В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С.П. Быстрицкий, А.Б. Ермолин, В.К. Заусаев: Возможности устойчивого развития проблемных районов Севера Назад
С.П. Быстрицкий, А.Б. Ермолин, В.К. Заусаев: Возможности устойчивого развития проблемных районов Севера
Северные регионы России равзличаются по биоклиматическим, социальным, экономическим и другим условиям развития. Общепризнанные принципы устойчивого развития требуют уточнений и детализации применительно к своеобразию регионов. Так, в Хабаровском крае даже близко расположенные районы Охотского побережья - Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский и Охотский имеют разные исходные условия и, следовательно, разные направления устойчивого развития.
В наиболее сложном положении находится Тугуро-Чумиканский район. Его своеобразие определяется следующими моментами:
o суровые природно-климатические условия и их неблагоприятное воздействие на человека. Даже в местах с наиболее мягкими условиями для человека с европейским генотипом проживание здесь в течение длительного времени опасно для здоровья;
o специфический этнический состав населения. Более половины численности наличного населения составляют коренные малочисленные народы Севера. Они исторически здесь проживали и в других местах России в принципе жить не могут;
o очаговый характер расселения коренных малочисленных народов;
o острота социальных проблем. Важнейшими из них являются разба- лансированность трудовых, естественно-потребительских и нравственно-духовных ценностей населения, крайняя бедность, низкий уровень общего и профессионального образования, короткий срок жизни, алкоголизация и пауперизация части населения, низкие потребности у людей, что не способствует стремлению искать работу и трудиться;
o низкий уровень развития производства, что не гарантирует полную занятость, не обеспечивает необходимыми доходами население и местный бюджет;
o отсутствие постоянных и надежных путей сообщения между населенными пунктами района с наиболее развитой южной частью Хабаровского края, что затрудняет общественную кооперацию труда, угнетает бизнес, человека и власть;
o неразвитость гражданского общества и его институтов, формальное участие населения в решении основных проблем региона, наличие противоречий между пришлым населением и коренными малочисленными народами, дискриминационные тенденции в отношении этих народов, отсутствие механизмов организации диалога власти с населением и бизнесом.
Главным фактором неустойчивости развития Тугуро-Чумиканского района является низкий социальный и экономический уровень. Немногочисленное пришлое население особенно интенсивно начало сокращаться с 1992 г., что привело к значительным отрицательным последствиям в отношении трудового потенциала. Продолжительность жизни составила у женщин 51 год, у мужчин - 42 года, что соответственно на 19 и 15 лет меньше, чем в среднем по Хабаровскому краю.
В результате длительной экономической стагнации сформировался специфический маргинальный тип населения с приниженными и даже искаженными ценностными ориентациями. Поэтому уровень алкоголизации населения чрезвычайно высокий, особенно в местах проживания коренных малочисленных народов Севера. По материалам медицинской статистики, только 53% случаев смерти населения объясняются медицинскими причинами (по болезни), а 47% обусловлены социальными факторами.
Изменения в природно-ресурсном потенциале Тугуро-Чумиканского района привели к сокращению объемов добычи рыбы, диких животных, ягод на протяжении жизни двух поколений населения примерно в 3 раза. К этому имело и имеет отношение также проживающее в районе население, которое продолжает интенсивно уничтожать эти виды природных ресурсов. Уменьшилась материально-техническая база и снизились возможности получения работы на основе старой ресурсно-собирательной концепции развития производства. Новой же концепции для района никто не предложил. Лишь некоторые ее элементы просматриваются в работе отдельных предприятий, осуществляющих стратегию углубления переработки сырья и вовлечения в оборот нетрадиционных для района ресурсов, в том числе леса и золота.
Слабая экономика района, низкая степень занятости местных жителей, нерегулярность получения доходов в сфере самозанятости предопределили обнищание населения. Многие семьи живут на детские пособия.
Но бедность населения - не самое страшное в социальной характеристике Тугуро-Чумиканского района. Более серьезной проблемой являются низкий уровень общего образования населения и отсутствие профессиональной подготовки у молодежи. Многие молодые люди остаются без среднего и начального профессионального образования и не хотят его иметь. Современная семья и у коренного, и у пришлого населения уже не является здесь тем общественным элементом, который может воспитывать ребенка в качестве полноценной личности. Поэтому и экономические проблемы района в значительной мере определяются неспособностью населения осуществлять самовоспроизводство. Причины кроются не только во внешних обстоятельствах, но и во внутреннем состоянии, маргинальности части местных жителей, в понижении потребностей, из-за чего человек не включает свои дополнительные силы для достижения поставленных целей, в том числе для обеспечения образования и профессиональной подготовки своим детям. Вследствие же отсутствия у населения должного образования в районе не может сформироваться и необходимое производство.
При наличии большой доли безработных в Тугуро-Чумиканском районе наблюдается дефицит кадров: не хватает руководителей предприятий, бухгалтеров, инженеров, квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Особенно большие трудности испытывают предприятия рыбной промышленности, которые на локальных рынках труда встречают конкуренцию со стороны личного подсобного хозяйства и теневой занятости. Последняя представлена в районе рыбодобычей, которая в период путины "оттягивает" на себя значительную часть его населения. Ряд предприятий на период путины завозят рабочую силу из других районов Хабаровского края.
