В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Волеводз: 104-я годовщина Бандеры: украинские националисты против Организации Объединенных Наций Назад
Александр Волеводз: 104-я годовщина Бандеры: украинские националисты против Организации Объединенных Наций
В первый день нового года тысячи украинцев вышли на улицы, чтобы отметить годовщину дня рождения проводника Организации Украинских Националистов (ОУН) Бандеры. Во многих украинских городах и селах были проведены факельные шествия. Власть и органы правопорядка не вмешивались в события, а лишь обеспечивали общественный порядок. Все прошло по уже привычномe сценарию. И можно забыть до следующего года, если бы не одно важное обстоятельство, на которое пока не обратили свое внимание ни политологи, ни СМИ, посчитавшие данное празднование лишь информационным поводом для освещения "чудачеств" украинских националистов.
Дело в том, что это празднование, в отличии от прошлых лет, знаменует собой конфликт между националистическими интересами части украинского общества, с одной стороны, и обязательствами и интересами Украины как члена Организации Объединенных Наций, с другой стороны.

Шествиями, напомним, отмечен террорист и один из создателей украинских националистических вооруженных формирований в составе германского Вермахта и СС, активно сотрудничавший с главными военными преступниками Второй мировой войны. Этими шествиями отмечена человеконенавистническая идеология ОУН, основанная на нацизме, расизме и антисемитизме.

Будучи причастной к традиции европейского фашизма, ОУН возникла из слияния украинской военной организации и ряда других правоэкстремистских организаций, таких как Украинская Национальная Ассоциация, Объединение Украинских Фашистов и Объединение за освобождение Украины. С момента основания националисты были неотъемлемой частью и играли центральную роль в организации. Вместе с тем, ОУН избегала обозначения себя как националистической организации фашистского толка, тем самым подчеркивая самобытность украинского национализма. ОУН приняла такие фашистские атрибуты, как антилиберализм, антиконсерватизм, антикоммунизм, военизированную партию, тоталитаризм, антисемитизм, принцип лидерства и даже фашистское приветствие.

Поддержка чистоты расы была важным вызовом для верующих в национализм. Члены ОУН вели себя по списку определенных правил, называемых ими "44 правилами жизни украинского националиста". В правиле 40 говорилось: "Материнская забота - источник повторного зарождения жизни. Сделайте вашу семью источником расовой чистоты нации". ОУН приняла наивысший расовый дискурс, позаимствовав его от немецко-фашистских расовых теоретиков Альфреда Розенберга и Ханса Гунтера. ОУН даже в агитационных материалах определяла украинцев в биологических терминах, а также с Библейским подтекстом: "Украинцы - это кровь нашей крови и кость нашей кости. Только украинцы имеют право на украинские земли и украинские имена, и украинские идеи".

Хотя влияние нацистской Германии было значительным на антисемитизм ОУН, у организации были собственные антисемитские взгляды, не зависящие от нацистов. В апреле 1941 года участники ОУН заявили о том, что они "будут бороться с евреями, как со сподвижниками "московитско-большевистского режима". Инструкции для полиции ОУН предписывали: "Во времена хаоса и сумбура необходимо позволить ликвидацию нежелательных поляков, московитов и еврейских активистов, особенно тех, кто поддерживает большевистско-московицкий империализм... Уничтожьте офицерский состав, расстреляйте московитов, евреев, сотрудников НКВД, политруков ... Евреи должны быть изолированы, убраны с позиций для того, чтобы избежать саботажа, московиты и поляки - тем более. Если есть исключительная необходимость, например, еврей нужен в домохозяйстве, один из наших должен следить за ним и должен ликвидировать его при малейшем проступке. Только украинцы, а не внешние враги могут быть лидерами в различных сферах жизни. Ассимиляция евреев недопустима".

Прославление такой идеологии недопустимо.

Реализация на практике идеологических установок Бандеры привела к тому, что карательно-полицейские отряды УПА создавались германскими спецслужбами по нацистскому образцу. Более 16% боевиков УПА служили в германской армии, в украинской и немецкой полиции и жандармерии. Немцы передали ОУН-УПА 100 тысяч винтовок и автоматов, 10 тысяч пулеметов, 700 минометов, много боеприпасов. Об этом свидетельствовали в ходе заседаний Международного Военного Трибунала бывшие нацистские руководители Абвера Лахузен, Штольце, Лазарек, Паулюс.

По данным исторических исследований, сам Бандера являлся агентом Абвера (разведка и контрразведка вооруженных сил гитлеровской Германии - Вермахта). По информации ряда источников в начале 1941 года Бандера провел встречи с руководством немецкой военной разведки, результатом которых стало начало формирования батальонов "Нахтигаль" (ряд источников среди названий этого подразделения упоминают "Украинский легион им. Бандеры") и "Роланд". Весной 1941 года ОУН в лице Бандеры получило от Абвера 2,5 млн. марок для ведения подрывной борьбы в СССР.

