В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов: `Все будет зависеть от того, как сложится работа с правительством` Назад
Рамазан Абдулатипов: `Все будет зависеть от того, как сложится работа с правительством`
Исполняющий обязанности Главы Дагестана Рамазан Абдулатипов в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" рассказал о своих политических идеях. РИА "Дагестан" приводит весь текст интервью.

- Вы стали временно исполняющим обязанности Главы Дагестана. Скажите, намерены ли Вы избавляться от приставки врио и возглавить республику.

- Вы знаете, это зависит от того, как пойдут дела. И прежде всего, важно для меня, как я буду оценивать то, что делается, потому что у меня очень много планов. Эти планы были лет 15-20, потому что каждый раз, когда менялся руководитель республики, выплывала моя фамилия как одного из претендентов на эту должность. Ну, пришло время, президент доверил, и, конечно же, надо, чтобы все это временное уходило в прошлое, вся эта смута уходила в прошлое. То, что Владимиру Владимировичу Путину удалось в Российской Федерации в целом, это примерно надо сделать в Дагестане.

- Сейчас в Государственной Думе обсуждается закон, по которому местные законодательные собрания смогут самостоятельно выбирать формы выборов губернатора. Либо прямые выборы путем всеобщего голосования, либо, как было прежде, путем утверждения кандидатуры местной законодательной властью. К какому варианту Вы склоняетесь в случае с Дагестаном? Как Вы думаете, как Вас будут выбирать?

- Эта инициатива, действительно, была обусловлена тем, что Россия - очень сложное государство, очень много региональных, национальных и прочих особенностей. И реализовать сразу одну модель выборов, конечно, будет тяжело. Поэтому региональным законодательным собраниям дано такое право. Но я всегда выступал за всенародные выборы. Хотя в большей степени, может быть, этот закон рассчитан на такие республики, как Дагестан. Все зависит от того, как пойдет работа с парламентом, все будет зависеть от того, как люди настроены, потому что говорить, что Дагестан не может или не способен проводить выборы, это неправильно. Потому что Дагестан исторически жил, выбирая руководителей общины, вот как дружина выбиралась в древней Киевской Руси, примерно такие традиции были в Дагестане.

- То есть Вы готовы положиться на мнение народа?

- Надо изучить очень внимательно, не навязывать ничего и не вносить дополнительных сложностей в и так нестабильную ситуацию в Дагестане. Все надо очень внимательно посмотреть.

- Одним из слабых мест прежней власти в Дагестане называли усиливающуюся активность салафитских движений и конфликты с местными группами влияния. Это глупо было бы отрицать, что очень важно уметь договариваться с местными кланами и группами. Удастся ли это Вам, как Вы считаете, какие у Вас здесь преимущества?

- Каждый предыдущий руководитель, я считаю, сделал что мог. И у каждого есть свои методы работы. И к каждому из них я отношусь с уважением и не собираюсь никого свергать. Но вместе с тем мне кажется, что каждый из них собирался, поступал так, чтобы максимально вмонтироваться, адаптироваться в ту среду, которая там уже была создана независимо от них. И вот эта среда их потихонечку пожирала - и их авторитет, и их усилия, и все остальное. Поэтому я думаю, что подход должен быть другой - не адаптироваться, не приспосабливаться к среде, но и не воевать с этой средой, а изменить ее. Потому что не только в Дагестане, в целом во многих регионах создана такая среда, которая воспроизводит и коррупцию, и разврат, и бандитизм, и пока мы не изменим это, будет очень тяжело что-то делать.

- С чего планируете начинать эти перемены? Будете менять команду?

