В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Савойский А.Г. Современные российско-американские отношения в аэрокосмической отрасли Назад
Савойский А.Г. Современные российско-американские отношения в аэрокосмической отрасли
В статье рассматривается вопрос о российско-американском сотрудничестве в аэрокосмической отрасли: обозначено взаимодействие между Федеральным космическим агентством РФ и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США, описана деятельность совместных российско-американских предприятий, отмечены принципы декларируемой политики России и США в области космоса, перечислены направления сотрудничества, дано видение перспектив взаимоотношений российских и американских компаний в данной области.

Важнейшим направлением совместной деятельности между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки на современном этапе является сотрудничество в аэрокосмической отрасли. Уже в 1992 году была создана американо-российская руководящая группа по изучению космоса, подписано в Москве Исполнительное соглашение между Федеральным космическим агентством РФ (Роскосмос), с российской стороны, и National Aeronautics and Space Administration - Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), с американской стороны, о сотрудничестве в области пилотируемых космических полётов и по программе исследования Марса; начались запуски ракет-носителей по программе совместных с США проектов. В рамках реализации Программы "Нанна-Лугара" американские специалисты получили широкий доступ к ранее секретным российским материалам и объектам по хранению ракет оборонного назначения. Российско-американское сотрудничество частично предполагало и доступ к производству космического оборудования в России.
В начале 1993 года был окончательно развеян миф о невозможности сотрудничества российских и американских фирм в космической области. Появилось совместное предприятие (СП) "Локхид-Хруничев-Энергия Интернэшнл" (LKEI), образованное из американской торгово-космической компании "Локхид", дочерней фирмы одноименной аэрокосмической корпорации, и двух российских производителей в этой области - Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М.В.Хруничева и российского Ракетно-космического комплекса (РКК) "Энергия". Логическим продолжением их совместной деятельности стало учреждение в 1995 году СП "Интернэшнл Лонч Сервисез" (International Launch Services - ILS), последовавшее после объединения двух американских компаний "Локхид" и "Мартин Мариетта" в одну космическую компанию - "Локхид Мартин". Предметом деятельности образованного совместного предприятия стал маркетинг российской ракеты-носителя "Протон" в её использовании для запуска космических аппаратов зарубежного производства. Совместно с "Юнайтэд Текнолоджиз" на американо-российском совместном предприятии "Интернэшнл Лонч Сервисез" ставили российские двигатели "РД-180" на американские ракеты-носители "Атлас", которые вместе с российским "Протоном" предлагали на мировом рынке. Однако в 2006 году американская компания "Локхид Мартин" продала свою долю в совместных предприятиях с ГКНПЦ имени М.В.Хруничева: "Интернэшнл Лонч Сервисез" и "Локхид-Хруничев-Энергия Интернэшнл". О причинах, побудивших американскую сторону уйти из совместного с российской стороной бизнеса, не сообщается [15].
О расширении сотрудничества по космическим программам, а также в сфере самолётостроения, свидетельствует подписанное в апреле 1995 года Соглашение между Роскосмосом и американской компанией "Боинг" [см.: 12].
С 1 января 2001 года были отменены квотные ограничения на коммерческие запуски американских спутников российскими ракетоносителями. При этом, однако, сохранилась практика получения в США лицензии на каждый запуск.
К 2007 году коммерческие запуски ракеты-носителя "Протон" осуществлялись в различной модификации: "Протон-К" и "Протон-М", 42 из которых - в рамках совместного российско-американского предприятия "Интернэшнл Лонч Сервисез", 3 запуска - по контракту с американской компанией "Моторола".
В 2007 году стоимость портфеля заказов СП "Интернэшнл Лонч Сервисез" на пусковые услуги российской ракеты-носителя "Протон-М" увеличилась более чем на 1 млрд. долларов. В будущем предполагается предлагать странам мира услуги российских ракетоносителей семейства "Ангара" [см.: 11].
