В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Концепция согласованной аграрной политики стран Союзного государства и Содружества Независимых Государств (авторский проект) Назад
Концепция согласованной аграрной политики стран Союзного государства и Содружества Независимых Государств (авторский проект)
Статья опубликована в "Международном сельскохозяйственном журнале", N 6, 2001. - С.55-61.

В публикации приведены результаты многолетней работы автора по разработке в рамках заведования отделом управления и внешнеэкономической деятельности АПК во ВНИИЭСХ и руководства созданием Центра согласованной аграрной политики в СНГ и/или в рамках Союзного государства Концепции согласованной аграрной политики, в основу которой была положена единая в России методология обеспечения продовольственной безопасности на основе продажи населению страны продовольственных товаров преимущественно собственного производства, по доступным ценам и в достаточном объеме.

Согласованная аграрная политика представляет собой систему взаимосогласованных государства-ми - участниками Союзного государства и Содружества Независимых Государств взглядов на общие для них цели и приоритеты формирования национальной аграрной политики, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления.

Цели экономической интеграции
Экономическая интеграция АПК государств-участников Союзного государства и СНГ - не самостоятельный, обособленный процесс, а составляющая более общего процесса экономической интеграции. В связи с этим, согласование аграрной политики государств-участников Союзного государства и СНГ необходимо включает разработку вопросов, связанных как с общими основами экономической интеграции, так и с ее особенностями в сфере АПК.

Целью экономической интеграции государств-участников Союзного государства и СНГ как составной части экономической политики является согласование интересов различных субъектов хозяйствования - в первую очередь, населения, и, кроме того, государства как обособленного субъекта хозяйствования для повышения уровня жизни населения.

Задачами развития экономической интеграции государств-участников Союзного государства и СНГ являются:
для населения:
o обеспечение достатка, увеличение ассортимента, повышение качества и снижение потребительских цен на товары народного потребления;
o увеличение занятости как следствие расширения рынков сбыта национальной продукции;
o повышение совокупных доходов;
o расширение социальных программ за счет увеличения доходной части государственного бюджета;
для товаропроизводителей:
o увеличение доходности производства за счет развития специализации и снижения издержек;
o техническое перевооружение предприятий и внедрение ресурсосберегающих технологий;
o расширение рынков сбыта;
o обеспечение справедливых условий для интеграции товаропроизводителей государств-участников в мировую экономику;
o увеличение доходности бюджетов разных уровней за счет увеличения доходности предприятий и населения;
o повышение эффективности использования национальных ресурсов;
соблюдение государственных интересов государств-участников Союзного государства и СНГ:
o повышение экономической и продовольственной безопасности;
o обеспечение устойчивого экономического роста;
o увеличение политического веса государств-участников Союзного государства и СНГ в регулировании международной торговли;
o защита экономических интересов государств-участников Союзного государства и СНГ при осу-ществлении внешней торговли;
o ослабление социальной напряженности за счет повышения уровня жизни населения, сокращения безработицы и достижения политической и эконо?мической стабильности;
o достижение устойчивости экологического равновесия.
Объективная необходимость развития экономической интеграции в аграрной сфере
Несмотря на отдельные положительные изменения, социально-экономическое положение агропромышленных комплексов государств-участников Союзного государства и СНГ продолжает ухудшаться. Разрушается производственный потенциал сельского хозяйства и социальной инфраструктуры села. Это свидетельствует о том, что аграрные реформы, которые проводятся самостоятельно каждой из республики направлены, в основном, на обеспечение национальной продовольственной безопасности, не дают положительного результата, и пока ни в одной из республик не найден механизм реализации аграрной политики, который можно было бы взять за основу и использовать в качестве об?щей модели.