- Команду, конечно, надо менять, и надо менять достаточно кардинально. Более того, нужны новые подходы в формировании органов власти. Я собираюсь, насколько это будет возможно, проводить конкурсный отбор с участием людей не только из Дагестана, но и из других регионов, если они захотят поработать в Дагестане. И путем такого конкурсного отбора, может быть, удастся хотя бы 20% людей, которые давно окончили университеты и являются квалифицированными специалистами и никак не могут войти во власть, принести пользу для республики, этот момент тоже очень важен. Очень важно привлекать людей состоявшихся, которые показали себя и как предприниматели. Если он действительно развивает какую-то отрасль, значит, ему можно доверять какие-то вопросы. Мне кажется, что нужна качественно другая подготовка и переподготовка кадров. Никто фактически или мало кто этим занимается в нынешних условиях. Оканчивает человек неизвестно какой вуз, и его сразу берут на должность и т.д. Кроме того, конечно, нужно минимизировать количество родственников, кем бы они ни были, и человек не должен работать на одной должности более двух сроков. Я так себя определяю, у меня больше нет и жизненного пространства. Если человек лет 10-15 работает на одной должности, ему надо переходить на другую должность или уходить, то есть нельзя все время сидеть на одном и том же месте. Тем более в такое сложное время людям очень быстро надоедают разного рода начальники. Поэтому один из главных принципов - это сменяемость власти.

- У Вас должны быть ближайшие помощники. Вам уже известны кандидатуры, кого Вы назначите премьером?

- Да, кандидатуры известны, я даже их где-то согласовал и в Москве с руководством, давно мы это готовили, кто там должен быть, какие кандидатуры есть, и по приезде в Дагестан, во время моего выступления в парламенте я предложу эти кандидатуры.

- В России много известных и богатых людей - выходцев из Дагестана, какие у Вас с ними отношения и намерены ли Вы привлекать их к развитию республики?

- Это же тоже люди, которые состоялись. Если бы у них не было никакого таланта, они бы не стали такими богатыми. Но, с другой стороны, мне представляется, я им об этом тоже говорю, что, конечно же, мы нуждаемся в инвестициях, конечно же, пусть помогают своей родине, это обязанность даже - помогать. Я приглашаю многих, не только крупных олигархов, но и предпринимателей, которые живут во многих краях, областях Российской Федерации, вложить свои деньги, организовать для своих родственников хотя бы предприятие среднего, малого бизнеса. Но есть другая проблема, когда вхождение с деньгами сопровождается своей политикой, политиканством. Экономических вопросов нет, экономические интересы пусть лоббируют, но политикой все-таки должны заниматься другие люди. Для этого есть президент, парламент, и мы в силах определить политическую линию без вмешательства кого бы то ни было со стороны. Если будет такое вмешательство, эти люди не будут работать в республике. Я еще раз подчеркиваю - мы приглашаем всех, но заниматься делом. Если кто-то хочет заниматься политикой, перепишите всю собственность на своих дальних родственников и занимайтесь политикой, вопросов нет. Никому дорога в политику не закрывается, но вместе с тем такая четкая позиция должна быть. Моя установка такова - для меня важнее тысячи предпринимателей среднего, малого бизнеса, чем 3-4 олигарха.

- Вы входили в экспертную группу, которая разрабатывает стратегию по национальной политике России. Скажите, кому-то это вообще по плечу.

- Я был заместителем руководителя рабочей группы по разработке стратегии государственной национальной политики, которую президент подписал в декабре прошлого года. Я считаю, что это очень важный документ, очень огромное значение сыграла статья В. Путина "Россия: национальный вопрос". Это фактически первое выступление руководителя страны, может быть, впервые в истории с самостоятельной статьей по национальному вопросу. И это говорит о том, что эта проблема назревшая. Мы многонациональная страна, должно быть понятие, что мы прежде всего люди, граждане своей страны, а потом представители различных национальностей. Да, мы должны обеспечивать развитие, многообразие культур, традиций всех народов без исключения, но вместе с тем мы должны стать единой жизнеспособной нацией. Я как раз таки являюсь автором первой книги о российской нации. И формирование российской нации - это одно из направлений в стратегии государственной национальной политики. То же самое касается Дагестана. У дагестанцев нет межнациональных противоречий, как некоторые пишут в Интернете, мы очень бережно относимся к представителям различных национальностей. И самое главное - Дагестан всегда был общей родиной для всех дагестанцев.

- Как вернуть русских на Кавказ и ставите ли Вы перед собой такие задачи?

