В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Национальные культуры народов России: проблемы и перспективы` Назад
`Национальные культуры народов России: проблемы и перспективы`
ДОКЛАД "НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

1. Российская культура: ее уникальность и значимость
в прошлом и настоящем

Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.
Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А.Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении - около 9 тысяч километров, в меридиальном - от 2,5 до 4 тысяч километров.    Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В Канаде, к примеру, на широте российского Нечерноземья сельского хозяйства вообще нет.      В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.
         Нельзя забывать, что российская государственность возникла и развивалась в непрерывных войнах за свое существование и выживание самого народа.   Практически более половины каждого столетия приходилось на войны. История того же XX в. - это сплошные войны, чередовавшиеся с короткими мирными передышками: 2-мировые; 2 - с японцами, гражданская война, ряд предвоенных конфликтов, финская война, война в Афганистане; "холодная война" и ядерный шантаж США. Именно поэтому идеи Родины и Государства, идеи Патриотизма выступают как высшие ценности в нашей культуре. Отсюда крылатое выражение: "Прежде думай о Родине, а потом о себе!".
А разве не вызывает удивления тот уникальный опыт в сфере материальной и духовной культуры, который накопили народы России на тернистом пути от первобытной общины до современного индустриального общества. Ведь им пришлось освоить такое невероятное множество социально-экономических укладов. Только за 150 последних лет Россия прошла через феодализм, капитализм, военный коммунизм, нэп, государственно-бюрократический социализм, радикальный либерально-криминальный капитализм... А, сколько у нас было за это время типов государственного устройства: самодержавие, конституционная монархия, буржуазная парламентская республика, советская власть, олигархическая президентская республика...
Следует подчеркнуть, что, пройдя через все исторические катаклизмы и принеся многочисленные жертвы, российская культура и российский народ продемонстрировали удивительную жизнестойкость и верность своим основным нравственным ценностям, ведущим среди которых является обостренное чувство Правды и Социальной справедливости. Воистину - "пока жива наша культура, жив и российский человек!"...
Конечно же, такой колоссальный и неповторимый опыт поучителен и ценен, как для нынешнего, так и последующих поколений людей всего мира. И он уже был многократно востребован и успешно использован многими странами и на Западе и на Востоке.
И, наконец, нельзя не сказать об уникальной полиэтничности и многоконфессиональности российской культуры. Российская Империя, Советский Союз, как универсальное объединение народов, принципиально отличались от других подобных имперских образований.       В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов и их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен. Известный русский религиозный философ И.А.Ильин говорил: "Сколько малых племен Россия получила в истории, столько и соблюла... Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась".
Напротив, в результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению     академика Д.С. Лихачева: "Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты".    Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый "блок" протестантских течений.
Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многокофессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.
Особое значение все это приобретает сегодня, когда руководством страны заявлена задача инновационного развития и выхода России в число мировых технологических лидеров. Речь, по сути дела, идет о масштабном цивилизационном проекте, результатом которого должно стать построение на основе достижений современной информационной и научно-технической революции нового интенсивного постиндустриального общества, обеспечивающего конкурентоспособность России в глобальном мире.

При этом руководители государства неоднократно подчеркивали, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека сегодня, и в долгосрочной перспективе было заявлено, как абсолютный национальный приоритет.

Очевидно, что при определяющей важности политических, экономических и социальных аспектов заявленного модернизационного проекта, его реализация невозможна без придания мощного импульса развитию всей отечественной культуры в ее самом широком смысле и органично связанной с ней инновационной культуре.

Ведь обеспечить динамичное инновационное социально-экономическое развитие России, основанное на знании и интеллекте, сможет только новое гуманитарное, инженерно-техническое и управленческое поколение, восприимчивое к новым идеям, готовое и способное поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.
Но возможно ли формирование этого поколения без достижения качественно нового уровня науки и образования, вне богатства великой российской культуры, литературы и искусства? Ответ содержится в одном из Посланий Президента России Федеральному Собранию: "Для нас с вами важно, чтобы эта работа строилась на нашей традиционной многонациональной культуре, если мы не хотим утратить своего своеобразия и идентичности в глобальном мире, в условиях глобализации".

