В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Савойский А.Г. Белые страницы истории: военный дипломат Иван Алексеевич Суслопаров Назад
Савойский А.Г. Белые страницы истории: военный дипломат Иван Алексеевич Суслопаров
Аннотация: Многим ли россиянам или американцам знакомо это имя, как и сам факт участия советской стороны в подписании германской капитуляции в Реймсе (Франция) 7 мая 1945 года?
Статья посвящена генералу Суслопарову, для которого самым главным в жизни оказалось достойное выполнение дипломатической миссии в сложнейший момент мировой истории.
Ключевые слова: Суслопаров, Эйзенхауэр, капитуляция Германии, Реймс, 7 мая 1945 года.

LOST PAGES IN HISTORY:
MILITARY DIPLOMAT
IVAN ALEKSEEVICH SUSLOPAROV

Annotation: Could this name as well as the participation of the Soviet party in signing the German capitulation in Reims (France) on May 7, 1945 is familiar to many Russians or Americans?
This article is devoted to the general Susloparov for whom worthy performance of diplomatic mission, during the difficult moment of the world history, appeared the most important in his life.
Key words: Susloparov, Eisenhower, the German capitulation, Reims, May 7, 1945.

С открытием союзниками второго фронта в Европе Верховное главнокомандование СССР летом 1944 года направило во Францию своего представителя. Начальником советской военной миссии был назначен профессиональный дипломат и военный разведчик, генерал-майор артиллерии Иван Алексеевич Суслопаров (1887-1974). Отечественный историк В.Лота назвал его "Советским представителем при генерале Д.Эйзенхауэре"1. Отчасти это было правдой, если не брать во внимание одно обстоятельство. Советская военная миссия находилась в Париже, а штаб союзных войск - в Реймсе, в 125 км к северо-востоку от французской столицы. Однако это не мешало Суслопарову осуществлять связь с союзниками и направлять свои подробные сообщения в Москву. Позднее советский военный офицер Семён Штеменко, служивший при штабе Верховного главнокомандования СССР, вспоминал о неординарной ситуации в мае 1945 года: "О всех переговорах (между союзниками и германскими эмиссарами. - С.А.Г.) и их результатах мы получали регулярные сообщения от наших миссий за границей, особенно подробные - от генерала И.А.Суслопарова... Вечером 6 мая к начальнику советской военной миссии генералу Суслопарову прилетел адъютант Д.Эйзенхауэра. Он передал приглашение главнокомандующего срочно прибыть в его штаб. Д.Эйзенхауэр принял И.А.Суслопарова. Улыбаясь, он сказал, что прибыл гитлеровский генерал Йодль с предложением капитулировать перед англо-американскими войсками и воевать против СССР...>>2
Американцы тут же связались с советским генералитетом и предложили подписать капитуляцию Германии в Реймсе. Советский маршал И.С.Конев настаивал на подписании безоговорочной капитуляции фашистских войск в Берлине, в самом логове Рейха, где все ещё шли бои, но подписание могло быть организовано в кратчайшие сроки3. К тому же такова была воля "Большой тройки" - Рузвельта, Черчилля и Сталина на февральской Конференции в Ялте.
Когда текст капитуляции Германии был в штабе союзных войск готов, к Эйзенхауэру снова пригласили И.А.Суслопарова. Советскому дипломату сообщили, что после требования союзников о полной капитуляции немцы согласились подписать соответствующий акт. Эйзенхауэр вручил Суслопарову текст капитуляции, попросил сообщить его содержание в Москву, получить одобрение и подписать через несколько часов акт о капитуляции Германии от имени Советского Союза. Подписание, по его словам, уже было назначено на 2 часа 30 минут 7 мая 1945 года там же, в штабе главнокомандующего союзных войск в Реймсе.
Представителя СССР И.А.Суслопарова буквально "по-ставили в известность"4. Времени оставалось мало. В Европе наступил поздний вечер, а в Москве уже перевалило за полночь. Без промедлений Суслопаров передал телеграмму в Москву о предстоящем подписании капитуляции, как и сам текст, просил дать указаний. Пока о телеграмме доложили по назначению, прошло ещё несколько часов, а инструкции из Москвы всё не поступали. Создавалась ситуация, когда акт о военной капитуляции Германии мог быть подписан только между Германией, Англией и США, что дало бы немцам возможность продолжить боевые действия на Восточном фронте. Положение начальника советской военной миссии было весьма сложным. Всё теперь упиралось в него. Перед советским дипломатом встала дилемма: ставить свою подпись от имени СССР без официального на то разрешения самого Сталина или отказаться?5
