Седьмой раунд переговоров по Сирии в Астане пройдет 30-31 октября
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Финансовые институты развития: особенности стратегического управления
Финансовые институты развития: особенности стратегического управления

Финансовые институты развития: особенности стратегического управленияФинансовые институты развития: особенности стратегического управления/ Под ред. В.Д. Андрианова. Москва : Экономика, 2013. - 278 с.

Вашему вниманию предлагается интересная и весьма познавательная книга. Впервые в российской экономической литературе анализируются современные тенденции в области организации системы стратегического управления в зарубежных и отечественных финансовых институтах развития.
В книге анализируются современные тенденции в области организации системы стратегического управления в зарубежных финансовых институтах развития.
В качестве объектов исследования были выбраны наиболее эффективные институты развития на глобальном, региональном и национальном уровне.
Рассматриваются история создания, основные направления инвестиционной деятельности, организационная структура корпоративного управления зарубежных финансовых институтов развития.
Особое внимание уделяется анализу практики и особенностям разработки Стратегии развития, механизму ее реализации и мониторинга, в том числе с использованием системы сбалансированных показателей.
Книга предназначена для менеджеров корпораций и банков, руководителей предприятий, преподавателей, студентов и аспирантов высших учебных заведений, научных работников, занимающихся изучением проблем корпоративного и стратегического управления