Здесь хотелось бы сделать одно важное, на мой взгляд, замечание... Культурная самобытность России особенно ярко проявляется в таком сложном и противоречивом феномене, как определенные несоответствия между её культурной зрелостью и ещё недостаточной цивилизованностью - экономической, политической, хозяйственно-производственной, да и просто бытовой. И, если в этом она еще отстает от развитых стран Запада, то в культурном отношении, во многом их превосходит. А это позволяет рассматривать нашу традиционную многонациональную российскую культуру, как важнейший и уникальный ресурс опережающего социально-экономического развития России, наше громадное общенациональное преимущество при реализации масштабных модернизационных планов.


2. Многонациональная российская культура, как синтез материальной и нематериальной культур

Рассматривая культуру народов России, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны - это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.

Это также - поистине неиссякаемый родник современного народного творчества. Мы помним, какой популярностью пользовались выступления фольклорно-этнографических ансамблей, которые имелись практически во всех регионах. Среди них были и  аутентичные, или собственно народные ансамбли, участниками которых являются носители фольклорной традиции, и, так называемые, стилизаторские ансамбли, исполняющие произведения фольклора в обработках профессиональных композиторов, и экспериментальные ансамбли, воспроизводящие репертуар и региональные стили народного искусства. Отрадно, что после смутного периода 90 г.г., на волне усиления государственно-патриотических акцентов в нашей внутренней и внешней политике, интерес к народной песне и танцу вновь возвращается.
Сохраняется и яркий, наиболее массовый вид художественного творчества народа - народный костюм. И хотя из повседневной жизни он практически ушел, тем не менее, костюм продолжает оставаться своеобразной визитной карточкой человека определенной национальности. А, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих семьях и, конечно, в музеях страны как предметы народного искусства высокого художественного уровня.  
Но, пожалуй, наиболее ярко талант народов России проявился в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, Центральный регион, сколько здесь уникальных народных промыслов. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.          Столь же уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов. Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья - нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из нее различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды.          Широко в мире известно искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Можно назвать село Кубачи в Дагестане - один из крупных центров производства кованных и чеканных изделий из меди и латуни, который славится литыми бронзовыми котлами, латунными чеканными кувшинами, ритуальными сосудами, декоративными подносами, различными чашами, кубками др.
Отрадно, что наряду с традиционными промыслами, творческая энергия нашего народа создает и новые художественные технологии, промыслы и ремесла. В качестве примера можно назвать принципиально новую, не имеющую аналогов мире, художественную технологию "Филигранная береста", которая создана уральской художницей Верой Леонтьевой. Эта технология позволяет создать из простой березовой коры художественные произведения, сопоставимые по впечатлению с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камня.
        Для нашей  многонациональной страны чрезвычайно важно, что все это богатство не замкнуто в пределах одного этноса, а становится доступным другим народам, что оно оплодотворяет и обогащает единую российскую общенациональную культуру. И наша задача всемерно поддерживать эти процессы.
3. Российская культура, как уникальный результат взаимодействия национальных культур народов России.

Национальная культура народов России была и остается фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная многоэтничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М.Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее "всечеловечностью". А это и позволило сформировать на основе национальных культур великую общенациональную российскую культуру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль русского народа, главного носителя это "всеединости" и "всечеловечности".
В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры.
Помните у Пушкина:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык...
То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России.      Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям.
Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Именно они выступают мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса, межнациональный мир и согласие.
При этом мы не должны воспринимать национальные культуры в качестве фольклорного элемента общества. Нет, каждая национальная культура - это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Это, собственно, - главное условие и залог существования всех других форм культуры в нашей стране.
И мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы национальные культуры народов России не теряли своей жизненной силы, успешно взаимодействовали и развивались, по образному выражению М.М. Бахтина, "на основе диалога культурных атомов". Только тогда Россия сохранит в общем потоке глобального цивилизационного процесса свою культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность и сможет решать масштабные национальные задачи.

