В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вспомнить о будущем Назад
Вспомнить о будущем
Сергей Черняховский

Источник: альманах "Развитие и экономика", N3, август 2012, стр. 80
Сергей Феликсович Черняховский - доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политических наук

Сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я повернул обратно. <...> И с тех пор все тянутся передо мной кривые, глухие окольные тропы.
Братья Стругацкие "За миллиард лет до конца света"

Рос-сия се-год-ня жи-вет без це-ли. И ес-ли да-же не вспо-ми-нать мо-раль-но-ри-то-ри-чес-кое: "Нель-зя жить без на-деж-ды", - жизнь без це-ли ни-ког-да и ни-ко-го не при-во-ди-ла к ус-пе-хам. Ут-вер-див-ша-я-ся чет-верть ве-ка на-зад или нес-коль-ко бо-лее мысль о том, что "не нуж-но ни-че-го стро-ить - нуж-но прос-то жить", при-ве-ла к то-му, к че-му она и мог-ла един-ствен-но при-вес-ти. К по-те-ре ори-ен-ти-ров раз-ви-тия, при-чем в ито-ге стра-на, с од-ной сто-ро-ны, не дос-тиг-ла ка-ких-ли-бо стра-те-ги-чес-ких ус-пе-хов, но, с дру-гой, и те-ку-щая жизнь для боль-ши-н-ства ста-ла ско-рее ху-же, чем она бы-ла в ту по-ру.

Де-ло да-же не в не-ро-ман-тич-нос-ти бес-цель-но-го и бесп-ро-е-кт-но-го су-ще-ст-во-ва-ния. Де-ло в том, что, не зная сво-их це-лей, ни че-ло-век, ни со-ци-ум не мо-гут со-от-нес-ти собствен-ные пла-ны и действия. Они се-год-ня не зак-ла-ды-ва-ют ос-но-вы бу-ду-ще-го, но бо-лее то-го - вмес-то них соз-да-ют пре-пя-т-ствия, не поз-во-ля-ю-щие ни-ку-да дви-гать-ся завт-ра. Жизнь без це-лей, пос-тав-лен-ных то-бой, обо-ра-чи-ва-ет-ся под-чи-не-ни-ем це-лям дру-го-го. Вот уже ско-ро год, как в ок-тяб-ре 2011 го-да Рос-сия, не ог-ля-нув-шись, прош-ла юби-лей со-бы-тия, о ко-то-ром в лю-бом слу-чае сто-и-ло ска-зать: ис-пол-ни-лось пол-ве-ка при-ня-тия Прог-рам-мы стро-и-тель-ства ком-му-низ-ма.

Не за-ме-тив это-го юби-лея, об-ще-ст-во не за-ду-ма-лось и о том, что эти пол-ве-ка сос-то-ят из двух прак-ти-чес-ки рав-ных час-тей. Пер-вые 25 лет, ког-да так или ина-че счи-та-лось, что стра-на идет по обоз-на-чен-но-му в 1917 и 1961 го-дах пу-ти. И вто-рые 25 лет, ког-да она яв-но по это-му пу-ти ид-ти и не пы-та-лась. И са-мое ин-те-рес-ное, что ес-ли за пер-вые чет-верть ве-ка она в той или иной сте-пе-ни действи-тель-но шла впе-ред, то вто-рые чет-верть ве-ка она ли-бо раз-ру-ша-ла соз-дан-ное ра-нее, ли-бо хо-ди-ла кру-га-ми.



Вопрос, который сегодня хочется задать, выглядит, возможно, абсолютно несерьезным: а не построить ли нам коммунизм? Раз все равно мы не знаем, что строить вместо него, а идея не строить ничего оставляет в чистом поле среди развалин.

Нель-зя ид-ти впе-ред, не зная, что ты хо-чешь по-лу-чить в бу-ду-щем. Рос-сийс-кое об-ще-ст-во се-год-ня это-го не зна-ет. И ока-зы-ва-ет-ся, что ни-ка-кой це-ли, луч-шей или худ-шей с точ-ки зре-ния той или иной иде-о-ло-ги-чес-кой прист-ра-ст-нос-ти, чем та, от ко-то-рой от-ка-за-лись чет-верть ве-ка на-зад, не бы-ло ни сфор-му-ли-ро-ва-но, ни про-во-зг-ла-ше-но, ни пос-тав-ле-но. За иск-лю-че-ни-ем смут-ной и сом-ни-тель-ной - стать ко-ло-ни-аль-ной пе-ри-фе-ри-ей ино-го ми-ра. И уже да-же не го-во-ря о том, что этот иной мир сам се-год-ня не зна-ет хо-тя бы приб-ли-зи-тель-но, что ему де-лать со сво-и-ми проб-ле-ма-ми, изб-ран-ная цель - быть ко-ло-ни-ей - вряд ли дос-той-на слу-же-ния и вдох-но-ве-ния.

Но ес-ли так и нет иной со-пос-та-ви-мой це-ли, нуж-но как ми-ни-мум пред-по-ло-жить, не сто-ит ли все же пой-ти к отб-ро-шен-ной. И как ми-ни-мум за-ду-мать-ся, за-чем мы от нее от-ка-за-лись.

Мо-жет быть, по-то-му что соч-ли ее не-дос-той-ной. Мо-жет быть, по-то-му что соч-ли не-дос-ти-жи-мой. В обо-их слу-ча-ях, не иск-лю-че-но, мы бы-ли пра-вы. Но не иск-лю-че-но, что и неп-ра-вы. Не го-во-ря уже о том, что цель-то са-ма по се-бе име-ла все ос-но-ва-ния быть пра-виль-ной и дос-ти-жи-мой, но имен-но те, ко-то-рые от нее от-ка-за-лись, поп-рос-ту не су-ме-ли най-ти пу-ти и сред-ства ее ре-а-ли-за-ции.

Воп-рос, ко-то-рый се-год-ня хо-чет-ся за-дать, выг-ля-дит, воз-мож-но, аб-со-лют-но не-серь-ез-ным: а не пост-ро-ить ли нам ком-му-низм? Раз все рав-но мы не зна-ем, что стро-ить вмес-то не-го, а идея не стро-ить ни-че-го ос-тав-ля-ет в чис-том по-ле сре-ди раз-ва-лин.

