В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кризисная составляющая как прорыв к духовно-нравственному возрождению нации Назад
Кризисная составляющая как прорыв к духовно-нравственному возрождению нации
Доклад Е.Е.Румянцевой на XXI Рождественских чтениях, 25 января 2013 г., РГТУ.

Позвольте в очередной раз поблагодарить организационный комитет за приглашение принять участие и выступить с докладом и с публикацией интересных наработок за прошедший год. Я уже в 4-й раз выступаю на ежегодно проводимых Русской Православной Церковью со светскими институтами памятных Рождественских чтениях, и каждый раз мы имеем непредвзятый живой контакт со всей аудиторией собравшихся из разных стран СНГ и городов России, которые поднимают многие актуальные проблемы и позиционируют их в публикациях как результатах своих исследований, причем - на благотворительных основах, как отражение позитивистской позиции всех присутствующих и неравнодушия к жизни современного российского общества. И я выражаю свое сочувствие С.Н.Бабурину, который сегодня не присутствует здесь, но в течение многих лет четко ставил ориентиры выступлений на секциях Рождественских чтений в РГТУ, и пострадал в ходе реорганизации крупнейших российских ВУЗов. Мы всегда много теряем, когда в число пострадавших попадают профессионалы, которые не уезжают из страны, как это принято много лет среди промышленной знати, а руководствуются системой личных нравственных ценностей, в т.ч. поддерживая рейтинг профессорско-преподавательского состава ВУЗа создаваемыми и индивидуализируемыми в настоящее время по ВУЗам социальными условиями труда, которые по стране резко отличаются, все чаще - по пути обесценивания труда преподавателей в их трудной судьбе, дотированием питания (пирожки в столовой РГТУ - уже много лет по 4-5 руб., тогда как везде они стоили бы минимум 20-25 руб. и до 50 руб.) и др. Забота о кадрах - на наш взгляд, одна из главных именно нравственных черт современного руководителя в условиях многообразия подходов по занижению фактической заработной платы на основе многих ухищрений по пути персонификации достоинств именно руководителя учебного заведения, а не его квалифицированных кадров. Социальное здоровье любого ВУЗа, на наш взгляд, - тоже важный критерий качества его работы на протяжении многих лет. Очевидно, что есть все предпосылки для того, чтобы уважаемый С.Н.Бабурин остался в строю как высокообразованный профессионал с большим опытом работы и заботой обо всем своем коллективе, способствуя зарождению и раскрытию новых научных направлений о жизни российского общества.

Кризис высшего образования в России не однозначен. Слияние ВУЗов - лишь индикатор этого кризиса. Более существенный момент - явный крен в коммерциализацию учебных процессов по слабо востребованным специальностям - с несбалансированными, формализированными по бумагообороту программами - с ошибками в теории и отрывом от нужд практики, беллетристикой. Преподаются либо частные вопросы (узкими специалистами на временных договорах, не имеющими теоретической подготовки и обслуживающими частные интересы своих работодателей), либо глубоко теоретизированные, онаученные, но без выхода на практику. То есть само научное руководство процессом образования таких пришлых менеджеров-знатоков образовательной коммерции постоянно снижает качество образовательной деятельности.

Дороговизна обучения в России при нехватке квалифицированных кадров - главная причина того, что рейтинг многих российских Вузов за рубежом все еще остается значимо низким, даже в условиях подтверждения дипломов зарубежными партнерами-представителями малого частного образовательного сектора. Очевидно, что есть и цена достижения многообразных рейтингов, который каждый из нас, если захочет, может составить в условиях потенциала безработицы с квалифицированным дипломом. Одни ВУЗы имеют ресурсы на свою раскрутку на рынке образовательных услуг и знают как этим заниматься (в ущерб или не ущерб качеству образовательной деятельности по факту), а другие, возможно, с большим контентом знаний - не "раскручивают" себя должным образом. Отсюда - стремление многих абитуриентов "убежать" из страны в расчете на большие перспективы для жизни, а многих студентов - уйти из Вуза, так и не окончив его за ненадобностью распиаренных для привлечения его образовательного капитала знаний, фактически не передающихся. Каковы неутешительные, но достоверные данные опросов? По данным агентства "РиФ", приводимом на сайте ВЦИОМ, 63% россиян с доходами выше среднего по стране хотели бы, чтобы их дети учились и работали за границей, а 35% хотят, чтобы их дети жили за границей постоянно (1). И кадровое обеспечение образовательного процесса - коммерсантами, демагогами, случайными совместителями или учеными-профессионалами - далеко не последний вопрос в деле раскрытия потенциала развития именно качественного высшего образования в России, связанного с последующим кадровым наполнением российской экономики и уровнем ее конкурентоспособности в мировом масштабе.

