В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С опорой на нравственность Назад
С опорой на нравственность
http://file-rf.ru/context/2227

Сергей Черняховский
доктор политических наук

Как политический документ недавнее послание президента России Федеральному собранию интересно и тем, что оно обращается к теме ценностей, существующих в обществе, как к теме реальной политики.

Само по себе это естественно, поскольку ценностная основа - это та база существующих и воспроизводимых латентных образцов, которые определяют поведение и реакции образующих общество людей.

И образцы значимы, как потому, что определяют способность к адекватной и эффективной реакции на угрозы и вызовы внешнего, внутреннего и исторического характера - как природные, так и социальные, так и потому, что определяют самоидентификацию, субъектность общества и страны.

Потерять ценности страны, как и изменить их на иные, по сути, означает уничтожить один народ и на его место создать другой. Теоретически, может быть, он даже окажется и лучше, только один народ исчезнет, а другой придёт на его место.

Почему собственно Путин и вёл речь о том, что стране, безусловно, нужно уверенное развитие, но такое, чтобы при этом она оставалась сама собой. И в этом отношении нужно адекватно реагировать на существующие призывы "менять менталитет общества", ибо, какими бы утверждениями, что после этого оно станет лучше, ни аргументировать, - это есть по существу призыв к уничтожению страны и народа.

В послании значимость ценностных категорий увязана не с ситуативной значимостью, а подчёркнута как обладающая характером фундаментального конституционного принципа, предполагающая принцип ответственности. Ответственности за страну, за её будущее, за народ и его судьбу.

Хороший советский лозунг - "Я отвечаю за всё" (прозвучавший названием одной из классических книг героического периода советской истории). В нём всё: победы и подвиги, жертвы и достижения, Гастелло и Матросов, Стаханов и Гагарин - и Пересвет и Денис Давыдов, Пирогов и Иван Павлов.

Личная ответственность провозглашается ведущей этической категорией. Безусловно, можно утверждать, что политика не может определять мораль и устанавливать моральные нормы. Но политика не может существовать вне поля морали и не соотносить цели с ценностными приоритетами в обществе.

И политика может быть успешна тогда, когда соответствует моральным установкам большинства. И почти всегда окажется безуспешной и катастрофической, если приходит в противоречие с ними.

Путин прямо сказал о том, что политики высшего эшелона не решаются говорить: нынешнее состояние утраты ценностных ориентиров, всё то, что "на улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня", - всё это "результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15-20 лет".

С отказом от "идеологических штампов" (а от них всегда нужно избавляться, даже оставаясь в рамках той идеологии, упрощённое представление о которой они отражают), были выброшены и нравственные ориентиры. А они составляли основу прежней эпохи, отказ от них привёл к равнодушию, коррупции, наглому стяжательству, экстремизму и оскорбительному поведению разных лиц и корпоративных групп.

Всё это, по словам Путина, "приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, создаёт долгосрочные угрозы обществу, безопасности да и целостности России".

Нельзя не отвечать за себя, но нельзя ограничивать свою ответственность только собой. Потому что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, нельзя обеспечить себе благополучную жизнь в обществе неблагополучия.

Путин, впервые за последние десятилетия, впервые со времён Конституции 1977 года возвращает в политический дискурс большой политики категорию "общенародное" - общенародная ответственность за Родину и судьбу страны.

Причём взятая в совокупности с признанием и утверждением того, что демократия - это власть именно российского народа, а не разных провозглашающих себя "гражданским обществом" групп и проводников внешнего влияния.

Человек не может полноценно существовать, не имея смыслов и целей своего существования. Страна и общество не могут существовать и развиваться, не имея ориентиров, смыслов и целей существования. Отказ от них и привёл к нынешнему положению вещей, которые Путин признал ценностной катастрофой и ценностным кризисом начала XXI века в России.

Потому и поставлен вопрос о необходимости для государства поддерживать те институты, которые могут сохранить традицию и "исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение". И, предотвращая попытки исказить его постулат, Путин чётко обозначил, о каких институтах идёт речь: это культура, школа, институты, развивающие творчество молодёжи.

"Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России", - сказал президент. Замечание, что это "не набор услуг" (а в последнее время в официальной лексике утвердилось именно такое определение этой деятельности), - это признание и утверждение того, что это не сферы производства рыночного продукта и не могут рассматриваться и оцениваться по законам рынка, ибо это сферы воспроизводства самого общества. И эти институты рассматриваются не как подсобные, а как обладающие самостоятельной ценностью.

В первую очередь речь идёт о том, чтобы вернуть безусловную ценность и значимость школе, которая, становясь современной, должна сохранить лучшие отечественные традиции и преимущества, уникальность наших научных и педагогических школ и в точных науках, и в гуманитарных.

Обращение к вопросам молодёжной политики и поддержки институтов, обеспечивающих творчество молодёжи, означает признание нравственной ценностью ценности развития человека как основы и залога развития ценности развития общества. Развития, опирающегося на "богатство российской культуры".

Опровергая утверждения о "выпадении России из мировой цивилизации", провозглашения идеи её вечной отсталости, Путин возвращается к признанию того, что казалось очевидным до второй половины 80-х годов: "Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию".

Путин ставит задачу выработки государственной концепции политики в этой сфере, которая "должна быть направлена на решение актуальных общественных задач".

В Послании президента определяется и значимость системы ценностных приоритетов государственной политики страны. Причём ценность, рассматриваемая как базовая, это создание в России "этического государства", более высокой формы организации государственности по сравнению с современным западным унифицировано-правовым бюрократическим государствам.

В своё время эта идея была выдвинута Грамши, главным оппонентом итальянского фашизма. Сегодня Путин её развивает и выдвигает в плоскость практического государственного строительства. В определённых условиях это может стать вариантом развития и организации, альтернативы тупикам и западного, и фундаменталистского восточного государства.

Одновременно предлагаются этические приоритеты российской политики и российского развития, предполагающие сочетание следующих ценностей:

- свобода и развитие человека, основанное на ответственности перед обществом и окружающими;

- разум и просвещение, опирающиеся на образованность и богатство отечественной культуры как важного фактора развития мировой цивилизации;

- ответственность, как ответственность человека за судьбу Родины и будущее страны и новых поколений и ответственность государства перед обществом, а общества - перед человеком и за человека;

- прогресс, как развитие, основанное на сохранении богатства традиционных ценностей и собственной исторической и национальной самоидентификации.

И путь к этому лежит через восстановление единства всех периодов отечественной истории и ценностных ориентиров, растоптанных в ходе геополитической катастрофы разрушения СССР.

Док. 657050
Опублик.: 17.12.12
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``