Ко-неч-но, ес-ли ис-хо-дить иск-лю-чи-тель-но из то-го, что "ком-му-низм - это беск-лас-со-вое об-ще-ст-во, где бу-дет уст-ра-не-на эксплу-а-та-ция че-ло-ве-ка че-ло-ве-ком и осу-ще-с-твлен прин-цип расп-ре-де-ле-ния по пот-реб-нос-ти", то это бу-дет те-о-ре-ти-чес-ки пра-виль-но, но се-год-ня да-же и не впол-не по-нят-но. И по-то-му, что не сов-сем по-нят-ным ока-жет-ся сам язык. И по-то-му, что, хо-тя се-год-ня боль-ши-н-ство граж-дан стра-ны ра-бо-та-ют по най-му, поч-ти ник-то из них не в дос-та-точ-ной сте-пе-ни не по-ни-ма-ет сло-во "эксплу-а-та-ция". И по-то-му, что в об-ще-ст-ве не сло-жи-лись адек-ват-ные со-ци-аль-но-клас-со-вые са-мо-и-ден-ти-фи-ка-ции. И по-то-му, что расп-ре-де-ле-ние "по пот-реб-нос-ти" бу-дет восп-ри-ня-то не то как пра-во не ра-бо-тать, не то как бес-со-дер-жа-тель-ная уто-пия.

Мож-но для прос-то-ты спор о тех или иных оп-ре-де-ле-ни-ях вы-нес-ти за скоб-ки и го-во-рить о смыс-ле и су-ти, о том, что име-лось в ви-ду са-мим Марк-сом.

По его мыс-ли, всю пре-ды-ду-щую ис-то-рию че-ло-век был по-ра-бо-щен не-об-хо-ди-мостью под-чи-нять свою жизнь по-ис-ку средств про-пи-та-ния и обес-пе-че-ния пер-вич-ных жиз-нен-ных пот-реб-нос-тей. Меж-ду тем по сво-им ро-до-вым приз-на-кам че-ло-век - су-ще-ст-во, спо-соб-ное к твор-че-ст-ву и са-мим сво-им раз-ви-ти-ем име-ю-щее в ка-че-ст-ве внут-рен-не-го стерж-ня твор-че-ст-во, со-зи-да-тель-ный труд. Что-бы дать че-ло-ве-ку воз-мож-ность ре-а-ли-зо-вать эту спо-соб-ность, нуж-но ос-во-бо-дить его не толь-ко по-ли-ти-чес-ки, но и эко-но-ми-чес-ки от по-ра-бо-ще-ния - не-об-хо-ди-мос-ти пос-то-ян-но ду-мать иск-лю-чи-тель-но о собствен-ном ма-те-ри-аль-ном обес-пе-че-нии. Воз-ник-но-ве-ние круп-ной ма-шин-ной ин-ду-ст-рии, сов-ре-мен-ных уже Марк-су про-из-во-ди-тель-ных сил объ-ек-тив-но та-кую воз-мож-ность соз-да-ет. Воп-рос в адек-ват-ной ор-га-ни-за-ции об-ще-ст-ва и даль-ней-ше-го раз-ви-тия про-из-во-д-ства. То есть глав-ная цель дви-же-ния к ком-му-низ-му и клю-че-вое со-дер-жа-ние ком-му-низ-ма - соз-да-ние ус-ло-вий для сво-бод-но-го раз-ви-тия че-ло-ве-ка. Ус-ло-вий, при ко-то-рых каж-дый был бы не об-ре-чен на пов-сед-нев-ное до-бы-ва-ние средств су-ще-ст-во-ва-ния, а имел воз-мож-ность раз-ви-тия собствен-но-го твор-чес-ко-го по-тен-ци-а-ла, а труд из прок-ля-тия рабства ста-но-вил-ся бы спо-со-бом са-мо-ре-а-ли-за-ции лич-нос-ти. Идея унич-то-же-ния част-ной собствен-нос-ти на сред-ства про-из-во-д-ства при всей сво-ей важ-нос-ти име-ла не це-ле-вое, а инстру-мен-таль-ное зна-че-ние. И зак-лю-ча-лась не в том, что-бы ли-шить всех собствен-нос-ти и сде-лать рав-ны-ми в не-бо-га-том дос-тат-ке. А в том, что-бы уст-ра-нить та-кое по-ло-же-ние, ког-да есть лю-ди, ли-шен-ные собствен-нос-ти на сред-ства про-из-во-д-ства, по-па-да-ю-щие в за-ви-си-мость от дру-гих лю-дей, ее мо-но-по-ли-зи-ро-вав-ших, и вы-нуж-ден-ные ра-бо-тать не столь-ко на се-бя и на об-ще-ст-во, сколь-ко на них. И в том, что-бы всех на-де-лить собствен-ностью на сред-ства про-из-во-д-ства, то есть каж-до-му отк-рыть дос-туп к сво-бод-но-му тру-ду, от-ве-ча-ю-ще-му его склон-нос-тям.

Главная цель движения к коммунизму и ключевое содержание коммунизма - создание условий для свободного развития человека. Причем главное здесь вообще не то, как делить, а то, как производить, как сделать труд свободным. Вопрос в адекватной организации общества и дальнейшего развития производства.

Та-ким об-ра-зом, глав-ное здесь во-об-ще не то, как де-лить, а то, как про-из-во-дить, как сде-лать труд сво-бод-ным. При этом Маркс от-лич-но по-ни-мал, что су-ще-ст-во-вав-шая круп-ная ма-шин-ная ин-ду-ст-рия соз-да-ет воз-мож-нос-ти для та-ко-го по-ло-же-ния дел, но еще его не обес-пе-чи-ва-ет. И сфор-му-ли-ро-вал па-ра-мет-ры, для по-доб-но-го из-ме-не-ния не-об-хо-ди-мые, тог-да еще не су-ще-ст-во-вав-шие, но воз-мож-ные для дос-ти-же-ния.

Во-пер-вых, на-у-ка прев-ра-ща-ет-ся в не-пос-ре-д-ствен-ную про-из-во-ди-тель-ную си-лу.

Во-вто-рых, в ре-зуль-та-те та-кой фун-да-мен-таль-ной транс-фор-ма-ции ро-ли на-у-ки "об-ще-ст-вен-ные бла-га поль-ют-ся, как из ро-га изо-би-лия".

