В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Савойский: Состояние и перспективы российско-американских отношений Назад
Александр Савойский: Состояние и перспективы российско-американских отношений
Аннотация: Статья посвящена трёхлетнему взаимодействию между официальной Москвой и официальным Вашингтоном на уровне политических элит: Медведев - Путин - Лавров и их американских визави Обама - Байден - Клинтон. В ней освещены перспективы российско-американского сотрудничества в различных областях.
В статье затронуты проблемы размещения американской ПРО в Европе и вступления России в ВТО, а также кадровая политика РФ во внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: Россия, США, российско-американские отношения, перспективы сотрудничества, ПРО в Европе, вступление РФ в ВТО, кадровая политика России.

STATE and PERSPECTIVES of
RUSSIAN-AMERICAN RELATIONS
Annotation: The article is devoted to the third-year period in Russian-American relations between the top echelon of Russia`s and U.S. politics: Medvedev - Putin - Lavrov, and Obama - Biden - Clinton. It is focused on the perspectives of the Russian-American cooperation at different aspects.
This article is about the problems of the placement of American nuclear missile defense (NMD) in Europe, including Russia in the World Trade Organization, and Russia`s manpower policy in foreign economic activity.
Key words: Russia, USA, Russian-American relations, perspectives of relationship, nuclear missile defense (NMD) in Europe, including Russia in the World Trade Organization (WTO), Russia`s manpower policy.

Российская Федерация сотрудничает практически со всеми государствами мира и зарекомендовала себя надёжным политическим и экономическим партнёром на международной арене. Россия имеет довольно развитые торгово-экономические отношения с государствами Ближнего Зарубежья и Европы, с Китаем, Индией и другими странами. Одним из пяти приоритетных принципов внешней политики современной России, озвученных Президентом РФ Д.Медведевым 31 августа 2008 года, является нацеленность государства на дальнейшее развитие дружеских отношений с Европой и США.1
200-летняя эпоха дипломатических и экономических отношений между Россией и США осталась позади. Она была начата ещё в 1807 году двумя государственными деятелями: российским императором Александром I и 3-м американским Президентом Томасом Джефферсоном. Двухвековой период официальных отношений завершился дружескими взаимоотношениями между Президентом РФ Владимиром Путиным и 43-м Президентом США Джорджем Бушем-младшим, лично осуществлявшими менеджмент двусторонних политических и торгово-экономических связей в 2000-х годах.
Россия и США шагнули в III-е столетие своих политико-дипломатических и экономических отношений. Конец января 2012 года ознаменован трёхлетием сотрудничества между официальной Москвой и официальным Вашингтоном на уровне политических элит: Медведев - Путин - Лавров и их американских визави Обама - Байден - Клинтон.
Российская Федерация весьма заинтересована в стабильном сотрудничестве с Соединёнными Штатами не только как одним из соседних государств, с которым она имеет морские границы в Тихоокеанском регионе на Дальнем Востоке через 49-й американский штат Аляска, но и как важным союзником в мировой политике и стратегическим партнёром по торгово-экономическим отношениям. Значимость этих отношений определяется ещё и потому, что российская экономика в значительной степени долларизована, а часть российского золотовалютного резерва вложена в американские ценные бумаги. В США находится и часть Стабилизационного фонда (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) России.
О необходимости улучшения отношений между современной Россией и Соединёнными Штатами Америки говорят постоянно на самых разных уровнях в обеих странах. Однако в последние годы не так уж много наблюдалось конкретных, знаковых событий для дальнейшего развития конструктивных российско-американских отношений. В марте 2009 года Госсекретарь США Хиллари Клинтон и Министр иностранных дел России Сергей Лавров нажали в Женеве (Швейцария) символическую кнопку "Перезагрузка". Это явилось своеобразным сигналом к пересмотру взаимодействия в военно-политической сфере двух стран.
