В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Договоренности государств-участников ОДКБ в Москве создают предпосылки для дальнейшего развития системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве.... Назад
Договоренности государств-участников ОДКБ в Москве создают предпосылки для дальнейшего развития системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве....
Вячеслав Лапидус в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/

19 декабря 2012 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Во встрече приняли участие Президенты государств-участников ОДКБ: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Председательство в ОДКБ перешло от Казахстана к Киргизии. Формат переговоров в рамках ОДКБ был традиционным. Вначале заседание прошло в узком составе, а затем продолжилось в формате пленарного заседания с участием всех делегаций. Повестка переговоров включала рассмотрение вопросов региональной и международной безопасности. На сессии ОДКБ обсуждались мероприятия по совершенствованию системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве, развитие и укрепление военной составляющей ОДКБ до 2020 года, а также основные направления развития системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации и прогноз развития обстановки в Афганистане на среднесрочную перспективу до 2015 года.

Важным сегментом прений стали организационные и процедурные вопросы: формальное приостановление участия Узбекистана в деятельности ОДКБ, утверждение Генерального секретаря Организации Н. Бордюжи на новый трехлетний срок, назначение начальником Объединенного штаба ОДКБ генерал-лейтенанта А. Студеникина.

Сегодня ОДКБ является пророссийским интеграционным проектом в сфере безопасности на постсоветском пространстве. Основными задачами российской политики выступают трансформация ОДКБ в универсальную и эффективную организацию в сфере безопасности, укрепление российского влияния в рамках ОДКБ, превращение вышеуказанной Организации в важный инструмент реализации политики России в сфере безопасности на пространстве СНГ.

Ограничителями сотрудничества в рамках ОДКБ выступают различия в подходах и интересах государств-участников к основным проблемам создания системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Эклектичная природа ОДКБ, ее структурная сложность, консенсусный принцип принятия решений определяет необходимость приложения значительных усилий с целью реагирования на кризисные ситуации.

Выход Узбекистана из ОДКБ произошел с помощью определенного протокольного изменения. Учитывая, что процедура временного приостановления членства не предусмотрена уставом ОДКБ, выход Узбекистана из ОДКБ имеет неоднозначный характер. С одной стороны, сокращается зона охвата Организации и сокращается количество ее участников, с другой - ОДКБ становится более однородной и управляемой структурой.

Следует отметить, что на постсоветском пространстве сегодня существуют серьезные противоречия между Узбекистаном и большинством стран Центральной Азии (ЦА): Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Противоречия между Казахстаном и Узбекистаном обусловлены борьбой за региональное лидерство, а столкновение интересов Узбекистана с интересами Киргизии и Таджикистана происходит вследствие серии конфликтов: водно-энергетического, национального и территориального. В результате этого развитие сотрудничество в рамках ОДКБ в значительной степени сдерживалось особой позицией Узбекистана по ряду вопросов региональной безопасности.

В качестве примера можно привести препятствие созданию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), а также попытки привлечения НАТО к решению проблем региональной безопасности.

Таким образом, выход Узбекистана из ОДКБ может повысить эффективность принятия решений в рамках Организации.

Другим важным элементом саммита ОДКБ стала замена начальника Объединенного штаба (ОШ) ОДКБ - вместо представителя Казахстана С. Жасузакова им стал бывший заместитель главкома Сухопутных войск генерал-лейтенант А. Студеникин. Кроме этого произошли организационные изменения: новый руководитель Объединённого штаба ОДКБ будет исполнять свои обязанности три года, причем без совмещения с другой работой. Необходимо отметить, что назначение представителя России руководителем ОШ ОДКБ являлось планируемым мероприятием в результате определенного порядка ротации руководителей в данном органе управления ОДКБ.

Организационные изменения могут свидетельствовать о повышении статуса руководящих органов ОДКБ, придание им большей самостоятельности от национальных военных структур. Вместе с тем назначение А. Студеникина, выдвинутого начальником Генерального штаба МО В. Герасимовым стало в целом неожиданным для многих. Ранее планировалось, что этот пост может занять главком ВДВ В. Шаманов. В качестве других возможных фигур назывались кандидатуры заместителя главкома ВДВ России А.Ленцова, а также заместителя начальника Генерального штаба России А.Постникова.

Кстати, изначально генерал-лейтенант А.Студеникин не рассматривался в числе возможных претендентов. Поэтому в этой ситуации кандидатура А.Студеникина является вполне компромиссной.

Что касается ОДКБ, то в ближайшее время эта организация будет развиваться в рамках развития организационных и функциональных параметров, поддерживая уже фактически созданную систему коллективной безопасности на постсоветском пространстве.

www.viperson.ru/ 21.12.2012 года

Док. 657181
Перв. публик.: 21.12.12
Последн. ред.: 28.12.12
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``