В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инновации - ключевая установка Стратегии МСП Банка Назад
Инновации - ключевая установка Стратегии МСП Банка
1 февраля 2013 г. состоялось заседание Комитета по стратегическому развитию при Наблюдательном совете ОАО "МСП Банк".
В работе Комитета приняли участие: Теплов Олег - директор Департамента стратегического управления, государственных программ и инвестиционных проектов Минэкономразвития России, Председатель Комитета по стратегическому развитию МСП Банка, Копейкин Михаил - Председатель Наблюдательного совета МСП Банка, заместитель Председателя Внешэкономбанка, Аксаков Анатолий - Президент Ассоциации Региональных Банков России, Крюков Сергей - Председатель Правления ОАО "МСП Банк", Голованов Дмитрий - первый заместитель Председателя Правления МСП Банка, Эскиндаров Алексей - директор Департамента поддержки малого и среднего предпринимательства Внешэкономбанка, Бречалов Александр - Президент ОО "ОПОРА России", Гамза Владимир - председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса ОО "Деловая Россия", Курочкин Дмитрий - вице-президент Торгово-промышленной палаты России.

Комитет рассмотрел ключевые установки для разработки Стратегии ОАО "МСП Банк":
1. Нормативное окружение
Стратегия ОАО "МСП Банк" базируется на следующих основополагающих документах, определяющих приоритеты и ограничения в сфере поддержки субъектов МСП:
-    Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с учетом последующих изменений и дополнений);
-    Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с учетом последующих изменений и дополнений);
-    Федеральный закон от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с учетом последующих изменений и дополнений);
-    "Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" (утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
-    Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2446-р);
-    Постановление Правительства РФ N 1451 от 28.12.2012 г. "Об утверждении Правил предоставления государственной гарантии Российской Федерации по банковской гарантии государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", выданной в обеспечение исполнения обязательств российского юридического лица, созданного государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", по банковским гарантиям, предоставляемым в обеспечение исполнения обязательств российских организаций, являющихся субъектами среднего предпринимательства, по кредитам, привлекаемым на осуществление (реализацию) инвестиционных проектов"
-    Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 1007-р.);
-    Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2011-2015 гг. (утверждена Наблюдательным советом Внешэкономбанка (протокол N 17 от 27 сентября 2011 г.);
-    Порядок осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (утвержден наблюдательным советом
государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" 05 февраля 2009 года (протокол N2) с учетом изменений и дополнений, утвержденных 24 февраля 2010 года (протокол N 4));
-    Соглашение от 06.04.2010 г. N05-СВ-452/10 о взаимодействии институтов развития и заинтересованных организаций в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла, заключенное между Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий", ОАО "Российская венчурная компания", ОАО "МСП Банк", Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа", Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Российской ассоциацией венчурного инвестирования, Федеральным агентством по делам молодежи, Фондом социального развития Инновационного центра "Сколково" и ФГАУ "Российский фонд технологического развития".
2. Приоритеты
Вышеуказанными документами определяется, что основными приоритетными направлениями деятельности банка по поддержке и развитию промышленного сектора МСП, является создание условий и стимулирование компаний субъектов МСП к инновационной деятельности, осуществлению ускоренной модернизации и применения современных технологий, а также повышения эффективности использования ресурсов и реализации энергоэффективных мероприятий.
Приоритетными направлениями Программы поддержки МСП являются:
поддержка развития субъектов МСП промышленного сектора;
стимулирование и поддержка субъектов МСП в направлении инновационной деятельности и внедрения инновационной продукции и технологий;
стимулирование и поддержка субъектов МСП промышленного сектора, осуществляющих модернизацию основных средств и реализацию проектов направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности;