В настоящее время в рамках международного проекта "Морской старт" передвижная водная платформа, плавучий космодром "Одиссей", используется для экваториальных запусков коммерческих грузов на специальных ракетах-носителях российского производства "Зенит". Уже было собрано и запущено 24 ракеты. Партнёрами по данному проекту являются компании "Боинг Коммершл Спейс Компани" (США), РКК "Энергия" (Россия) и другие. Оборудование и услуги по осуществлению партнёрского проекта "Морской старт" предоставляет компания "Космические международные услуги", находящаяся в Москве. Услуги по заключению договоров по проекту "Земной старт" и контролю за их выполнением предоставляет американская компания "Си лонч", штаб-квартира которой расположена в штате Калифорния [10].
Лидирующие позиции отечественных компаний "Волга-Днепр" и "Полёт", зарегистрированных в США, скорее всего, будут сохранены в секторе авиаперевозок крупногабаритных грузов. Для этого используют российские грузовые самолеты АН-124-100 "Руслан".
С 2000 по 2008 год в подмосковном городе Жуковский ежегодно проводился Международный авиационно-космический салон "МАКС" с участием американских космических агентств, международных компаний аэрокосмической отрасли и операторов космических телекоммуникаций, на котором демонстрировались как серийные, так и уникальные образцы авиационной и космической техники. Именно эта сфера деятельности позволила России занять лидирующие позиции в ряде высокотехнологичных направлений и по-прежнему оставаться космической державой.
Прочные позиции занимают Россия и США в так называемом "космическом клубе", куда вошли ещё шесть стран мира (Франция, Германия, Япония, Канада, Индия, Китай) и два международных объединения, а именно: Европейское космическое агентство, представленное 11 государствами, и Азиатско-Тихоокеанская организация по сотрудничеству в области космоса, куда вошли 9 стран-членов и 6 стран-наблюдателей [3, с. 34, 35]. На долю восьми космических держав, включая Россию и США, приходятся тысячи успешных запусков ракет-носителей с выведением на околоземную орбиту искусственных спутников, принадлежащих 58 странам, международным организациям и объединениям. Большинство запущенных космических аппаратов (85,9%) принадлежат России и США. Учитывая, что б?льшая часть космических аппаратов, принадлежащих Испании, Бразилии, Малайзии, Индонезии и многим другим странам, также изготовлены российскими и американскими специалистами, отечественный исследователь и журналист А.Железняков считает роль двух великих космических держав - России и США - доминирующей в космической деятельности всего человечества [1, с. 63]. Это утверждение целиком и полностью соответствует реалиям наших дней.
В аэрокосмической отрасли официальный Вашингтон всегда придерживался политики "двойных стандартов" в отношении России. Так, например, резкий отпор со стороны США встретил Китай, имеющий сегодня успешный опыт космической эксплуатации ракет-носителей и изъявивший несколько лет назад желание и готовность участвовать в российско-американском проекте МКС. Весьма неохотно американская сторона допускает Россию и к Международной программе по исследованию Солнца, финансируемой НАСА [3, с. 35].
В августе 2006 года, по сообщениям американской прессы, Соединённые Штаты полностью поменяли свою политику в космосе. Согласно подписанной американским Президентом Дж.Бушем директиве "Национальная политика в области космоса" [5], Вашингтон фактически объявил себя хозяином Вселенной, а американские чиновники получили право лишать доступа в космос любую страну, "враждебную американским интересам. Свобода действия в космосе так же важна для США, как мощь в воздухе и мощь на море", - цитировала Washington Post президентскую директиву об изменении политики США в космосе. - "Даже если новая доктрина США не предполагает размещения и использования в космосе оружия, это не значит, что она соответствует международному праву". Документ объявил космос "критически важным для своих национальных интересов", в соответствии с чем США "будут сохранять за собой право, возможность и свободу действий в космосе, предпринимать действия, необходимые для защиты своего космического потенциала, отвечать на вмешательство, а также в случае необходимости - лишать противников возможности использовать их космический потенциал, враждебный для национальных интересов США" [см.: 9].
