В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гудковым нужно быть последовательнее Назад
Гудковым нужно быть последовательнее
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политической науки

У Аркадия Гайдара есть сюжет в повести "Школа", когда командир группы красной разведки вместо наблюдения за селом решает совершить налет на соседнее, чтобы захватить трофеи. И захватывает их. Только пославший его отряд, не получив предупреждения об опасности, входит в первое село и едва вырывается из западни. Когда лихие разведчики гордо являются с трофеями, их ставят к стенке. За глупость, неисполнение приказа и как виновников гибели товарищей.
Потому что война - не развлечение для авантюристов, хотя на ней встречаются и такие. И потому что армия сильна способностью действовать по единому плану, а не бесшабашностью.

Человека, который стреляет, когда приказано огонь не открывать, расстреливают. И за то, что не выполнил приказ. И за то, что нарушил перемирие. И за то, что демаскировал позицию. И за то, что дал повод открыть по своим позициям огонь, когда твоя сторона либо не готова к бою, либо действует по другому плану.

Во время Столетней войны блестящая тяжелая кавалерия французов постоянно проигрывала, потому что рыцари рвались вперед, стремясь блеснуть своим мастерством. В России почти тоже самое было в битве на Калке.

Партия - это своего рода политическая армия, в которой, как говорят наученные горьким опытом французы, "лучше один плохой генерал, чем два хороших".

Если ты считаешь, что твоя партия не права, зачем ты в ней находишься?

Если человек вступает в ту или иную партию, он сознательно ограничивает свою свободу и берет на себя обязательство подчиняться воле партии. В некоторых типах партий он имеет право не выполнять те решения, за которые не голосовал. Но ни в каких партиях он не имеет права делать то, что партия сочла для себя вредным.
Партия не может быть и за "белых", и за "красных" одновременно. Если партия признает итоги выборов, член партии, пусть он с этим и не согласен, должен либо отказаться от участия в акциях, эти итоги не признающих, либо покинуть партию.

Иначе выглядит нелепо уже не он, а эта партия. Потому что встает резонный вопрос - что это за партия, члены которой делают то, что им взбредет в голову? Потому что любая партия - это люди, собравшиеся для того, чтобы действовать совместно. Для этого они и объединяются в партию. Если они хотят действовать по своему усмотрению, то это их выбор, но партия здесь не причем. Ответственности за них она не несет, и права считаться ее членами за ними не оставляет. Это относится к любой партии в любой стране мира.

Геннадий и Дмитрий Гудковы думают иначе, и это их право, как "свободных личностей", но только ничем с партией не связанных.

Всегда нужно быть последовательным. Если ты считаешь, что твоя партия не права, зачем ты в ней находишься? Если ты провозглашаешь, что выборы, на которых ты получил депутатский статус и депутатскую неприкосновенность, нелегитимны и их результаты были сфальсифицированы, ты тем самым признаешь, что твой депутатский статус и депутатская неприкосновенность нелегитимны и являются частью фальсификации. И так или иначе не можешь претендовать на их сохранение.

Если ты публично принимаешь участие в движении, которое не поддерживает и в котором не принимает участия партия, наделившая тебя депутатским статусом, то у тебя нет оснований требовать сохранения за тобой этого статуса.

Если, пользуясь статусом члена одной из политически сил, ты начинаешь открывать огонь по позициям другой, ты совершаешь и предательство и подлость. Подлость что в этом случае ты получаешь возможность красиво позировать, а другие должны за это расплачиваться.

Все это - игра без правил, лишающая того, кто в ней участвует, оснований требовать соблюдения правил по отношению к себе. Как на рубеже 2000-х годов в одной российской сверхкорпорации было сказано про одного магната - куда более яркого и интересного, чем бунтующий депутат: "Можно быть кем угодно. Можно быть за власть и против власти. Можно быть православным и можно быть атеистом. Можно быть либералом и можно быть коммунистом. Это все - в пределах нормы. Нельзя одного - нельзя быть анархистом и делать, что взбредет в голову".

Организаторы "болотного протеста" начали бой без правил

Если, как утверждали Гудковы, выборы прошлого года были нечестными - значит, нечестным было получение ими депутатских мандатов. Если Дума нелегитимна, зачем занимать место в нелегитимном органе? Можно сказать - чтобы помешать нелегитимному органу творить беззаконие. Но смущает то, что очень уж выгодно бороться с "антинародным режимом" пользуясь привилегиями "антинародного режима".
Выдвинувшая тебя в парламент партия результаты выборов признала. Ты их не признал. Можно спорить, можешь ли ты быть депутатом. Но депутатом от этой партии ты не можешь быть точно.

Весь протестный процесс прошедшей зимы-весны был нацелен на смену власти в России посредством не тех или иных юридических процедур, а посредством оказания давления на власть путем прямого политического действия.

Кто-то может называть это попыткой совершения революции, то есть смены политического устройства, направленного на прорыв в будущее и установление лучшего политического устройства. Кто-то может считать, что это была попытка контрреволюции, реакционного переворота, направленного на привод к власти в России более реакционных сил, чем те, которые находятся у власти сегодня.

В данном случае важны не эти оценки и не споры о том, кто более реакционен. Важно то, что осуществлялась попытка государственного переворота, по форме выдававшаяся за нечто иное - за реализацию права граждан на мирные собрания. И дело не в том, что те, к кому примкнули Гудковы, хотели совершить переворот. Дело в том, что все организаторы этого переворота всячески делали вид, что ничего подобного не делают. То есть, занимались лицемерием.

Законы, правила, нормы - вещь состоящая из нескольких пластов. Беда даже не в том, что нарушается тот или иной верхний пласт. Беда в том, что в ответ на нарушения одного пласта правил идет нарушение следующего. Организаторы "болотного протеста" начали бой без правил, наивно полагая, что в ответ на их удары противная сторона будет соблюдать правила. И открыли ящик Пандоры.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Док. 658637
Перв. публик.: 01.02.13
Последн. ред.: 04.02.13
Число обращений: 0

  • Гудков Геннадий Владимирович
  • Черняховский Сергей Феликсович
  • Гудков Дмитрий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``