После рабочего визита американского Президента Барака Обамы в Москву в июле 2009 года, в России и США были созданы Президентские комиссии по развитию двустороннего сотрудничества. По мнению Посла США в РФ Джона Байерли, двусторонняя Президентская комиссия стала важным механизмом для координации усилий правительств обеих стран по созданию общей повестки дня, и именно в рамках этой комиссии достигнут ряд исторических прорывов.2 В российско-американском сотрудничестве вступило в силу Соглашение в области мирного атома. Пятого февраля 2011 года на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности руководители внешнеполитического ведомства России и США обменялись дипломатическими нотами о ратификации нового Договора СНВ-3 о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 7 лет.
Далеко не всё благополучно обстоит в российско-американских экономических отношениях. Достигнув пика своего развития в 27 млрд. долл. по итогам 2008 года, товарооборот между Российской Федерацией и США впоследствии стал резко падать и сократился почти вдвое. Об этом заявил Председатель Правительства РФ Владимир Путин на встрече с Государственным секретарём США Хиллари Клинтон в марте 2010 года.3 Сам факт того, что Россия находится лишь в четвёртом десятке среди торгово-экономических партнёров США, свидетельствует о недостаточно высоком уровне двустороннего взаимодействия в экономическом плане.
Следует заметить, что экономические отношения до 2000-х годов между Россией и США были обусловлены характером и уровнем их политического взаимодействия. Времена, когда малейшее потепление в двусторонних политических отношениях способствовало определённому подъёму торгово-экономических связей, а обострение между Кремлём и Белым домом приводило к полной стагнации или уменьшению взаимной торговли в экономическом сотрудничестве, ушли в прошлое. В наши дни сотрудничество РФ и США в Совете Россия - НАТО, по ядерному нераспространению на планете, в борьбе с международным терроризмом, как и партнёрство в особом секторе взаимодействия - на Международной космической станции (МКС) и в аэрокосмической индустрии - также не способствуют развитию российско-американских экономических отношений в целом. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и США развивается теперь параллельно с военно-политическим взаимодействием двух государств и носит вполне самостоятельный, автономный и избирательный характер.
Увеличение экспорта российских товаров и услуг в Америку, как и товарооборота между РФ и США вообще, должно стать приоритетом внешнеэкономической политики России в ближайшей перспективе. Заявление Президента РФ Дмитрия Медведева во время официальной встречи с Вице-президентом США Джозефом Байденом в Москве 9 марта 2011 года о том, что российско-американские экономические отношения отстают от политических и тоже нуждаются в перезагрузке4, является ярким тому подтверждением.
Российская Федерация числится среди отдельных, но не первостепенных направлений внешней политики Вашингтона. В США не рассматривают Россию как страну, требующую немедленной реакции: она самостоятельно решает свои внутренние проблемы, постепенно отлаживает новое государственное устройство, пользуется относительно высокими ценами на нефть и газ для накопления финансовых ресурсов, необходимых для подъёма экономики и жизненного уровня населения. В современных условиях Россия становится международным игроком экстра-класса.5 Это хорошо понимают и признают в Соединённых Штатах.
Серьёзные разногласия между Россией и США вызваны твёрдым намерением Белого дома разместить элементы американской ПРО в Европе: радиолокационный радар в Чехии и 10 ракет-перехватчиков в Польше, Румынии или Прибалтике. По мнению председателя сенатского комитета по делам вооружённых сил, сенатора-демократа Карла Левина, США продолжают отталкивать от себя Россию различными способами именно своей противоракетной обороной "в Европе, которая не является обороной от иранских ракет, ... от позиции России зависит успех усилий мирового сообщества в решении проблемы ядерной программы Ирана"6.