- Действительно, это очень плохо, что многие русские уехали. Русские уехали не потому, что их преследовали, как некоторые пишут. Русские уехали, потому что закрылись многие военные заводы, где квалифицированные русские специалисты работали в Дагестане. Фактически оставшись без работы, они вынуждены были уехать в разные регионы. Для того чтобы им вернуться обратно, надо восстановить стабильность в республике. Я считаю, что Дагестан был одним из самых пророссийских, русофистских республик. Если в других республиках могут говорить на своем языке и не нуждаться в русском языке, Дагестан без русского языка не может, потому что у нас 33 национальности и 89 наречий, и, следовательно, для нас русский язык родной, и для нас священно отношение к русским людям, особенно к тем, которые работали у нас. Вот у меня в одном из самых высокогорных районов далекое село, где не было ни дорог, ни света, а в школе меня учила Рая Ивановна из Свердловской области. Я ей поставил памятник в своем родном ауле, и для нас эта память действительно священна, мы относимся к русским хорошо. И мы, конечно, хотели бы, чтобы и русские, и евреи (таты), и другие, уехавшие из республики, возвращались и вкладывали свой потенциал в Дагестан. Среди них было очень много талантливых людей, о них помнят и они помнят Дагестан добрым словом. Поэтому это всё надо делать.

И следующее - конечно, надо снизить миграционную нагрузку на районы проживания русского населения. Достаточно стихийно шел у нас этот процесс, здесь тоже надо внести какие-то коррективы. Если кто-то уже переселился и живет, надо уживаться вместе. Требуется очень большая культура, чтобы люди разных национальностей, религий уживались вместе. У меня русская жена, мы 30 лет живем вместе и 30 лет адаптируемся друг к другу, потому что это разные культуры, разные традиции, и надо находить общий язык, чтобы была общая семья, чтобы дети себя чувствовали спокойно и т.д.

- На Кавказе сегодня есть две особо опасные профессии - это журналисты и священнослужители. Ряд резонансных убийств, трагедий произошел и в Дагестане, и в Дагестане почему-то их было особенно много в последние годы. Намерены ли Вы дать новый импульс, толчок для их расследования?

- Понимаете, на Кавказе, а где-то и в России, наверно, все-таки начали господствовать еще с 90-х годов неправовые, неэкономические формы борьбы друг с другом - нет человека, нет проблем. Некоторые так решили. Некоторые даже где-то хорохорятся, сколько он человек поубивал. Конечно, это есть величайшее невежество, и любая религия осуждает человека, который убивает другого человека, потому что каждый человек несет в себе бога, и убить человека означает убить в себе бога. Это преступление и против бога, и против человека. Конечно, надо очищать эту сферу и наводить порядок.

- Не боитесь ли Вы за свою жизнь, за свою безопасность, отправляясь на Кавказ с такими глобальными планами и намерениями столь существенно поменять жизнь в Дагестане?

- Я еду в Дагестан, на Кавказ, чтобы больше никто, особенно прекрасной даме, этот вопрос не задавал. Лев Толстой - человек, который был отправлен туда, чтобы воевать с горцами, сказал: "Кавказ - это страна любви". На самом деле так и есть. И кроме того, я хочу ко всем обратиться - не спешите свергать друг друга, живя в одном Отечестве. Если вы хотите иметь хорошего врага, лучшего врага, чем кавказца, вы не найдете. Если вы хотите иметь хорошего друга, лучшего друга, чем кавказца, дагестанца, вы тоже не найдете. Поэтому давайте искать друзей в родном Отечестве. Нормальный человек для своего народа ищет друзей, а негодяй ищет врагов. Я хотел бы, чтобы у Дагестана было больше друзей, чтобы в Дагестан могли спокойно приезжать. У нас прекрасное море, горы, самые лучшие вино-водочные изделия и все остальное, и люди очень красивые, и культура богатейшая. У меня есть один принцип - раньше выстрела не падать.

Источник: "Россия 24"

Док. 658701
Перв. публик.: 30.01.13
Последн. ред.: 05.02.13
Число обращений: 0

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``