В результате того, что каждое государство-участник Союзного государства и СНГ постепенно отходит от сложившейся специализации и в рамках обеспечения национальной продовольственной безопасности старается перестроить структуру сельскохозяйственного производства на рельсы самообеспечения, резко увеличились совокупные сельскохозяйственные издержки, снизилась урожайность культур, продуктивность животных ив целом - доходность сельского хозяйства. Использование совокупного агропотенциала продолжает снижаться. Восстановлению уровня самообеспеченности продовольствием, сложившегося в конце 80-х годов, может способствовать только проведение согласованной аграрной политики, направленной на единовременное обустройство села необходимыми для ведения расширенного воспроизводства фондами, и развитие межстрановой торговли продовольствием.
Объективная необходимость развития экономической интеграции в аграрной сфере государств-участников Союзного государства и СНГ предопределяется:
достигнутой в предшествующие десятилетия специализацией отдельных республик бывшего СССР на производстве сельскохозяйственной продукции, технологической и технической взаимозависимостью национальных АПК;
необходимостью сохранения стабильного и емкого продовольственного рынка и рынка средств производства для отраслей АПК;
наличием мощной взаимодополняемой сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности и географической близостью государств, а также раз?витого совокупного потенциала в сфере АПК.

Перспективы участия государств-участников Союзного государства и СНГ в мировой торговле продовольствием

Развитые страны занимают доминирующее положение в мировой продовольственной системе. Они производят и потребляют свыше 2/3 мирового продовольствия (в стоимостном выражении), хотя в них проживает менее 15% населения мира. Их удельный вес в мировом экспорте продовольствия составляет около 64% (в том числе 65% готовых продуктов и 61% сельскохозяйственного сырья), а в импорте - 67% (соответственно 69 и 64%).

Импорт приобретает все большую роль в продовольственных системах развитых стран. На внутреннем рынке продовольствия спрос здесь растет на импортную продукцию, причем не столько на дополняющие, сколько на замещающие товары. Например, в США доля конкурирующего им?порта во всем импорте продовольствия достигла к концу 90-х годов 80%, в то время как еще в середине десятилетия она составляла около 30%.
Производство продовольствия в государствах-участниках Союзного государства и СНГ имеет высокие издержки и поэтому не конкурентоспособно на мировом рынке ни по цене, ни по качеству. Не выдержит оно конкуренции с импортным и на внутренних рынках.
В случае отказа от проведения конкретных мер по развитию взаимного товарооборота, в том числе продукции АПК, государства-участники Союзного государства и СНГ теряют возможность воспользоваться преимуществами международной торговли и за счет этого - повысить темпы роста экономики.

Экономический механизм Общего аграрного рынка

Согласование аграрной политики происходит в условиях формирования Общего аграрного рынка, экономический механизм которого включает следующие элементы: условия торговли и межгосударственного обмена сельскохозяйственной продукцией, технология?ми и материально-техническими ресурсами; механизм регулирования импорта и экспорта по отношению к третьим странам;
механизм страхования межгосударственных поставок;
единые системы стандартизации продукции, статистики и информационного обслуживания АПК;
программы субвенций отдельных групп потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
порядок формирования и использования совместных финансовых средств.
Причины свертывания и стагнации объемов товарооборота на Общем аграрном рынке Союзного государства и СНГ
Сложившиеся тенденции свертывания и стагна?ции объемов товарооборота на аграрном рынке Со-юзного государства и СНГ являются следствием нескольких процессов, характерных для последнего десятилетия. В их числе:
спад производства во всех отраслях АПК и снижение экспортного потенциала для аграрного рынка в государствах-участниках Союзного государства и СНГ;
падение спроса населения на продукты питания под влиянием сокращения доходов и их значительной дифференциации по доходным группам населения, возросшей безработицы, усиление натурализации личных подсобных хозяйств и тенденции к самообеспечению населения;
конкурентные ценовые и качественные преимущества продукции, импортируемой из государств дальнего зарубежья, которые были особенно активно использованы торговыми партнерами в период 1993-96 гг. для завоевания национальных продовольственных рынков;
непоследовательность в осуществлении национальных реформ и интеграционных процессов, что связано с недостаточной теоретической проработкой вариантов и социально-экономических последствий преобразований и как следствие - слабостью законодательной базы; политической, экономической и финансовой нестабильностью государств-участников Союзного государства и Содружества, ошибочным представлением о возможности преодолеть кризис по одиночке.

