В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Карпенков С.Х. Особенности отечественного образования Назад
Карпенков С.Х. Особенности отечественного образования
Проблемам современного образования и воспитания посвящены многие статьи, доклады и книги 1-7. В последнее время предпринимаются меры на государственном уровне решить такие важнейшие проблемы путем принятия нового закона об образовании, проект которого сейчас широко обсуждается.
Судя по определению образования, данному в действующем законе "Об образовании" (образование - это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства), процесс образования включает важную составляющую - воспитание. Хорошее образование может вырасти только на благодатной почве с укрепившимися воспитанием духовно-нравственными ориентирами, сформированными в раннем детстве, и для этого не требуется каких-либо чрезмерно больших усилий от ребенка и любящих его родителей.
Однако в нашей стране вместо такого, проверенного веками сочетания воспитания и образования активно навязывается так называемый "инновационный" подход к начальному образованию - стремление научить ребёнка многому и всему в самом раннем возрасте, несмотря на то, что такой ничем не обоснованный подход может кончиться неудачей или даже трагедией.
С чего же предлагается начать школьное образование? Некоторое время назад в Российской газете в опубликованной статье "Кто первый в первый класс" били представлены вопросы, которые могут задать поступающему в первый класс. Приведём дословно некоторые из них: "прочитай рассказ или стихотворение (несколько простых предложений) и расскажи, о чём речь; дважды два - четыре?; пересчитай пальцы на руках, на какой больше?". Всё это означает, что дети, поступающие в первый класс, в дошкольном возрасте должны уметь читать, писать, считать, чему в добрые времена учили только в первом классе. Таким образом ставится заведомо практически неразрешимая задача научить всех и сразу всему без учёта реальных возможностей и физиологических способностей подрастающего ребёнка.
Казалось бы, что плохого в том, что ребёнок научится писать, считать пересказывать в дошкольном возрасте, до семи лет. В действительности это, на первый взгляд, несложная задача вполне под силу лишь немногим наиболее способным детям. А подавляющая масса детей физиологически не готова к её решению при всём желании самих детей, их учителей, их родителей и некоторых министерских чиновников, и об этом свидетельствует богатый опыт и педагогическая практика, которые вырабатывались в течение многих прошедших столетий. При этом следует учесть, что открытая душа ребёнка легко ранима. Если попытка научить его читать и писать в слишком раннем возрасте кончится неудачей, то он потеряет уверенность в собственных силах, а учитель может ошибочно отнести его к разряду неспособных учиться, или, как сейчас модно говорить, к олигофренам. Школьнику тем самым будет нанесена тяжёлая душевная травма, излечить которую очень трудно, а в ряде случаев и невозможно. И такой несчастный ребёнок в течение всей учёбы всеми возможными и только ведомому ему одному способами будет уклоняться от занятий, и не испытав радости от познания, придёт к печальному выводу о том, что он способен писать только лишь на заборах и партах. Подобные школьники вступают в конфликт с родителями и учителями, который иногда завершается трагическим исходом. Чаще всего такие неудачники пополняют многомиллионную армию беспризорных детей, число которых от 730 тыс. (по сведениям Российской газеты) до 6 млн (по данным других газет и журналов).
Многие из закончивших школу попадают без проблем в вузы и скороспелые университеты, которые готовы выдать всем желающим диплом государственного образца, но не готовы дать самые минимальные знания, необходимые высококвалифицированному специалисту, так как такие университеты и вузы не обладают ни материально-технической базой, ни качественным учебно-методическим обеспечением. Большинство подобных новоявленных вузов готовят якобы специалистов в области менеджмента, экономики, предпринимательства, бизнеса и т. п. А будут ли востребованы такие горе-специалисты, вузы не интересует. Для руководства вузов важнее всего деньги, которые платят поступающие в вуз. На платной основе принимают и в государственные вузы, где конкурс также уступает свои права коммерческому подходу. И ректораты вынуждены мириться с этим: на бюджетные деньги, выделяемые государством для оплаты труда преподавателей, трудно обеспечить им достойную жизнь, несмотря на регулярные повышения их заработной платы.
При такой "инновации" отечественного образования, поистине ставшем вовсе не народным, а массовым, конкурс, как естественный процесс отбора наиболее подготовленных и знающих, вытесняется искусственной процедурой составления договора, некой формальной бумаги, в которой прописывается обязательство регулярной платы за обучение. При этом руководители некоторых вузов, свободные от совести, в подобной мутной образовательной среде нечестным путем вылавливают золотую рыбку - извлекают многомиллионную прибыль за счет не всегда богатых родителей, вынужденных платить немалую дань за обучение своего сына либо дочери.