В-треть-их, че-ло-век вы-во-дит-ся из не-пос-ре-д-ствен-но-го про-цес-са про-из-во-д-ства и ста-но-вит-ся над ним как ор-га-ни-за-тор и конт-ро-лер.

То есть как ус-ло-вие собствен-но ком-му-низ-ма Маркс сфор-му-ли-ро-вал идею то-го, что че-рез век с лиш-ним на-зо-вут ин-фор-ма-ци-он-ным об-ще-ст-вом. Кста-ти, Дэ-ни-ел Белл в сво-ем "Гря-ду-щем пос-тин-ду-ст-ри-аль-ном об-ще-ст-ве" отк-ро-вен-но на-пи-сал, что его кон-цеп-ция пол-ностью ос-но-вы-ва-ет-ся на иде-ях Марк-са.

От-ме-тив-шая в 2011 го-ду свой по-лу-ве-ко-вой юби-лей третья Прог-рам-ма КПСС - "Прог-рам-ма стро-и-тель-ства ком-му-низ-ма" - оп-ре-де-ля-ла ха-рак-тер-ные чер-ты это-го об-ще-ст-ва:

беск-лас-со-вый строй с еди-ной об-ще-на-род-ной собствен-ностью на сред-ства про-из-во-д-ства, пол-ным со-ци-аль-ным ра-ве-н-ством всех чле-нов об-ще-ст-ва;
обес-пе-че-ние всес-то-рон-не-го раз-ви-тия каж-до-го че-ло-ве-ка;
про-из-во-ди-тель-ные си-лы ос-но-ва-ны на при-о-ри-тет-ном и опе-ре-жа-ю-щем раз-ви-тии на-у-ки и тех-ни-ки;
в этом вы-со-ко-ор-га-ни-зо-ван-ном об-ще-ст-ве сво-бод-ных тру-же-ни-ков ут-вер-дит-ся пол-ное об--щест-вен-ное са-мо-уп-рав-ле-ние;
труд ста-нет для всех пер-вой жиз-нен-ной пот-реб-ностью;
пол-ностью бу-дут ре-а-ли-зо-ва-ны спо-соб-нос-ти каж-до-го.
Хо-тя ос-но-вой стро-и-тель-ства ком-му-низ-ма долж-но бы-ло стать соз-да-ние ма-те-ри-аль-но-тех-ни-чес-кой ба-зы ком-му-низ-ма, этот ори-ен-тир был лишь од-ним из трех ус-ло-вий соз-да-ния та-ко-го об-ще-ст-ва. Дру-гим ус-ло-ви-ем на-зы-ва-лось пре-об-ра-зо-ва-ние сис-те-мы го-су-да-р-ствен-но-го уп-рав-ле-ния в об-ще-ст-вен-ное са-мо-уп-рав-ле-ние, пред-по-ла-гав-шее ак-тив-ное вов-ле-че-ние в этот про-цесс всех. Об-ще-ст-вен-ные функ-ции, ана-ло-гич-ные при-выч-ным се-год-няш-ним го-су-да-р-ствен-ным функ-ци-ям уп-рав-ле-ния хо-зяй-ством и куль-ту-рой, долж-ны бы-ли ут-ра-тить по-ли-ти-чес-кий ха-рак-тер и пе-рей-ти к ор-га-нам са-мо-уп-рав-ле-ния. Ком-му-нис-ти-чес-кое об-ще-ст-во мыс-ли-лось как вы-со-ко-ор-га-ни-зо-ван-ное сод-ру-же-ст-во лю-дей тру-да. Треть-им ус-ло-ви-ем бы-ло фор-ми-ро-ва-ние но-во-го че-ло-ве-ка - вы-со-ко-об-ра-зо-ван-но-го, ов-ла-дев-ше-го бо-га-т-ством всей пред-ше-ст-ву-ю-щей куль-ту-ры, от-но-ся-ще-го-ся к ок-ру-жа-ю-щим в со-от-ве-т-ствии с нор-ма-ми брат-ства, вы-ше все-го це-ня-ще-го воз-мож-ность твор-че-ст-ва и ув-ле-чен-но-го лю-би-мым тру-дом.

Мо-жет быть, в са-мой ла-ко-нич-ной и яр-кой фор-ме суть ком-му-низ-ма в свое вре-мя вы-ра-зил Ма-я-ко-вс-кий, ска-зав-ший: "Со-ци-а-лизм - это сво-бод-ный труд сво-бод-но соб-рав-ших-ся лю-дей". Ес-ли в 2011 го-ду свое пя-ти-де-ся-ти-ле-тие от-ме-ти-ла Прог-рам-ма стро-и-тель-ства ком-му-низ-ма, то в этом го-ду ис-пол-ня-ет-ся пол-ве-ка со вре-ме-ни вы-хо-да в свет ос-но-во-по-ла-га-ю-ще-го ро-ма-на Стру-гац-ких "Пол-день, XXII век" - по-жа-луй, са-мой яр-кой и ре-а-лис-тич-ной кар-ти-ны бу-ду-ще-го. Ав-то-ров да-же уп-ре-ка-ли по-том, что они лишь ху-до-же-ст-вен-но расц-ве-ти-ли об-ра-зы, за-ло-жен-ные в пар-тий-ную Прог-рам-му. Хо-тя на са-мо де-ле ос-нов-ная часть сос-тав-ля-ю-щих кни-гу но-велл бы-ла на-пи-са-на и да-же опуб-ли-ко-ва-на еще до при-ня-тия офи-ци-аль-но-го ком-му-нис-ти-чес-ко-го до-ку-мен-та. Прос-то и их кни-га, и третья Прог-рам-ма КПСС от-ра-жа-ли те наст-ро-е-ния, ко-то-рые су-ще-ст-во-ва-ли в об-ще-ст-ве. Наст-ро-е-ния, ко-то-рые зак-лю-ча-лись в восп-ри-я-тии не толь-ко иде-аль-но-го, но и то-го, что осоз-на-ва-лось ре-аль-ным и воз-мож-ным. Са-ми Стру-гац-кие да-ли од-но из на-и-бо-лее чет-ких оп-ре-де-ле-ний су-ти ком-му-низ-ма: об-ще-ст-во, в ко-то-ром лю-ди сво-бод-ны, ув-ле-че-ны сво-бод-но выб-ран-ным ими тру-дом и ни от че-го не по-лу-ча-ют - и по су-ти сво-их уст-рем-ле-ний не мо-гут ис-пы-тать - боль-шей ра-дос-ти и нас-лаж-де-ния, чем от это-го сво-бод-но-го тру-да.