Генерал Суслопаров отчётливо понимал, что, в случае какого-либо недосмотра с его стороны, манёвр немецкого командования с капитуляцией только перед союзниками мог обернуться трагедией для Советской Армии. Он читал и перечитывал проект акта о капитуляции, не находя в нём скрытого умысла. Все пункты были чёткими, содержали конкретные обязательства немецкого главнокомандования о безоговорочной капитуляции всех сухопутных, морских и воздушных вооружённых сил, находившихся в тот момент под германским контролем. Германское командование обязывалось отдать приказ о прекращении военных действий 8 мая в 23 часа 1 минуту (время европейское), а значит, в 1 час 1 минуту 9 мая по московскому времени. Все германские войска должны были оставаться на занимаемых ими позициях. Запрещалось выводить из строя вооружение и другие технические средства военного назначения. Гарантировалось исполнение всех приказов главнокомандующего союзными экспедиционными силами и советского Верховного главнокомандования.
В тот момент генерал Суслопаров думал о войне, о том, что каждая минута уносила много человеческих жизней. Советский дипломат смело принял волевое решение подписать документ о капитуляции с включением в него "специального примечания, согласно которому церемония подписания акта о капитуляции должна быть повторена ещё раз, если это потребует одно из государств--союзников. Дуайт Эйзенхауэр и представители других держав при его штабе с примечанием Суслопарова согласились"6.
7 мая 1945 года в 2 часа 41 минуту в Реймсе, в зале штаба главнокомандующего экспедиционного корпуса союзных войск в Европе, состоялось подписание Акта о военной капитуляции германских вооружённых сил на английском, русском и немецком языках. Только копии на английском и русском языках считались подлинными. Свою подпись от лица немецкого главнокомандования поставил генерал-полковник Йодль, ниже подписались генерал армии Дуайт Эйзенхауэр и генерал Иван Суслопаров. Согласно подписанному Акту, с того момента начиналась безоговорочная капитуляция германских войск с прекращением сопротивления на всех фронтах в 23 часа 1 минуту 8 мая7.
Генерал Суслопаров немедленно направил телеграмму в Москву о состоявшемся подписании капитуляции немцев. Оттуда пришла встречная, запоздавшая депеша с указанием не подписывать никаких документов. На сообщение о капитуляции 7 мая был наложен гриф с пометкой "совершенно секретно". Об этом факте знал лишь узкий круг лиц. Фамилия генерала И.А.Суслопарова надолго исчезла из советской военно--исторической литературы. Нет его имени ни в Истории Второй мировой войны (1939-1945)8, ни в книге отечественного военного историка Владимира Карпова о маршале Советского Союза Жукове9, за которую автор получил Государственную Премию СССР. Фотография советского генерала Ивана Алексеевича Суслопарова в момент подписания им предварительной капитуляции германских войск бережно хранится в Музее военной документации времён Второй мировой войны во французском городе Безансон, расположенном недалеко от Реймса.
Следует признать, что советский дипломат И.А.Суслопаров оказался в мае 1945 года на высоте. Он принял единст-венно верное в тот момент, мудрое решение, без всякого страха за свою личную судьбу. Неправильное тогда действие с его стороны могло стоить ему жизни. Генерал Суслопаров удивительно точно предусмотрел вариант дальнейшего развития событий. Кремль воспринял подписанную капитуляцию как предварительную и настоял на её ратификации в Берлине Верховным главнокомандованием всех стран антигитлеров-ской коалиции на следующий день.
Специальный выпуск газеты "Франс--Суар" ("Вечерняя Франция") от 7 мая 1945 года, а также агентства "Юнайтед Пресс" и "Ассошиэйтед Пресс" разместили объявления о том, что в 14 часов 35 минут сего дня министр иностранных дел Германии М.Шверин фон Крозык от имени главы Правительства Германии, главнокомандующего немецких войск адмирала Дёница, сообщил по радио Флинсбурга - приграничного города на территории Западной Германии - о том, что германское Верховное командование приняло безоговорочную капитуляцию для всех немецких войск10.
Несмотря на решения Ялтинской конференции о разгроме фашистских войск до безоговорочной капитуляции, Гарри Трумэн всё же разрешил командованию союзников принять отдельную, сепаратную капитуляцию гитлеровцев. Сталин немедленно отреагировал на этот факт нарушения договорённости, направив 7 мая 1945 года своё секретное и личное послание американскому президенту. В нём глава Правительства СССР и Верховный Главнокомандующий войсками Красной Армии и Военно-Морского Флота, маршал Советского Союза Иосиф Сталин выразил сомнения относительно полной и безоговорочной капитуляции немецких войск, о чём свидетельствовало сопротивление фашистов на Восточном фронте, демонстрировавшее намерение не подчиняться приказу своих генералов о капитуляции. В связи с этим, советское командование предлагало дождаться, когда окончательная капитуляция немецких войск войдёт в силу и отложить объявление Правительств союзных войск о капитуляции немцев до 7 часов вечера по московскому времени 9 мая 1945 года.