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ    
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ    
ГЛОБАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ    
Международная финансовая корпорация    
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ
Межамериканский банк развития    
Азиатский банк развития    
Европейский инвестиционный банк    
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ     
Бразильский банк развития    
Банк развития Южной Африки    
Корейский банк развития    
Канадский банк развития бизнеса    
Канадская корпорация развития экспорта    
Банк развития Японии    
Японская финансовая корпорация    
РОССИЙСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ
Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
Оценка позиции Внешэкономбанка в сравнении с ведущими зарубежными финансовыми институтами развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    
ЛИТЕРАТУРА     
ПРИЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ВВЕДЕНИЕ
Финансовые институты развития являются специализированными организациями с государственным участием, на которые возлагаются особые функции по поддержке долгосрочного финансирования общественно значимых проектов, способствующих экономическому росту, диверсификации и модернизации экономики и решению социальных задач.
Институты развития национального масштаба представляют собой эффективный инструмент реализации социально-экономической политики государства.
Финансовые институты развития имеют ряд преимуществ перед традиционными механизмами государственной поддержки экономики.
Основываясь на рыночных принципах работы, институты развития несут ответственность за прибыли и убытки, однако не составляют конкуренции коммерческим организациям, отличаясь от последних принципами, целями и задачами своей деятельности.
Миссия и цели функционирования институтов развития зависят от макроэкономической ситуации в той или иной стране или регионе, уровня развития рыночных механизмов, идеологических установок.
В период мирового экономического кризиса работа многих финансовых институтов развития была дополнена функцией реализации антикризисных мер.
Исследование показывает, что успешное функционирование финансовых институтов развития зависит от эффективного стратегического управления. Основной целью создания системы стратегического управления является разработка и обеспечение реализации стратегии развития, что достигается путем:
o    формирования единого информационного пространства и нормативно-методической базы в области стратегического управления;
o    осуществления мониторинга и контроля реализации разработанной стратегии;
o    повышения оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений на основе регулярной отчетности руководству о ходе реализации стратегии.
В основе системы стратегического управления, как правило, лежит система сбалансированных показателей, внедрение которой позволяет руководству:
o    оценить вклад каждого подразделения в реализацию стратегии путем каскадирования стратегических целей и показателей деятельности организации до уровня структурных подразделений;
o    обеспечить систематический анализ и контроль реализации стратегии;
o    обеспечить направленность бизнес-процессов на реализацию разработанной стратегии;
o    создать систему мотивации персонала, на основании которой размер индивидуального вознаграждения сотрудника зависит от результатов его деятельности.
Система стратегического управления является частью системы управления организации. Она обеспечивает возможность управления организацией на постоянной основе за счет постановки стратегических целей, доведения их до уровня структурных подразделений, разработки системы измеряемых показателей, на основе которых осуществляется оперативное управление бизнес-процессами.
Проведенное авторами исследование практики стратегического управления в зарубежных финансовых институтах развития преследовало ряд целей:
o    выявление основных современных тенденций в области стратегического управления;
o    изучение особенностей построения системы стратегического управления в зарубежных финансовых институтах развития;
o    использование передовой и наиболее эффективной практики построения системы стратегического управления применительно к Внешэкономбанку.
В холле исследования были проанализированы особенности деятельности 11 зарубежных финансовых институтов развития, демонстрирующих высокую эффективность, основанную на постоянном совершенствовании стратегического управления.
Подобный объем выборки обусловлен отсутствием возможности ранжирования организаций по уровню стратегического управления, поскольку в настоящее время в мире не существует инструмента, позволяющего проводить подобную оценку с присвоением соответствующего рейтинга, например, такого, как рейтинг корпоративного управления.
Исследование проводилось на основе официально публикуемых отчетов, стратегий, планов развития и других открытых источников о деятельности зарубежных институтов развития.
В монографии также проанализирована деятельность национального банка развития Российской Федерации - Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
Приведена информация по истории создания, общим принципам деятельности и организационной структуре Внешэкономбанка. Освещены особенности стратегического управления в банке на современном этапе.
Кроме того, проведена оценка позиции Внешэкономбанка в сравнении с ведущими зарубежными финансовыми институтами развития, по результатам которой сформулированы выводы относительно динамики развития Внешэкономбанка и его конкурентного положения среди выбранных финансовых институтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в мире существует значительное количество финансовых институтов развития. Многие из них занимают лидирующие позиции в национальной экономике, финансовой или банковской системе отдельных стран, активно участвуют в модернизации национальных экономик и в международной инвестиционной деятельности.
Проведенный сравнительный анализ показателей масштаба деятельности, операционной эффективности, финансовой устойчивости и платежеспособности показал, что практически все выбранные финансовые институты развития успешно преодолели последствия мирового финансового кризиса и вышли на траекторию устойчивого роста.
В ходе проведенного исследования были выявлены характерные черты и особенности в области стратегического управления в зарубежных финансовых институтах развития. Прежде всего следует отметить постоянное совершенствование системы стратегического управления в этих организациях.
Как показывает практика, институты развития функционируют в соответствии со Стратегией, принимаемой, как правило, на 3-5 лет.
