В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Славное десятилетие Назад
Славное десятилетие
Аверченко написал и издал на родине, круглым счетом, сорок книг. Но самым главным, самым известным его произведением был журнал "Сатирикон". В течение почти десяти лет он писал в номер по рассказу, давал фельетон и -- непременный "Почтовый ящик", под которым ставил краткую подпись "Ave". Кроме этого он писал еженедельно еще и скетч или инсценировал свой рассказ для эстрады, по просьбе провинциальных газет сочинял для них юморески, успевал работать над повестями. Он начал подписывать своим именем "Сатирикон" с лета 1908 года и оставался на редакторском посту до самого конца: в середине 1918 года журнал был закрыт...
В те времена, когда вышло постановление закрыть "Сатирикон", выходных пособий в связи с ликвидацией не выдавали. Были национализированы запасы бумаги, принадлежавшие Аверченко и некоторым из сатириконцев, товарищам по издательству "Новый Сатирикон", власти конфисковали счета в банке, отобрали помещение редакции. В одночасье вполне состоятельные издатели, заработавшие себе благополучие смехом и улыбкой, остались без средств к существованию. И еще: нужно было спасать жизнь... Аверченко и некоторые из писателей-юмористов уехали на Украину, оттуда на юг и далее -- в Константинополь.
Осенью 1920 года Аркадий Тимофеевич Аверченко покинул Россию навсегда. Свое недлинное признание -- рассказ "Как я уехал" -- он предваряет эпиграфом-анекдотом:
-- Ехать так ехать, -- добродушно сказал попугай, которого кошка тащила из клетки.
В нашей литературе, наверное, нет более смешных рассказов о беде и горе интеллигентных беженцев из России, об аристократах, спасающихся от голода любой работой в чужих городах. Смех рыдающего человека... "Русский в Европах", "Трагедия русского писателя", "Русские в Византии" -- называет он эти полные горечи истории.
Так закончилось десятилетие "Сатирикона" и сатириконцев в России. Блистательный взлет и -- чужие города: Константинополь, Париж, Берлин, Прага, Белград.
"Сатирикон" всегда полемизировал с министрами царского правительства, высмеивал черносотенных депутатов Государственной думы, его называли часто "красным" журналом. В номере, который был посвящен Февральской революции, А. Т. Аверченко поместил свой радостный отклик. И вдруг... революция оборачивается против тебя и заставляет покинуть любимую родину.
"За что они так нас? За что?" -- этот свой вопрос Аверченко вкладывает в уста многих своих героев, из рассказа в рассказ кочует эта горестная тема.
Действительно, у "Сатирикона" были свои заслуги перед революцией, он был близок всем читателям, ожидавшим ветра перемен...
"Не будем обманывать и себя, и других, -- писал Аверченко в предисловии к "Дюжине ножей в спину революции", -- революция уже кончилась, и кончилась она давно!
Начало ее -- это светлое, очищающее пламя, середина -- зловонный дым и копоть, конец -- холодные обгорелые головешки.
А разве мы сейчас не бродим среди давно потухших головешек, -- без крова и пищи, с глухой досадой и пустотой в душе?
Нужна была России революция?
Конечно нужна".

Док. 657804
Перв. публик.: 15.01.00
Последн. ред.: 15.01.13
Число обращений: 0

  • Аверченко Аркадий Тимофеевич. Хлопотливая нация: Юмористические произведения

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``