7 мая Сталин позвонил Жукову и сообщил о том, что в тот день немцы подписали Акт безоговорочной капитуляции в Реймсе. Сталин сказал: "Главную тяжесть войны на своих плечах вынес советский народ, а не союзники, поэтому капитуляция должна быть подписана перед Верховным Командованием всех стран антигитлеровской коалиции, а не только перед Верховным командованием союзных войск. Я не согласился и с тем, что акт капитуляции подписан не в Берлине, центре фашистской агрессии. Мы договорились с союзниками считать подписание акта в Реймсе предварительным протоколом капитуляции. Завтра в Берлин прибудут представители немецкого главного командования и представители Верховного командования союзных войск. Представителем Верховного Главнокомандования советских войск назначаетесь Вы. Завтра к Вам прибудет Вышинский (Андрей Януарьевич, заместитель наркома иностранных дел СССР. - С.А.Г.). После подписания акта он остаётся в Берлине в качестве вашего помощника по политической части"11.
На следующий день, 8 мая, в 16 часов, британский Премь-ер Черчилль, генерал Франции Де Голль и рано утром Президент США Трумэн объявили по всем каналам государственного радиовещания о Победе над германскими войсками и о том, что через несколько часов в Берлине советская сторона подпишет ратификацию Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
В ту же ночь немецкий генерал Йодль, подписавший капитуляцию в Реймсе, отдал ещё один приказ по радио Флинс-бурга на территории Германии о безоговорочной капитуляции всех войск Вермахта.
Генерал И.А.Суслопаров также присутствовал на официальной ратификации фашистской капитуляции в Карлсхорсте, пригороде Берлина. В отсутствие Главнокомандующего союзными войсками в Европе, генерала армии Дуайта Эйзенхауэра, генерал Иван Суслопаров был единственным из союзников, кто участвовал в принятии капитуляции германских войск и её подписании в Реймсе. Тогда в Берлине Суслопаров узнал, что Сталин лично сообщил по телефону Заместителю народного комиссара иностранных дел СССР А.Я.Вышинскому об отсутствии претензий к его действиям в Реймсе. В здании бывшего офицерского клуба Военно-инженерного училища в Карлсхорсте, чудом уцелевшего до наших дней, с 1995 года восстановлен "Музей полной и безоговорочной капитуляции фашистской Германии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Теперь это Германо-российский музей "Берлин-Карлсхорст" с памятной вывеской: "В этом здании 8 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии"12.
После войны генерал Иван Алексеевич Суслопаров преподавал в Военно-дипломатической академии в Москве, являлся начальником курса. Похоронен в 1974 году на Введенском кладбище.
Лишь в 2000--х годах появился ряд статей о военной капитуляции Германии: "предварительной" в Реймсе и "официальной ратификации" в Берлине с упоминанием об Иване Суслопарове. В мае 2006 года, в канун Дня Победы, по одному из центральных телеканалов прошла передача о Великой Отечественной войне, в которой прозвучал краткий рассказ о событиях 7 мая 1945 года в Реймсе и был упомянут представитель СССР, которому Эйзенхауэр предложил поставить подпись в документе о капитуляции, начальник советской военной миссии при штабе западных союзников в Европе, генерал-майор И.А.Суслопаров. Именно он взял на себя ответственность за весь Советский Союз по принятию решения в сложной международной ситуации, защищая мир в Европе дипломатическими средствами. Возможно, когда-нибудь этот шаг будет оценен российским Правительством, и государственная награда найдёт своего героя, хотя бы посмертно13.
В период союзничества и сотрудничества между СССР и США в годы Второй мировой войны, участие советской стороны в предварительной капитуляции германских войск в Реймсе в лице дипломата, начальника советской военной миссии при штабе западных союзных войск в Европе, военного разведчика, генерал-майора артиллерии Ивана Алексеевича Суслопарова, было исторической необходимостью в сложившейся ситуации в ночь на 7 мая 1945 года, даже без согласования с Москвой, во избежание продолжения немцами боевых действий на Восточном фронте против Советской Армии. Это смелое решение способствовало объявлению уполномоченными лицами по радио о безоговорочной капитуляции германских войск не только перед войсками США и Великобритании, но и перед СССР; ускорило разгром фашистов советскими войсками в Берлине и проведение окончательной капитуляции германских войск в его пригороде в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. Текст Акта о капитуляции германских вооружённых сил, подписанный в Берлине, был идентичен тому, что советский дипломат И.А.Суслопаров телеграфировал в Москву накануне его ратификации в Реймсе.
Имя советского военачальника, военного разведчика и дипломата, генерал-майора артиллерии Ивана Алексеевича Суслопарова заслуживает того, чтобы стать известным.