В комментарии к документу представитель Совета Национальной безопасности Фредерик Джонс пояснил, что "космос стал одним из важнейших компонентов в экономической и национальной безопасности США. Не только Вооруженные силы США, но и телефония, личные навигационные устройства и даже уличные автоматы связаны со спутниками, а потому недостаточная система охраны космических аппаратов угрожает национальным интересам" [цит. по: 9]. В то же время американские чиновники не раз подчеркивали, что новая политика не предполагает размещения какого-либо оружия в космосе, что запрещено многими международными соглашениями. Однако независимые эксперты выразили сомнения относительно мирной направленности новой космической политики США [см.: 9].
Россия выступала и продолжает выступать категорически против размещения любых видов вооружений в космосе [14]. Постоянный представитель России при Совете Безопасности ООН Виталий Чуркин заявил, что страна подготовила проект международного договора о предотвращении размещения оружия в космосе. Дипломат призвал все страны последовать примеру России и остальных членов Организации Договора о коллективной безопасности, и заявить о неразмещении любых видов оружия в космосе [13].
В России на современном этапе действует Федеральная космическая программа на период с 2006 по 2015 год [4], которая предусматривает, прежде всего, стратегические интересы страны, международное сотрудничество по использованию космического пространства в мирных целях и другие направления деятельности [см.: 7].
Следует также отметить, что политические игры официального Вашингтона вокруг отмены Поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 года, неоправданное затягивание решения вопроса о вступлении России в ВТО, введение экономических санкций против российского авиаконцерна "Сухой" и других компаний в 2006 году привели к замораживанию выгодного коммерческого контракта в 3 млрд. долларов на закупку американских самолётов "Боинг". Предпочтение российской стороны самолётов европейского производства "Аэробус" нанесло заметный ущерб американским интересам. Однако в конце 2007 года между компанией "Российские технологии" и американской авиастроительной корпорацией "Боинг" был подписан контракт на закупку в России титановых сплавов для производства американских самолётов [см.: 6] с возможной продажей в перспективе самолётов на российском рынке.
В последние годы российско-американское сотрудничество в аэрокосмической отрасли осуществлялось и продолжается по нескольким направлениям, среди которых:
космические запуски искусственных спутников на коммерческой основе;
подготовка и включение зарубежных космонавтов в совместные российско-американские космические полёты на МКС;
научные разработки в области производства авиационной и космической техники;
дальнейшее исследование космического пространства;
поддержание на должном уровне наземной и надводной космической инфраструктуры;
контроль за развитием оборонной отрасли промышленности, отвечающей стратегическим интересам двух государств.
Нет сомнений в том, что в перспективе будет и дальше продолжаться российско-американское сотрудничество в аэрокосмической отрасли промышленности, особенно по тем направлениям, где уже достигнуты положительные результаты и налажены партнёрские связи.
В период до 2010 года на Международную космическую станцию предполагается осуществить запуски 17 американских шаттлов [см.: 2]. По сведениям масс-медиа, до 2011 года НАСА будет закупать российские ракеты-носители "Союз" и "Прогресс" для обеспечения полётов своих астронавтов на Международную космическую станцию (МКС) "Альфа" [8].
Существенные дополнительные прибыли как для российской, так и американской стороны могут быть получены за счёт сдачи в аренду космических средств связи и участия в крупных международных проектах, таких как строительство Международной космической станции "Альфа" и запуск малых спутников, принадлежащих различным государствам, для изучения поверхности планет Солнечной системы. Космос представляет собой одну из сфер деятельности для достойной конкуренции русских и американцев.
