В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Адвокат Куприянов: ваш родительский авторитет под угрозой Назад
Адвокат Куприянов: ваш родительский авторитет под угрозой
Выступление президента Путина на учредительном съезде новой общественной организации "Всероссийское родительское сопротивление" - важный ориентир для работы всей исполнительной власти. Полагаю, оно не будет проигнорировано и законодателями.

В.Путин предложил при построении политики в отношении подрастающего поколения поставить во главу угла укрепление семьи. Но укрепление семьи не укладывается в концепцию "Ювенальной юстиции" по Западному образцу. А именно эти образцы уже полтора десятка лет всеми силами протаскивают в наше законодательство и повседневную практику общественные организации, которые уместно было бы, полагаю, причислить к "иностранным агентам".

Тактика протаскивания за эти годы не изменилась. Примерно раз в два года начинается новый виток компании. На свет вытаскиваются несколько действительно ужасных происшествий с детьми и с криками: "Смотрите, что происходит!" - нам предлагается почему-то срочно менять всю систему государственной защиты детей, начисто забывая о том, что преступность за те же последние десять-пятнадцать лет по всей России резко снизилась.

Снизилась она и в отношении детей со стороны взрослых. Для всех граждан важно, что снизилась тяжкая уличная преступность. Грабежи на улицах, где гуляют наши дети, в январе 2013 к январю 2003 года стали реже в полтора раза (4400 сегодня против 6252), а разбои - почти вдвое (421 и 799), вчерашняя статистика сайта МВД.

Преступность помолодела? Да, помолодела. Но помолодела она равномерно по всему миру. Совершенно одинаково и в странах с ювенальной юстицией и в странах, отлично обходящихся без нее. Сторонники ювенальщины не обсуждают достоинства и недостатки сложившейся в России системы органов помощи детям, они не ищут конкретного причин конкретного происшествия.

Ювенальщики требуют радикальной и полной замены действующего законодательства в отношении детей на кальку с законодательства западных стран. Заметим, что в ряде стран, практикующих ювенальную юстицию, в противовес публичным декларациям, с детьми обходятся принципиально суровее, чем в России.

В США и кое-где в Европе возраст привлечения к уголовной ответственности - 10 лет и нет российских ограничений по максимальному наказанию для несовершеннолетних. В США к детям применяется смертная казнь. Состав "клуба" стран, применяющих смертную казнь к несовершеннолетним, следующий: Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Иран, Йемен и США. В СССР закон тоже позволял расстреливать детей. Но это было только в период сталинских репрессий, начиная с 1935 года, а широко расстрел несовершеннолетних после 1939 года не практиковался.

За то же правонарушение, за которое в России привлекли бы к уголовной ответственности взрослого отца, в США в штате Миннесота по информации газеты "КоммерсантЪ" 04.02.2013, посадили в тюрьму десятилетнего ребенка, по стечению обстоятельств, усыновленному из России. Крошка пришел в школу с пистолетом приемного отца, который тот преспокойно бросил в "местах доступных для детей", хотя знал о проблемах душевного здоровья приемыша. Мальчик принес пистолет в школу и, направив на директора, выстрелил. Директора спасла осечка. Наш соотечественник надолго попал в американскую тюрьму. Заметим, что дети отбывают в США и пожизненное заключение. По неофициальным сведениям, которые находятся в Интернете до 2000 детей.

Разгул уличных подростковых и чуть ли не детских банд в США и ряде стран Европы не снился нашей полиции и в кошмарном сне. А кого мы видим на экране в телерепортажах о беспорядках из самых райско-ювенальных уголков мира, из Парижа, Брюсселя, Афин, список можно продолжить? Опять же подростков. Проводники надуманных либерально-ювенальных ценностей не могут не знать этих фактов.
В чем же дело? А дело в том, что поперек нашего векового уклада, основанного на семейных ценностях, нам силой навязываются чуждые всем российским народам ценности приоритета любой личности, пусть даже не оформившейся - детской, над любым коллективным интересом.