В российско-американских отношениях последних лет присутствуют постоянный диалог по проблеме ПРО, консультации специалистов двух стран и декларативные заверения Администрации США относительно всеобщей европейской безопасности. Однако в планы официального Вашингтона не входит предоставление долгосрочных юридических гарантий того, что развёртываемые в Европе объекты противоракетной обороны не станут ограничивать российские ядерные силы и не будут направлены против самой России. Российский МИД заявил, что считает неприемлемой политику США по созданию системы противоракетной обороны в Европе, что Россия оставляет за собой право выхода из Договора по СНВ-3 и адекватного реагирования на действия США в военно-политической сфере. Кремль выразил сожаление по поводу того, что шанс превратить проблему ПРО в предмет двустороннего сотрудничества может быть упущен.7
Положительным моментом в российско-американских отношениях стало решение вопроса о членстве России во Всемирной Торговой Организации (ВТО). 16 декабря 2011 года в Женеве (Швейцария) министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и глава Всемирной торговой организации (ВТО) Паскаль Лами подписали Протокол о присоединении России к ВТО. Теперь Протокол должен быть ратифицирован в РФ. Через 30 дней после уведомления ВТО о завершении ратификационных процедур Российская Федерация станет полноправным членом этой организации.8
Поздравляя Россию с предстоящим вступлением в ВТО, американский президент Барак Обама заявил, что рассчитывает на сотрудничество с Конгрессом США, чтобы до конца снять законодательные ограничения на торговлю с Россией, согласно Поправки Джексона-Вэника, и уравнять условия американских компаний с международными конкурентами в Российской Федерации. Предполагается также, что вступление России в ВТО уменьшит её сырьевую зависимость, а американским производителям и фермерам позволит отправлять на экспорт больше товаров и поддерживать таким образом рабочие места в США.9
К концу 2011 года обозначились основные направления в развитии двусторонних экономических отношений. Наиболее перспективным из них является энергетическая дипломатия. Американцы видят задачу энергодиалога с Россией в том, чтобы повысить мировую энергобезопасность и стабилизировать глобальные поставки энергоносителей, в том числе за счёт расширения доступа российских энергоресурсов на мировой и, в частности, североамериканский рынок. Заинтересованность российской стороны заключается в возможности привлечения дополнительных финансовых вложений в энергетический сектор российской экономики и в использовании современных энергоэффективных и сберегающих технологий. Россия также заинтересована в определённом выравнивании условий конкуренции на мировом нефтяном рынке, где цены на нефть значительно выросли за последние годы.
Российско-американское сотрудничество в сфере энергетики - это экспорт в США нефти и нефтепродуктов, сжиженного природного газа, продуктов нефтехимии и топливного урана. Одновременно это и импорт в Россию из США нефтегазового оборудования, а также предоставление Соединёнными Штатами кредитов российским нефтегазовым компаниям, страхование совместных энергетических проектов и прочее.
Российский концерн "Газпром" планирует и далее поставлять свои сверхлимиты газа по трубам в Европу тем потребителям, которые после переработки получат сжиженный природный газ, и на базе схемы замещения намерен отправлять его в Северную Америку. В ближайшие годы у России появится возможность экспортировать свой сжиженный природный газ со Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Примером успеха российской энергетической дипломатии следует признать участие России в выборе маршрута сооружения восточносибирского нефтепровода мощностью 80 млн. тонн в год с конечным пунктом на морском побережье страны. Этот нефтепровод уже получил условное название Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Выбранный маршрут обеспечит хозяйственное развитие огромного восточносибирского региона и устойчивый сбыт сырой нефти и нефтепродуктов сразу нескольким потребителям, среди которых - Китай, США, Япония, Республика Корея и Тайвань.10
Аналогичные проекты готовы к реализации для освоения нефтегазовых месторождений в Саратовской области и российском секторе Каспия. Уже принято решение о строительстве второй очереди нефтепровода "Тенгиз-Новороссийск" Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), являющегося совместным российско-казахско-американским инвестиционным проектом.