От проблем современного высшего образования в России перейдем к более общему рассмотрению картины кризисной действительности на протяжении 20 лет ее развития России.

В 2002 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл выступил со своей статьей в известном профессиональном экономическом журнале с выводом о том, что в основе глобального кризиса (на момент публикации) лежит "кризис духовный, кризис человеческой личности. Мы не сможем прийти к эффективно работающей экономике, - отмечается в этой публикации 11-летней давности, - если хозяйственная жизнь страны не будет очищена от криминала, если она постоянно будет испытывать давление "грязных" рук" (2). В 2009 г. на службе, посвященной празднику Рождества Христова 7 января 2009 года, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подчеркнул, что "всякий кризис в жизни есть суд Божий, а суд Божий отделяет правду от лжи, суд Божий обнаруживает человеческую неправду. И если сегодня экономический кризис, значит, этот суд обнаруживает некую глобальную человеческую неправду". Он расценил экономическую ситуацию в стране как "суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая, что подлинные ценности, в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций" (3). То есть кризисное развитие многих лет в России - это как бы покаяние нации за грехи, суд Божий на всеми нами, а не только над экспроприаторами общенациональной собственности.

Мне хотелось бы поставить эту проблему многообразных кризисов, если можно, основываясь на постулатах Священного Писания. "Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые" (4); "признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое" (5).
Здесь и повод к размышлению о Добре и Зле, о том, что современное общественное развитие включает (и ошибочно тоже) в понятие Добра, блага для всех, а что - в понятия Зла как антипода Добра. На моих уже теперь многочисленных лекциях по нравственной экономике разные аудитории слушателей замыкают эту тему нравственности на очень ограниченном круге позитивных и негативных нравственных качеств каждой личности, которые проявляются в масштабах национального развития, конечно, не столько в теориях, сколько в реально совершенных действиях каждого - позитивных или негативных. В этом, на мой взгляд, главный ключ к решению сложных задач, стоящих перед страной, - точности идентификации духовной и нравственной составляющей развития и главное - решительности и действенности конкретной практики деятельности в этих направлениях. Отмечу, что еще в 2009 г. в пионерной по постановке научной проблематике книге "Экономика счастья" (6), до сих пор вызывающей жгучие споры у нежелающих учиться и идти дальше своих заблуждений и амбиций членов общества, для целей более конкретизированного в нравственной составляющей общественного развития выделено более 200 разнообразных нравственных качеств как антонимов - позитив-негатив, также опираясь на постулат Священного Евангелия: "да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (7). Так мы понимаем, что предательство Родины в виде эмиграции за рубеж для комфортного личностного развития, но с целью сокрытия неправедно, несправедливо и для правоохранительных органов - незаконно наживаемых в России доходов - однозначно; жадность и корыстолюбие - также не подходят для системы управления общественным развитием на всех ветвях власти в стране, включая рыночную власть; зависть является тормозом и следствием убогости ее обладателей и мешает жизни многих ради убогого отставания завистливых и т.п. Нет синих, зеленых, желто-голубых пятен - только белое и черное, четкость и ясность при идентификации и устремлении по пути общественного прогресса и процветания на ясных духовных и нравственных позициях. В обществе, в котором нет устрашения, ради удержания ЛЮБОЙ системы общественных порядков, в т.ч. по своим нравственным основам не имеющей позитивного будущего, носящей отличествующий от действующего в Российской Федерации законодательства, в свою очередь не измененного пока в сторону закрепления бесправия и безнравия граждан. Неслучайно в последнее время дает о себе знать антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, десятки тысяч из которых, по официальным данным Генеральной прокуратуры РФ, только за один год ее не проходят.