или с сар-каз-мом на-зы-вав-ша-я-ся ру-бе-жом пред-по-ла-гав-ше-го-ся и не-ис-пол-нен-но-го за-вер-ше-ния стро-и-тель-ства ком-му-низ-ма, бы-ла сро-ком соз-да-ния лишь его ма-те-ри-аль-но-тех-ни-чес-кой ба-зы. Име-лось в ви-ду, что к это-му вре-ме-ни об-ще-ст-во толь-ко "вплот-ную по-дой-дет к осу-ще-с-твле-нию прин-ци-па расп-ре-де-ле-ния по пот-реб-нос-тям", про-и-зой-дет пос-те-пен-ный пе-ре-ход к еди-ной об-ще-на-род-ной собствен-нос-ти. Пол-ностью пост-ро-е-ние ком-му-нис-ти-чес-ко-го об-ще-ст-ва пред-по-ла-га-лось за-вер-шить в пос-ле-ду-ю-щий пе-ри-од, при-мер-ные хро-но-ло-ги-чес-кие рам-ки ко-то-ро-го на тот мо-мент еще толь-ко долж-ны бы-ли стать пред-ме-том об-суж-де-ния и пла-ни-ро-ва-ния.

Осо-бо под-чер-ки-ва-лось, что раз-ви-тие об-ще-ст-ва и про-из-во-д-ства бу-дет обес-пе-чи-вать-ся "не пу-тем при-нуж-де-ния, а на ос-но-ве по-ни-ма-ния об-ще-ст-вен-но-го дол-га", дик-то-вать-ся "всем ук-ла-дом ком-му-нис-ти-чес-ко-го об-ще-ст-ва". При этом "труд и дис-цип-ли-на не бу-дут в тя-гость че-ло-ве-ку", а "тру-до-вая де-я-тель-ность пе-рес-та-нет быть толь-ко сред-ством к жиз-ни и прев-ра-тит-ся в под-лин-ное твор-че-ст-во, ис-точ-ник ра-дос-ти".

Что не уда-лось, по-че-му не уда-лось, кто в этом ви-но-ват - и кто прос-то был за-ин-те-ре-со-ван в том, что-бы оно не уда-лось, - воп-ро-сы ес-те-ст-вен-ные и ог-ром-ной ис-то-ри-чес-кой и по-ли-ти-чес-кой важ-нос-ти. Но это воп-ро-сы са-мос-то-я-тель-ные и от-дель-ные. В дан-ном слу-чае речь идет о дру-гом.



Наука превращается в непосредственную производительную силу. В результате такой фундаментальной трансформации роли науки "общественные блага польются, как из рога изобилия", а человек выводится из непосредственного процесса производства и становится над ним как организатор и контролер.

Ес-ли нес-коль-ко уточ-нить тер-ми-но-ло-гию, то соз-да-ние ком-му-нис-ти-чес-ко-го об-ще-ст-ва - это ре-ше-ние трех за-дач. Ес-ли опи-сы-вать их не в рам-ках той или иной по-ли-ти-ко-иде-о-ло-ги-чес-кой прист-ра-ст-нос-ти, а на тех-но-ло-ги-чес-ки-функ-ци-о-наль-ном язы-ке, то за-да-чи выг-ля-дят сле-ду-ю-щим об-ра-зом.

Пер-вая - соз-да-ние пос-тин-ду-ст-ри-аль-ных про-из-во-д-ства и эко-но-ми-ки ин-фор-ма-ци-он-ной эпо-хи, ос-но-ван-ных в пер-вую оче-редь на дос-ти-же-ни-ях пе-ре-до-вой на-у-ки, пред-по-ла-га-ю-щих, что все тру-до-вые опе-ра-ции, не тре-бу-ю-щие са-мос-то-я-тель-но-го при-ня-тия ре-ше-ний, пе-ре-да-ны тех-ни-ке и ав-то-ма-ти-ке, а за че-ло-ве-ком сох-ра-не-ны лишь опе-ра-ции с са-мос-то-я-тель-ным при-ня-ти-ем ре-ше-ний. То есть че-ло-ве-ку ос-тав-лен лишь тот труд, ко-то-рый тре-бу-ет от не-го и да-ет ему воз-мож-ность твор-чес-кой ре-а-ли-за-ции.

Вто-рая - уч-реж-де-ние все-ох-ва-ты-ва-ю-ще-го об-ще-ст-вен-но-го са-мо-уп-рав-ле-ния, в ко-то-ром бу-дут при-ни-мать учас-тие все за-ин-те-ре-со-ван-ные граж-да-не. По-нят-но, что ес-ли не ис-по-ве-до-вать идею экс-пор-та ре-во-лю-ции и со-вер-ше-ния ее в фор-си-ро-ван-ном тем-пе в ми-ро-вом масш-та-бе, об-ще-ст-во бу-дет нуж-дать-ся в сис-те-мах, за-щи-ща-ю-щих его от воз-мож-ных внеш-них уг-роз. Но все ос-таль-ное действи-тель-но пе-ре-да-ет-ся са-мо-уп-рав-ле-нию. Это мож-но на-зы-вать хоть сис-те-мой пол-нов-лас-тия Со-ве-тов, хоть раз-ви-тым граж-да-нс-ким об-ще-ст-вом. Хоть земством. Хоть со-бор-ностью. Хоть Джа-ма-хи-ри-ей. Хоть Ком-му-ной. От наз-ва-ния не ме-ня-ет-ся суть - лю-ди, а не отстра-нен-ный от них бю-рок-ра-ти-чес-кий ап-па-рат ре-ша-ют проб-ле-мы ор-га-ни-за-ции сво-ей собствен-ной жиз-ни.