Лучшее, что осталось от Российской империи и СССР - коллективизм народа и как его частный случай - крепкая семья, как основа российского общества, разрушается поборниками "либерализма" всеми доступными средствами. Но именно на этих принципах зиждется и мировоззрение наших сограждан, и наш патриотизм. Это все фундаментальные основы крепости Российского суверенитета. Внедрение западной ювенальной юстиции лишь одно из направлений его ослабления и разрушения. Есть еще противоракеты в Европе, список Магницкого ... .

И делают "иностранные агенты" свое "черное дело" не мытьем, так катанием. Не получилось "глобально" - на государственном уровне, договоримся на региональном, на "худой конец" - на муниципальном. Можно услышать о якобы успешных экспериментах с элементами ювенальной юстиции в Ростовской области, в Санкт-Петербурге и целом ряде других регионов. В Екатеринбурге по сообщениям СМИ создана некая "детская адвокатура", в которой взрослые дяди и тети проводят консультации по заявлениям детей о нарушении их прав со стороны родителей, соседей, помогают деткам составлять исковые заявления, представляют интересы попавшего в их объятия ребенка в судах.

Но и на государственном уровне ювенальщикам уже много удалось, так сказать "по чуть-чуть". В 1998 году принят закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Этим законом была введена важная классификация детей, "находящихся в трудной жизненной ситуации". Определено, кого, собственно, считать такими детьми, и как им помогать.

Помогать собираются по-разному. Больных - лечить. Правонарушителей - воспитывать. И всех "защищать от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие".
И вот среди перечисления детей-сирот, детей-наркоманов и детей-уголовников находим неожиданное: "дети, проживающие в малоимущих семьях". А как же иначе, полагают авторы закона? Бедность и есть фактор, от которого надо защищать.
Вроде, ничего страшного. Даже хорошо. "Государство, наверное, позаботится о таких детях. Может, денег даст семье", - подумает читатель, не знакомый с основными принципами ювенальщины.

Нет, классификация нужна вовсе не для того, чтобы помочь неимущим семьям, а для того, что изъять оттуда детей на основе ряда последующих законов, прямо предусмотренных планом законодательной деятельности. Предполагалось детей из бедных семей изымать, чтобы потом, применив к несчастным всю строгость "ювенальной юстиции", передать "заказчику" - в приемную обеспеченную семью.
Представьте себе, во всех других законах, из числа подготовленных ювенальщиками к принятию в Госдуме, здоровые, прекрасно учащиеся, любящие родителей дети из бедных семей уже классифицируются именно наравне с уголовниками и наркоманами. И вместе с уголовниками и наркоманами они должны подпадать под строгий контроль, суд и санкции всей "ювенальной машины".

Попутно заметим, что для таких семей, законом автоматически исключается установление опеки и усыновление чужих детей. "Дай бог, чтобы своих у вас не отобрали, а детдомовцев вам не видать!" А ведь закон 1998 года имеет ввиду семьи бедные, но вполне духовно здоровые, часто многодетные. И терминологию для своего закона ювенально настроенные депутаты выбрали соответствующую "дети, проживающие в малоимущих семьях". Как в гостинице. Согласитесь, если бы написали "воспитывающиеся в малоимущих семьях", то предложение выглядело бы откровенно кощунственно.

Хорошо, что в 2008 году, ювенальщики потерпели первое серьезное поражение, и обязанность государства немедленно принять следующие ювенальные законы была из основополагающего закона 1998 года исключена.

Однако вот прошло уже 14 лет, как в наше законодательство протащили главный принцип ювенальной юстиции: дети не часть семьи. Они самостоятельные субъекты общественных правоотношений, права детей выше прав всех других граждан. Если строго проанализировать ювенальную доктрину, то неизбежно приходим и к другому выводу: семья - главная опасность для ребенка, семья - враг детей. В доктринальной литературе адептов ювенальной юстиции так собственно открытым текстом и написано.

А "добрый дядя" из государственных "органов" - единственный друг. И этому "другу" можно круглосуточно пожаловаться на собственного папу или маму, которые пару раз хлопнули по попке, или, о, ужас, не пустил в ночной клуб.

