В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Румянцева: Механизмы противодействия коррупции (курс лекций) Назад
Елена Румянцева: Механизмы противодействия коррупции (курс лекций)
О коррупции известно с древнейших времен. Ш.Монтескье еще в 18 веке писал: "...известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела" (1). Но масштабы того ущерба, который она наносит экономикам разных стран мира, стали заметны лишь во второй половине 20 в., когда коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета "Financial Times" объявила 1995 г. "годом коррупции". Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией.

Например, рейтингом наиболее коррумпированных стран мира занимается международная организация Transparency International, основным спонсором которого является Ernst & Young, в 2004 г. было установлено, что чиновники всех стран мира с помощью взяток и махинаций присвоили около 400 млрд. долл. Коррупция нанесла мировой экономике ущерб на сумму 3 трлн. 200 млрд.долл. За последние 15 лет в результате разрушения зданий при землетрясениях погибли 250 тыс. человек, поскольку эти здания были построены некачественно "из-за сговора между коррумпированными подрядчиками и коррумпированными строительными инспекторами" (2). Негативные изменения в общественной жизни предопределяют необходимость проведения дальнейших исследований в области противодействия коррупции и повышения квалификации российских государственных служащих по данной проблематике. Еще 16 апреля 1993 г. "Российская газета" опубликовала проект Закона РФ "О борьбе с коррупцией", а в феврале 2000 г. В.В.Путин подчеркнул, что "без решения проблемы коррупции страна будет разложена изнутри". За период с 2008 г. был образован совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией. В октябре 2010 г. Д.А.Медведев подвел итоги многолетних исследований в стране и в мире в целом о коррупции: "Коррупция в России - проблема ментальности". При этом, по данным Fobes, более половины прямых государственных заказов и закупок за 2007-2011 гг. (2,7 трлн.руб. из выделенных бюджетных средств более чем 5 трлн. руб. в 700 контрактах) обеспечили бесперебойное финансирование всего 10 предпринимателям (3).

Согласно оценкам Всемирного Экономического Форума, представленным в докладе "The Russia Competitiveness Report 2011", по коррупционности государственных расходов Российская Федерация занимает в настоящее время 109 место из 139 (2,6 балла; снижение на 0,3 балла за последние 2 года); по показателю незаконных платежей и взяток (формируется как средневзвешенный показатель оценок коррупции при импорте-экспорте, по коммунальным услугам, налогообложению, получению разрешений и лицензий, покупке решений судов) - 111 место из 139 (3,2 балла); по характеристике независимости судов - 115 место из 139 (2,7 балла; снижение на 0,2 балла за последние 2 года) и по критерию фаворитизма при принятии решений должностными лицами - 106 место из 139 (2,6 балла; снижение на 0,2 балла за последние 2 года) (4). По данным Индекса ОПОРЫ РОССИИ - 2011, доля компаний, не сталкивающихся в своем регионе с коррупцией, составляет всего 10%, то есть 90% бизнеса с коррупцией сталкивается. По данным исследования, опубликованного Институтом социологии РАН в июле 2011 года, 86% граждан считают, что антикоррупционная политика не приводит к улучшению ситуации. Аналитический Центр Юрия Левады Левада-Центр Социологические исследования 2011 указывает, что удачными ныне принимаемые меры по борьбе с коррупцией считают только 2% граждан. Наибольшее количество жалоб на коррумпированность, поступивших на горячую линию Общественной палаты РФ "Стоп, коррупция!" поступает на правоохранительные органы: полицию, прокуратуру и суд (5).

С 2007 г. по линии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по личному Распоряжению ее Ректора мне было поручено вести на курсах переподготовки российских государственных служащих федерального и регионального уровня сначала занятия по теме "Финансирование государственной гражданской службы" с представлением наукоемких разработок по методикам оценок ее эффективности и результативности, а затем - с 2009 г. - выступить с научно проработанными лекциями на самых первых курсах повышения квалификации, организованных также в РАГС при Президенте Российской Федерации, как перед контингентом Счетной палаты Российской Федерации, так и сотрудниками Росфиннадзора. В рамках реорганизации РАГС при Президенте РФ в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации осенью 2011 г. было проведено несколько широкомасшабных курсов по повышению квалификации государственных служащих региональных органов власти, а весной 2012 г. прочитан уже в полном объеме авторский курс в магистратуре Академии. Данный курс с учетом предпринятых автором актуализированных на всех уровнях управления страной публикаций, приводимых в прилагаемом к курсу лекций списке использованной литературы.