Третья - раз-ви-тие че-ло-ве-ка, пре-дос-тав-ле-ние ему всей пол-но-ты дос-ту-па к об-ра-зо-ва-нию и куль-ту-ре, фор-ми-ро-ва-ние его от-но-ше-ния ко всем сог-раж-да-нам как к соб-рать-ям. По-су-ти, ут-ве-рж-де-ние прин-ци-па: "От-не-сись к дру-го-му так, как хо-чешь, что-бы от-нес-лись к те-бе". И соз-да-ние воз-мож-нос-тей и пот-реб-нос-ти ре-а-ли-зо-вы-вать се-бя в твор-чес-кой со-зи-да-тель-ной де-я-тель-нос-ти ху-дож-ни-ка, вра-ча, ин-же-не-ра, ис-сле-до-ва-те-ля, по-э-та, учи-те-ля. В це-лом - прев-ра-ще-ние в не-пос-ре-д-ствен-ную про-из-во-ди-тель-ную си-лу не толь-ко на-у-ки, но и собствен-но че-ло-ве-чес-кой твор-чес-кой спо-соб-нос-ти.

Прев-ра-ще-ние че-ло-ве-ка из пот-ре-би-те-ля в твор-ца, сво-бод-но-го вре-ме-ни из не всем дос-туп-ной рос-ко-ши - в глав-ное бо-га-т-ство, са-мо-го об-ще-ст-ва из об-ще-ст-ва, где глав-ное - пот-реб-лять, в об-ще-ст-во, где глав-ное - поз-на-вать и со-зи-дать.

Пос-та-нов-ка воп-ро-са о стро-и-тель-стве ком-му-низ-ма иног-да в пов-сед-нев-но-про-па-ган-ди-с-тском пла-не сво-ди-лась к те-зи-су: "Бу-де-те хо-ро-шо ра-бо-тать - пост-ро-и-те ком-му-низм, а вот там вам все дос-та-нет-ся". Здесь на де-ле су-ще-ст-вен-но сме-ща-лись ак-цен-ты и при-о-ри-те-ты: эти це-ли - не воз-наг-раж-де-ние за пра-вед-ную жизнь и пос-луш-ное по-ве-де-ние, не то, чем ком-му-низм обе-ща-ет отп-ла-тить за иде-о-ло-ги-чес-кую вер-ность. Эти це-ли - его суть.

Воп-рос: "А не пост-ро-ить ли нам ком-му-низм?" - это воп-рос о том, хо-тим мы об-ще-ст-ва с опи-сан-ны-ми вы-ше па-ра-мет-ра-ми или не хо-тим. Ес-ли не хо-тим, тог-да ка-кое об-ще-ст-во нам нуж-но? Жи-ву-щее по за-ко-нам ша-ри-а-та? Ре-а-би-ли-ти-ро-вав-шее "Майн Кампф"? При-няв-шее за ос-нов-ной за-кон "До-мо-ст-рой"? Ко-ло-нию США, жи-ву-щую под уп-рав-ле-ни-ем ко-мис-са-ров ОБ-СЕ, де-сять лет на-зад опи-сан-ную в ан-ти-у-то-пии Ры-ба-ко-ва "На бу-ду-щий год в Моск-ве"? Рос-сия под про-тек-то-ра-том ОБ-СЕ. В Став-ро-по-ле ша-ри-а-тс-кий суд су-дит Ша-ма-но-ва и Тро-ше-ва. По всей стра-не вы-ис-ки-ва-ют "во-ен-ных прес-туп-ни-ков". Зап-ре-ще-ны со-ве-тс-кие филь-мы, не име-ю-щие ра-зоб-ла-чи-тель-ной по от-но-ше-нию к то-та-ли-та-риз-му нап-рав-лен-нос-ти. Вклю-чая "Брил-ли-ан-то-вую ру-ку" и "До-жи-вем до по-не-дель-ни-ка" - как по-ка-зы-ва-ю-щие, что при то-та-ли-та-риз-ме мог-ли быть хо-ро-шие лю-ди. В шко-лах - ко-мис-са-ры ОБ-СЕ - за-ву-чи. Зап-ре-ще-на ге-ро-и-за-ция то-та-ли-та-риз-ма, зап-ре-ще-но ут-ве-рж-дать, что вой-ну про-тив Гер-ма-нии вы-иг-рал СССР. За-то в шко-лах же сво-бод-но про-да-ют-ся си-га-ре-ты и пи-во - сво-бо-да под-ро-ст-ков не долж-на ог-ра-ни-чи-вать-ся. Для про-ез-да из Ле-ни-нг-ра-да в Моск-ву нуж-но предс-та-вить обос-но-вы-ва-ю-щие до-ку-мен-ты и по-лу-чить раз-ре-ше-ние ко-мис-са-ров ОБ-СЕ - во из-бе-жа-ние не-ко-нт-ро-ли-ру-е-мой миг-ра-ции. Ну, и так да-лее. В ху-до-же-ст-вен-ном пла-не это как раз то, что год на-зад в иной лек-си-ке пред-ла-га-лось в ин-со-ро-вс-ко-юр-ген-со-вс-ких док-ла-дах.

Так че-го же мы, в кон-це кон-цов, хо-тим?

Стра-ну, про-из-во-дя-щую на-уч-ные зна-ния и на их ос-но-ве обес-пе-чи-ва-ю-щую функ-ци-о-ни-ро-ва-ние сво-е-го про-из-во-д-ства, - или стра-ну, пос-тав-ля-ю-щую сырье и за-ви-си-мую от чу-жих тех-но-ло-гий?

и об-ще-ст-вен-ном са-мо-уп-рав-ле-нии, - или стра-ну, опе-ка-е-мую "Же-лез-ной пя-той", как раз сто лет на-зад опи-сан-ной Дже-ком Лон-до-ном, - и хо-ро-шо еще, ес-ли сво-ей оте-че-ст-вен-ной?

Стра-ну, где че-ло-век ни от че-го не по-лу-ча-ет боль-ше-го нас-лаж-де-ния, чем от сво-е-го лю-би-мо-го тру-да, - или стра-ну, где он ни от че-го не по-лу-ча-ет боль-ше-го нас-лаж-де-ния, чем от сче-та в за-ру-беж-ном бан-ке и по-езд-ки в Кур-ше-вель?

