В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020гг. Порядок реализации основных положений стратегий Назад
Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020гг. Порядок реализации основных положений стратегий
Проект настоящей Стратегии должен пройти широкое обсуждение в общественных организациях, в объединениях пациентов, в профессиональных медицинских объединениях, в региональных органах управлениях здравоохранением, затем скорректирован с учетом высказанных пожеланий и замечаний, после чего он может быть представлен в органы государственной власти.

Для реализации заявленных положений Стратегии необходим комплексный (межсекторальный, межведомственный) подход. Для этого важно при Президенте РФ создать "Национальный совет по охране здоровья" с участием квалифицированных экспертов (медицинских демографов, организаторов здравоохранения, экономистов, юристов, представителей общественных организаций и др.). В течение 2012-2013 гг. необходимо разработать и представить Президенту, Правительству и ГД РФ Национальную программу охраны здоровья граждан РФ до 2020 г. Эта целевая программа должна быть опубликована и быть понятной населению (то есть сопровождаться соответствующими обсуждениями и пояснениями).

Должна быть налажена обязательная отчетность по реализации Программы: ежегодно должен представляться отчет министерств и ведомств, региональных органов управления здравоохранением и федерального Министра здравоохранения о ходе реализации программы и динамике достижения целевых показателей по улучшению здоровья населения. Ежеквартально должны проходить заседания "Национального совета по охране здоровья" с представителями заинтересованных министерств и ведомств по мониторингу ситуации. Ежемесячно должны проводиться очные расширенные коллегии Минздрава с руководителями региональных органов управления здравоохранением по мониторингу ситуации. Связь с региональными руководителями здравоохранения должна осуществляться еженедельно в режиме on-line. Однако, есть и самый простой путь решения проблем охраны здоровья и организации медицинской помощи в стране: если исполнительная, законодательная и судебная власть, по примеру западных политиков, будет пользоваться возможностями, предоставляемыми всем остальным гражданам. Тогда и средства найдутся, и возможности расширятся, и качество повысится. Тем не менее, в процессе реализации Стратегии не должно быть сторонних наблюдателей и все должны нести свое бремя ответственности за реализацию Стратегии.
Ответственность органов государственной и муниципальной власти.
-повышение внимания к человеку с его желаниями быть здоровым и не болеть, постановка его в центр государственной политики во всех ее многочисленных проявлениях, обеспечение прав граждан на охрану здоровья
-повышение ответственности за здоровье народа, создание условий для существенного улучшения охраны здоровья и возможностей для ведения здорового образа жизни, выделение для этого необходимых ресурсов и мощностей, в первую очередь, для социально уязвимых групп населения
-создание и реализация национальных общегосударственных и муниципальных программ в соответствие с выделенными в Стратегии приоритетами, увеличение финансирования здравоохранения в 2 раза
Ответственность граждан
-повышение ответственности граждан за свое здоровье, наиболее полное использование условий и возможностей, предоставляемых органами государственной и муниципальной власти для охраны здоровья и ведения здорового образа жизни
-участие граждан в виде добровольцев, активистов и парамедиков во всех аспектах охраны здоровья, включая проведение массовых оздоровительных мероприятий, дней здоровья и т.п.
-осуществление гражданского контроля за создание и использование возможностей и условий для охраны здоровья и ведения здорового образа жизни
-участие в работе попечительских советов и санитарного актива, в выработке перспектив развития медицинских учреждений, в лоббировании их интересов, разъяснении через средства масс-медиа особенностей и результатов их работы, использования открытого бюджета, перспектив и намерений, представлять их интересы во властных структурах, финансирующих и других органах, привлекать инвестиции и осуществлять гражданский (общественный) контроль за административно-хозяйственной деятельностью, финансовыми потоками и их использованием.