Во всех институтах разработка Стратегии основывается на принципе "скользящего планирования", предполагающего возможность оперативного пересмотра отдельных показателей.
Такой подход позволяет:
o    ускорить реакцию на изменения внешней среды;
o    повысить качество принятия управленческих решений за счет возможности проведения сценарного моделирования на базе плановых показателей.
Основным инструментом реализации Стратегии в большинстве исследуемых институтов является общепризнанная система сбалансированных показателей. Методология разработки и внедрения этой системы включает следующие элементы:
o    стратегическую карту финансового института развития и стратегические карты его самостоятельных структурных подразделений;
o    набор сбалансированных между собой финансовых и нефинансовых ключевых показателей эффективности института развития и его структурных подразделений;
o    портфель стратегических инициатив (внутренних проектов, необходимых для реализации Стратегии);
o    стратегический бюджет.
В фуппе региональных институтов развития показателен опыт стратегического управления в Европейском инвестиционном банке, где механизм реализации Стратегии представлен системой сбалансированных показателей в соответствии с лучшей мировой практикой.
Среди национальных институтов развития можно выделить Бразильский банк развития и Канадский банк развития бизнеса, где полностью внедрена система сбалансированных показателей, а также учрежден особый коллегиальный орган, отвечающий за принятие решений в области стратегического развития.
Многие институты развития разработали и эффективно используют в процессе управления Стратегическую карту.
В частности, она применяется в:
o    Межамериканском банке развития;
o    Европейском инвестиционном банке;
o    Бразильском банке развития;
o    Канадском банке развития бизнеса.
Карта строится на основе Стратегии путем декомпозиции стратегических целей, которые объединены причинно-следственными связями.
Стратегическая карта описывает логику реализации Стратегии, показывая важнейшие внутренние процессы, которые позволяют выполнить миссию института развития. В соответствии с миссией показатель успеха - это эффективность, с которой институты развития содействуют модернизации экономики. При этом основная цель - реальный ощутимый результат для экономики страны или группы стран.
В исследуемых институтах развития уделяется особое внимание тому, чтобы каждый сотрудник понимал долгосрочные стратегические цели и способы их достижения
В некоторых институтах формируется система индивидуальных целей и показателей руководства и сотрудников, которая в дальнейшем используется в процессе оценки их деятельности. Это достигается путем каскадирования стратегической карты (декомпозиции целей) на уровень структурных подразделений.
Как положительный опыт следует рассматривать разработку и реализацию постоянно действующих образовательных программ, оказание сотрудникам информационной поддержки, широкое использование обратной связи при реализации Стратегии.
Система сбалансированных показателей играет важную роль при организационных изменениях. В течение последних 10 лет в нескольких институтах развития, например Корейском банке развития. Банке развития Японии. Японской финансовой корпорации, произошли серьезные институциональные изменения.
Эти изменения - приватизация, слияние и поглощение - были инициированы лишь после разработки и согласования Стратегии развития на соответствующий период. Такой подход позволил эффективно реализовать планы реорганизации соответствующих институтов развития.
В период с 2000 г. по 2010 г. во всех исследуемых институтах развития были учреждены самостоятельные структурные подразделения, ответственные за координацию процесса стратегического управления Деятельность этих подразделений способствует повышению эффективности работы институтов развития в долгосрочной перспективе.
В некоторых зарубежных финансовых институтах развития внедрена Комплексная система управления внутренними проектами
В настоящее время многие глобальные и региональные финансовые институты развития присоединяются к международной инициативе но достижению Целей развития тысячелетия.
Одним из основных направлении систем корпоративной социальной ответственности зарубежных финансовых институтов является развитие практики ответственного финансирования: участие в Принципах Экватора, Программе ООН по окружающей среде. Глобальном договоре ООН.
Во всех исследуемых институтах развития на постоянной основе осуществляется автоматизированный мониторинг и контроль реализации Стратегии.
Данный процесс представляет собой сбор и анализ данных о ходе реализации Стратегии с учетом сформулированных целей и ключевых показателей эффективности, а также подготовку предложений по достижению этих целей и показателей.
Из всех исследуемых в данной работе финансовых институтов развития самым молодым является Внешэкономбанк, созданный в 2007 г.
Однако, несмотря на короткую историю деятельности, необходимо отметить высокие темпы роста показателей масштаба деятельности, операционной эффективности, финансовой устойчивости и платежеспособности Внешэкономбанка.
По некоторым важнейшим финансовым показателям банк сумел занять лидирующие позиции среди ведущих зарубежных финансовых институтов развития.
Система стратегического управления Внешэкономбанка развивается поэтапно в соответствии с опытом зарубежных институтов развития.
Первая стратегия развития Внешэкономбанка была утверждена в сентябре 2008 г. на период 2008-2012 гг. В стратегии были сформулированы основные стратегические задачи, целевые значения основных стратегических показателей деятельности Внешэкономбанка.
Реализация Стратегии -2008-2012 совпала с началом глобального финансово-экономического кризиса, что отразилось на результатах деятельности Внешэкономбанка.
В сентябре 2011 г. наблюдательным советом Внешэкономбанка была утверждена Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2011- 2015 гг.
Для реализации Стратегии-2011-2015 планируется создание эффективной системы стратегического управления, включающей механизм мониторинга достижения поставленных целей и возможность их корректировки.
В настоящее время разработана и принята Концепция стратегического управления, в основе которой лежит система сбалансированных показателей. широко используемая в современной практике стратегического управления в зарубежных финансовых институтах развития.
Утверждена стратегическая карта банка и начата разработка стратегических карт самостоятельных структурных подразделений. Создается автоматизированная система анализа хода реализации стратегии и основных финансовых и нефинансовых показателей деятельности Внешэкономбанка.
viperson.ru

Док. 657624
Опублик.: 11.01.13
Число обращений: 0

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``