Все сво-дит-ся к цен-но-ст-ным и мо-раль-но-ри-то-ри-чес-ким воп-ро-сам. Так ведь раз-ви-тия без цен-нос-тей во-об-ще не бы-ва-ет.

Ес-ли бо-лее тех-нок-ра-тич-но, то что зна-чит се-год-ня в Рос-сии стро-ить ком-му-низм?

(Как ска-зал го-да три на-зад наз-на-чен-ный от-ве-т-ствен-ным за атом-ную про-мыш-лен-ность Ки-ри-ен-ко: "То-ва-ри-щи (sic! - С.Ч.), по ре-ше-ни-ям XXVI съ-ез-да КПСС уже к кон-цу 1980-х го-дов нуж-но бы-ло пост-ро-ить пол-дю-жи-ны но-вых пе-ре-до-вых ре-ак-то-ров. А мы их до сих пор не пост-ро-и-ли. Мо-жет быть, по-ра на-чать вы-пол-нять ре-ше-ния пар-тии?")

В пер-вую оче-редь - это при-о-ри-тет-ное раз-ви-тие от-рас-лей, обес-пе-чи-ва-ю-щих на-уч-но-тех-ни-чес-кий прог-ресс, фун-да-мен-таль-ной на-у-ки и тех-но-ло-го-про-из-во-дя-щих нап-рав-ле-ний с па-рал-лель-ной ор-га-ни-за-ци-ей ре-ко-н-струк-ции су-ще-ст-ву-ю-щих про-из-водств на тех-но-ло-ги-ях, ко-то-ры-ми рас-по-ла-га-ют от-рас-ли, ос-та-ю-щи-е-ся ли-де-ра-ми в сво-их сфе-рах, и тех-но-ло-ги-ях, ко-то-рые уда-ет-ся по-лу-чить изв-не.



Так чего же мы, в конце концов, хотим? Страну, производящую научные знания и на их основе
обеспечивающую функционирование своего производства, - или страну, поставляющую сырье
и зависимую от чужих технологий?

Цент-раль-ная проб-ле-ма здесь - соз-да-ние имен-но та-ко-го про-из-во-д-ства, в ко-то-ром все, что не тре-бу-ет са-мос-то-я-тель-но-го ре-ше-ния, от-хо-дит тех-ни-ке. Все, что тре-бу-ет та-ких ре-ше-ний, от-хо-дит че-ло-ве-ку.

С од-ной сто-ро-ны, сто-ит за-да-ча ос-во-бож-де-ния че-ло-ве-ка от не-ин-те-рес-но-го тру-да, с дру-гой - его ис-поль-зо-ва-ние там, где на-и-боль-шую от-да-чу мо-гут дать его твор-чес-кие спо-соб-нос-ти, уме-ние при-ни-мать нес-тан-да-рт-ные ре-ше-ния.

Сто-ит воп-рос и о собствен-но тех-но-ло-ги-чес-кой ре-ко-н-струк-ции - то есть ста-рая те-ма соз-да-ния но-вых ма-те-ри-а-лов, но-во-го ти-па энер-го-пот-реб-ле-ния, но-во-го ис-поль-зо-ва-ния про-дук-тов топ-лив-но-энер-ге-ти-чес-ко-го комп-лек-са.

Опять-та-ки, ес-ли вспом-нить, за-да-ча пре-и-му-ще-ст-вен-но-го ис-поль-зо-ва-ния неф-ти и га-за как сырья для хи-ми-чес-ких про-из-водств, а не как топ-ли-ва тог-да, пол-ве-ка на-зад, хо-тя бы ста-ви-лась. Се-год-ня, че-рез пол-ве-ка, о ней во-об-ще ник-то не го-во-рит. Хо-тя уже дав-но из-ве-ст-но, что се-бес-то-и-мость про-из-во-д-ства элект-ро-э-нер-гии на атом-ных стан-ци-ях в три-че-ты-ре ра-за ни-же про-из-во-д-ства ее на ТЭС. И эко-ло-ги-чес-ки бе-зо-пас-нее. Точ-но так же из-ве-ст-но, что ес-ли прос-то ввес-ти в строй все ос-та-нов-лен-ные пос-ле Чер-но-бы-ля ре-ак-то-ры и дост-ро-ить все за-мо-ро-жен-ные, мож-но обес-пе-чить энер-ге-ти-чес-кое пот-реб-ле-ние стра-ны толь-ко на этой ос-но-ве. А сырье, пред-наз-на-чен-ное для сжи-га-ния, нап-ра-вить ли-бо на про-из-во-д-ство но-вых ма-те-ри-а-лов, ли-бо на внеш-ний ры-нок. Та-кой ход при-ве-дет к сни-же-нию до трех раз внут-рен-ней це-ны на элект-ро-э-нер-гию - и для граж-дан, и для про-мыш-лен-нос-ти - с пос-ле-ду-ю-щим сни-же-ни-ем це-ны и на ее про-дук-цию.

Еще тог-да, пол-ве-ка на-зад, го-во-ри-ли о за-да-че за-ме-ны ме-ха-ни-чес-кой об-ра-бот-ки ма-те-ри-а-лов хи-ми-чес-ки-ми ме-то-да-ми, тех-но-ло-ги-чес-ким ис-поль-зо-ва-ни-ем элект-ро-э-нер-гии, элект-ро-хи-ми-ей и ульт-раз-ву-ком.

Яс-но так-же, что тех-ни-чес-кая и тех-но-ло-ги-чес-кая ре-ко-н-струк-ция - это обя-за-тель-но воп-рос по-вы-ше-ния про-из-во-ди-тель-нос-ти тру-да. Что Рос-сия по это-му по-ка-за-те-лю се-год-ня отс-та-ет от тех же Со-е-ди-нен-ных Шта-тов - об-щее мес-то. Но то, что го-су-да-р-ство не за-ни-ма-ет-ся раз-ви-ти-ем и ре-ко-н-струк-ци-ей про-из-во-д-ства и соз-да-ни-ем вы-со-ко-тех-но-ло-ги-чес-кой ин-ду-ст-рии, - то-же об-щее мес-то.