Основу "Нахтигаля" составили бандеровцы. Во главе были поставлены нацист Оберлендер и украинский националист обер-лейтенант Абвера Шухевич, завербованный германской военной разведкой под псевдонимом "Тур" еще в 1926 году. Созданные по команде Гитлера ОУНовские карательные батальоны "Нахтигаль", "Роланд", 201-й батальон шуцманшафт, дивизия СС "Галичина", полк "Бранденбург", украинская вспомогательная полиция вместе с айнзатцкомандами участвовали в массовых убийствах мирных граждан и карательных акциях против партизан в Белоруссии и Украине. Документально подтверждено, что на территории Украины от преступлений гитлеровцев и их пособников погибло 5,3 млн. человек. Участие в них "вояк" ОУН-УПА доказано, как и их сотрудничество с нацистами.

Приведенные факты и оценки широко известны. Их достоверность проверена историками и учеными других отраслей знаний.

Подобное оскорбляет память бесчисленных жертв преступлений против человечности, совершенных во время Второй мировой войны, в частности преступлений, совершенных организацией СС и теми, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотрудничал с нацистским движением, и оказывает негативное влияние на детей и молодежь. А отсутствие эффективного противодействия со стороны государств этим видам практики несовместимо с обязательствами государств - членов Организации Объединенных Наций по ее Уставу и несовместимо с целями и принципами Организации.

Данный вывод подчеркнут в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Героизация нацизма: недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости", принятой 20 декабря 2012 года под занавес ее 67 сессии . В ней международное сообщество выражает глубокую озабоченность по поводу прославления нацистского движения и бывших членов организации "Ваффен СС", в том числе путем сооружения памятников и мемориалов и проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и неонацизма, а также посредством объявления или попыток объявить таких членов и тех, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотрудничал с нацистским движением, участниками национально-освободительных движений.

И в этой связи международное сообщество вновь подтвердило, что такие акты могут быть квалифицированы как подпадающие под действие Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, что они не могут быть оправданы как действия по осуществлению права на свободу мирных собраний и ассоциаций, а также права на свободу убеждений и на их свободное выражение и что они могут подпадать под действие статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах и могут подвергаться законным ограничениям в соответствии со статьями 19, 21 и 22 Пакта.

ООН этой резолюцией вновь подтвердила статью 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, согласно которой государства-участники этой конвенции осуждают всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающиеся оправдать, или поощряющие расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме, и обязуются принять немедленные и позитивные меры, направленные на искоренение всякого подстрекательства к такой дискриминации или актов дискриминации, и с этой целью в соответствии с принципами, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, и правами, ясно изложенными в статье 5 Конвенции, в частности:
a) объявляют караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование;
b) объявляют противозаконными и запрещают организации, а также организованную и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней, и признают участие в таких организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом;
с) не разрешают национальным или местным органам государственной власти или государственным учреждениям поощрять расовую дискриминацию или подстрекать к ней;

Кроме того, была подчеркнута необходимость принятия требующихся мер к тому, чтобы положить конец описанным выше видам практики, и призыв к государствам принимать в соответствии с международными стандартами в области прав человека более эффективные меры по борьбе с этими явлениями и экстремистскими движениями, создающими реальную угрозу демократическим ценностям.

Понятно, что документы в форме деклараций и резолюций, относятся к группе международных документов рекомендательного характера и не подлежат подписанию и ратификации или иным процедурам, влекущим их превращение в акт обязательной юридической силы. Назначение таких документов в ином - в создании международно-правового "контекста", который позволяет совершенствовать и применять национальное право "с точным пониманием того, что соответствует международным стандартам"(2). Отсутствие у резолюций юридически обязательной силы вовсе не означает, что они лишены всякой обязательной силы и являются рекомендациями в полном смысле этого слова. Устав ООН исходит из того, что каждый член будет добросовестно относиться к выполнению своих обязательств, добиваться осуществления целей и принципов Устава. А это попросту невозможно, если государства-члены не будут считаться с принятыми резолюциями. Поэтому, не обладая юридической силой, резолюции, тем не менее, обязывают членов морально-политически. Более того, выполнение резолюций рассматривается как выполнение обязательств по Уставу ООН.
С осознанием этого напомним читателю, что через 12 дней после принятия Резолюции ГА ООН в Украине произошли события, которые открыто продемонстрировали отношение украинских националистов как к героизации нацизма, так и к мнению международного сообщества, объединенного ООН, осуждающего такую героизацию.

Хотя, как представляется, не только националистов, но и властей Украины в целом, представитель которой воздержался на сессии Генассамблеи ООН при голосовании по упомянутой резолюции. Возможно, в какой-то мере на это повлияли усилия пропагандистов ОУН, сотворивших в последние годы очередной "миф" о том, что Бандера, якобы, не только не сотрудничал с гитлеровцами, но и сам "пострадал" от них - был помещен в концлагерь после того, как 30 июня 1941 г. ОУН издала "Акт обновления украинской государственности".

