В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Волеводз: Законодатель `забыл` прокуроров и следователей ... Назад
Александр Волеводз: Законодатель `забыл` прокуроров и следователей ...
Качество, эффективность и результативность деятельности правоохранительных органов страны определяются в числе иного определяются фактором качественной подготовки, подбора, расстановки той части сотрудников, которые непосредственно занимаются пресечением и раскрытием готовящихся или совершенных преступлений (компетенция полиции и некоторых других правоохранительных органов), расследуют преступления на досудебных стадиях уголовного судопроизводства (компетенция органов дознания, следственных подразделений некоторых органов исполнительной власти, Следственного комитета РФ), осуществляют правосудие по уголовным делам (суды), а также осуществляют надзор за исполнением законов в этой сфере и поддерживают государственное обвинение в судах (компетенция органов прокуратуры).

Сложный, напряженный, а порой и опасный, характер этой работы в определенной мере должен компенсироваться экономически - денежным довольствием (содержанием, вознаграждением), выплачиваемым соответствующим сотрудникам правоохранительных органов, следователям, судьям, прокурорам.

Отметим, что в последние годы государство уделяет значительное внимание этой части проблемы. Достаточно сказать, что постоянное поддержание высокого уровня оплаты труда судей во многом способствует постепенному формированию независимого судейского корпуса страны, его освобождению от коррупционных элементов. Реформирование полиции в значительной мере коснулось формирования новых механизмов социального и материального обеспечения сотрудников полиции. И что отрадно, в судах вопросы повышения денежного содержания постоянно касаются всех без исключения федеральных судей (от уровня районного суда до Председателя Верховного Суда России). В системе МВД РФ - всех сотрудников полиции (от рядового патрульно-постовой службы до Министра внутренних дел Российской Федерации). Естественно, с определением уровней оплаты труда, соответствующих должностному положению, сложности работы и т.д.

При этом, приходит постепенное понимание того, что наибольшей материальной поддержки заслуживают те, кто работает, как говорится, "на земле": сотрудники занимающие должности в структурах районного, городского и соответствующего им уровня. Т.е. те, кто непосредственно занимается пресечением и расследованием преступлений, рассматривает уголовные дела в судах по первой инстанции, поддерживает гособвинение по каждому делу, проводит прокурорские проверки исполнения законов и т.д.

Именно поэтому в Российской Федерации с 2012 года целенаправленно осуществляется комплекс мер, связанных с повышением уровня оплаты труда сотрудников федеральных органов государственной власти, реализующих правоохранительные функции, в целях обеспечения соответствия их социального положения правовому статусу, выполняемым задачам, стимулирования к качественному и эффективному исполнению служебных обязанностей, антикоррупционному поведению. К настоящему времени реформа денежного довольствия проведена в МВД и Минобороны России, с 1 января 2013 года она также будет распространена на все остальные правоохранительные органы и специальные службы страны. За двумя серьезными исключениями - до недавнего времени вне рамок этого реформирования оставались органы прокуратуры и Следственный комитет России.

Так, пока денежное содержание прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением законов федеральными органами государственной власти, иными органами, организациями и учреждениями на территории Российской Федерации и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, осталось без изменения. Равно как и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, денежное содержание которых значительно ниже, чем у сотрудников органов внутренних дел, занимающих аналогичные должности. Сложившаяся ситуация в условиях расширения подследственности уголовных дел следователям Следственного комитета приводит к оттоку квалифицированных кадров, а также переводу следователей на службу в государственные органы, в которых существует или законодательно принято решение о более высокой оплате труда, падению престижа именно следственной деятельности, которая является основой деятельности СК РФ и тем, ради чего он создавался.

В этой связи и с учетом принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, предусмотренного Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", подготовлены и внесены в Государственную Думу два законопроекта:

первый - Проект федерального закона N 183589-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в части совершенствования системы денежного содержания прокурорских работников";

второй - Проект федерального закона N 190451-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации".

Как следует из опубликованных на портале Государственной Думы пояснительных записок к законопроектам, они направлены на доведение денежного содержания прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации до уже достигнутого уровня материального обеспечения государственных служащих федеральных органов власти.

Однако совершенно правильная, своевременная и соответствующая потребностям сегодняшнего дня идея, заявленная в пояснительных записках, к сожалению, представляется лишь декларацией.

Предлагаемые законопроекты прямо противоречат принципу единства правовых и организационных основ государственной службы. Более того, вопреки этому принципу, по большому счету, законопроекты предлагают законодательно оформить серьезнейшую деформацию - социальное расслоение между руководящими звеньями этих двух важнейших для государства структур и их, так скажем, "пролетариями", непосредственно выполняющими львиную долю работы по осуществлению прокурорского надзора, поддержанию государственного обвинения и расследованию преступлений.