Для соз-да-ния но-во-го про-из-во-д-ства нуж-на не дву-ху-ров-не-вая сис-те-ма об-ра-зо-ва-ния, про-из-во-дя-щая ма-ги-ст-ров - для на-уч-ных ис-сле-до-ва-ний, а ба-ка-лав-ров - для вы-пол-не-ния инструк-тив-ных за-дач. Тре-бу-ют-ся об-ра-зо-ва-тель-ные уч-реж-де-ния, вы-пус-ка-ю-щие ин-же-не-ров-спе-ци-а-лис-тов, спо-соб-ных ор-га-ни-зо-вы-вать но-вое про-из-во-д-ство и ини-ци-а-тив-но ре-шать вста-ю-щие в хо-де его соз-да-ния за-да-чи. Ба-ка-лав-ры ес-ли и нуж-ны, то имен-но для ра-бо-чих спе-ци-аль-нос-тей, то есть для под-го-тов-ки и оформ-ле-ния ста-ту-са вы-со-кок-ва-ли-фи-ци-ро-ван-ных ра-бо-чих - лю-дей, за-ня-тых фи-зи-чес-ким тру-дом с пре-об-ла-да-ни-ем ин-тел-лек-ту-аль-ных функ-ций, тре-бу-ю-щих са-мос-то-я-тель-но-го при-ня-тия ре-ше-ний.

По-нят-ны проб-ле-мы, ко-то-рые стра-на име-ет с сельс-ким хо-зяй-ством. И по-нят-но его отс-та-ва-ние в со-ве-тс-кий пе-ри-од. Толь-ко все пред-по-чи-та-ют за-бы-вать, что при отс-та-ва-нии по уров-ню тех-ни-чес-кой во-ору-жен-нос-ти от США при-мер-но в 16 раз, мы по сельс-ко-му хо-зяй-ству отс-та-ва-ли от Аме-ри-ки при-мер-но в 4-6 раз. То есть уро-вень эф-фек-тив-нос-ти ис-поль-зо-ва-ния имев-ше-го-ся в СССР обо-ру-до-ва-ния и тех-ни-ки был в нес-коль-ко раз вы-ше, чем у на-ше-го ве-ду-ще-го кон-ку-рен-та.

Точ-но так же по-че-му-то ста-ра-тель-но за-бы-ва-ет-ся, что на-и-бо-лее эф-фек-тив-ным ви-дом сельс-ко-хо-зяй-ствен-но-го предп-ри-я-тия в тех же Со-е-ди-нен-ных Шта-тах яв-ля-ет-ся не от-дель-ное фер-ме-рс-кое хо-зяй-ство, как нас уве-ря-ли чет-верть ве-ка на-зад. Та-ко-вым ока-зы-ва-ет-ся хо-зяй-ство с пло-щадью при-мер-но в 1000 гек-та-ров, нес-коль-ки-ми де-сят-ка-ми ра-бот-ни-ков и пол-ной компь-ю-те-ри-за-ци-ей, поз-во-ля-ю-щей в за-ви-си-мос-ти от влаж-нос-ти, вет-ра и тем-пе-ра-ту-ры оп-ре-де-лять тон-кос-ти про-из-во-ди-мых в тот или иной день ра-бот.

про-из-во-д-ства (а те-перь и прос-то его вос-соз-да-ния) тре-бу-ет иной транс-по-рт-ной сис-те-мы, чем та, ко-то-рая име-ет-ся се-год-ня в Рос-сии. И де-ло не толь-ко в низ-ком ка-че-ст-ве шос-сей-ных до-рог. За-да-ча пол-но-го ос-во-е-ния вод-ных пу-тей ста-ви-лась еще в том же 1961 го-ду. Но се-год-ня сим-во-лом реч-но-го па-ро-хо-д-ства стал теп-ло-ход "Бул-га-рия". Из од-но-го ре-ги-о-на в дру-гой са-мо-ле-ты ле-та-ют под-час толь-ко че-рез Моск-ву, ев-ро-пейс-кая часть стра-ны свя-за-на в Даль-ним Вос-то-ком од-ной нитью же-лез-ной до-ро-ги. Поч-ти не ис-поль-зу-ет-ся Се-вер-ный морс-кой путь, хо-тя транс-пор-ти-ров-ка из ти-хо-оке-а-нс-ко-го ре-ги-о-на в Ев-ро-пу че-рез не-го в нес-коль-ко раз вы-год-нее транс-пор-ти-ров-ки че-рез Су-эц и толь-ко са-ма по се-бе мог-ла бы при-нес-ти ог-ром-ные ди-ви-ден-ды в бюд-жет стра-ны. Не раз-ра-бо-та-на и поч-ти пол-ностью за-бы-та идея соз-да-ния Сред-не-си-би-рс-ко-го же-лез-но-до-рож-но-го пу-ти по ли-нии Сверд-ловск-Тю-мень-Якутск с даль-ней-шим разд-во-е-ни-ем - на Чу-кот-ку и на Вла-ди-вос-ток, хо-тя это и оз-на-ча-ло бы ос-во-е-ние се-год-ня по-лу-об-жи-тых ре-ги-о-нов, их за-се-ле-ние и соз-да-ние при-ем-ле-мой для ком-фо-рт-ной жиз-ни сре-ды в но-вой зо-не стра-ны. Меж-ду тем за-да-ча ос-во-е-ния и за-се-ле-ния за-пад-но-си-би-рс-ких об-лас-тей то-же бы-ла пос-тав-ле-на в Прог-рам-ме стро-и-тель-ства ком-му-низ-ма.

То ли мы оп-ре-де-ля-ем, что все это де-лать во-об-ще не нуж-но. И Прог-рам-ма бы-ла пло-ха тем, что эти за-да-чи ста-ви-ла. Но тог-да нуж-но пос-та-вить дру-гие за-да-чи. То ли мы приз-на-ем, что они бы-ли пра-виль-ны-ми, но Прог-рам-ма не-вер-но оп-ре-де-ли-ла пу-ти их ре-а-ли-за-ции. Од-на-ко в та-ком слу-чае от-каз от нее выг-ля-дел бы обос-но-ван-ным, ес-ли бы у стра-ны име-лись ре-аль-ные аль-тер-на-ти-вы раз-ви-тия. И за пос-лед-нюю чет-верть ве-ка она ощу-ти-мо прод-ви-ну-лась в нап-рав-ле-нии их дру-ги-ми спо-со-ба-ми. Но это-го нет.