Роль согласованной аграрной, политики в системе мер по развитию экономической интеграции

Переход к рыночной экономике в государствах-участниках Союзного государства и СНГ происходит уже в течение десятилетия. Сегодня можно констатировать тот факт, что это - многофазный процесс, который займет существенно больше времени, чем предполагалось первоначально. И аграрная политика должна, наконец, стать краеугольным камнем этого переходного периода. Если рассматривать агропромышленный комплекс с точки зрения его доли в ВВП, то в большинстве государств-участников Содружества он является одним из основных секторов национальной экономики. В целом по СНГ здесь занята пятая часть экономически активного населения, производящая 12% от, общего объема ВВП. В России, Беларуси, Казахстане и Украине на долю сельского хозяйства приходится от 9 до 15% ВВП. Половина валовой продукции сельского хозяйства СНГ производится в России, 23% - на Украине, по 6-7% - в Беларуси, Казахстане и Узбекистане.

Если же рассматривать АПК с точки зрения потребителя, то, безусловно, потребность в пище относится к числу первейших потребностей чело?века, поэтому значение этого сектора экономики с позиции потребителя имеет приоритет по сравнению с другими секторами. Причем для потребителя важно не просто купить какой-нибудь еды -дешевой и сытной, а как показывают опросы, про-водимые среди населения развитых стран, - еды свежей, без консервантов, не из концентратов, пестицидов, токсинов, радиации. Сегодня образованные люди предпочитают покупать парное молоко, натуральную сметану и масло, овощи с грядки, ягоды - с куста, соки - свежевыжатые, рыбу -живую, мясо - парное. Импортная же продукция рассчитана на длительные сроки хранения. Не случайно страны-члены ЕС с момента подписания Римского договора и последующих документов одной из главных целей интеграции ставили проведение общей аграрной политики: в 90-е годы несмотря на проведение курса на сокращение государственной поддержки на сельское хозяйство было отведено более 50% общего бюджета ЕС.
И сегодня именно вокруг аграрной политики происходят основные дебаты при вступлении во Всемирную торговую организацию.

Таким образом, рассмотрение проблем развития агропромышленного комплекса выходит за рамки ранжирования того или иного сектора экономики по его доле в ВВП. Первостепенное значение продукции АПК для потребителя и экономическая нецелесообразность импорта продовольствия в условиях недоиспользования собственного агропотенциала выдвигают проблему формирования согласованной аграрной политики государств-участников Союзного государства и СНГ в число приоритетных.

Приоритеты согласованной аграрной политики

Согласованная аграрная политика является составной частью экономической политики государств-участников Союзного государства и СНГ, включает следующие приоритеты на 10-летний период:
достижения продовольственной безопасности Союзного государства и СНГ;
признания Союзного государства и СНГ в каче?стве субъекта международного права, в частности в ходе подготовки и подписания Соглашения по сельскому хозяйству ВТО;
роста взаимной торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием между Беларусью и Россией, другими государствами-участниками СНГ; стимулирования, привлечения инвестиций в АПК из России и других государств-участников СНГ;
государственной поддержки финансово-про?мышленных групп в сфере АПК;
усиления позиций Союзного государства и СНГ на мировом рынке продовольственных и сельско-хозяйственных товаров.

Задачи согласования

Стороны будут осуществлять меры по проведению согласованной аграрной политики на основе: согласования приоритетных направлений развития национального агропромышленного производства в ходе осуществления согласованной аграрной политики;
эффективного использования имеющегося производственного потенциала, сохранения и развития ранее сложившихся производственно-технологических связей, сохранения производственного профиля предприятий в отраслях, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и имеющих ключевое значение для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, Республики Беларусь и других государств-участников СНГ;
осуществления комплекса мер в области про?водимой Сторонами бюджетно-финансовой, налоговой, внешнеэкономической, инвестиционной (включая развитие лизинга) и инновационной политики, проведения институциональных преобразований в целях создания макроэкономических условий, способствующих устойчивому развитию промышленного производства.