Научно-космический прогресс, как известно, не стоит на месте. Растёт потребность человечества в дальнейшем исследовании околоземного пространства, дистанционном зондировании Земли, исследовании дальнего космоса. Проекты, связанные с этими направлениями, возможны только с помощью новейшей космической техники. Темпы разработки и создания такой техники будут зависеть, в частности, от вкладываемых средств и от развития сотрудничества между Россией и США в аэрокосмической отрасли.
Таким образом, в дальнейшем предполагается развитие российско-американского сотрудничества в таких областях, как гражданская авиация, коммерческое использование космического пространства; совместная эксплуатация Международной космической станции, коммерческие запуски искусственных спутников Земли, использование пилотируемых космических кораблей с международным экипажем на борту, осуществление программ исследования планеты Марс, совместная разработка и производство авиационной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Железняков А. Пятьдесят космических лет // Внешнеэкономические связи. Сентябрь 2007.
2. Машины и оборудование: Авиационное и космическое // БИКИ, N 85 (9031), 29.07.2006.
3. Прокопенкова И.О. Международное сотрудничество в области космической деятельности: перспективы участия Китая и Индии // Интеграционные процессы в современном мире: экономика, политика, безопасность (Мировое развитие. Выпуск 2) / Отв. ред. Ф.Г.Войтоловский и А.В.Кузнецов. М., 2007.
4. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг. Утверждена Постановлением Правительства РФ N 635 от 22 октября 2005 года.
5. The National Space Policy. August 2006.
6. "ВСМПО-Ависма" и Boeing подписали контракт на сумму свыше $1 млрд. [Электрон. ресурс] // РосБизнесКонсалтинг, 27.12.2007 - http://top.rbc.ru/economics/27/12/2007/131897.shtml.
7. Информация о деятельности Комитета ТПП РФ по развитию авиационно-космического комплекса в первом полугодии 2006 года // Торгово-промышленная палата Российской Федерации - http://www.tpprf.ru. Дата обращения - 20.03.2008.
8. Караш Ю.Ю. "Частники" помогут НАСА со станцией [Электрон. ресурс] // Независимая газета, 25.07.2007 - http://www.ng.ru/science/2007-07-25/13_nasa.html.
9. Комаров К. Буш закрыл космос [Электрон. ресурс] // Деловая газета "Взгляд", 18.10.2006 - http://www.vz.ru/politics/2006/10/18/53314.html.
10. Материалы Госдепартамента США, 13.02.2007 [Электрон. ресурс] // http://usinfo.state.gov/russian.
11. Международное сотрудничество [Электрон. ресурс] // Интернет-сайт ГКНПЦ им. М.В.Хруничева - http://www.khrunichev.ru. Дата обращения - 14.02.2008.
12. Новые стратегические рамки двустороннего партнерства [Электрон. ресурс] // США. Академия креативных технологий - http://www.usa.polpred.ru/tom2/119.htm. Дата обращения - 14.02.2008.
13. Россия против милитаризации космоса [Электрон. ресурс] // Информационное агентство "Клерк.Ру", 11.04.2007 - http://www.klerk.ru/more/?73119.
14. Россия против милитаризации космоса, заявил Иванов [Электрон. ресурс] // РИА Новости, 06.02.2007 - http://www.rian.ru/technology/cosmos/20070206/60284433.html.
15. Lockheed Martin прекращает сотрудничество с ГКНПЦ им. Хруничева [Электрон. ресурс] // Cnews, издание о высоких технологиях, 07.09.2006 - http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2006/09/07/210491.


AEROSPACE IN
MODERN RUSSIAN-AMERICAN RELATIONS
A.G. SAVOYSKIY
This article focused on aerospace in Russian-American relations. Cooperation between Russian Federal Space Agency and U.S. National Aeronautics and Space Administration, activity of joint ventures, principles of U.S. and Russian National Space Policy, directions of cooperation, perspectives of relationship between Russian and American companies at aerospace are the main questions of this article.

Док. 658570
Перв. публик.: 01.02.08
Последн. ред.: 18.04.13
Число обращений: 0

  • Савойский Александр Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``