Тем деткам, кто писать уже научился, лучше пожаловаться письменно, а дошкольники могут "стучать" на родителей устно. Телефоны уже вывешиваются в особо ювенализированных российских школах. И "детские адвокаты", конечно, уж, будут тут, как тут. Стоять в очередь за своим гонораром за "примирение сторон". Мирить будут родителей с собственными детьми за деньги родителей!

На родительском авторитете в России можно будет поставить жирный крест уже через два-три года после введения машины "ювенальной юстиции". Пока не поздно, ее совершенно необходимо категорически запретить даже в порядке "эксперимента", оплаченного из-за "бугра". Родители, убедитесь лично, не висит ли такой телефон в школе, где учится ваш ребенок? Пока это противозаконно!

Не случайно полная дееспособность гражданина наступает не ранее 16 лет, а обычно - в 18 лет. В исключительных случаях по возбужденным уголовным делам и уже начатым в суде производством делам гражданским разрешается получать в особых процессуальных условиях показания от детей старше 10 лет. И учитываются показания детей совсем не так, как показания взрослых. Дети - есть дети!

А вот в странах цветущей ювенальщины поводом для возбуждения любого дела может быть звонок дитяти, которому в школе (или в детском саду?) уже вдолбили, что родители только и знают, что готовятся нарушить его права, и он обязан быть начеку и немедленно дать своим родителям-нарушителям "по рукам". Это как? А так, добрый дядя из "ювенальной юстиции" папу посадит в тюрьму или сильно-сильно оштрафует, а ребенка - в приемную семью. Интересно про приемную семью в школах упоминают? То-то детка-ябеда удивится такой неожиданности. Да будет поздно. Примерьте, дорогие родители, на себя!

Но и отечественной школе, где западные подходы к правам детей давно внедряются в отраслевом порядке, сладко не стало. Учитель уже сегодня не имеет никаких прав в отношении ученика, одни обязанности. Учитель, согласно давно сложившейся, во всяком случае, в Москве, практике, поставлен в такое положение, что ему спокойнее пропустить мимо ушей оскорбление или безобразную выходку распоясавшегося школьника, чем давать ход его разбирательству. Педагог останется виновным в любом случае и обязательно будет наказан рублем. О счастливое время, субботних розг, учительских линеек, гуляющих по затылкам, и исключений из школы с "волчьим билетом" за неуважение у педагогам. Ты кануло в Лету.
Ювенальная юстиция на Западе дала колоссальный толчок к, так называемой, "атомизации" общества. Я долго не мог понять врезавшиеся мне в память слова одной англичанки по поводу ее сына-наркомана, которому на вид было лет двенадцать: "А что я могу сделать? Это его выбор".

Это было сказано пятнадцать лет назад, когда о сути ювенальщины мало кому в России было известно. И я, честно говоря, осудил бедную женщину: "Какой такой выбор? Заперла бы дома, или госпитализировала на лечение, или переехала бы в другой город, вырвала бы из окружения. Надо же ребенка спасать! Это ж Англия, а не отечественная периферия. Медицина. Возможности... ."

А, оказывается, у этой несчастной матери уже не было выбора. Она, как я только теперь понял, была просто лишена права исправить ложный выбор родного дитя, применив родительские права и "управу". При ювенальщине родительские права фактически отменяются - остаются только права детей.

В периоды своих проигрышей, сторонники ювенальной юстиции затихают, мимикрируют и подают ее нам в самом узком смысле. Дескать, о чем спорить? "Мы что, мы - ничего, мы ломать семейные принципы вовсе не собираемся, а только хотели бы учредить отдельную ветвь судебной системы. Отдельные суды - для детей-правонарушителей, а лучше для всех дел с участием несовершеннолетних. Чтобы их более специфически судить, с участием педагогов и психологов, и потом перевоспитывать. Ну, что вам жалко?"

