В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Приватизационный раскол Назад
Приватизационный раскол
Сергей Черняховский

Борьба за контроль над госимуществом грозит правительству отставкой

Государственно-правовое управление администрации президента РФ подготовило законопроект, возвращающий президенту контроль над государственным имуществом и над приватизационными процессами.

И именно это, а не законы о митингах и выборах, может стать центральным мотивом политической борьбы в ближайший период. Вопрос в том, кто будет контролировать приватизацию и государственное имущество: сторонники "новой приватизации" из окружения Медведева, или ее противники из окружения Путина.

Когда-то этот контроль находился в руках у Ельцина. С усилением оппозиции и после установления ею контроля над парламентом, параллельно с негативными последствиями приватизации 90-х, его удалось передать правительству, то есть на тот момент - Черномырдину. Последний более сдержанно, чем Гайдар и Чубайс относился к этой проблеме и отчасти учитывал мнение коммунистов.

Ленин в свое время писал, что политика не там, где тысячи, а там, где миллионы и десятки миллионов. Речь шла о миллионах людей, участие которых в политике и определяет развитие политического процесса. Сегодня тоже самое можно сказать, имея ввиду миллионы и миллиарды рублей.

Центральным вопросом того, что называют реформами 90-х, был раздел собственности. Центральным вопросом 2000-х - установление над ней контроля: и новых групп, и государства. Центральный вопрос 2010-х - передел оставшейся или возвращенной государству собственности.

Этой собственности, как ни странно, пока еще много. По некоторым данным, государство сегодня держит в своих руках порядка 50 % всех предприятий страны. Центром реальной, но не всегда артикулируемой борьбы становится сегодня "вторая приватизация". В силу специфического состояния партийной системы России и большей частью непубличного характера этой борьбы выразителем позиций ее участников оказываются не партии, а структуры и институты государства.

Распоряжение госимуществом оказалось в руках рыночных консерваторов
Осенью Дмитрий Медведев объявил, что за три месяца его правительство приватизировало больше, чем прежнее за три года. И он же заявил, что вопрос приватизации - это вопрос не только пополнения бюджета, но и идеологии. И он прав - потому что идеология так или иначе всегда является классовой, выражая интересы стоящих за ней миллионов - либо миллионов людей, либо миллионов капитала.

То есть у такой политической группы, как новое правительство, и такой, как правительство старое (оно же сегодня - администрация президента) разное представление о том, в чьих руках должна находиться собственность в стране, и разная идеология.

В определяющих указах от 7 мая Владимир Путин в первый же день своего нового правления вывел ключевые отрасли - оборонный сектор, ТЭК и естественные монополии - из под программ приватизации, которые поручил подготовить правительству. Но у нового правительства и его идеологов абсолютно иное представление о судьбе этих отраслей. А по закону о правительстве РФ, именно оно обладает правом распоряжаться государственной собственностью.

И хотя есть указы Путина, правительство делает все, чтобы либо саботировать их выполнение в подобных вопросах, либо придать им собственную трактовку.

При этом, пользуясь правом распоряжения имуществом, оно пытается приватизировать то, что по указам под действие программ приватизации не подпадает. Отсюда, в частности, борьба вокруг участия "Роснефтегаза" в приватизации крупных компаний.

Основной довод в пользу приватизации - нужны деньги для исполнения социальных программ президента. Принимая этот довод окружение президента занимает позицию, согласно которой приватизация должна пройти так, чтобы государство не утрачивало контроль над экономикой и страна не возвращалась в ситуацию 90-х гг. По предлагаемой модели, акции крупных госпредприятий должны приобретать другие крупные государственные компании, имеющие достаточные для этого ресурсы. Тогда бюджет получит необходимые поступления и контроль над экономикой останется у государства.

Правительство это не устраивает именно по тем же соображениям - пусть деньги и будут получены, но раздать имущество в частные руки не получится. Не устраивает это и тех, кто уже лелеял надежды на выгодное получение госимущества.

К тому же сторонники президента исходят из того, что если и продавать по необходимости госкомпании в частные руки, то не сегодня, когда их рыночная цена относительно снижена в условиях кризиса, а тогда, когда она вырастет и продажа станет более выгодной.

Но сторонники премьера с этим не согласны, потому что те, чьи интересы они представляют, требует продажи именно сейчас, пока цены относительно невысоки.

Позиция первых - идеологически близка к социал-демократии, хотя и "правой", позиция вторых - к рыночному фундаментализму, выдаваемому за "либерализм".

Возникает парадокс: высшая государственная власть в стране находится в руках сторонников социального государства, но распоряжение имуществом - в руках рыночных консерваторов и сторонников манчестерского капитализма.

А ведь власть без контроля над собственностью неполноценна. Отсюда два варианта развития событий.

Требования отставки правительства нарастают
Более мягкий - контроль над приватизацией и госимуществом переходит в руки президента, и тогда правительство лишается возможности блокировать его социальную и промышленную политику, сосредотачиваясь на сугубо исполнительских функциях. При этом соблюдается ряд известных личных и клановых соглашений о распределении постов и должностей.

И жесткий - контроль над приватизацией остается у правительства как института, но уже в другом составе.

Правительство устами Игоря Шувалова уже дало понять, что выступает против подготовленных ГПУ поправок к федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" и к указу президента N986 от 30 сентября 1995 года "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями".

Но идея поправок родилась не случайно и не спонтанно: полгода идет противостояние, его этапами можно считать и создание "Нефтяного клуба" под контролем сторонников президента, и последовавшая просьба его участников к Путину взять эту сферу под свой контроль, и создание комиссии при президенте по ТЭК, и споры вокруг полномочий этой комиссии.

За полгода стало ясно, что при формальной подчиненности правительства президенту идеологи его экономического курса не соглашаются на рабочее решение вопроса и будут упрямо противостоять позиции главы государства.

Требования отставки правительства нарастают - в обществе по одним причинам, в элитах - по другим, в администрации президента - по третьим.

Возможно, подготовленный проект перераспределения полномочий - последняя или одна из последних попыток решить вопрос в рамках "мирного" сценария.

Сегодня правительство настроено на то, чтобы блокировать его или выхолостить. Если так пойдет дальше, у Кремля не останется иного выхода, кроме отставки кабинета Медведева.
интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).

Док. 657134
Опублик.: 20.12.12
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Черномырдин Виктор Степанович
  • Чубайс Анатолий Борисович
  • Шувалов Игорь Иванович
  • Гайдар Егор Тимурович
  • Ельцин Борис Николаевич
  • Черняховский Сергей Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``