В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Ермаченков: Совсем скоро российские авиакомпании могут столкнуться с новыми трудностями... Назад
Игорь Ермаченков: Совсем скоро российские авиакомпании могут столкнуться с новыми трудностями...
Совсем скоро российские авиакомпании могут столкнуться с новыми трудностями при полётах в страны Европейского Союза. Вслед за снижением уровня шума и повышением требований по безопасности "Аэрофлоту" и другим российским авиакомпаниям придётся заняться экологичностью и экономичностью эксплуатируемых воздушных судов. С 2012 года Евросоюз вводит систему распределения квот на выбросы углекислого газа транспортной отраслью.

Речь в данном случае идёт не только о российских авиакомпаниях, а обо всех компаниях, летающих в странах ЕС. Всего в перечне новой директивы ЕС порядка четырех тысяч авиакомпаний, из которых около ста российских. Для организации мониторинга выбросов каждая авиакомпания закрепляется за авиационными властями той страны Евросоюза, в которую совершает набольшее число полетов. Так, "Аэрофлот" закреплён за Германией и именно с властями этой страны будет решать вопросы топливной эффективности и самолётных выхлопов.

Уже 1 января 2010 года ЕС начнет контроль выбросов на основе предоставляемых отчетов. По итогам расчетов в 2012 году ЕС выделит авиаперевозчикам бесплатные квоты, при превышении которых недостающую долю авиакомпания сможет приобрести за деньги. Авиакомпании, которые не смогут удовлетворить условиям нового законодательства, могут быть ограничены в полётах в страны ЕС, говорится в директиве Евросоюза.

Ограничения выбросов и квоты имеют давнюю историю, просто раньше их действие не распространялось на транспортную отрасль. В 1997 году был подписан Киотский протокол, который обозначил задачу по сокращению концентрации парникового (в том числе углекислого) газа в атмосфере.
В Европейском Союзе с 2005 года действует европейская система торговли выбросами парниковых газов, которая с 2012 года изменится таким образом, чтобы учитывать выбросы двуокиси углерода, приходящиеся на долю транспортной отрасли. В феврале 2009 года вступила в силу директива Европарламента N 2008/101/ЕС о присоединении с 2012 года авиационной индустрии к программе торговли квотами на выбросы парниковых газов. Экономический смысл в том, чтобы установить предельный объем выброса парниковых газов за определенный период времени и распределить квоты на эти выбросы. Верхняя граница объема квот должна постепенно сокращаться, в то время как за выбросы, осуществляемые свыше отведенной квоты, предусматривается штраф. Квоты в размере 15% будут продаваться на аукционе, и цена на сертификаты будет определяться спросом на них, 82% будут предоставляться бесплатно, а 3 % - составлять резерв для новых авиакомпаний. Данные проценты будут высчитываться от выбросов базового года, которым признан 2006 год. В долгосрочной перспективе компании должны сокращать объем эмиссии, чтобы повысить экономическую эффективность своего бизнеса.

"Скорее всего, это приведёт к тому, что с 2012 года вырастут цены на авиабилеты в страны Евросоюза, этот налог на углерод будет учитываться в пошлинах и сборах на авиабилеты. Российские авиакомпании будут вынуждены подчиниться европейским правилам. Но при этом платить будут не они, нести издержки придётся покупателю билетов", - считает эксперт Российского регионального экологического центра (РРЭЦ) Юлия Добролюбова. "В отличие от жителей стран Евросоюза, российские потребители ещё не готовы к тому, чтобы платить дополнительный налог на СО2, который выбрасывают их транспортные средства. В Западной Европе уже существует такая система, когда сознательные граждане имеют возможность добровольно оплатить эмиссию парниковых газов самолёта или взятого напрокат автомобиля. Авиакомпании Lufthansa, Air Swiss и SAS указывают стоимость такой эмиссии на билетах, предлагая пассажирам осуществить этот добровольный платёж", - рассказала г-жа Добролюбова.

"Новые правила ЕС - один из первых звоночков новой глобальной тенденции, именно так будет устроен мир в будущем, - объяснил Алексей Кокорин, руководитель программы "Климат и энергетика" российского отделения Всемирного фонда дикой природы - WWF России. - Те страны, которые ввели у себя ограничения на выбросы парниковых газов, не хотят, чтобы их бизнес находился в менее выгодных условиях на глобальном уровне, и вводят те или иные защитные меры". Сейчас к защищающим своих производителей странам относятся ЕС, отдельные штаты США, Австралия, но скоро уже будут США целиком и Япония. При этом не совсем понятно, чего больше в новых правилах - экологии или протекционизма. Но в любом случае, указывает эксперт WWF, общий принцип таков: производство с низкими удельными выбросами CO2 поощряется, грязные технологии наказываются.

Именно поэтому России ни в коем случае нельзя быть вне нового Копенгагенского соглашения по климату, которое будет подписано в декабре 2009 года, считает г-н Кокорин: "Наши обязательства могут быть сильнее или слабее, но мы должны участвовать в глобальном климатическом процессе". В условиях, когда на глобальных рынках вводятся новые, "климатические" правила игры, Россия, которая к тому же не член ВТО, не должна оставаться в стороне, а должна иметь право влиять на принятие решений, а также блокировать то или иное решение.

Что касается "Аэрофлота", как крупнейшего российского перевозчика, то у него, скорее всего, проблем не возникнет. Авиакомпания присоединилась к программе Евросоюза по сокращению концентрации парникового газа в атмосфере и уже предоставила авиавластям Германии, над территорией которой совершается наибольшее количество полётов "Аэрофлота", план действий по введению системы постоянного мониторинга выбросов. В "Аэрофлоте" даже создан комитет по взаимодействию с авиационными властями Евросоюза по вопросу выполнения требований экологических директив Европарламента.

Кроме того, решение Евросоюза создаст предпосылки для модернизации российского авиапарка. "Российским компаниям, совершающим рейсы в Европу, придется соответствовать новым требованиям. В основном они летают на Airbus и Boeing, как и европейские авиакомпании, однако, на более старых моделях. Это может создать дополнительные конкурентные преимущества для нового российского самолёта SuperJet, который строился в соответствии с требованиями по энергоэффективности", - предполагает руководитель проекта по энергоэффективности WWF России Инна Грицевич.

Требования Евросоюза соответствуют общемировым тенденциям. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в качестве глобальной желательной цели рекомендует 2%-ное ежегодное повышение топливной эффективности эксплуатируемого парка воздушных судов. В этом случае в 2010-2012 гг. совокупное повышение эффективности составит 13%, в среднесрочной перспективе (2013-2020 гг.) - 26% и в долгосрочной перспективе (2021-2050 гг.) - около 60% относительно базового уровня 2005 года. "Этот план отражает твердую приверженность государств к сотрудничеству в целях принятия конкретных действий и мер, необходимых для решения остро стоящей проблемы изменения климата. Я уверен, что в результате реализации этого плана будет создана основа, которая позволит ИКАО эффективно реагировать на любые будущие глобальные соглашения об изменении климата", - считает Роберто Кобе Гонсалес, президент Совета ИКАО.

Что делать российским авиакомпаниям? Международная организация гражданской авиации предлагает корзину возможных мер по уменьшению объема эмиссии парниковых газов: развитие технологии производства воздушных судов, включая совершенствование конструкций воздушных судов, использование биологического топлива взамен ископаемых видов топлива, усовершенствование организации воздушного движения и инфраструктуры.

Login to post comments

11.09.2009

Finam.ru

Док. 657992
Перв. публик.: 11.09.09
Последн. ред.: 18.01.13
Число обращений: 0

  • Ермаченков Игорь

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``