Ответственность отраслевых органов управления здравоохранением
-проведение эффективной политики в отрасли (организационно-управленческой, законодательно-правовой, кадровой, финансовой, материально-технической, информационной, в области повышения качества медицинской помощи и т.д.)
-включение в качестве базового принципа во все программы здравоохранения взаимоотношение "пациент- врач" с переориентацией системы на пациентоцентризм
-обеспечение прав пациентов на получение в государственных и муниципальных медицинских учреждениях бесплатной для них медицинской помощи в необходимых объемах и при должном уровне качества, постепенная ликвидация платной медицинской помощи в указанных медицинских учреждениях во всех ее проявлениях, и по мере увеличения государственно-бюджетного финансирования здравоохранения отказ от системы ОМС и рыночной терминологии
-организация государственного задания на развитие медицинской науки в сфере общественного здоровья и здравоохранения и клинической медицины.
Ответственность медицинских работников
-содействовать реализации Стратегии на всех уровнях здравоохранения и во всех типах медицинских учреждений
-оказывать медицинскую помощь пациентам высокого качества с учетом клинических рекомендаций и локальных клинических протоколов, минимизировать возможные врачебные ошибки, улучшить отношение к пациентам и повысить их удовлетворенность, соблюдая гуманизм, этические и деонтологические принципы медицины
-участвовать в работе профессиональных медицинских объединениях
Ответственность профессиональных медицинских объединений
-защищать корпоративные медицинские интересы
-участвовать в общественном и профессиональном контроле за деятельностью органов и учреждений здравоохранения
-содействовать реализации основных положений Стратегии и выполнять свои уставные функции
Ответственность пациентов
-осуществлять слежение за состоянием своего здоровья, активно участвовать в программах диспансеризации, выполнять назначения медицинских работников и служить партнером врача при оказании медицинской помощи
-уважительно относиться к ответственному труду медицинских работников
-вступать в пациентские объединения, позволяющие отстаивать интересы пациентов.
Ответственность бизнеса и работодателей
-повышенное внимание к здоровью работающих и членов их семей
-увеличение частных адресных инвестиций в систему охраны здоровья и в развитие медицинской помощи, в дорогостоящее лечение редких и тяжелых заболеваний, в развитие информационных технологий
-организация финансовой поддержки приоритетным направлениям Стратегии и разработанным на их основе национальных программ
-участие в благотворительных программах и мероприятиях в сфере здравоохранения
Государственно-частное партнерство.
Поскольку крупные партнерские проекты в сфере охраны здоровья требуют длительных взаимоотношений, то, видимо, целесообразно сосредоточить совместные усилия на более краткосрочных, менее рисковых и менее затратных проектах, таких, как:
-создание условий для охраны здоровья и ведения здорового образа жизни
-развитие транспортной и хозяйственной (прачечные, пищеблоки и организация питания больных и т.д.) инфраструктуры медицинских учреждений
-подготовка медицинских кадров к работе на современной технике
-организация медицинского ухода, в т.ч. на дому
-ликвидация оздоровительных и медицинских долгостроев и недостроев в регионах
-обучение населения здоровому образу жизни
-развитие ПМСП и Общей врачебной практики.
Рекомендации по механизмам организации финансирования для РФ
1.    Вопрос о необходимости перехода в РФ на "бюджетную модель" финансирования здравоохранения необходимо серьезно обсуждать с участием профессиональных медицинских и пациентских организаций.
2.    При бюджетном планировании необходимо законодательно установить, что общие государственные расходы на здравоохранение в РФ не должны быть меньше 7% ВВП текущего года. Минимальный подушевой норматив финансирования должен быть рассчитан исходя из вышеуказанного общего уровня финансирования государственной системы здравоохранения.
3.    Источниками финансирования государственной системы здравоохранения должны стать бюджеты 2-х уровней: федеральный и региональный, а муниципальный - лишь частично. В этих бюджетах должны быть предусмотрены нормированные и защищенные статьи расходов на здравоохранение. Причем на региональном уровне отчисления на здравоохранение должны нормироваться исходя из размеров ВРП и доли в бюджете. Например, не менее - 30% в бюджете региона и не менее 15% от ВРП. Если этих средств будет недостаточно для достижения установленного норматива, то источником покрытия дефицита расходов на здравоохранение должен быть законодательно закреплен федеральный бюджет.
4.    Основные расходы на медицинскую помощь (70%) должны происходить за счет федерального бюджета. За счет средств бюджетов субъектов РФ могут быть предусмотрены расходы на инвестиции в здравоохранение и некоторые отдельные статьи расходов на медицинскую помощь.
5.    Аккумулирование основной доли средств необходимо предусмотреть на федеральном уровне. Это облегчит процесс управления денежными средствами и выравнивания расходов на оказание медицинской помощи в регионах.
6.    Распорядителями средств должны стать федеральный и региональные органы управления здравоохранением. Существующая система ОМС может быть использована как финансовый отдел органов управления здравоохранением (которым она, по сути, является сегодня в большинстве субъектов РФ).
7.    Медицинские организации всех форм собственности должны заключать контракт на оказание медицинской помощи с органами управления здравоохранения. Контракт должен быть долгосрочным и содержать описание объемов и стоимости медицинской помощи, а также показатели качества медицинской помощи. Иначе говоря, средства медицинским учреждениям переводятся не в зависимости от их мощности, а в соответствии с выполняемыми ими заданиями, лежащими в основе договорных отношений (контрактов) между учреждениями и органами здравоохранения, где должны быть указаны объемы медицинской помощи, уровень ее доступности и качества, желаемые управляемые результаты, а также условия их достижения с обязательствами сторон.
Таким образом, Федеральный фонд ОМС должен в усеченном виде войти в состав Минздрава РФ в качестве управления финансирования здравоохранения, а территориальные фонды ОМС- в отделы финансирования, страховые медицинские организации могут активно заняться ДМС, а территориальные и оставшиеся муниципальные органы управления- единообразно трансформироваться в департаменты здравоохранения, и только в республиках могут сохраниться региональные министерства здравоохранения.

Все изложенное позитивно отразится на моральном климате в стране, единении, патриотизме, на общей и санитарной культуре, а, главное, на здоровье. Кроме того, это будет способствовать сближению населения и медицины (смещение акцентов с кастовой медицины на медицину народную), разрешению возможных конфликтных ситуаций, повышению авторитета медицинских работников и престижности медицинских профессий, развитию государственно-общественного управления здравоохранением и, в итоге, становлению в стране гражданского общества.
Экспертная группа:
Власов В.В.
Гонтмахер Е.Ш.
Комаров Ю.М.-отв.
Линденбратен А.Л. Саверский А.В.
Улумбекова Г.Э.
viperson.ru
СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Док. 658853
Перв. публик.: 08.02.13
Последн. ред.: 20.02.13
Число обращений: 0

  • Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020гг.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``