Наличные ресурсы и "простое" производство не обеспечивали в прошлом и не обеспечивают сегодня нормальных условий жизнедеятельности для населения района. Значительная часть трудоспособного населения оказалась лишней, и в соответствии с законами рыночной экономики эти люди должны были отсюда уехать. Однако они не могут этого сделать: одни по экономическим причинам, другие - по социальным. Чтобы выжить, люди беспощадно эксплуатируют природные ресурсы, не платят налогов, они не воспроизводят себя как население и как рабочую силу. Тем самым подрывается основа будущего благополучия человека, сообщества людей, региона. Государство вынуждено содержать значительную часть общественного сектора за счет ресурсов, перераспределенных из других регионов. Население привыкает к подобному образу жизни и поддерживает свою маргинальность.
Экономические проблемы Тугуро-Чумиканского района тесно сопряжены с социальными. В таких локальных социохозяйственных структурах требуется особая экономика, которая должна организовывать производство товаров и воспроизводство населения. И если в других условиях за "производство" человека отвечают сам человек и его семья, а государство обеспечивает функционирование социальной инфраструктуры, то для данного района этого недостаточно.
Предпринимавшиеся на протяжении всего прошлого века попытки решения проблемы коренных малочисленных народов имели успех только вначале, когда государство осуществляло программное массированное воздействие на все стороны жизни этих народов, отдавая приоритет образованию, культуре, медицинскому обслуживанию, улучшению быта. Впоследствии, когда эти приоритеты ослабли и акценты были сделаны на производственной сфере, социальные проблемы коренных малочисленных народов стали обостряться, достигнув своего пика к настоящему времени. Ряд исследователей считают, что главная ошибка во взаимоотношениях государства и коренных малочисленных народов заключается в том, что государство отошло от политики патернализма, соответствующей фундаментальной потребности этих народов иметь "старшего брата", берущего на себя ответственность и отвечающего за благополучие и развитие соответствующих национальных общин и конкретных лиц. Такие отношения на высоком уровне поддерживались до 40-х годов, на более низком уровне они сохранялись вплоть до 80-х годов, а в настоящее время полностью разрушились. Между тем без восстановления в значительной мере политики патернализма проблему социального развития коренных малочисленных народов, как, впрочем, и других групп люмпенизированного населения, по-видимому, не решить.
Однако новое время требует нового решения указанной проблемы. Очевидно, что восстановление патернализма невозможно на старой основе, т.е. невозможен возврат к старым формам. Патернализм должен соответствовать новым условиям, в которых ведущими звеньями выступают производственные структуры, гражданское общество, местное самоуправление, социально ориентированное государство. Анализ развития Тугуро-Чумиканского района свидетельствует, что происходящие в нем социально-экономические процессы носят преимущественно негативный характер. Ни о каких предпосылках устойчивого развития не может быть и речи. Для начала движения в этом направлении потребуются длительные преобразования, в ходе которых большинство показателей социально-экономического развития должны приобрести динамику положительного роста. Следовательно, концепция устойчивого развития не может сегодня всецело определяться только внутренними возможностями, факторами и силами. При ослабленных внешних связях район остается открытой структурой, на которую значительное влияние оказывают связи и отношения с другими территориями Хабаровского края и другими регионами страны. Более того, внешние факторы развития в определенный момент могут превалировать над внутренними, что характеризует систему как неустойчивую, находящуюся в процессе качественного преобразования[1]. Сегодня именно такое состояние наблюдается в Тугуро-Чумиканском районе. Его бюджет на 81,2% формируется за счет перераспределения краевых средств, и только благодаря им деградационные процессы в сферах производства товаров и услуг, воспроизводства человека, формирования у населения нравственно-духовных ценностей не приняли необратимого характера.
Принято считать, что главным звеном качественных преобразований социально-экономических систем любого уровня являются переоценка их ценностных ориентаций и переосмысление целей. Это необходимо и для формирования стратегии устойчивого развития Тугуро-Чумиканского района. Она может и должна быть двухэтапной. На первом этапе с учетом остроты социально-экономических проблем района надо ставить и решать проблемы социально-экономического характера, и прежде всего проблему бедности и нищеты основной части местного населения. Первоочередная цель здесь - это повышение благосостояния населения района. Надо вырвать его из нищеты, уменьшить различия с другими районами Хабаровского края в уровне и качестве жизни по основным параметрам. Только после этого можно ставить задачу перехода района к стратегии устойчивого развития за счет формирования эффективного хозяйственного комплекса, способного обеспечить покрытие ресурсов местных бюджетов и удовлетворение социальных потребностей населения если не полностью, то в значительной мере.
Внешние составляющие цели стратегии устойчивого развития Тугуро-Чумиканского района должны быть связаны с участием в решении задач Дальнего Востока и Российской Федерации. Региональный аспект обусловлен стратегической необходимостью закрепления на Дальнем Востоке значительных контингентов постоянного населения, которое надежнее любой армии закрепляет земли и территории за государством. Федеральный аспект определяется международными обязательствами Российской