Приоритетным направлением в российско-американском энергодиалоге, очевидно, останется и ядерная энергетика с совместным проектом по строительству на территории США экологически чистой гелиевой АЭС, ввод в эксплуатацию которой намечен на 2012-2015 годы. Гелию, как экологически чистому продукту для атомных электростанций, пророчат большое будущее, а энергетическую дипломатию уже стали называть гелиевой. Этот проект поможет, в частности, решить проблему утилизации переработанного оружейного плутония. Такое предприятие по утилизации излишков оружейного плутония и его переработку в топливо для атомных электростанций (АЭС) Россия планирует создать с американской помощью в Сибирском химкомбинате города Северск Томской области. Нерешённым остался пока вопрос о юридической ответственности сторон.11
Другим важнейшим направлением совместной деятельности останется российско-американское сотрудничество в аэрокосмической отрасли.
На современном этапе в России действует Федеральная космическая программа на период с 2006 до 2015 год включительно.12 Она предусматривает, прежде всего, стратегические интересы страны, международное сотрудничество по использованию космического пространства в мирных целях и другие направления деятельности.13 В апреле 2010 года американский Президент Барак Обама провозгласил новую космическую стратегию США до 2030-х годов. Её суть заключается в подготовке длительных пилотируемых полётов за пределы лунной орбиты внутри Солнечной системы.14
В последние годы российско-американское сотрудничество в сфере освоения космоса осуществлялось и будет дальше продолжаться по нескольким направлениям. Среди них обозначены космические запуски искусственных спутников на коммерческой основе, подготовка и включение зарубежных космонавтов в совместные российско-американские космические полёты на МКС, научные разработки в области производства авиационной и космической техники, дальнейшее исследование космического пространства, поддержание на должном уровне наземной и надводной космической инфраструктуры, контроль над развитием оборонной отрасли промышленности, отвечающей стратегическим интересам двух государств.
Существенные дополнительные прибыли для российской и американской стороны могут быть получены за счёт сдачи в аренду космических средств связи и участия в крупных международных проектах. Это, прежде всего, строительство Международной космической станции "Альфа" и запуск малых спутников, принадлежащих различным государствам, для изучения поверхности планет Солнечной системы. С 2011 года НАСА уже не планирует выпуск отечественных космических кораблей и будет закупать российские ракеты-носители "Союз" и "Прогресс" для обеспечения полётов своих астронавтов на Международную космическую станцию (МКС)15.
Мир, как известно, стремительно меняется. Научно-космический прогресс тоже не стоит на месте. Растёт потребность человечества в дальнейшем исследовании околоземного пространства, дистанционном зондировании Земли, исследовании дальнего космоса. Проекты, связанные с этими направлениями, возможны только с использованием новейшей космической техники. Темпы разработки и создания такой техники будут зависеть, в частности, от вкладываемых средств и от развития сотрудничества между Россией и США в аэрокосмической отрасли.
Будущее российско-американских торгово-экономических отношений диктует необходимость развития рынка дистанционной торговли по почтовым каталогам и Интернету через on-line магазины с использованием услуг международных транспортных компаний DHL, Экспресс-почта России и других.
Лидирующие позиции отечественных компаний "Волга-Днепр" и "Полёт", зарегистрированных в США, скорее всего, будут сохранены в секторе авиаперевозок крупногабаритных грузов. Для этого используют российские грузовые самолёты АН-124-100 "Руслан". Большое стратегическое значение по-прежнему придается Северному морскому пути и тихоокеанским морским перевозкам.
С 2000 года в подмосковном городе Жуковский ежегодно проводится Международный авиационно-космический салон "МАКС" с участием американских космических агентств, международных компаний аэрокосмической отрасли и операторов космических телекоммуникаций. На нём демонстрируются как серийные, так и уникальные образцы авиационной и космической техники. Именно эта сфера деятельности позволила России занять лидирующие позиции в ряде высокотехнологичных направлений и по-прежнему оставаться космической державой.