Между тем, они забывают, что провозглашая независимую Украину, ОУН надеялось на то, что Украина получит такой же статус, как и Словакия под руководством Тисо или Хорватия под руководством Павелика, ставшие к тому времени союзниками Германии. Умалчивают они и то, что двадцатидевятилетний ОУНовец Ярослав Стецько, представлявший себя тогда как бандеровский премьер-министра, сообщал, что новое государство будет "тесно сотрудничать с национал-социалистической великой Германией... под руководством фюрера Адольфа Гитлера" (3).
3 июля 1941 г. он отослал письмо другим европейским фашистским лидерам: Гитлеру, Муссолини, Франко, Павелику, подчеркивая то, что его государство - член новой фашистской Европы, поддержки которой он ищет сейчас. Он объяснил Павелику, что "оба революционных народа, закаленные в боях, будут гарантировать создание здоровой обстановки в Европе и нового порядка" (4).

Объявление украинской государственности было дополнено жестокими погромами. "Правительство" Стецько выразило свое желание уничтожить евреев Украины, и Степан Ленкавский, его главный пропагандист, отстаивал физическое устранение украинского еврейства. Стецько одобрил "устранение евреев и целесообразность использования немецких методов истребления еврейства Украины, дабы воспрепятствовать их ассимиляции и т.п." (5).


Между 30 июня и 3 июля 1941 г. массовые погромы унесли жизни 4 000 евреев во Львове. Участие милиции ОУН в убийствах евреев хорошо задокументировано в ОУНовской переписке с нацистами, в их собственных листовках и директивах, а также в кино- и фотоматериалах участия украинской милицииполиции в акциях. Документы ОУН устанавливают коллаборацию между украинской полицией и Вермахтом. Похожие погромы происходили по всей Западной Украине. Задокументировано более чем 58 погромов в западно-украинских городах, по разным подсчетам количество жертв этих погромов насчитывает от 13 000 до 35 000 человек. Батальон Нахтигаль, состоявший почти исключительно из активистов ОУН под командованием Шушкевича, провел массовый расстрел евреев под Винницей в июле 1941 г.

Лидеры ОУН (б) надеялись на то, что, столкнувшись с фактом существования, нацисты примут фашистскую Украину как вассальное государство. Они были воодушевлены реакцией Альфреда Розенберга и Абвера, немецкой военной разведки, которые продвигали геополитическое видение, в котором разделяли Советский Союз на урезанную Россию и круг отдельных государств Балтии, Кавказа и Украину. Но Гитлеру и его ближайшему окружению не нужна была украинская государственность, поскольку в их планы входила лишь колониальная эксплуатация Украины, что серьезно усложнило отношения ОУН и нацистов. Именно поэтому Бандера действительно был арестован 5 июня 1941 г. и доставлен в Берлин, где был определен под домашний арест. Бандера и Стецько продолжали политическую подпольную деятельность на протяжении некоторого времени. 15 сентября 1941 г. Бандера снова был арестован и находился в Берлинской тюрьме как почетный заключенный до октября 1943 г. После этого он был перевезен в Сашэнхаузский концлагерь (севернее Берлина), где он и Стецько были размещены в сравнительно удобных условиях Зелленбау, в специальных бараках для политических заключенных. В октябре 1944 г. он был освобожден и возобновил свое сотрудничество. Другие же лидеры ОУН, среди которых - Роман Шушкевич и многие будущие командиры УПА, продолжали в это время службу у немцев.

А нам досталось - разбираться в новых "мифах", которые помогают сегодняшним националистам вербовать в свои ряды новых сторонников. Именно поэтому в своей резолюции ООН подчеркивает также, что такие виды практики ведут к эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и способствуют распространению и умножению числа различных экстремистских политических партий, движений и групп, включая группы неонацистов и "бритоголовых", и призывает в этой связи к повышению бдительности.
_________________________________________________________________________________
1. Документ ООН A/RES/67/154.
2. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. Пособие для российских судей. - М., 1993. - с. 13.
3. ОУН-УПА в годы войны: новые документы и материалы. - Киев: Издательство художественной литературы "Днипро", 1996. - С. 239.
4. Grzegorz Rossolinski-Liebe, "The `Ukrainian National Revolution` of 1941: Discourse and Practice of a Fascist Movement," Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 12, no. 1 (Winter 2011): 99, citing TsDAVO Ukrainy, f. 3833, op. 1, spr. 22, ll. 1-27.
5. Gabriel N. Finder and Alexaner V. Prusin, "Collaboration in Eastern Galicia: The Ukrainian Police and the Holocaust," East European Jewish Affairs, 34, no. 2 (2004): 102.

Док. 657500
Перв. публик.: 04.01.13
Последн. ред.: 05.01.13
Число обращений: 0

  • Волеводз Александр Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``