Федерации по содействию развитию коренных малочисленных народов, к которым относится половина населения Тугуро-Чумиканского района.
Таким образом, в связи со специфическим составом населения и внутренняя, и внешняя составляющие цели перехода Тугуро-Чумиканского района к устойчивому развитию в наибольшей мере сопрягаются с решением задач повышения уровня жизни и увеличения численности коренных малых народов. Поскольку эти народы являются преимущественно постоянным населением, это автоматически увеличивает численность его ядра и обеспечивает району статус хотя и северной, но обживаемой постоянным населением территории. Одновременно выполняются обязательства России перед мировым сообществом по сохранению коренных малочисленных народов и поддержке их развития.
Что касается проблем развития коренных малочисленных народов, проживающих в Тугуро-Чумиканском районе, то стратегия устойчивого развития здесь определяется как экономическое обеспечение условий сохранения и развития населения, относимого к малой этнической группе - эвенкам. Отягощающими условиями их существования являются отход от традиционного способа жизнедеятельности и отторжение населением предлагаемых норм и способов участия в нетрадиционном общественном производстве, основанном на машинизированном, разделенном, регламентируемом инструкциями и правилами труде.
Более успешное решение проблем коренных малочисленных народов в других странах (Норвегии, Швеции, Финляндии, США и др.) основывается на урегулировании земельных отношений государства с представителями этих народов, на сочетании современных и традиционных видов деятельности, ориентированных на обеспечение прожиточного минимума. Подобная политика не вселяет оптимизм. Чаще всего она сводится не к обеспечению устойчивого развития территорий компактного проживания коренных малочисленных народов, а к передаче местными жителями прав на эксплуатацию их земель и ресурсов. Худшим вариантом, который реализуется не только в России, являются безразличие государства к проблемам аборигенного населения и отсутствие регулирования соответствующих процессов.
В мировой науке сформулированы основные положения относительно развития взаимоотношений государства и коренных малочисленных народов. Они сводятся к следующему[2]:
o состояние общественного развития коренных малочисленных народов оценивается как крайне неудовлетворительное и требующее со стороны государства специальных мер по жизнеобеспечению, сохранению среды обитания, помощи в переходе к более передовым типам хозяйствования;
o эффективное взаимодействие с государством возможно только в форме сотрудничества;
o коренные народы нуждаются в предоставлении им в собственность земель;
o государство имеет право определять формы, методы и средства обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов, оставляя за собой право собственности на нетрадиционные природные ресурсы при предоставляемых этим народам компенсациях.
Однако соотнесение данных положений с условиями Тугуро-Чумиканского района показывает, что они не могут быть реализованы в полной мере из-за его специфики. Безусловно применимо лишь первое положение: району требуется специальная государственная поддержка, без которой проблему устойчивого развития не решить. Помощь в переходе к более передовым типам хозяйствования означает отказ от чистого "традиционализма", включение в систему хозяйства района тех направлений деятельности и форм организации, которые в наибольшей мере принимаются населением. Важно при этом подчеркнуть, что нет никаких оснований поддерживать прежние формы жизнедеятельности, ведущие назад к примитивным фор мам про из во дства.
Второе направление - смягчение последствий перехода к рынку, который у коренных малочисленных народов осуществляется медленно и с трудом. Развитие взаимоотношений государства и малой этнической группы при решении проблем развития коренных малочисленных народов в форме сотрудничества в условиях Тугуро-Чумиканского района также не приведет к конструктивным результатам: здесь отсутствуют внутренние силы саморазвития, наблюдаются деградационные явления в составе населения и его культуре, массовые проявления антисоциального поведения, нежелание участвовать в общественном труде. Для того чтобы упомянутое сотрудничество стало возможным, в районе должно быть сформировано гражданское общество или его элементы. А пока здесь есть люди, есть производственные и общественные организации, есть власть, но нет гражданского общества. До того как оно будет создано и укреплено, основным принципом государственной политики в отношении района должен быть патернализм. Нужно отметить, что этот принцип применим не только к коренным малочисленным народам, но и к постоянному населению, представляющему другие этнические группы, например к русскому населению. Эта часть населения в значительной мере качественно не отличается от аборигенов и также уже нигде не может проживать, кроме как в Тугуро-Чуми- канском районе. Для выезда и проживания в других регионах Дальнего Востока и России у этих людей там нет родственников, нет у них и необходимой профессиональной подготовки, соответствующего образования, денежных средств для проезда и закрепления на новом месте. Жизненный опыт их также достаточно узок, возможности получить на месте высокую квалификацию ограничены. Важное место в жизни каждого взрослого человека этой категории населения занимает индивидуальная трудовая деятельность, и прежде всего браконьерское рыболовство.
Состав жителей района позволяет рекомендовать создание специальной зоны "Тугуро-Чумиканский район", имеющей статус национального района, с включением в нее всего постоянно проживающего населения. Это позволяет использовать особые способы организации социохозяйст- венной системы и управления ею и обеспечить формирование более однородной этнической структуры населения. Различия между этническими группами будут сохраняться только на уровне развития отдельных элементов их национальной культуры.