Россия и США будут как и раньше занимать прочные позиции в "космическом клубе", куда вошли ещё шесть стран мира (Франция, Германия, Япония, Канада, Индия, Китай) и два международных объединения: Европейское космическое агентство, представленное 11 государствами, и Азиатско-Тихоокеанская организация по сотрудничеству в области космоса, в которую вошли 9 стран-членов и 6 стран-наблюдателей16. Космос и дальше будет представлять собой одну из сфер деятельности для достойной конкуренции русских и американцев.
Российско-американские отношения, по всей вероятности, будут содержать в дальнейшем и торгово-экономическую составляющую. Из России в США будут по-прежнему вывозить товары топливно-сырьевой группы (нефть и нефтепродукты, сжиженный газ); различные металлы и изделия из них, в том числе драгоценные металлы и камни; химическую, машинотехническую продукцию; автомобили, оборудование и другие транспортные средства; продовольственные товары; древесину и изделия из неё; текстиль и трикотаж; кожевенное сырьё; пушнину и готовую меховую продукцию, а также другие товары и услуги.
В последние годы заметно активизировали свою деятельность в России крупные американские компании, создав ряд совместных предприятий: компания "Майкрософт" - в производстве программного обеспечения компьютеров для России, компания "Моторола" - в сфере электроники и телекоммуникационных систем.
Продолжается заметное российско-американское сотрудничество в автомобильной промышленности, на примере выпуска автомобилей "Форд Фокус" в городе Всеволожск Ленинградской области. Крупные совместные проекты с привлечением иностранного капитала начали реализовывать в автотракторном секторе промышленности России американские компании "Дженерал моторс", "Форд", "Катерпиллар".
Очевидно, будут и дальше продолжаться торгово-экономические связи между Россией и США в пищевой промышленности, на примере компании "Макдональдс", в производстве безалкогольных напитков (компании "Кока-Кола", "Пепсико"), шоколадной отрасли кондитерской промышленности (компания "Марс"), а также в мясной промышленности и сельском хозяйстве. Два табачных гиганта - американские компании "Филип Моррис" и "Ар.Джи.Ар.-Петро", успешно функционирующие в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, также останутся на российском рынке.
Активное сотрудничество в последние годы наблюдалось в лёгкой промышленности по производству моющих средств, например, с американскими компаниями "Проктор энд Гэмбл", "Джонсон энд Джонсон"; в косметической отрасли промышленности с компаниями "Олей", "Амвэй" и в других направлениях. По всей вероятности, эта линия сохранится и на ближайшую перспективу.
Впечатляющим примером инвестирования российского бизнеса в американскую экономику стали такие крупные компании, как "ЛУКойл", "Газпром", а также "Евраз", получивший право на приобретение за 2,3 млрд. долл. известной американской сталелитейной фирмы "Орегон стил"17. Ряд активов в США приобрела и российская компания "Северсталь".
Одним из направлений российско-американского взаимодействия является утверждение проекта и строительство тоннеля через Берингов пролив длиной в 100 километров, которое обойдётся, по подсчётам американских экспертов, примерно в 65 млрд. долл. и займёт минимум 15 лет. Проект тоннеля считается более чем спорным. Критики утверждают, что расходы на строительство железнодорожного пути в России до Чукотки, как и на американской территории до Аляски, слишком велики и огромен риск, что они не окупятся. Многие также сомневаются, что этот путь сможет составить реальную конкуренцию морским перевозкам.18
В 2012 году Российская Федерация будет председательствовать на саммите форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). На нём, по всей вероятности, обсуждение данного проекта войдёт в повестку дня. Местом проведения саммита выбран остров Русский в дальневосточной части Тихого океана. Туда, бесспорно, приедет и американская делегация.
В 2014 году Россия председательствует на саммитах "Группы 8", а также станет организатором Зимней Олимпиады в Сочи. Россияне и американцы всегда были достойными соперниками в спортивных состязаниях.