Объективные предпосылки необходимости оказания государственной финансовой поддержки сельским товаропроизводителям

Сельское хозяйство в силу неустойчивости природно-климатических условий и диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию является дотационной отраслью и не обеспечивает возврата государственных ассигнований через налоги, выплачиваемые сельскохозяйственными предприятиями.
В то же время рассмотрение финансовых взаимоотношений государства и сельского хозяйства по схеме "государственная финансовая поддержка сельского хозяйства-налоги, поступающие из сельского хозяйства" является недостаточным, так как не учитывает мультипликативный эффект от развития сельского хозяйства, а именно:
сохранение рабочих мест в условиях кризиса экономики и отсутствия вакансий на предприятиях промышленности;
социальное развитие сельской местности; поддержание живописного ландшафта; развитие отраслей, поставляющих ресурсы сельским товаропроизводителям;
увеличение объема оказания услуг транспортными предприятиями;
и главный эффект - отсутствие оттока внутренних финансовых ресурсов при условии покупки потребителями отечественных продуктов питания. В связи с этим развитие местного сельского хозяйства является объективно более предпочтительным по сравнению с ориентацией на поставку аналогичной импортной продукции, а согласование аграрной политики строится на принципах оказания государственной финансовой поддержки сельским товаропроизводителям.

Правовая основа проведения согласованной аграрной политики

В качестве правовой основы проведения согласованной аграрной политики рассматривается заключение межправительственного Соглашения между государствами-участниками Союзного государства, СНГ по развитию интеграционных процессов в аграрном сек?торе в долгосрочной перспективе, имеющего более конкретный характер, чем временно применяемое в настоящее время Соглашение об Общем аграрном рынке. В нем должны быть отражены единые методологические подходы стран к национальной аграрной политике, этапность проведения согласованной и единой аграрной политики, приоритеты размещения отраслей АПК с учетом сложившейся специализации, вопросы государственного регулирования аграрного рынка кредитно-финансовой системы, ценообразования, страхования и др. Соглашение должно также предусматривать и механизм ответственности государств-участников за его выполнение.

Механизм реализации задач согласованной аграрной политики

Механизм реализации задач согласованной аграрной политики заключается в:
гармонизации национальных законодательств государств-участников Союзного государства и СНГ в соответствии с целями и задачами согласования аграрной политики;
содействии выработке и реализации совместных проектов и программ;
создании условий для формирования финансово-промышленных групп, транснациональных компаний;
стимулировании развития АПК, как сопряженной отрасли при реализации крупномасштабных инве?стиционных проектов;
проведении исследований в области согласова?ния аграрной политики.
Согласование аграрной политики производит?ся на условиях минимизации общих финансовых издержек. Следовательно, должны быть задей?ствованы механизмы, основанные на использовании уже имеющихся национальных и межна?циональных структур, в рамках достигнутого уровня финансирования этих структур со сторо?ны государств-участников Союзного государства и СНГ.
Гармонизация национальных законодательств по аграрной политике
Гармонизация национальных законодательств по аграрной политике - это:
- согласованность правового регулирования на принципах, взаимоприемлемых для законодательств государств-участников Союзного государства и СНГ;
-синхронность принятия актов по вопросам углубления интеграции в АПК;
- последовательность этапов, согласования в соответствии с юридической значимостью и иерархией законодательных и иных.нормативных правовых актов;
- приоритетность общепринятых принципов международного права над актами национального законодательства.
Гармонизация законодательства по аграрной политике государств-участников Союзного государства и СНГ осуществляется поэтапно.
Первый этап: определение требующих согласо?вания:
- отраслей законодательства;
- сфер в рамках отдельной отрасли законодательства;
- проблемных вопросов правового регулирования в отдельной сфере законодательства.
Второй этап: проведение сравнительно-правового анализа национальных законодательных и иных нормативных правовых актов по аграрной политике, определение их соответствия заключенным международным договорам с последующей подготовкой рекомендаций по их гармонизации.