4. Социокультурная ситуация в российском обществе и проблемы развития национальных культур народов России

Можно уверенно утверждать, что национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваются, как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны, свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие общероссийской и мировой культуры.

В то же время они не могли не испытывать влияния той многосложной и противоречивой социокультурной ситуации, которая сложилась в стране в постсоветский период.

По мнению российских исследователей А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, имеют место позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.

Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия досуга.

В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер.

Так в социальной сфере все более заметной становится тенденция довольно резкого социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.

Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

Происходит значительная переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма. Теряются такие нравственные ценности как любовь к "малой родине", взаимопомощь, милосердие. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты и противоречивы.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии (Диркгеймом) характеризуется понятием "аномии", т.е. безнормности, дисфункциональности.

Но особое влияние на состояние национальных культур, наряду с этими проблемами, оказывают следующие тревожные тенденции. Остановлюсь на них в общем виде, с учетом того, что более подробно о проблемах национальных культур будут говорить другие выступающие.

Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

Одним из источников социально-культурных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность территорий и поселений, "выключающие" из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности.

Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры и национальных культур, возрастает опасность их вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий и поселений. Коммерциализация культурной жизни ведет к унификации обычаев, традиций и образа жизни по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

Надо прямо сказать, что все это следствие той недооценки культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного и материального развития народов России, которое имеет место на уровне государственной политики.

Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. Однако это, к сожалению, не уравновешивается должными усилиями, направленными на недопущение деградации духовной жизни и культурной среды, на поддержку развития национальных культур.

В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. Среди них можно выделить такие программы как: "Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества", "Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности" и некоторые другие.

Однако в силу ряда причин, и, прежде всего, экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Сами программы проработаны недостаточно, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, слабо учитывают специфику конкретных регионов и конечно не решают в полной мере острейшую проблему финансирования национальных культур.

Еще более усугубляет финансовое положение национальных культур перевод обязанностей по их развитию на уровень субъектов Федерации, который закреплен Федеральным законом N184 - ФЗ от 6.10.1999г. (ред. 27.05.2005г.).

Это, конечно же, негативно сказывается на развитии национальных культур, в силу ограниченных бюджетных возможностей национально-государственных субъектов, многие из которых являются дотационными.
Чтобы показать, к чему ведет такая политика, приведу только один пример. В Кабардино-Балкарии, по словам заместителя Председателя Парламента этой республики Людмилы Федченко, наблюдается свертывание программ, направленных на развитие национальных языков, литературы и культуры этнических народов. Издание художественных произведений на этих языках становится проблематичным, телевизионные передачи на языках коренного населения сведены к минимуму. Так продолжительность вещания программ культурно-просветительного, научно-познавательного, публицистического характера на кабардинском и балкарском языках, сократилась на местном телевидении по сравнению с 2003 г. - в 2,4 раза.

Неуклонно деградирует инфраструктура культурной жизни, основу которой составляют клубы, библиотеки и музеи. Особенно в сельской местности, где осталось около 50 тысяч сельских и поселковых клубов и все они нуждаются в финансовой поддержке, потому что уровень их финансирования не дотягивает и до 50 процентов от потребности. Резко сокращается объем пополнения библиотечных книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами). В реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов.
Финансовые трудности испытывают сегодня и профессиональные коллективы народного искусства. Именно они являются "визитной карточкой" многообразия национальных культур народов России. Здесь идет воспитание молодых талантов, сохраняются лучшие традиции народного хореографического и музыкального творчества.
Болезненной является проблема кадрового обеспечения клубов и коллективов народного творчества. Более 40 процентов работающих здесь специалистов не имеют специального образования, а свыше 70 процентов - ни разу за последние десять лет не повышали свою квалификацию. Да и заработная плата у этой категории специалистов - самая низкая в сфере культуры.
Особой и весьма острой становится проблема сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел. В соответствии с Федеральным законом N7-ФЗ от 6.01.1999г. "О народных художественных промыслах" их сохранение и развитие является важной государственной задачей. Тем более что места их бытования в соответствии с Федеральным законом N73-ФЗ от 25.06 2002 "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", являются выявленными памятниками истории и культуры. Тем не менее, плохое исполнение этих законов ведет к ситуации, когда традиционные народные художественные промыслы могут просто исчезнуть.

