В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Социальное государство - необходим контроль граждан за соблюдением Российской конституции Назад
Социальное государство - необходим контроль граждан за соблюдением Российской конституции
Фрагмент книги Е.Е.Румянцевой "50-дневное путешествие в Италию и Португалию: сеем разумное, доброе, вечное". - М.: ИНФРА-М, 2011. - С.53-55.

Провозглашение российской конституцией социального государства много значит для всей нашей страны - каждому, по крайней мере, по закону гарантированы приемлемые условия для жизни. Однако исполнение многих положений российской конституции должно осуществляться как под постоянным государственным, так и гражданским контролем. Отсутствие же подобного контроля означает недостаточность знаний о том, что в действительности происходит на практике.
Первое - что важно для каждого - что понимать под этим совокупным понятием "социальное государство", не превращаясь в начетников, т.е. людей, которые для угоды властьимущим постоянно благоговейно трактуют недействующие нормы права и приукрашивают действительность; книжников, которые дальше работы с книгами не занимаются решением реальных проблем, усугубляя наукообразие и оторванность от практики российской науки, и фарисеев, которые, заняв "теплые" лично себя и своих близких места, рьяно защищают установленные ими же самими же традиции в ущерб здравому смыслу.

Социальность государственного устройства имеет объективное проявление, независимо от воли отдельных людей и их давление на мнение подчиненных им. Следует во многом согласиться с мнением ряда российских ученых, которые пришли к выводу о том, что осознание счастья при проживании в той или иной стране - это субъективное мнение большинства людей, которое выявляется на основе независимых социологических опросов. Другое дело - если нация бедна, забита и закомплексована, как например, в Северной Корее. Тогда такое население думает не о своих свободах и восстановлении нарушенных прав отдельными стражами порядка (неквалифицированными специалистами или коррупционерами), а исключительно о выживании. Поэтому оно, согласно опросам, особенно если подобные опросы проводятся пофамильно и формально - для укрепления мощи власти при тоталитаризме и авторитаризме, может ощущать себя счастливым, а на самом деле постоянно думать о хлебе насущном из-за своей бедности и предопределенности своего бытия из-за сильного давления со стороны правящих партий.
Поэтому другой - не менее важный критерий счастья бытия, который обеспечивается социальностью государственного устройства, - это сравнение уровня жизни и ощущений благополучия в разных странах мира. Одно дело раздражительность и гневливость отдельно взятого руководителя, который бескультурен, распущен и находится вне контроля за тем, как он злоупотребляет служебным положением в давлении на своих подчиненных, а другое дело - всеобщая раздражительность населения, которое из-за жизненных невзгод не может сдержать себя в гневе и громко и нервно выражает свое неудовольствие жизнью от безысходности и отсутствия возможностей как-то выйти из замкнутого круга несвобод и окраденных возможностей из-за многократных нарушений закона вышестоящими лицами (что, собственно, и является одним из проявлений коррупции - паразитизм, жизнь за счет давления и эксплуатации своих подчиненных в ущерб добросовестному выполнению своих должностных обязанностей).
Крик души со стороны народа (который в формализованной экономической науке называется обратной связью адресной поддержки государства) может долгое время не замечаться, подавляться, но от этого неудовлетворенность жизнью для данной нации не будет уменьшаться. А неудовлетворение, вызванное закабалением, отсутствием нравственной свободы, преобладание жизненных невзгод над возможностями внутреннего самосовершенствования свидетельствуют о недостатке внутренней свободы большинства граждан и в целом о серьезных проблемах в том или ином государстве, над которыми надо для начала просто задуматься.
Выявление же данных проблем для России обозначает строгость построения правого государства, ориентированного на выполнение для начала самого главного закона - конституции. Многие тысячи нормативных правовых актов, принятые отрывающимися все дальше и дальше по своим доходам и мировоззрению депутатам разных уровней от проблем, которые требуют решения для большинства населения, должны, по крайней мере, пройти аудит на предмет соответствия конституционным нормам в части обеспечения гарантий социального государства. В частности, вызывает недоумение принятие дискриминационных по отношению к большинству населения норм легализации обособленного в материальном плане положения представителей трудящихся в законодательных и исполнительных органах власти, когда на деньги налогоплательщиков финансируется работа, провоцирующая рост числа и мощи коррупционных группировок в стране. Социальное государство - это конституция и все принимаемые в ее соответствии нормативные правовые акты, гарантирующие равенство всех перед законом и перед трудом. В коррупционном же (не социальном, а асоциальном) государстве гарантируется соблюдение права на повышенный достаток определенной части населения, которая мало чем по своему интеллекту и трудовым обязанностям отличается от большей части населения, ничем не выделилась (никакими героическими поступками, свидетельствующими о чести и достоинстве гражданина) в обществе, но иными - неконституционными путями получила властные полномочия и на основе злоупотребления своим служебным положением и незнания гражданами законов пользуется всеми преимуществами власти, забывая при этом о необходимости обеспечения повышенной ответственности.