Об этом прямо свидетельствует текст законопроектов, которым предлагается установить для лиц, замещающих отдельные должности прокурорских работников в органах прокуратуры Российской Федерации, и сотрудникам, замещающим отдельные должности в Следственном комитете (за исключение военнослужащих), ежемесячное денежное поощрение в размере до 175 процентов должностного оклада, исчисляемое исходя из их должностных окладов в размерах согласно приложениям к законопроектам. А эти приложения предусматривают перечни соответствующих должностей в центральных аппаратах Генпрокуратуры и СК России, их аппаратах на уровне субъектов Российской Федерации, прокуроров городов и районов, других территориальных и приравненных к ним специализированных прокуратур, а также руководителей Следственных отделов СК РФ по районам, городам и приравненных к ним.

Приведем для примера перечень из законопроекта N 183589-6:
Р А З М Е Р Ы
ежемесячного денежного поощрения прокурорских работников
органов прокуратуры Российской Федерации
Должности    Размеры ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов)
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Первый заместитель, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации    5,0
Старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации, старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, советник Генерального прокурора Российской Федерации     
4,0
Помощник Генерального прокурора Российской Федерации; помощник по особым поручениям: Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Генерального прокурора Российской Федерации     
3,0
Старший прокурор, прокурор в главном управлении, управлении, отделе    2,0
Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры
Прокурор    4,0
Первый заместитель, заместитель прокурора    3,5
Старший помощник прокурора     2,5
Помощник прокурора по особым поручениям     2,0
Помощник прокурора     1,0
Прокуратуры городов и районов, другие территориальные и приравненные к ним специализированные прокуратуры
Прокурор    1,0.

Данный перечень ни что иное, как перечень (за небольшим исключением) руководящих звеньев органов прокуратуры различного уровня, ибо даже помощник прокурора субъекта РФ - это руководящее звено по соответствующему направлению для нижестоящей прокуратуры. А вот кто выпал из этого перечня, так это прокурорские работники самих прокуратур городов и районов, других территориальных и приравненных к ним специализированных прокуратур: заместители, помощники и старшие помощники прокуроров - те самые должностные лица, которые выполняют основной объем работы "на земле". Как представляется - это не менее 30% всех прокурорских работников. Более того, отметим, что это звено - люди молодые, стоящие не так далеко от начала своей профессиональной карьеры, строящие свои семьи, имеющие на иждивении малолетних детей, не "обремененные" различного рода должностными преференциями (наподобие персональных авто, секретарей) и т.д., в силу чего именно они нуждаются в поддержании постоянно возрастающего уровня социальной защищенности и, безусловно, материального обеспечения.

Кроме того, это лица, работающие в непосредственном контакте с людьми не прокурорской системы, разрешающие по существу основной объем жалоб и обращений, ходатайств, вступающие на стороне государства в различного рода правовые конфликты, в силу чего они более чем вышестоящие должностные лица подвержены коррупционным рискам.

В таких условиях повышение уровня оплаты труда исключительно вышестоящим должностным лица создаст определенное социальное напряжение в системе прокуратуры РФ, обусловленное серьезным расслоением по уровню оплаты труда , что вряд ли будет способствовать повышению эффективности деятельности, стабилизации кадров именно низового звена, что исключительно важно для нормальной работы всей системы.

Аналогичная ситуация и с законопроектом, предусматривающим совершенствование оплаты труда сотрудников СК РФ.

Но в нем "забыли" основное звено - всех следователей Следственных отделов СК по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, а также следственных отделов, приравненных к следственным управлениям по субъектам Российской Федерации - тоже не менее 30% кадрового состава СК РФ. Тех самых людей, заботой о которых (если следовать пояснительной записке к законопроекту) продиктована его подготовка.

Все это вряд ли даст положительный эффект в долгосрочной перспективе. Ибо расследовать уголовное дело, поддерживать государственное обвинение, осуществлять прокурорский надзор - "не руками водить". Данная работа - это "соль земли", основание двух важнейших государственных институтов. И если уровень материальной поддержки указанных прокурорских работников и следователей со стороны государства будет ниже, чем поддержка вышестоящей пирамиды прокурорской и следственной "власти", есть риск, что основание этой пирамиды деформируется.

И коль о прокурорах и следователях "забыли" в законотворческой деятельности - то мы считаем необходимым напомнить об этом. Пусть и в не совсем удобной для законодателей и других заинтересованных лиц форме. Нужно исправлять, ... ибо может статься так, что в недалеком будущем руководителям с высокими окладами придется руководить малоквалифицированными и в силу этого слабо управляемыми подчиненными, а государству - изыскивать уже более серьезные средства для подготовки новых кадров и остановки их неизбежного оттока. А, например, в условиях предстоящего создания "большого" Следственного комитета России кадровая проблема будет важнейшей. И готовиться к ее разрешению нужно уже сегодня.

viperson.ru

Док. 657176
Перв. публик.: 21.12.12
Последн. ред.: 04.01.13
Число обращений: 0

  • Волеводз Александр Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``