Третий этап: определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов по аграрной политике, подлежащих гармонизации, с учетом их юридической значимости в правоприменительной практике и иерархии.
Четвертый этап: синхронное принятие законодательных и иных нормативных правовых актов соответствующими государственными органами. Пятый этап: контроль за реализацией решений органов управления интеграцией по вопросам, связанным с проведением согласованной аграрной политики.

Содействие выработке и реализации совместных проектов и программ

В рамках работы наднациональных органов Стороны осуществляют мониторинг реализации уже принятых программ, утверждают процедуру принятия решений по финансированию на текущий год: когда и как объявляется конкурс, когда и кем проводится экспертиза документов, кто принимает решение об отборе заявок, когда открывается финансирование и на каких условиях, какая отчетность сопровождает финансирование, как обеспечивается контроль за возвратностью средств, когда завершается программа или проект.

Совместные проекты и программы разрабатываются в соответствии с едиными подходами к оценке их эффективности, а именно:
- рассмотрение проекта (программы) на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) - от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта (программы);
- моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта
(программы) денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют
- сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);
- принцип положительности и максимума эффекта. Для того чтобы ИП, с точки зрения инвестора, был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект реализации порождающего его проекта был положительным; при сравнении альтернативных ИП предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;
- учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);
- учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта (программы) затраты и поступления, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящие потери, непосредственно вы?званные осуществлением проекта (программы) (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте (программе), оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью (opportunity cost), отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (то есть получаемых вне данного проекта (программы)) доходов в перспективе (невозвратные затраты, sunk cost), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;
- сравнение "с проектом" и "без проекта". Оценка эффективности ИП должна производиться сопоставлением ситуаций не "до проекта" и "после проекта", а "без проекта" и "с проектом";
- учет всех наиболее существенных последствий проекта (программы). При определении эффективности ИП должны учитываться Все последствия его реализации, как непосредственно экономические, так и внеэкономические. В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспортно;
- учет наличия разных участников проекта (программы), несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;
- многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта (программы) его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;
- учет влияния на эффективность ИП потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта (программы) производственных фондов;
- учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности использования при реализации проекта (программы) нескольких валют;
- учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта (программы).
Создание условий для формирования финансово-промышленных групп, транснациональных компаний
Стороны признают необходимость поддержки со?здания и функционирования финансово-промышленных групп, объединяющих, в первую очередь, предприятия АПК граничащих регионов государств-участников Союзного государства и СНГ, в области: производства и реализации сельхозтехники: производства и реализации удобрений; производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции - зерна, мяса и мясо?продуктов, молока и молокопродуктов, овощей и фруктов и пр., льна, хлопка, шерсти.
В целях совершенствования механизма государственной поддержки формирования и деятельности ФПГ предусматривается:
уточнение порядка предоставления государственных гарантий при реализации крупных инвестиционных проектов ФПГ, отвечающих приоритетам государственной промышленной политики;
подключение к работе Постоянного Комитета Союзного государства и Исполнительного комитета СНГ, наряду с руководителями экономических министерств и ведомств стран СНГ, представителей финансово-промышленных групп;
разработка единого методического подхода к проектированию ФПГ;
совершенствование законодательной и норма?тивной базы функционирования ФПГ, в том числе по их господдержке;
внедрение системы представления интересов государства в органах управления ФПГ.

Стимулирование развития АПК как сопряженной отрасли при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов

В целях стимулирования привлечения инвестиций в отрасли АПК Стороны предусматривают механизм льготного налогообложения прибыли субъектов хозяйствования других отраслей экономики, направляющих высвобождаемые средства на перевооружение предприятий АПК.