За этот период тематика антикризисного регулирования экономики получила развитие совсем в иных направлениях. Что мы рассматриваем и как элемент некомпетентного вмешательства публицистов в эту основополагающую на сегодняшний день тематику, и как элемент борьбы - результат столкновения интересов разных сил общества.

По мнению ряда российских экспертов, публикующих свое видение кризисной составляющей и в учебной литературе, и в монографической, или в прессе, кризис - явление: а) преходящие - то возникает ситуация с кризисом, то она сама по себе как бы рассасывается, а все мы - ее сторонние наблюдатели; б) по-другому - кризис - это как очистительный шлагбаум объективного порядка - до него все было невзрачно, убого, после него - ТОЛЬКО расцвет; в) кризис - это явление, присущее ЛЮБОМУ управлению, то есть любой процесс управления является изначально антикризисным, поскольку именно управленцы являются главной причиной кризисов.

Всего же я в своем последнем исследовании (8) вынужденно выделяю 16 принципиально разных трактовок понятия "кризис", что соответственно влечет и разные трактовки их причин и разработку и принятие (или непринятие вовсе - в случае объективной смены фаз циклического развития) совокупности мер антикризисного развития - эффективных или не содействующих прогрессу (в зависимости от применения той или иной теоретической трактовки кризиса).

В соответствии с экспертными данными американских экспертов, причиной более 50% кризисов является неэффективное управление социальными объектами, связанное с необходимостью смены систем и/или субъектов управления. Порядка 3% причин, вызывающих кризис, - это дискриминация труда персонала, который не вызывает кризис, а демпигуется руководителями, очевидно, в нарушение принятых в обществе норм и, вероятно, законов.

И ни в одной из современных онаучиваемых и учитываемых в принятии мер антикризисного регулирования на всех уровнях антикризисного управления и регулирования трактовок нет ни этической, ни духовной, ни нравственной, ни культурологической составляющей современного кризисного и постскризисного развития. А в контексте анализа действующего российского законодательства мы также вынужденно отмечаем, что наша страна ПОСТОЯННО находится в ЗОНЕ кризисов, разнообразных кризисных явлений, которые отпугивают всех нас от настроя на позитивное развитие, представляют собой гнет психологического климата, который формируется на фоне постоянной идентификации кризисов в период с 1991-2013 гг. А более серьезно и вдумчиво - создает неразрешимое пока поле дискуссий, не связанных с обоснованием и принятием действенных упреждающих мер, нацеливаемых на долгосрочный и предсказуемый успех социально-экономического развития, исходя из сигналов "стучащихся в дверь" России кризисных ситуаций, а не по фактам их возникновения.

В связи с этим позвольте привести две принципиальные постановки проблемы в последнем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. Президента России В.В.Путина:

Государственная власть и эффективность ее работы, в контексте пионерных формулировок развития качественно иной, онаучиваемой среды роста авторитета Российской Федерации в международном сообществе - эффективность оказания современных государственных и муниципальных услуг в соответствии с Положениями (законами) о государственных и муниципальных органах власти и должностными инструкциями государственных и муниципальных служащих: для российской государственной власти, - отмечается в Послании, - характерны ДВЕ ГЛАВНЫЕ БЕДЫ (ПРОБЛЕМЫ) - низкая эффективность и коррупция. "Без качественного современного госуправления, - так выразил В.В.Путин суть происходящего в стране, - без высокой персональной ответственности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед обществом и страной".