Общефилософские основы определения коррупции как явления

Общефилософский подход, наиболее масштабный по познанию, - осмысление происходящих в любой экономической системе перемен как результата противодействия Добра силам Зла. Трудно представить, чтобы хоть кто-то в мире усомнился в том, что борьба между Добром и Злом - главный философский камень познания процессов, происходящих в любом человеческом обществе. С этой позиции ученые-теологи и идеологи религиозных учений, как правило, противопоставляют Божественное (Доброе) сатанинскому (Злому), рассматривая корень всех зол человеческого бытия из вне, а не внутри каждого живущего на Земле. Хотя каждый человек в силу присущих ему (но не наделенных из вне) нравственных качеств мыслит, чувствует, говорит и производит свои экономические поступки, создавая тем самым активное или пассивное, надежное или безысходное, позитивное или негативное поле для экономической деятельности его самого и окружающих его людей. И чем выше статусность (сила власти) каждой персоны, тем более уровень ее воздействия на ход развития истории и личностные изменения в общественном масштабе (как пастыри и овцы, согласно Священным Писаниям).
При этом, если на уровне радужного потребления материальных благ любой эстет представляется чуть ли не святым, то продвижение к определенному уровню благосостояния, за которым - материальный успех, покой и рай на Земле для отдельно взятых членов общества, - далеко не всегда укладывается в рамках свободы всех членов общества (в том числе свободы в виде доступа к установленным конституциями стран государственным и общественным бесплатным благам, свободы от сексуального и трудового рабства, от дискриминации полов, рас, социальных статусов и главное - труда и его адекватной оплаты и свободы как гарантированной защищенности в обществе от мошенничества и прочих противоправных деяний, предпринимаемых с целью быстрого обогащения отдельно взятых граждан).
Добро и Зло - это ключ, на наш взгляд, к пониманию траекторий дальнейших стратегий развития общественного сознания и человеческого бытия, экономических процессов, имеющих безусловный завершенный характер, или ориентированных на успех.
Мы не знаем сегодня большего человеческого зла как горя, за исключением всевозможных катастроф, как коррупция. Коррупция рассматривается сегодня как альтернатива демократии, или экстремальное, полярное состояние, понимаемое в рамках сложившегося прогрессивного общественного знания как альтернатива общественному строю Добра - как общественный строй сил Зла (Рис. 1).
Подтверждением справедливости противопоставления коррупции демократии является, в частности, основополагающая позиция государств-членов ООН, которые в 2003 г. приняли Конвенцию ООН против коррупции, подчеркивая в ней, что коррупция "подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку" (6).

При этом напомним, что ч.1 ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (7), Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" направлен на подавление данного общественного перестроения в ущерб реализации конституционных прав и свобод граждан.

В то же время демократия, возможно, неосмысленно понимается как исключительное право народа управлять, видимо, периодически посещая те или иные выборы. Каковы демократические механизмы реализации народовластия, кроме сужаемого нередко до абсурда голосования, когда процедуры регистрации кандидатов непрозрачны, механизмы финансирования их политических платформ коррупционны, а результаты голосования в условиях победы коррупционного начала в избирательном праве без труда фальсифицируются и предрешены его организаторами? Государственные органы управления как институты законодательной и исполнительной власти ни в одной развитой стране мира не заменили органы самоуправления, которые, в свою очередь, тоже могут быть "больны" коррупцией и преобразовываться в систему "паханов и их слуг".
Напомним, что статьей 14 Конституции Российской Федерации определено, что "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Однако институты общественной власти церкви и менталитет граждан, влияющий на их деяния в разных сферах общественной жизни, - разное. Неслучайно огромное количество выдающихся учёных с признанным вкладом в мировое знание с высоким рейтингом объективности, истинности отстаивало и отстаивает идею созданности мира сверхчеловеческим интеллектом. Среди них: Г.Галилей, Н.Коперник, И.Кеплер, Р.Декарт, К.Лейбниц, Р.Бойль, И.Ньютон, Эйлер, Л.Паскаль, М.В.Ломоносов, А.Вольта, А.М.Ампер, Эрстед, Фарадей, Максвелл, Линней, Л.Пастер, ле Шателье, Стено, Ж.Л.Кювье, Г.И.Мендель, А.А.Беккерель, М.Планк, А.Эйнштейн, А.Смит, семья Рихтеров, Н.Д.Кондратьев и т.д. При этом Божественное относят к сфере религиозных учений, хотя речь идет о судьбе и счастье каждого человека, о его мировоззренческой позиции и о том, на какой духовно-нравственной платформе он будет создавать благополучие своей семьи.
Признанный мировой экономической мыслью лидер научного познания экономических процессов в XVIII в., будучи помимо политической экономии также профессором в области теологии, права и нравственной философии, А.Смит так пишет о законах Божественного устройства (или философских основополагающих законах) мира: "Все общие правила обычно называют законами. Общие правила, которым следуют тела в своем движении, названы законами движения. Название "закон" еще более подходит для общих правил, которым следуют наши нравственные способности, одобряя или порицая чувствования и поступки, подлежащие оценке. В самом деле, они имеют несравненно большее сходство с собственно законами, то есть с общими правилами поведения, предписываемыми государями для своих подданных; подобно им, они предназначены для направления произвольных действий людей; они также установлены верховной властью и таким же образом отмечаются наградами и наказаниями. Они вложены Богом в глубину нашего сердца как его поверенные, дабы наказывать нас за их нарушение неизбежным стыдом и угрызениями совести, а также - чтобы награждать за их исполнение спокойствием ума и чувством внутренней удовлетворенности" (8).

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ
_________________________________________________________________________________
1. Монтескье Ш. Избранные произведения. M., 1955. - С. 289.
2. Дзись-Войнаровский Н. Россия - самая развитая среди коррумпированных стран // Бизнес, N 48, 2005 г.
3.Осетинская Е. Подвластный бизнес. // Forbes. - март 2012. - С. 18.
4. World economic forum: "The Russia Competitiveness Report 2011".
5. Материалы к проекту Доклада об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики http://www.oprf.ru/files/dokument2011/A-k_Doklad_PROEKT_03112011.pdf
6. Конвенция ООН против коррупции. Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
7. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в Собрании законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445
8. Смит А. Теория нравственных чувств / Вступ. Ст. Б.В.Мееровского; Подгот. текста, коммент. А.Ф.Грязнова. - М.: Республика, 1997. - С. 167.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ

Док. 657826
Перв. публик.: 16.01.13
Последн. ред.: 28.01.13
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Румянцева Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``