1. Цит. по: Лота В. Советский представитель при генерале Д.Эйзенхауэре / В кн.: Тайные операции Второй мировой. М., 2006.
2. Цит. по: Ерофеев Ю.М. Генерал, вошедший в историю // Интернет-ресурс - http://nvo.ng.ru/notes/2006-11-24/8-history.html. Дата обращения - 25.11.2011.
3. Werth, Alexander. La Russie en guerre. De Stalingrad ? Berlin. Paris, 1965. P. 280-283.
4. Перед Карлсхорстом // Интернет-ресурс - http://argumenti.ru/publication/6713. Дата обращения - 25.11.2011.
5. Ерофеев Ю.М. Генерал, вошедший в историю.
6. Цит. по: Там же.
7. Marcacci, Philippe. L`ecrasement du nazisme: La guerre est finie. Paris, 2004. P. 128.
8. История Второй мировой войны 1939-1945 гг. В 12 Т. М., 1973-1982.
9. Карпов В.В. Маршал Жуков. Его соратники и противники в дни войны и мира. М., 2005.
10. Dufour, Jean-Louis. La France libre. Paris, 2005. P. 31.
11. Карпов В.В. Маршал Жуков. Его соратники и противники в дни войны и мира. С. 387-388.
12. Музей "Берлин-Карлсхорст" // Интернет-ресурс - http://gsvg.ru/karlshorst.html. Дата обращения - 5.05.2011.
13. Советско-американские отношения: 1933-1953 годы // В кн.: Савойский А.Г. Россия - США: 200 лет экономической дипломатии (1807-2007): Монография. 2-е изд. с доп. - М. - П., 2011. С. 258.

www.viperson.ru

Александр Савойский, кандидат политических наук.
E-mail: asavoysky@gmail.com

Док. 658566
Перв. публик.: 01.02.12
Последн. ред.: 01.02.13
Число обращений: 0

  • Савойский Александр Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``