Включение нравственности в научный оборот в формулировке главных направлений совершенствования общественного развития, включая государственное управление страной на предстоящий период: "Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше, и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве" (9).
В то же время и в Послании Президента России В.В.Путина 25 апреля 2005 г. Федеральному Собранию Российской Федерации говорится (дословно), что "коррумпированность чиновничества и рост преступности тоже являются одним из следствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обществе. И Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры" (10).

То есть проблема кризиса в связи с коррупцией, криминализацией бытия и власти денег, а также неэффективного (несвоевременного, непрофессионального как некомпетентного) управления все-таки напрямую связана с нравственной составляющей жизни современного российского общества как первоосновой мыслительного высокодуховного и пвевдодуховного настроя на что? - на позитив по делам или негатив для других (ближних - по Священному Евангелию, в нашей интерпретации - по разуму, по исполнению дел, по вовлеченности в труд), зависимых также от социальной поддержки категорий граждан, а не для себя, своей семьи, только своих знакомых.

В заключение моего выступления позвольте привести фрагмент из еще одной моей последней публикации - 2-го издания курса лекций по антикоррупционной политике, который я читаю с 2008 г. в РАНХиГС при Президенте РФ - из книги "Механизмы преодоления коррупции" (11). По нашему мнению, жестокосердие, хищничество, самоуправство и паразитизм - ГЛАВНЫЕ СУЩНОСТНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ КОРРУПЦИИ. Причем в духовной литературе самоуправство на рабочем месте, своеволие руководителей рассматривается как б?льшая низость, чем гордыня каждого члена общества. Изгоняя коррупцию, развивающуюся вне закона, но нормам бытия и сознания негативно (но не нигилистически) организованных личностей, назовем также многочисленные нравственные качества граждан, которые уничтожает коррупция по ходу своего расширения действия:

честь и чувство собственного достоинства граждан;
самореализация;
уважение чужого труда;
инициативность как желание конструктивно мыслить, предлагать нововведения, улучшения и продвигаться вверх по служебной лестнице;
самоосознаваемая исполнительность и организованность, бескорыстная взаимовыручка;
храбрость;
патриотизм;
добросовестность;
честность и открытость;
компетентность;
действенное сострадание к нуждам и бедам других людей (без использования в качестве пиара), желание помогать и давать, а не брать и подавлять, устрашать;
добросердечность;
великодушие;
жажда творчествования;
любовь как чувство, лишенное корысти;
незлобливость;
позитивность бытия и сознания и др.

Спасибо за внимание!
_________________________________________________________________________________
1 А Вас я не прошу остаться. Публикация от 26.07.2011 г. http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=111825
2 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Русская Православная Церковь в современной России: служение обществу, трудности возрождения // Вопросы экономики. - 2002. - N 1. - С. 24.
3 Гор А. Владыка Кирилл: Кризис - это суд Божий над человеческой неправдой. // Комсомольская правда, 7 января 2009 г. Электронный ресурс: http://www.kp.ru/daily/24224.06/425642/http://www.kp.ru/daily/24224.06/425642/
4 Священное Евангелие (Евангелие от Матвея). - М.: Благо, 2004. - С. 30.
5 Там же, С. 56.
6 Румянцева Е.Е. Экономика счастья. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 85 с.
7 Священное Евангелие (Евангелие от Матвея). - М.: Благо, 2004. - С. 21.
8 Румянцева Е.Е. Кризисная составляющая экономики Российской Федерации в 1990-2012 гг.: проблемы эффективного антикризисного макрорегулирования и управления на микроуровне // Saarbrucken (Германия): Palmarium academic publishing, декабрь 2012. ISBN 978-3-659-98163-0. Ссылка на книгу: https://www.ljubljuknigi.ru/store/ru/book/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-1990-2012-%D0%B3%D0%B3/isbn/978-3-659-98163-0
9 Официальный сайт Президента России. http://президент.рф/news/17118
10 Справочная правовая система "Гарант" http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
11 Румянцева Е.Е. Механизмы противодействия коррупции (курс лекций). - М., 2013. - 54 с.
Viperson

Док. 658316
Опублик.: 28.01.13
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Бабурин Сергей Николаевич
  • Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович)
  • Румянцева Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``