Многие студенты, за обучение которых заплатили родители, нередко вступают в противоречие с преподавателями, пытающимися по старой традиции дать самое дорогое - знания (и таких добросовестных преподавателей немало). Хотя очевидно, научить студента, не владеющего школьными знаниями, да ещё невоспитанного, невозможно при всем желании и всех стараниях преподавателя. Воспитывать невоспитанных студентов всё равно, что злить проголодавшуюся собаку, а перевоспитывать - задача трудная и неодолимая. Некоторые из таких студентов не могут и не хотят учиться. Поэтому они пытаются сорвать занятия, иногда организовывают ложные телефонные звонки о террористических актах, на которые оперативно реагируют правоохранительные органы, тут же направляющие своих сотрудников для предотвращения якобы терракта, которые срочно объявляют эвакуацию студентов и преподавателей. При этом срываются занятия, и так может повториться не один раз в неделю. А вузу предписывается заплатить десятки тысяч рублей за проведённую "успешную" операцию вместо того, чтобы разыскать и наказать злоумышленника.
На эту проблему обучения в вузе, возникшую сравнительно недавно, накладывается и другая, связанная с организацией учебного процесса и учебно-методическим обеспечением. Имеется в виду не расписание занятий, ни аудитории, ни учебники и учебные пособия и т.п., а множество бумаг - десятки видов так называемой отчётной документации, которые по предписанию чиновников разных уровней системы образования должны входить в придуманные учебно-методические комплексы и изобретаемые отчёты кафедр, факультетов, институтов. Подобные бумаги не нужны ни студентам, ни преподавателям, ни учебно-методическому подразделению, но отсутствие их считается нарушением организации учебного процесса. Некоторые чиновники разного уровня заранее целенаправленно планируют и обеспечивают таким образом объект для контроля преподавателя, факультета и вуза, или, выражаясь современной лексикой, для их надзора.
Слово "надзор", которое почти не сочетается со словами "образование" и "обучение" несколько лет назад внедрено в структуру системы образования якобы для повышения качества образования. Прошло немного времени и стала выявляться неэффективность работы органа надзора в структуре министерства. По-прежнему некоторые вузы не обеспечивают необходимый для специалистов уровень подготовки, но выдают дипломы государственного образца. Недавние независимые проверки показали, что за надзирающими чиновниками нужен свой весьма пристальный надзор. Против некоторых активных "надзирателей" были возбуждены уголовные дела. В Государственной думе Российской Федерации обсуждался вопрос о создании некого независимого контрольного органа, способного отличить качественное образование от некачественного и таким образом поднять упавший уровень подготовки специалистов.
Любому преподавателю, любому студенту понятно, что на всех стадиях обучения, начиная со школьной парты, надзор (или лучше сказать, контроль) играет второстепенную роль. Очевидно, качество образования зависит, прежде всего, от того, насколько совершенно и современно учебно-методическое обеспечение, включая техническую базу, учебно-методические разработки, учебники и учебные пособия, и вовсе не зависит от того, сколько и какие бумаги должен составить преподаватель для так называемой отчетности. Любая хорошая работа, в том числе творческая работа преподавателя, требует и хорошей оплаты, а чиновники образовательных структур своим директивным бумаготворчеством должны способствовать развитию образования, а не его деградации. Очевидно и другое: с потерей духовно-нравственных ориентиров во всей системе отечественного образования вряд ли удастся повысить его уровень, если только ограничиться новым законом об образовании.
Степан Харланович Карпенков, доктор технических наук, профессор
Примечания
1 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Христианское понимание свободы в современном обществе // Церковь и время, 2010, N2. С. 7-20.
2 Митрополит Волоколамский Иларион. Христианство - религия сильных духом // Церковь и время, 2010, N1. С. 63-74.
3 Карпенков С.Х. Свобода слова и образование // Вузовский вестник, 2010, N10. С. 15.
4 Карпенков С.Х. Кое-что о свободе, или решена ли наукой проблема происхождения человека // Высшее образование сегодня, 2008, N1. С. 23-28.
5 Карпенков С.Х. Образование и развитие через воспитание // Вузовский вестник, 2008,N2. С. 14.
6 Карпенков С.Х. Концепции современного образования. 11-е изд. М.: Кнорус, 2009. 672 с.
7 Карпенков С.Х. Парадоксы современного образования // Русская народная линия. http://www.ruskline.ru, 21. 10. 2010.


//www.ruskline.ru //

Док. 657008
Перв. публик.: 27.10.11
Последн. ред.: 17.12.12
Число обращений: 0

  • Карпенков Степан Харланович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``