Словом, сложившееся положение свидетельствует о существенном ослаблении механизмов и острой недостаточности ресурсов, блокирующих негативные процессы в социокультурной сфере и обеспечивающих гарантии охраны и развития культурно-исторического наследия народов России.


5. Пути решения проблем развития национальных культур

Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.

Президент России Д.А. Медведев совершенно справедливо подчеркивает в своем Послании Федеральному Собранию РФ: "...фактор, способный серьёзно упрочить нашу Федерацию, - это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе, единства российской нации - как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны".

Очевидно также, что точечные меры не способны решить наиболее острые проблемы. Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур.
При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и.т.п.
Назрел вопрос и о формировании принципиально новых подходов к решению проблем развития российской культуры, в том числе и народных художественных промыслов. К числу таких подходов можно отнести создание федеральных и региональных Центров народных художественных промыслов, как в местах их традиционного бытования, так и в местах, благоприятных с точки зрения формирования и развития новой художественной традиции.

Таким Центрам целесообразно придать многофункциональный характер. Прежде всего, они должны стать культурным базисом, на основе которого можно было бы обеспечить развитие как материальной, так и нематериальной народной культуры. При этом наличие Центров позволило бы упорядочить проблему финансирования культуры, как со стороны государства, так и путем привлечения частных инвесторов.

Центры могли бы выполнять важную социальную функцию, придавая дополнительный импульс социально-экономическому развитию региона и содействуя созданию новых рабочих мест.

На основе Центров можно было бы создать образовательные учреждения, подготавливающие кадры для сферы культуры, в том числе и для народных художественных промыслов.

И, наконец, Центры могли бы стать плацдармом для создания и развития серьезной туристической индустрии, с весьма многообещающими позитивными социально-экономическими последствиями для региона.

В этой связи представляется целесообразным при Комиссии Общественной Палаты по культуре сформировать Рабочую группу, которой дать поручение выйти в исполнительные и законодательные органы власти со следующими предложениями:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке Концепции и Федеральной целевой программы по сохранению и развитию национальных культур, языков и литератур народов Российской Федерации.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть вопрос о совершенствовании российского законодательства в сфере сохранения и развития национальных культур народов России.

3. Министерству культуры Российской Федерации провести мониторинг состояния работы в регионах по исполнению Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федерального закона от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации".

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести мониторинг состояния работы в регионах по исполнению Федерального закона от 6 января 1999 года "О народных художественных промыслах".

5. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработать Концепцию создания Центров народных художественных промыслов и ремесел.

6. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации организовать на государственных и региональных ГТРК и радиоканалах широкое освещение вопросов состояния и развития национальных культур народов России, в том числе и создание циклов передач, направленных на популяризацию нематериального и материального культурного наследия.

Уважаемые коллеги! Национальная культура, как неисчерпаемый источник воспроизводства нравственных и культурных ценностей и традиций, основа человеческого созидания в материальной сфере, поистине является душой народа! Наш с Вами долг сделать все для того, чтобы эта душа жила и гармонично развивалась! Спасибо за внимание.

Блохина Лидия Васильевна
член Общественной Палаты
Российской Федерации,
президент Международного общественно-экономического союза,
кандидат социологических наук

Док. 658801
Перв. публик.: 07.02.13
Последн. ред.: 28.02.13
Число обращений: 0

  • Блохина Лидия Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``