Принципиально важным моментом являются отношения собственности на землю. Очевидно, что в Тугуро-Чумиканском районе земля в качестве "кормящего ландшафта" не обладает необходимой производительностью и не может обеспечить жизненными ресурсами даже аборигенное население. Кроме того, в районе уже нет того населения, которое могло бы полностью использовать потенциал оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Поэтому вопрос о собственности на землю в этих условиях трансформируется в проблему ресурсного обеспечения социально-экономического развития района.
В действующей системе управления природными ресурсами последние поделены между собственниками, а функции управления их использованием рассредоточены по огромному количеству министерств и ведомств России. Администрация и другие организации Тугуро-Чумиканского района, как и всех районов Хабаровского края, имеют незначительные возможности в плане управления природными ресурсами. Поэтому для реализации стратегии устойчивого развития национальный район должен обладать особыми правами в отношении деятельности и использования ресурсов на своей территории и в прилегающих акваториях. Вопрос о привязке национальных общин к сугубо традиционным видам деятельности, что закреплено в действующем законодательстве Хабаровского края, является анахронизмом и не вытекает из анализа и понимания нового состояния, в котором находятся большинство коренных малочисленных народов.
Ресурсов традиционного природопользования недостаточно для решения экономических и социальных проблем коренных малочисленных народов. В сферу особого пользования в Тугуро-Чумиканском районе должны войти земли, лес и его ресурсы, недра, объекты охотничьего промысла и спортивной охоты, биологические объекты рек и прилегающих морских заливов, водные ресурсы поверхностных водотоков и подземных месторождений, объекты рекреации и туризма. И хотя государство оставляет за собой право собственности на недра, в национальных районах это право должно быть ограничено. Использование же ресурсов, расположенных в национальном районе, для решения других государственных задач должно, во-первых, опираться на согласие жителей района на такие действия и, во-вторых, сопровождаться солидными компенсациями.
Сегодня выявлены по крайней мере три направления экономического развития Тугуро-Чумиканского района, которые могут дать если не всплеск, то, во всяком случае, увеличение производства в относительно недалекой перспективе (пять-шесть лет). Такими направлениями являются более полное использование биологических ресурсов прилегающих акваторий Охотского моря, увеличение добычи золота и развитие лесозаготовок.
Несмотря на то что рыбная промышленность и в прошлом была главной отраслью экономики района, возможности ее количественного и качественного роста далеко не исчерпаны. Это касается лосося, нерестовой сельди, краба, тюленя, белухи, морской капусты. Главная задача здесь - организация эффективного предпринимательства, которое за счет высокоприбыльных продуктов будет увеличивать общие масштабы производства и, тем самым, величину налогов, поступающих в различные бюджеты.
Второе направление развития экономики района связано с увеличением добычи золота. Для этого есть предпосылки, и только их реализация позволит обеспечить современный уровень налогооблагаемой базы района.
Развитие лесозаготовок - вполне реальная перспектива в отношении существенного роста производства в районе: возможно получать до 450500 тыс. куб. м деловой древесины в год.
Использование названных традиционных и нетрадиционных ресурсов для социально-экономического развития Тугуро-Чумиканского района предполагает не только наделение ими местных предприятий, но и широкое привлечение бизнеса из других городов и районов Хабаровского края. Это позволит Тугуро-Чумиканскому району решать множество важных задач устойчивого развития: осуществлять диверсификацию производства, привлекать высококвалифицированных специалистов, повышать квалификацию местных кадров.
Общее исходное положение относительно развития трудового потенциала района заключается в том, что на собственной населенческой базе при любых внешних инвестициях район не сможет сегодня перейти к стратегии устойчивого развития. Достаточно длительный срок он должен будет ориентироваться на предприятия и организации, использующие временную рабочую силу. Задачами такого типа структур и производств должно быть не только быстрое пополнение бюджета района, но и создание условий для профессиональной и квалификационной подготовки (и переподготовки) местного населения. Без развития производства, ориентированного на местный труд, ни о каком устойчивом развитии района говорить нельзя.
Стратегия устойчивого развития Тугуро-Чумиканского района в рамках старой системы отношений, когда национальные районы были брошены на произвол рыночных сил, в принципе неосуществима. Требуется поставить новую инновационную задачу организационно-экономического типа с учетом местных особенностей района, что позволило бы если не решить ее до конца, то хотя бы существенно продвинуться по пути ее решения.
Таким образом, цели перехода Тугуро-Чумиканского района к стратегии устойчивого развития на первом этапе могут быть сформулированы следующим образом:
o вывод района из депрессивного состояния, обеспечение роста уровня и качества жизни населения (до среднего по субъекту Федерации) на основе усиления государственной поддержки и повышения деловой активности бизнеса;
o формирование новых структур управления, обеспечивающих оптимизацию взаимоотношений государства и населения, развитие институтов гражданского общества и их активную деятельность;
o подготовка правовой базы для коренной реконструкции системы экономических отношений с последующим созданием специальной экономической зоны "Тугуро-Чумиканский национальный район".