Возникает резонный вопрос, а зачем отдельные суды? С какой такой стати имущественное дело о разделе, например, наследства должно решаться с бонусом в пользу какого-нибудь бессовестного неуча, а кто еще подаст в суд на родителей или бабушку, если в Конституции РФ записано, что "все равны перед законом и судом"?
Пока никто из сторонников этой настырно толкаемой идеи рационально не объяснил, чем ювенальные суды лучше, кроме мало кого после последних двадцати лет убеждающего аргумента, что так "во всем цивилизованном мире"? Да, кое-где в "цивилизованном" мире так, как в Нигерии и Иране. А мы так не хотим.
Наоборот, "общий" судья, у которого ребенок-подсудимый или родитель, которого лишают родительских прав и отбирают ребенка, не являются ежедневной рутиной, безусловно, будет к этим делам более внимателен. А для привлечения в каждый процесс с участием несовершеннолетнего детского психолога и педагога существенно изменять законодательство не требуется. Обойдемся парой-тройкой поправок, при условии, что их повседневное участие действительно окажется научно оправданным.
При сравнении "ювенальных" технологий с проверенными отечественными схемами - муниципальные органы опеки и попечительства в связке с комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекторами полиции по делам несовершеннолетних и специализированными исправительными учреждениями (есть же отработанная система!), не усматривается никакой гарантии, что перестройка удастся. Разве что в части "освоения" огромных бюджетных средств из наших с вами карманов, потребных на крой по западной выкройке. В стране нет других людей, кроме тех, кто уже задействован в той же области. И большее количество детских воспитателей бюджет не потянет.
Но в действующем составе и при действующей модели вышеперечисленные органы делают все от них зависящее и делают хорошо. Результаты по всей стране налицо. И зачем это ломать? Хотите лучше? Добавьте штаты, и будет больше охват. А при существующем финансировании тот же штат работников и при ювенальных технологиях до каждого нуждающегося точно не дойдет, да еще лишится поддержки семьи. Вернее уже будет лишен права на нее семью опираться. Раз семья - потенциальный враг ребенка!

Адепты ювенальщины, понимая, что проигрывают в глазах общественного мнения по всем статьям, на первый раз готовы обойтись без специальных судов. Теперь они готовы довольствоваться введением отдельных "детских" судей для несовершеннолетних в районных судах. Но любому, знакомому с ситуацией в российских судах, юристу очевидно, что такие судьи не будут загружены. Слава богу, у нас дети пока не совершают столько преступлений, чтобы загрузить целого судью. Но судья слишком ценный работник госаппарата, чтобы оставлять его попусту просиживать штаны в угоду сомнительной идеологии судейской специализации. Есть и другая отечественная опасность. Ювенальная специализация судей и вся ювенальная юстиция в целом, как система, несет в себе большую коррупционную опасность, чем сегодняшние, раскассированные по различным ведомствам чиновники. Уже опасен даже первый шаг - специализированные судьи.

А вдруг какой-то ювенальный судья, чтобы не бездельничать, начнет искать себе работу? А территориальные органы могут и поддержать эту "продуктивную" идею. Им-то то же надо показывать свою работу перед начальниками, давать показатели, каждый год - выше предыдущего. И вот ювенальный суд или отдельный детский судья из грозной преграды на пути злоупотреблений в отношении детей и их родителей со стороны полиции и органов опеки, становится их лучшим союзником. Как вам такая перспектива?

Как не крути, ювенальная юстиция, по самой своей сути разрушающая семью и более широком смысле - основы коллективизма в любом обществе, в России не только ни нужна, она категорически вредна! Соответственно, наше государство должно двигаться к задачам, декларированным сторонниками ювенальной юстиции, и записанным в ряде подписанных Россией международных договоров, не путем "атомизации" граждан с самого нежного детского возраста, а столбовым для отечества путем поддержки семейных ценностей и создания для детей, "попавших в сложную жизненную ситуацию" новых коллективов, в которых они могли бы расти, развиваться, лечиться и при необходимости исправляться.

Ну, а детей из бедных семей надо немедленно исключить из числа "попавших", поскольку это не дети "попали", а целые семьи, а, значит, и помогать надо опять же семьям. Вот такую традиционную для отечества государственную политику большинство родителей поддержит. И никакие съезды "сопротивления" не понадобятся.

Адвокат Куприянов Алексей Анатольевич, почетный адвокат России
viperson.ru

Док. 658912
Перв. публик.: 12.02.13
Последн. ред.: 25.02.13
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Куприянов Алексей Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``