В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Венера Сибгатуллина: `Культура как инструмент профилактики адиктивного поведения детей и подростков` Назад
Венера Сибгатуллина: `Культура как инструмент профилактики адиктивного поведения детей и подростков`
В обиходе появилось звучное слово - проект. Его употребляют где надо и не надо. Проектом могут назвать даже поход в магазин за хлебом. "Я реализую проект по выносу помойного ведра! Я разработал проект по переключению телевизонных каналов..."
Проектом называют даже то, что по сути вляется просто глаголом: сказал, подумал, сделал...
Особенно много проектов стремительно провозглашается и также, стремительно исчезает в одной из самых проблемных тем нашего времени - проблеме борьбы с наркотиками. Сегодня вряд ли сможем вспомнить хоть один реальный, который бы продержался хотя бы несколько лет. Собственно бороться с наркотиками призваны правоохранительтные органы. И как могут борются. Хотя об этой борьбе можно судить по наличию или отсутствию шприцов в подъездах...

Гражданское же общество призвано обеспечить плацдарм для этой борьбы, максимально его сузив - сформировав у молодежи стойкий иммунитет против любых зависимостей. При этом очень важно понимать, что именно общество является комплексным лекарем не только против наркомании, но и алкоголизма, табакокурения, игромании. И борьба с этими пороками профессионалы называют профилактикой адиктивного поведения, а простые граждане формированием здорового образа жизни, хотя точнее было бы
считать - формирование здорового отношения к жизни.
Мы ищем особые проекты. Но по сути, все они лежат на поверхности, потому что основой для любого из них является наша мораль, нравственность и культура. Раньше была религия, значение которой, к сожалению, в среде молодежи сегодня носит весьма ограниченный характер, оставаясь на уровне атрибута, а не убеждения.
Все эти составляющие подвергись в минувшие годы серьезной коррозии.
Каждый ребенок делает первый шаг. Первый шаг к объединяющей мораль и нравственность культуре дети делают в семье, детском саду, школе и учреждениях, которые раньше назывались Дворцами пионеров, Дворцами культуры.

Сегодня эти учреждения предоставлены сами себе. Зарплаты педагогов в прошлые годы были значительно урезаны, а серьезной коммерцией с детьми заниматься не слишком нравственно.

Серьезную конкуренцию очагам культуры составляют Дворцы спорта, спортивные секции... Это замечательно, но хотелось бы вспомнить, что даже Олимпийские игры в Греции были квинтэссенцией атлетики и искусства. И сложно сказать что было главным. На играх состязались поэты, чтецы, актеры.
Обратите внимание на нашу рекламу здорового образа жизни. Сплошь спортсмены. А разве деятели культуры и искусства не являются образцами здорового образа жизни, и что самое главное здорового образа мыслей? Не имея ничего против развития спорта, хочу заметить, что здоровый образ жизни, начинается не с накачивания мышц, а с развития сознания ребенка, воспитания его, эстетических и нравственных качеств, развития его творческих способностей. Сегодня люди работающие в этой сфере влачат жалкое существование. И об этом надо говорить прямо. Привлечь
для работы во внешкольные учреждения педагогов крайне сложно, а привлечь талантливого педагога почти невозможно. И это не вина, а беда их. У них есть свои семьи, которые надо кормить, зарабатывая мало-мальски приличную зарплату. В Дворцах культуры же зарплата нищенская. А именно Дворцы культуры должны быть основными плацдармами для борьбы с наркотиками, алкоголем, табакокурением. Сама атмосфера должна работать на это. При этом нет нужды декларировать какую-то
особую цель. Ведь сам факт занятий в кружке, театральном коллективе, студии является активной формой противодействия проникновению в сознание детей, внедрение в их образ жизни негативных привычек. Если ребенок увлечен, то уже это есть некоторая гарантия от пагубного влияния улицы.
Но беда еще и в том, что не всегда он находит в наших очагах культуры дело по интересу. Не всегда находит там человека - педагога, которого хотел бы боготворить и поклоняться. Люди такие есть, но работать за гроши себе дороже... Педагоги, работающие досуговых учреждениях, люди скромные, не всегда могут постоять за себя, за свои права, доказать свою необходимость. В первую очередь в деле профилактики. Нет, конечно сегодня по поводу поддержки культуры сказано много хороших слов. Но все они касаются высокого искусства. А что делать с искусством земным, которое является основой для высокого.
Сегодня торговцев выгнали со стадионов, закрыли рынки, убрали киоски. Но редкий ДК сегодня обходится без аренды помещений для распродаж шуб, одежды... Выжить без такой поддержки может не каждый. Со стадионов они ушли, но пришли в клубы и дворцы культуры. В область пониженного давления.
Конечно театр начинается с вешалки, как говорил Станиславский, но вешалка не может быть олицетворением культуры. А кое-где она стала. Привлечь в детские дома творчества, особенно отдаленные от центра, педагогов сложно еще и потому, что перед органами образования поставлена такая же задача. Но мы все были детьми. Мы помним, что даже самый любимый педагог может надоесть. А если он же занимается с детьми и вне школной программы. Более того ребенку нужна смена обстановки...