На втором этапе необходимы

^ формирование и запуск правовых, институциональных и организационных механизмов специальной экономической зоны "Тугуро-Чумиканский национальный район";
^ совершенствование экономической структуры района, развитие нетрадиционных отраслей и предприятий;
^ преобразование социальной инфраструктуры и повышение качества жизни; обеспечение полного цикла расширенного воспроизводства человека, включая получение им среднего и профессионального образования;
^ переход на стратегию устойчивого развития, обеспечивающую более высокие рост социально-экономического потенциала района, уровень и качество жизни населения, рост общей его численности.

В мировой истории нередки случаи, когда отдельные регионы деградируют в социально-экономическом плане в связи с исчерпанием используемых эффективных ресурсов. При этом если не найдены и не реализованы альтернативные факторы экономического развития, население постепенно покидает такие регионы, что является нормальным поведением рыночно ориентированного человека в рыночных условиях. В отношении Тугуро-Чумиканского района можно утверждать, что население само по себе (без мер государственной поддержки) отсюда никуда не уедет (и этого не нужно), что оно будет сокращать свои потребности, будет нищенствовать и пьянствовать, укорачивая свою жизнь. Поэтому ключевым моментом программы социально-экономического развития района является ее направленность на решение социальных проблем, прежде всего на повышение действительных потребностей постоянного населения. Рост действительных, развивающих человека потребностей вызывает у него желание работать, учиться, повышать квалификацию, вступать в производственные связи. Это длительный путь нового социального развития, но иначе проблему обеспечения устойчивости развития многих районов проживания коренных малочисленных народов Севера решить невозможно.


_____________

[1] См.: Заусаев В.К., Леденев М.И., Быстрицкий С.П. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока в условиях формирования рыночных отношений. - Хабаровск: Приамур. геогр. о-во, 1999.

См.: Моисеев Р.С. Дальний Восток: геополитические проблемы региональной стратегии развития. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИЭП ДВО РАН, 1998.



© Быстрицкий С.П., Ермолин А.Б., Заусаев В.К., 2006

Док. 656751
Опублик.: 07.12.12
Число обращений: 0

  • Быстрицкий Станислав Пахомович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``