Итак, социальное государство - это власть не отдельных людей, а закона и труда при обеспечении минимальных гарантий, обеспечивающих нормальные условия жизни для всех слоев населения без исключения. А что всем нам предлагают депутаты, прогарантировавшие лично для себя и своих ближних условия жизни повышенной комфортности? Минимальную заработную плату, которая на протяжении последних 20 лет в разы отличается от прожиточного минимума, рассчитанного на поддержание жизнеспособности лежачего человека. При этом наше гражданское общество гласно не обсуждает асоциальную уловку российского законодательства. В Трудовом кодексе РФ установлено, что минимальная заработная плата, на которую даже чистой воды в течение месяца не напиться, должна соответствовать устанавливаемому государством прожиточному минимуму. Кого-нибудь посадили в тюрьму за нарушение этого главнейшего права всех российских граждан на минимальный кусок хлеба, чтобы не быть обреченным на долгие годы социальной несправедливости, когда плата за труд многократно занижена, профессионализм большинства честно работающих граждан не востребован и никому не нужен, и, работая в любой сфере, - начиная с уборки мусора и курьерской службы - не можешь обеспечить себе долговременное безубыточное существование.

Для этого сопоставления с тем, как живут граждане в других странах, где государство по-иному проявляет заботу обо всех слоях населения, достаточно сравнить то, что мы едим, пьем, где живем, на чем ездим, как и где работаем (а это - в первую очередь), где отдыхаем, какие у нас семьи и как мы обзаводимся семейно-родовой собственностью. Тогда мы узнаем, где Россия, а где, например, те же итальянцы, где и чернокожий, и израильтянин, и китаец, переехавшие в Италию, ощущают себя спокойно и людьми, им всегда скажут "прего" по несколько раз в день, вежливо выслушают и помогут, если нужно, в беде. В отличие от Италии первый вопрос в России на предмет оказания помощи - кто вы, откуда и какие имеете связи. Можно ли, как в Италии, просто улыбаться людям и делать свою работу, гордо понимая, что ты итальянец. Многие любят Италию именно за то, что она по уровню прав и свобод граждан выше других стран. Хотелось бы, что бы и Россия в таком простом вопросе - как авторитет страны в глазах простой международной общественности - была бы всегда на высоте. Многоязычное население России испокон веков говорит о местничестве, о национальной и религиозной непримиримости, о необходимости ставки на национальные кадры в ущерб развитию расовой и национальной свободы, отсутствию дискриминации. В общественном сознании, закрепившем за собой в основном обсуждение проблем, связанных с "хлебом насущным", не сложилось даже подходов к пониманию нравственных проблем современного этапа общественного развития, соблюдения жизненно важных прав и свобод граждан, включая вопросы рабского закабаления как внеэкономического принуждения, дискриминации и эксплуатации рублем. Если доходы граждан не находятся в зависимости от затрат их труда, образования и квалификации, то конституционные права и свободы требуют дальнейшего раскрытия и развития на практике. В противном случае позиция общественного молчания относительно соблюдения конституции приведет к усугублению дальнейшего расслоения общества и роста социального неравенства в условиях, когда даже чернокожее население чувствует себя в большей социальной защищенности в европейских государствах, чем коренные народы в России.

Док. 656645
Перв. публик.: 05.12.11
Последн. ред.: 05.12.12
Число обращений: 0

  • Румянцева Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``