В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Элита России
Федеральная власть
Право
СМИ
Общественные деятели
Регионы
Бизнес
Наука и образование
Здравоохранение
Культура и искусство
Эксперты
Герои Советского Союза и России
Спорт
Андреенко-Нечитайло Михаил Федорович Назад
Андреенко-Нечитайло Михаил Федорович

Андреенко-Нечитайло Михаил ФедоровичЖивописец, сценограф, писатель; родился 17/29 декабря 1894г. в г. Одессе в семье губернского секретаря, дворянина; рос в творческой атмосфере; состоял в родстве со скульптором Б. В. Эдуардсом и художником А. Максимовичем; в 1910-1912 показывал пейзажи на выставках Херсонского общества любителей изящных искусств; в 1912, по окончании гимназии, поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Рисовальную школу ОПХ, учился у А. А. Рылова, Н. К. Рериха и И. Я. Билибина; в 1914 с группой учащихся школы участвовал в Международной выставке книги и графики в Лейпциге, в начале войны - в выставке в пользу Лазарета деятелей искусств в Петербурге; в 1916г. показал первые кубистические полотна на выставках в Художественном бюро Н. Е. Добычиной; работал декоратором в театре Литературно-художественного общества; в 1917 окончил университет; в начале 1918г. вернулся в Херсон, затем переехал в Одессу и около года (с осени 1918 по весну 1919) в сотрудничестве с режиссером К. Миклашевским оформлял спектакли Камерного театра: "Два менехма" Плавта, "Электра" Г. Гофмансталя, "Действо о Теофиле" Рютбефа, "Четыре сердцееда" К. Миклашевского; в январе 1920г. нелегально перешел границу с Румынией и несколько месяцев провел в Бухаресте, исполнил эскизы декораций для балета "Миллионы Арлекина" Р. Дриго (балетм. Б. Г. Романов) в Королевской опере; в 1921-1923 жил в Праге; работал главным декоратором Русского камерного театра, оформил около десяти спектаклей: "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, "Смерть Павла I" Д. С. Мережковского, "Гроза" и "Волки и овцы" А. Н. Островского, "Дворянское гнездо" по И. С. Тургеневу, "Преступление и наказание" по Ф. М. Достоевскому и др. Сотрудничал с другими театрами, в частности, исполнил декорации к первой постановке оперы П. Хиндемита "Нуш-Нуши" в пражской Немецкой опере (1922); в декабре 1923г. переехал в Париж; оформлял спектакли труппы Ф. Ф. Комиссаржевского, театра "Одеон" ("Преступление и наказание", 1924), театра "Пигаль и др.; исполнил декорации к балету "Жар-птица" И. Ф. Стравинского по эскизам Н. С. Гончаровой для Русского балета С. П. Дягилева; работал в кино, участвовал в качестве декоратора и художника по костюмам в создании фильмов "Казанова" (1926) и "Шехеразада" (1927) А. Волкова, "Деньги" М. Л`Эрбье (1927). Участвовал в выставке 33 русских художников в кафе "La Rotonde" (1925), в Международной театральной выставке в Нью-Йорке (1926) и во Всеукраинской выставке к 10-летию Октября (Харьков-Киев-Одесса, 1927); в 1930-е создавал сюрреалистические картины, изображавшие музыкальные инструменты, морские раковины, пни и ветви деревьев в сочетании с фрагментами архитектуры. Участвовал в групповой выставке в галерее V. Girchman (апрель 1931); салонах Осеннем, Независимых и Сверхнезависимых (1938); в послевоенных выставках русских художников, организованных Союзом советских патриотов (май 1945; "В честь Победы", 1946; июнь 1947) и Комитетом "Франция-СССР" (1945); в 1940-1950-е писал пейзажи квартала Вожирар (ныне перестроенного), его переулки, кафе, витрины, уличные сценки (цикл "Париж, который исчез"); в 1958 вернулся к конструктивистским построениям в живописи, применял в картинах "нехудожественные" материалы - песок, глину, проволоку; продолжал писать пейзажи (Испания, Венеция, Гент, Брюгге); в 1960-1970-е прошли персональные выставки в парижских галереях F. Houston-Brown (1964), J. Shalom (1972) и "22" (1974), а также во Флоренции (1964), Риме (Il Bilico, 1965), Западном Берлине (Werner Kunze, совм. с А. А. Экстер, 1974), Женеве (1974) и Амстердаме (1976); участвовал в групповых выставках: "Первое поколение абстрактного искусства" в Сент-Этьенне (1958), "Русские художники Парижской школы" в Париже (Дом французской мысли, 1961), "Авангард 1910-1930" в Берлине (1967), "The Non-Objective World" в Лондоне, Париже и Милане (1971), "Русский взгляд" в Гейдельберге (1974), "Снова русские" в Париже (Fran?oise Tourniё, 1975), "Сценография и русский авангард" в Вашингтоне (1976-1978) и др.
Писал критические статьи по искусству, эстетические наблюдения и рассказы. Печатался в эмигрантских изданиях (журналы "Возрождение", "Новый журнал", мюнхенский украинский журнал "Сучаснiк" и др.); в анкете для Музея современного искусства назвал себя "апатридом украинского происхождения"; долгие годы дружил с С. И. Шаршуном; умер 12 ноября 1982г. в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа; представлен в Музее современного искусства г. Парижа, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Национальной библиотеке в Вене

17 дек 1894

Док. 658543
Опублик.: 31.01.13
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``