назад "Левада-центр" огласил данные своего опроса участников так называемого "Марша против подлецов", проведённого "болотной сотней" в середине января этого года. И вновь самым интересным оказался социальный и имущественный состав участников шествия.

Во-первых, абсолютно неверным оказалось утверждение о том, что "болотные марши" в первую очередь привлекают молодёжь. Если у неё такой интерес первоначально и был, 13 января на марш пришло лишь 13 % людей в возрасте до 24 лет. Когда-то, в декабре 2011 года их было больше - 24 %. Но с тех пор они явно пришли к выводу, что попали в некую странную для них компанию. И уже в марте 2012 года Владимир Путин уверенно победил и в младших возрастных группах: в группе 18-24 года набрал 53 %, в группе 25-39 лет - 55 % (http://www.levada.ru/27-03-2012/vybory-prezidenta-kak-golosovali-sotsialnye-gruppy). Относительно большая часть пришедших поддержать "маршевиков" - это люди свыше 55 лет, то есть, в известном смысле, это скорее ветераны шабашей времён "перестройки", нежели представители "поколения некст". Недаром так активно "болотные акции" поддержал тогда Михаил Горбачёв.

Ещё интереснее дело обстоит в социально-профессиональном плане. 18 % - это были либо предприниматели, либо руководители разного уровня, причём, в том числе, руководители в сфере бизнеса - 11 %. 26 %, по данным этого опроса, было представителей бизнес-сферы (опросы ВЦИОМа дают значительно более высокую цифру). Зато рабочих пришло - 4 % (неудивительно, поскольку в марте подавляющее большинство их голосовало за Путина - 55 %), студентов - 8 % (в декабре 2011 их было 14 %, но в марте за него голосовали и 50 % студенчества). Было ещё 4 % домохозяек и 2 % безработных.

Не менее интересна и имущественная составляющая участников шествия. Собственно неимущих или малоимущих среди них - 6 % (кому не хватает денег не еду - 1 %, на одежду - 5 %). Тех, у кого текущий быт обеспечен и затруднение вызывает покупка более дорогих вещей, таких как телевизор или холодильник, - 19 %. А вот тех. у кого всё это есть, но не хватает денег на автомобиль, было 58 %. Тех, для кого и автомобиль давно уже не проблема, было ещё 17 %.

Причём такое основополагающее требование, как требование социальной справедливости, интересовало вообще лишь 31 %, даже при возможности давать несколько ответов на вопросы. А вот навязчивая идея роспуска Думы и "борьбы с Путиным" занимала 40 % собравшихся. Что, в общем-то, начинает давно напоминать некую манию, поскольку, как правило, никто из них не может внятно ответить на вопрос: для чего именно они с тем же Путиным борются. Наверное, всё же потому, что он не разделает их своеобразных политических пристрастий.

Вот на вопрос о последних они уже отвечают более определённо и открыто. 62 % из собравшихся относит себя к числу "либералов" и "демократов", что само по себе достаточно достойно, хотя в целом в обществе таковых набирается сегодня менее 15 %. Резко сократилось среди участников и число относящих себя к сторонникам коммунистов и социалистов: раньше, в феврале 2012 года, их число доходило даже до 28%, теперь осталось 16 %: левые отворачиваются от "болота".

Но ещё интереснее те выводы, которые можно сделать из сравнения доли тех, в составе пришедших, кто, судя по опросам, посещал и прежние акции "болота". Так, 13 января 46 % утверждали, что посещали ещё первую акцию 5 декабря 2011 года на Чистых Прудах. 62 % - что были 10 декабря позапрошлого года на Болотной площади. 59 % - 24 декабря 2011 года на проспекте Сахарова. Ну, и так далее. Здесь особо интересно число тех, кто говорит, что был как раз на Чистых прудах.

Дело в том, что по всем остальным акциям организаторы, обвиняя официальные данные в преуменьшении своей численности, заявляли самые гиперболизированные цифры - до сотен тысяч участников. 13 января 2013 года они тоже не соглашались ни с официальными цифрами в 10-13 тысяч участников, ни с цифрами независимых наблюдателей, говоривших примерно о 20-25 тысячах.

Но если из пришедших 13 января этого года 46 % были участниками ещё акции на Чистых Прудах, значит, численность "маршевиков" никак не могла более чем в два с небольшим раза превышать "чистопрудненскую" численность. Но тогда официально были оглашены цифры в 2-3 тысячи, а организаторы утверждали, что их было целых 6 тысяч. Если предположить, что даже каждый из последних пришёл на "марш", 13 января число его участников никак не могло составить более 13 тысяч человек. О чём, собственно, официально и сообщалось, и с чем были категорически не согласны лидеры "маршевиков".

Но получается, что это именно так. И получается так исходя исключительно из ответов самих участников.

Док. 658928
Опублик.: 12.02.13
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``