3. Миссия
Развитие производственного и инновационного секторов МСП посредством обеспечения кредитоспособных субъектов МСП на всей территории Российской Федерации долгосрочными и доступными кредитными ресурсами и иными видами поддержки через сеть банков-партнеров и организаций инфраструктуры поддержки МСП. При этом ключевой целью является формирование рынка кредитования инновационных проектов, реализуемых субъектами МСП, как через сеть партнеров ОАО "МСП Банк", так и с использованием механизмов разделения рисков.
4. Целевая аудитория
Целевая аудитория Программы - субъекты МСП производственной сферы, реализующие проекты в области инноваций, модернизации и энергоэффективности.
Категории целевой аудитории и особенности поддержки:
Категория 1: качественные заемщики (банки-партнеры по ним принимают риски в полном объеме):
-    имеют активы и залоговое обеспечение для кредитования проектов;
-    имеют положительные бизнес- и кредитные истории;
-    действующий бизнес может обеспечить необходимый денежный поток для погашения кредита вне зависимости от успеха реализации проекта.
Категория 2: заемщики среднего качества (банки-партнеры не готовы принимать по ним риски в полном объеме), реализующие инновационные проекты, а так же проекты в приоритетных направлениях, определяемых Минэкономразвития России и региональными властями, и утвержденных соответствующими федеральными и/или региональными программами по поддержке развития МСП:
-    не имеют достаточного объема активов и/или залогового обеспечения для предоставления полного обеспечения по кредитованию проектов;
-    имеют короткую бизнес-историю и не имеют кредитной истории;
-    действующий бизнес не может обеспечить необходимый для погашения кредита денежный поток в случае неудачи реализации проекта;
-    возвратность и платность по кредиту обеспечивается преимущественно за счет денежных потоков, возникающих в качестве результата реализации проекта.
Для повышения привлекательности для банков-партнеров данной категории заёмщиков необходимо использовать механизмы разделения рисков с партнерами и обеспечить полное или частичное принятие на себя рисков на конечного заемщика (инновационного субъекта МСП).
Для заемщиков Категории 2 преимущественно предназначена поддержка с разделением рисков с партнерами, одним из ключевых механизмов которой будет являться предоставление гарантий. Также возможно синдицированное кредитование. Для категории 1 может использоваться и этот механизм и стандартная двухуровневая система (преимущественно).

5. Задачи
Задачи Программы:
сформировать рынок кредитования инновационных проектов МСП, в том числе за счет создания механизмов разделения рисков, и создать условия для занятия ОАО "МСП Банк" существенной доли данного рынка, стать ориентиром для остальных участников рынка;
обеспечить целевую аудиторию Программы долгосрочными и доступными ресурсами, а также разносторонней информационной поддержкой.
Способы достижения задач:
Для сохранения доступной стоимости и долгосрочности ресурсов, привлечение дополнительного фондирования на цели кредитования инновационных субъектов МСП в сочетании рыночных, а также бюджетных ресурсов и средств Внешэкономбанка в пропорции приблизительно равной 1:1.
Координация реализации Программы поддержки МСП, реализуемой ОАО "МСП Банк", с программами поддержки МСП, реализуемых Минэкономразвития России, и фокусирование программ поддержки МСП на приоритетных направлениях развития МСП, определяемых Правительством Российской Федерации, Внешэкономбанком, и с учетом региональных приоритетов экономического развития.
Совершенствование Программы ОАО "МСП Банк" за счет стандартизации процессов кредитования и кредитных продуктов, в том числе по направлению разработки рыночных инструментов привлечения средств на развитие МСП (включая механизм секьюритизации).
Развития отношений с партнерами (институтами развития, банками-партнерами и организациями инфраструктуры).
Глубокое изучение сегмента МСП, его потребностей. Информационное продвижение Программы. Обучение субъектов МСП.
Использование возможностей гарантийного механизма для обеспечения поддержки субъектов среднего бизнеса, реализующих инвестиционные проекты.
Использования возможностей многоканального финансирования с участием институтов развития (участников Соглашения о взаимодействии) для обеспечения комплексной поддержки компаний субъектов МСП на всех стадиях жизненного цикла.
Разделение рисков с партнерами по финансированию проектов субъектов МСП в приоритетных направлениях.
Ограничение размеров финансовой поддержки одного субъекта МСП в размере до 2 млрд. рублей1.
Создание с региональными властями совместных механизмов стимулирования и поддержки субъектов МСП с учетом региональной специфики.
Формирование за счет существенной доли на рынке "критического объема" рынка кредитного финансирования инновационных субъектов МСП, достаточного для выхода его на траекторию устойчивого самовоспроизводящегося развития, а также формирования ориентиров для остальных участников рынка.
Внедрение механизмов разделения рисков по кредитованию инновационных МСП с региональными институтами поддержки МСП.
Достижение синергетического эффекта от внедрения различных форм долгового и недолгового финансирования для обеспечения потребностей инновационных МСП.
Сфокусированное применение различных инструментов государственной поддержки МСП для целей приоритетной поддержки инновационных субъектов МСП.
Активное использование технологических и организационных преимуществ:
Сеть партнеров: Банк не является конкурентом коммерческим банкам и иным участникам рынка финансирования МСП, а выступает их партнером и дополняет их возможности. Эффективный механизм многоканального финансирования МСП, с привлечением других институтов развития.
Опыт реализации Программы, контроль целевого использования средств Программы и доведения их до субъектов МСП.
Подотчетность Внешэкономбанку и Минэкономразвития России
Технологичность процессов, открытость и прозрачность информации.
Возможности дочерних организаций2
6. Горизонт планирования
Стратегия ОАО "МСП Банк" планируется на период до 01.01.2016, так как это соответствует горизонту планирования Стратегии единственного акционера - Внешэкономбанка.
7. Ключевые показатели на 01.01.2016
-    Объем активов - 171 млрд. руб.
-    Объем средств, доведенных до конечных заемщиков - 150 млрд. руб.
-    Доля инновационных проектов в объеме профинансированных проектов конечных заемщиков - 39 % 3.
-    Чистая прибыль - 167 млн. руб.
В ходе заседания Комитета МСП Банка выступил член Комитета -представитель Деловой России Владимир Гамза с предложениями по функциям МСП Банка в рамках стратегии его развития:

