В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О евразийской интеграции с позиции советского опыта Назад
О евразийской интеграции с позиции советского опыта
Выступление на международном круглом столе "Советский опыт евразийской интеграции" консультанта директора Российского института стратегических исследований Дмитрия Рюрикова. Международный экспертный круглый стол "Советский опыт евразийской интеграции" состоялся 20 декабря 2012 г. и был приурочен к 90-летию образования СССР и окончанию Года российской истории. Организатором мероприятия выступил Институт Русского зарубежья.

Считаю опыт сравнительного исследования советской и евразийской интеграции весьма полезным.

Интересно отметить, что по случаю 90-летия образования Советского Союза 25 декабря с.г. в Москве состоится собрание профсоюза трудящихся-мигрантов, возможно - мероприятия по линии коммунистических партий. Больше, насколько известно, никто к этой теме не обращается. А лидер Национально-демократической партии России В.Тор высказал резко отрицательное отношение к мероприятию мигрантов - мол, гастарбайтеры питаются соками России.

Заслуживает внимания историков опыт формирования СССР с 1918 по 1922г. и далее. Технологически - нормальный процесс координации, потом интеграции РСФСР, Белорусской и Украинской ССР, Закавказской ССР, затем - Среднеазиатских республик и т.д. сначала в военных, затем экономических, внешнеполитических вопросах, затем, по пере консолидации власти большевиков, во всех других сферах. Главным в интеграции было то, что во всех частях бывшей Российской империи большевики защищали свою идеологию и право на власть, которое завоевывалось в ходе гражданской войны ценой огромных человеческих потерь и повсеместной экономической разрухи, не говоря уже о потерях в культурной сфере. Интеграции требовали интересы выживания, охраны границ, восстановления хозяйственной деятельности и начала пути к "светлому будущему".

Внимания требует и причины развала советской интеграции - роль внешнего фактора в распаде СССР и провала политики КПСС практически во всех сферах - кстати, 8 декабря со дня подписания соглашений в Вискулях прошел уже 21 год. Здесь еще предстоит много выяснять. Распад СССР тоже был сопряжен с колоссальными потерями - прежде всего, безвременным уходом из жизни миллионов людей во всех составных частях Союза по причине резкого обвала экономики и социальной защиты, и деградацией всех сторон жизнедеятельности подавляющего большинства населения в результате реформ. В ноябре 1991г., до развала СССР, Б.Н.Ельцина посетил президент Всемирного банка Л.Престон, который изложил следующую технологию проведения реформ: накопление финансовых ресурсов, т.к. реформы - дело дорогостоящее; подготовка всеобъемлющей детальной программы и маршрутной карты реформ; подготовка правовой основы реформ; подготовка кадров разного уровня для осуществления реформ во всех сферах и на различных уровнях; проведение тщательно широкой пи-ар компании для населения с целью разъяснить гражданам смысл, цели и конкретные параметры реформ с тем, чтобы реформы были понятны людям и их издержки минимизированы; и лишь после этого следует выбирать наиболее благоприятный с политической и экономической точек зрения момент для запуска реформ. Ничего из этих технологий реализовано не было. Результаты известны.

Как теперь, на какой основе вновь продвигать евразийскую интеграцию? Какое будет к ней отношение после всего того, во что бывшие союзные республики были ввергнуты дезинтеграторами Союза? Кто будет локомотивом интеграции, кто будет нести неизбежные расходы?

К проблеме надо отнестись реалистично. При нынешнем состоянии экономики, политики, образования и культуры, духовной сферы во всех странах СНГ - какая это будет интеграция? Сможет ли Россия, со всем комплексом ее проблем, стать локомотивом интеграции? Не следует забывать, что в финансово-экономическом блоке России господствуют либералы, которые, мягко говоря, не испытывают энтузиазма при словах "евразийская интеграция". Кроме того, интеграции будут противодействовать наши так называемые "партнеры" - Х.Клинтон уже объявила крайне негативную позицию США, а западные и иные игроки обладают большим влиянием на постсоветском пространстве. Рынок, торговля? Они не решат проблем и не смогут сами по себе регулировать процессы интеграции. Приемлемой для всех потенциальных участников евразийского проекта идеологии нет, интересы и ориентация государств СНГ разошлись достаточно далеко, взаимоотношения с Россией у многих неоднозначные. Наверное, России надо навести порядок у себя дома, справиться со своим ворохом проблем - от коррупции и бизнес-климата до морали в обществе, а потом приступать к разговорам об интеграции. Сейчас же ничего реально не готово, лозунги евразийской интеграции - это политтехнология, пи-ар. Лозунги сами по себе хорошие, но не хотелось бы, чтобы они были скомпрометированы, как многие предыдущие, тоже вполне правильные. И здесь стоит вспомнить рекомендации Л.Престона - технологии реформ применимы и к интеграции: сначала обеспечить ресурсы, тщательно подготовиться, а уже потом - пиар.

Что касается трудовой миграции, то здесь так же нужно прежде всего понять причины создавшегося положения, а не строить политику, исходя из последствий. Причины миграции - в развале СССР и обвале экономики, социальные и другие последствия которого еще далеко не преодолены ни в России, ни еще в большей степени в бывших советских республиках, особенно в Средней Азии. На постсоветском пространстве промышленные и сельскохозяйственные предприятия в большинстве своем перестали существовать, работать людям негде, перспектив улучшения ситуации нет. Такие же проблемы и в России, в частности, на Северном Кавказе. И люди будут ехать куда угодно, на каких угодно условиях, лишь бы найти какую-то работу и прокормить свои семьи. Они будут преодолевать любые препятствия, терпеть от российских чиновников, полиции и работодателей всевозможные лишения, и никакие административные режимы сдержать их не смогут. Точно так же обстоит дело с миграцией в Европу из Северной Африки.

Наверное, стоит и здесь проявить реализм и, прежде всего, осознать корни проблемы, после чего попытаться совместно со странами СНГ выработать реалистическую и, что важно, гуманную политику в вопросах миграции с учетом интересов и России, и наших партнеров. Если посмотреть на вопросы миграции шире, не только со стороны ФМС, МВД и российских коррупционеров-работодателей, но и в плане перспектив евразийской интеграции, то проблема миграции, при умелом заинтересованном подходе, может перейти из категории раздражителей в категорию возможностей, потому что даже во времена Советского Союза никогда взаимное общение народов не было столь интенсивным, как сейчас из-за миграции. Если Россия вновь обретет образ справедливого "старшего брата", а сейчас у нее скорее облик злого богатого хозяина, это будет большим подспорьем реинтеграции евразийского пространства во всех сферах. Все зависит от российской стороны, однако трудно сказать, насколько реальна такая перспектива.
http://www.russkie.org:80/index.php?module=fullitem&id=28042

Док. 658804
Перв. публик.: 29.12.12
Последн. ред.: 07.02.13
Число обращений: 0

  • Рюриков Дмитрий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``