В плоскости перспектив российско-американских отношений находится кадровая политика России, её человеческий фактор или человеческий ресурс. Успех любого дела, любой организации определяют кадры, тем более в такой непростой сфере государства, как внешнеэкономическая деятельность. Современная жизнь настолько быстротечна, что Министерство образования и науки РФ явно не успевает перестраиваться на ходу. Только научились в последнее десятилетие выпускать в стране менеджеров, аудиторов, специалистов по связям с общественностью, а время диктует уже новые тенденции.
Стране нужны высококвалифицированные специалисты внешнеэкономической деятельности: импорт-менеджеры, экспорт-менеджеры, топ-менеджеры, аналитики, эксперты, трейдеры, супервайзеры, профессиональные переговорщики в области международных экономических отношений, политические и экономические лоббисты; брокеры товарных, фондовых и валютных бирж; специалисты по инвестициям. Пока ни один российский вуз не выдаёт диплом с такой специальностью. Лишь единственный государственный университет - Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России - имеет в своей структуре Институт внешнеэкономических связей. В стране только появляются факультеты инновационного бизнеса и менеджмента в области мировой экономики (Донской государственный технический университет), кафедры международного менеджмента (Томский политехнический университет); специализация по международному бизнесу (Воронежский институт высоких технологий) и внешнеэкономической деятельности по маркетингу и менеджменту (Хабаровская государственная академия экономики и права). Не обучают в современных вузах и более узкой специализации, направленной на освоение практических методов в развитии экономических отношений исключительно с Соединёнными Штатами Америки.
Именно вышеперечисленные специальности очень важны для того, чтобы наладить деловые контакты и переговорный процесс с зарубежными партнёрами, транспортными и страховыми компаниями, таможенными органами, иностранными банками, фондовыми и валютными биржами. Такие специалисты нужны, чтобы уметь работать с рекламациями по ликвидации проблемных и конфликтных ситуаций на мировом рынке товаров и услуг, разбираться в антидемпинговой политике стран мира, особенно на стадии вступления России в ВТО. Россия остро испытывает недостаток в высококвалифицированных специалистах государственного управления по инвестициям, предпринимателях внешнеэкономической деятельности, крупных бизнесменах, работающих с иностранными компаниями в интересах развития российской экономики.
Другая серьёзная проблема в российско-американских отношениях - это экономический лоббизм. С точки зрения объёмов лоббистских расходов и масштабов влияния, российские группы интересов не представляют собой серьёзную силу, способную повлиять на значительное улучшение российско-американских торгово-экономических отношений. Лоббирование российских экономических интересов носит пока несистемный характер относительно заинтересованных групп других стран в функционировании политической и экономической системы США. Сам же товарооборот, по свидетельству специалистов, не может быть увеличен без усиления лоббистской активности. Такова диалектика лоббизма. Голос российского бизнеса в США может стать более громким только при реальном увеличении российско-американского товарооборота, стимулировании экономической дипломатии и политической консолидации русской диаспоры. Пока нет ни одного и ни другого, перспективы лишены большого оптимизма, и в лучшем случае - всё останется, как есть.19
Слова, высказанные российским американистом С.М.Роговым несколько лет тому назад, актуальны и сегодня: "Стратегическое партнёрство без солидных, хорошо развитых экономических отношений не может быть прочным; и пока проблема создания экономической опоры американо-российских отношений не решена, наши отношения неизбежно будут оставаться хрупкими и уязвимыми для кризисов в политической сфере и для региональных конфликтов".20
Вместе с тем, потенциал России и США в торговле, инвестировании, энергетическом диалоге, научно-техническом сотрудничестве, аэрокосмической отрасли, освоении Арктики, сельском хозяйстве и других направлениях не использован до конца обеими странами, что отрицательно сказывается на экономическом развитии двух государств. Важное место в международных и российско-американских отношениях ближайших десятилетий будет принадлежать именно экономической дипломатии при осуществлении оптимального и наиболее благоприятного выбора средств внешней политики всех заинтересованных сторон.

1. Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2008.
2. Габуев А. "Слабая Россия - это самый жуткий кошмар для США" [Электрон. ресурс] // Рамблер.ру, 03.10.2011 - http://news.rambler.ru/11297545.
3. Путин заявил о сокращении товарооборота между Россией и США вдвое [Электрон. ресурс] // Оружие и вооружение, 19.03.2010 - http://www.snariad.ru/2010/03/19.
4. Захаров М. Вялотекущая перезагрузка [Электрон. ресурс] // Полит.Ру, 09.03.2011 - http://www.polit.ru/article/2011/03/09/baiden.
5. Кременюк В.А. Россия и США: время испытаний // США. Канада: ЭПК. 2007, N 12. С. 14.
6. Цит. по: Сенатор США: Пора перестать "тыкать русским в глаз палкой" [Электрон. ресурс] // Взгляд, 14.07.2008 - http://www.vz.ru/news/2008/7/14/186433.html.
7. "КоммерсантЪ": Москва готовит "дешевый", но "чрезвычайно эффективный" ответ на размещение ПРО США в Европе [Электрон. ресурс] // Мэйл.Ру, 14.10.2011 -http://news.mail.ru/politics/7064594.
8. Б.Обама назвал дату вступления России в ВТО [Электрон. ресурс] // РБК, 11.11.2011 - http://top.rbc.ru/politics/11/11/2011/624540.shtml.
9. США обещают убрать "еврейский вопрос" из торговли с Россией [Электрон. ресурс] // РБК, 11.11.2011 - http://top.rbc.ru/economics/11/11/2011/624610.shtml.
10. Лихачёв А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М., 2006. С. 424.
11. МРЦДС. Страны Северной Америки. Сотрудничество с Россией. 1.06.2005, выпуск 6 [Электрон. ресурс] // Межрегиональный Центр Делового Сотрудничества - http://www.mcds.ru. Дата обращения - 23.01.2010.
12. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ N 635 от 22 октября 2005 года.
13. Информация о деятельности Комитета ТПП РФ по развитию авиационно-космического комплекса в первом полугодии 2006 года [Электрон. ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации - http://www.tpprf.ru. Дата обращения - 20.03.2009.
14. Караш Ю.Ю. Америка берет курс на Марс [Электрон. ресурс] // Независимая газета, 19.04.2010 - http://www.ng.ru/politics/2010-04-19/3_kartblansh.html.
15. Караш Ю.Ю. "Частники" помогут НАСА со станцией [Электрон. ресурс] // Независимая газета, 25.07.2007 - http://www.ng.ru/science/2007-07-25/13_nasa.html.
16. Прокопенкова И.О. Международное сотрудничество в области космической деятельности: перспективы участия Китая и Индии // Интеграционные процессы в современном мире: экономика, политика, безопасность (Мировое развитие. Выпуск 2) / Отв. ред. Ф.Г.Войтоловский и А.В.Кузнецов. М., 2007. С. 34, 35.
17. Покупка Oregon Steel Mills российской группой "Евраз" [Электрон. ресурс] // E-Craft, промышленный портал, 10.01.2007 - http://ecraft.ru/releases/1229.
18. Айзенштадт Д. Берингов тоннель [Электрон. ресурс] // Газета.Ру, 31.03.2008 - http://www.gazeta.ru/politics/2008/03/31_a_2681584.shtml.
19. Костяев С.С. Российское лобби в США: структура, цели, посредники // США. Канада: ЭПК. 2005, N 10. С. 109-127.
20. Цит. по: Сергей Рогов: Партнерство невозможно без экономических отношений [Электрон. ресурс] // РИА-Новости, 8.02.2006 - http://www.rian.ru/analytics/20060208/43428765.html.

Док. 658562
Перв. публик.: 01.02.12
Последн. ред.: 01.02.13
Число обращений: 0

  • Савойский Александр Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``