Исследования в области согласования аграрной политики

Задачами объединенных исследований в области согласования аграрной политики государств-участников Союзного государства и СНГ являются:
создание единой законодательной базы по аграрной политике всех государств-участников Союзного государства и СНГ;
сбор информации, подготовка различных обзоров и анализ, действующей аграрной политики в странах Союзного государства, СНГ и в третьих странах в качестве базы для принятия стратегических и тактических решений по аграрной политике;
оценка достаточности и эффективности работы отделов межгосударственных органов и научных учреждений, проводящих исследования в области согласованной аграрной политики;
проведение оперативной оценки эффективности реализации принятых стратегических решений по согласованной аграрной политике Союзного госу?дарства и СНГ.
Согласование аграрной политики и процесс присоединения к ВТО
Учитывая необратимый характер масштабных социально-экономических последствий в результате присоединения к Всемирной торговой организации, Стороны признают необходимость публикации до?кументов, передаваемых в ВТО, протоколов засе?даний Рабочих групп, а также гласного всесторон-него обсуждения хода переговорного процесса в открытой печати.
Стороны вырабатывают единую позицию в пе?реговорах в ВТО, основанную на концепции много-функциональности сельского хозяйства, и выступа?ют в качестве субъекта международного права.
Роль Российской Федерации в согласовании аграрной политики и развитии Общего аграрного рынка
В Общем аграрном рынке Россия является ос?новным импортером и одним из крупнейших экс-портеров. Объективные особенности России как самого крупного партнера в торговле с любым го-сударством СНГ, возлагают на нее наибольшую от?ветственность за позитивное развитие Общего аграрного рынка.
Таможенное регулирование Общего аграрного рынка
В области таможенного регулирования Общего аграрного рынка ставится задача постепенного - в течение 15 лет - выравнивания тарифов во всех государствах-участниках, проведения в краткосрочной перспективе коллективной работы по снятию не?тарифных ограничений, создания единой системы сертификации продукции, улучшения деятельнос?ти контрольно-пропускных пунктов с тем, что экс?порт внутри Союзного государства и СНГ встречал на своем пути меньше тарифных и нетарифных барьеров, чем в третьи страны. Данная работа долж?на основываться на сравнении условий экспорта внутри Союзного государства, в страны СНГ и третьи страны.
Гармонизация национальных систем налогообложения предприятий АПК
Гармонизация национальных систем налогообложения предприятий АПК подчинена следующим целям:
- привести в соответствие структуры налоговых: систем, порядка взимания основных видов налогов;
- обеспечить нейтральность налогов с точки зре?ния условий конкуренции на едином рынке, иными словами, недискриминационный налоговый режим для всех его участников;
- создать условия для отмены контроля на внут?ренних границах Союзного государства и СНГ;
- устранить возможность двойного налогообло?жения прибылей компаний, осуществляющих дея-тельность в Союзном государства или двух и бо?лее странах СНГ;
- исключить возможность уклонения от уплаты налогов и гарантировать поступление соответству-ющих доходов в бюджеты государств-участников.
Основными направлениями налоговой гармони?зации должны быть гармонизация НДС и акцизов, а также, унификация налогообложения компаний.
Первоочередные задачи согласования
В качестве первых шагов на пути согласования аграрной политики государств-участников Союзного государства и СНГ в связи с новой стратегией достижения продовольственной безопасности в рамках Союзного государства и СНГ выделяются:
1. создание группы специалистов по подготовке и сопровождению согласованных реформ в АПК;
2. инвентаризация мер аграрной и макроэкономической политики в каждом из государств-участников Союзного государства и СНГ и разработка рекомендаций по их согласованию;
3. сопоставление существующих систем торговых ограничений и разработка рекомендаций по их сокращению.

Док. 656659
Перв. публик.: 05.12.01
Последн. ред.: 05.12.12
Число обращений: 0

  • Румянцева Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``