Было бы правильно всю внешкольную работу по развитию эстетических навыков, творчества изъять их школьных зданий... Образование это тоже, в известной степени сфера культуры. Ведь даже министерство такое было - образования и культуры. Для детей необходимо расширять горизонты общения, круг людей, новые объекты внимания, которые могут им дать новые навыки на ином профессиональном уровне. У учителей много задач, которые отнимают все реальное и нереальное время.
Им надо сосредоточиться на учебном процессе... Но для этого их надо освободить от избыточной нагрузки. И такая работа должна осуществляться на рамочной договорной основе. Более того школьным педагогам, имеющим соответствующую квалификацию, можно там предоставить возможность дополнительного заработка за счет ведения
платных занятий... При этом в их кружках стали бы заниматься не только дети из одной школы.
Творчество всегда индивидуально. Особенно детское. Родители из кожи вон лезут, чтобы сделать из ребенка звезду... Сколько искалечено судеб нереализованными надеждами. Сколько подростков стремясь самовыразиться попадали в засаду молодежной субкультуры. Мне кажется что именно на базе досуговых учреждений важно и возможно, чтобы творчеству придать командный дух. Атмосфера Дворца культуры как нельзя лучше подходит для того, чтобы командный дух вывести за пределы школьного коллектива, перевести его на иную основу - района, города... И в новых условиях
формировать здоровое отношение у жизни.
Создание такого духа - это основа профилактики многих вредных привычек. Что греха таить - подростки начинать употреблять спиртное и наркотики в коллективе, нередко в школьном. Инстинкт стаи, или как часто говорят - влияние улицы. Объединение усилий профилактических структур наркоконтроля, МВД (инспектора по делам несовешеннолетних) школьных педагогов, педагогов органов культуры под крышей досуговых учреждений, могут дать весьма позитивный эффект.
Снова оговорюсь - профилактика явление комплексное. Нельзя бороться с наркоманией не борясь с алкоголизмом, нельзя бороться с детской преступностью, не поборов негативные тенденции в молодежной культуре. И очень важно создание именно специально заточенных центров, где синтетически можно объединить разные интересы детей и подростков. Кто-то скажет: "А кто мешает?" Мешает ведомственная разобщенность, стремление всем решать одну и ту же задачу (а значит никто ее толком не выполняет), попытка уйти от вопросов, которые все равно придется
решать. Молодежь уезжает из маленьких городов, сел... И низовая культура это вопрос и миграции и демографии. Сегодня требуется не просто сцена в клубе или ДК, а профессиональные наставники. А значит нельзя уйти от главного вопроса: материальную сторону никто не отменял... Важно существенно поднять престиж профессии работника культурно-досугового учреждения. Беда нашего времени еще и в том, что, нередко, в органы культуры приходяит люди, которые не нашли себя в жизни, не смогли реализоваться в других сферах. Сложился стереотип, что в досуговом учреждении может работать любой. Впрочем, такое же положение и в сфере
профилактики правонарушений (в том числе наркомании) - туда сливают не всегда достойных людей, действуя по принципу "уж тут-то он ничего не испортит". А получается наоборот. То что он испортит, на первый взгляд не видно, результаты дают о себе знать через какое-то время. Ежегодно институты культуры выпускают тысячи молодых специалистов, в том числе и талантливых (хотя справедливости ради заметим, что и в этой сфере - подготовки кадров - не все гладко! Туда тоже поступают не самые лучшие. Главное получить диплом...) Но из этих тысяч выпускников единицы идут работать в досуговые учреждения. Профессия, которую
позиционируется как важная и привлекательная, оказывает непрестижной.
Президент России обратил внимание на бедственное положение культуры и распорядился поднять денежное содержание работников. Но она по своему положению настолько отстала, что последнее повышение зарплат только частично может помочь им выживать. И хотя это, безусловно, правильный и гуманный ход, но он кардинально не решает проблемы ни кадров, ни улучшения их материального положения. А что говорить о технических работниках дворцов культуры и клубов, библиотек... Без этой категории ни одно учреждение выжить просто не может. Для эффективного решения
необходимо значительно поднять денежное содержание педагогов, дать второе дыхание тому чему даже в тяжелые послереволюционные годы уделялось особое внимание. Конечно могут сказать "Даже заслуженные артисты в таком же положении, а вы говорите о клубных работниках". Но разве это нормально? Сколько таланливых людей мы просто потеряли, потому что они не могли выжить на свою зарплату. Сколько не
досчиталась страна Гилельсов, Ростроповичей, Свешниковых, Светлановых, Ойстраховых, Райкиных... А сколько удивительно талантливых сотрудников досуговых учреждений вообще не сосчитать. Педагогов, руководителей кружков, воспитателей. Может потому наша массовая культура строится не на лучших образцах, а на кич-культуре, шонсоне, что в свою очередь формирует сознание подростков.
А потому поднятие престижа культработника сегодня является одним из важных государственных проектов.

Док. 657561
Перв. публик.: 10.01.13
Последн. ред.: 21.01.13
Число обращений: 0

  • Сибгатуллина Венера Шарифовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``