1. Участие в разработке и реализации вопросов финансирования федеральных, региональных и отраслевых программ развития малого и среднего предпринимательства (МСП), прежде всего в целях новой индустриализации, модернизации и инновационного развития производственных секторов экономики, недостаточно обеспеченных кредитными ресурсами коммерческих банков.
2. Формирование федеральной комплексной партнерской сети для решения задач: привлечения капитала и долгосрочных пассивов, размещения кредитных и инвестиционных ресурсов, синдикации, гарантирования и страхования кредитов, рефинансирования и секьюритизации стандартных кредитных активов.
3. Информационно-аналитическая работа и консалтинговое обеспечение в интересах государственных и муниципальных органов власти и институтов развития, Внешэкономбанка, МСП Банка и его партнеров по широкому спектру вопросов финансирования МСП, реализации программ и продуктов МСП Банка.
4. Разработка стандартных кредитных и инвестиционных продуктов, рекомендуемых к финансированию МСП Банком и принимаемых к рефинансированию Банком от его партнеров.
5. Непосредственное кредитование и инвестирование в проекты субъектов МСП, рекомендованных государственными институтами развития (роль исполнительного банка институтов развития по проектам МСП).
6. Долгосрочное (в целях финансирования развития МСП по приоритетных направлениям, отраслям и продуктам) кредитование партнеров Банка под залог кредитного портфеля МСП.
7. Кредитование партнеров Банка под конкретные нестандартные, но приоритетные проекты МСП с полным качественным обеспечением.
8. Совместное синдицированное кредитование с партнерами Банка нестандартных приоритетных проектов МСП с качественным обеспечением.
9. Непосредственное финансирование (долговое и недолговое) приоритетных инновационных проектов с частичным обеспечением от заемщика и третьих лиц (партнеры МСП Банка и региональные институты поддержки МСП).
10. Использование гарантийного механизма обеспечения поддержки субъектов среднего несырьевого бизнеса, реализующих инвестиционные проекты в рамках государственных программ новой индустриализации, за счет целевых государственных гарантий, гарантий самого МСП Банка, его партнеров и региональных институтов поддержки МСП.
11. Выкуп стандартных кредитных активов у партнеров МСП Банка и секьюритизация портфелей однородных ссуд МСП Банка и его партнеров в целях привлечения государственных (институты развития, Банк России) и рыночных долгосрочных ресурсов.
12. Рефинансирование МСП Банка под рейтинг надежности и кредитоспособности и кредитные активы, продажа кредитных активов и производных финансовых инструментов Банка.

Док. 658671
Опублик.: 04.02.13
Число обращений: 0

  • Голованов Дмитрий Сергеевич
  • Гамза Владимир Андреевич
  • Бречалов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``