Так чего же мы, в конце концов, хотим? Страну, где человек ни от чего не получает большего наслаждения, чем от своего любимого труда, - или страну, где он ни от чего не получает большего наслаждения, чем от счета в зарубежном банке и поездки в Куршевель?

Стро-ить ком-му-низм се-год-ня - зна-чит соз-да-вать пре-и-му-ще-ст-вен-ные ус-ло-вия для на-у-ки и куль-ту-ры. Ког-да-то, как раз пос-ле при-ня-тия Хру-ще-вым этой Прог-рам-мы, пре-зи-дент Кен-не-ди ска-зал, что Аме-ри-ка ни-ког-да не до-го-нит СССР, "ес-ли не соз-даст сво-им ин-тел-лек-ту-а-лам та-ких же при-ви-ле-ги-ро-ван-ных ус-ло-вий, ка-кие Со-ве-ты соз-да-ли сво-им". Шта-ты та-кие ус-ло-вия соз-да-ли - Рос-сия унич-то-жи-ла.

Се-год-няш-няя Рос-сия ни-ког-да не вер-нет се-бе дос-той-но-го мес-та в ми-ре, ес-ли не соз-даст для собствен-ных уче-ных и ин-же-не-ров та-ко-го по-ло-же-ния, ко-то-рое бы сде-ла-ло их мо-то-ра-ми фор-си-ро-ван-но-го дви-же-ния впе-ред.

Рос-сии нуж-но но-вое про-из-во-д-ство. Нуж-ны но-вые тех-но-ло-гии, но-вые ма-те-ри-а-лы, но-вая ме-ди-ци-на, раз-ви-тие атом-ных от-рас-лей, ос-во-е-ние кос-мо-са, би-о-тех-но-ло-гии, но-вая транс-по-рт-ная сис-те-ма, но-вое про-до-воль-ствен-ное про-из-во-д-ство, ин-фор-ма-ци-он-ные тех-но-ло-гии и ро-бо-то-тех-ни-ка, об-ще-ст-вен-ная са-мо-ор-га-ни-за-ция граж-дан и спе-ци-а-лис-тов, но-вый тип сти-му-лов к тру-ду и но-вый ха-рак-тер са-мо-го тру-да, вос-ста-нов-ле-ние куль-ту-ры. На-ко-нец, нуж-ны лю-ди, уме-ю-щие чи-тать кни-ги, а не толь-ко за-пи-си в бло-гах су-мас-шед-ших.

Прос-то, в кон-це кон-цов, нуж-на ос-мыс-лен-ность су-ще-ст-во-ва-ния.

Рос-сии се-год-ня не-об-хо-ди-ма та-кая струк-ту-ра эко-но-ми-ки, при ко-то-рой 1-2 про-цен-та тру-дос-по-соб-но-го на-се-ле-ния бу-дут за-ня-ты в про-из-во-д-стве аг-рар-ной про-дук-ции. А 10 про-цен-тов - в тра-ди-ци-он-ном про-мыш-лен-ном про-из-во-д-стве. Но толь-ко при этом 90 про-цен-тов на-се-ле-ния долж-ны быть за-ня-ты в ин-ду-ст-рии но-вых зна-ний и но-вых тех-но-ло-гий, поз-во-ля-ю-щих пер-вым двум груп-пам обес-пе-чи-вать ма-те-ри-аль-ные пот-реб-нос-ти об-ще-ст-ва.

Все опи-сан-ное Рос-сии на-сущ-но тре-бу-ет-ся де-лать и соз-да-вать. По-то-му что ина-че она не сох-ра-нит ни свою не-за-ви-си-мость, ни свое су-ще-ст-во-ва-ние.

Нель-зя от-ка-зы-вать-ся от соз-да-ния все-го наз-ван-но-го на том ос-но-ва-нии, что это в свое вре-мя бы-ло обоз-на-че-но сло-вом "ком-му-низм", ко-то-рое ко-го-то пу-га-ет.

Мож-но спо-рить, воз-мож-но ли беск-лас-со-вое об-ще-ст-во. Но на се-год-няш-ний день от 60 до 70 про-цен-тов граж-дан жи-вут за счет про-да-жи собствен-ной ра-бо-чей си-лы по най-му. По-ряд-ка 30 про-цен-тов по-лу-ча-ют сти-пен-дии и по-со-бия. 3 про-цен-та до-бы-ва-ют се-бе про-пи-та-ние, за-ни-ма-ясь мел-ким биз-не-сом без най-ма дру-гих ра-бот-ни-ков. И лишь 1 про-цент по-лу-ча-ет до-ход от ис-поль-зо-ва-ния на-ем-ной ра-бо-чей си-лы.

По-лу-ча-ет-ся, что, в от-ли-чие от на-ча-ла XX ве-ка, се-год-ня соз-да-нию беск-лас-со-во-го об-ще-ст-ва пре-пя-т-ству-ет су-ще-ст-во-ва-ние от си-лы 1-4 про-цен-тов предс-та-ви-те-лей ино-го клас-са.

Мож-но спо-рить, с по-мощью ка-кой эко-но-ми-ки по-лу-чит-ся дос-тиг-нуть обоз-на-чен-ные це-ли - ры-ноч-ной или пла-но-вой. Но ес-ли од-ни ска-жут, что у вто-рой это не по-лу-чи-лось, дру-гие мо-гут ре-зон-но за-ме-тить, что в ином слу-чае уда-лось лишь от-ка-тить-ся на-зад на еще боль-шее ис-то-ри-чес-кое рас-сто-я-ние.

Де-ло не в кон-цеп-ту-аль-ных прист-рас-ти-ях. Ком-му-низм, в кон-це кон-цов, - де-ло не иде-о-ло-ги-чес-кой ве-ри-фи-ка-ции, а прак-ти-ки.

Ры-нок плох не тем, что он апел-ли-ру-ет к ма-те-ри-аль-ным сти-му-лам - этим он как раз хо-рош. Он плох тем, что апел-ли-ру-ет к сти-му-лам крат-кос-роч-ным - тол-ка-ет к то-му, что вы-год-но де-лать се-год-ня, нев-зи-рая на пос-ле-ду-ю-щие ре-зуль-та-ты. Стра-те-ги-чес-кие за-да-чи, по-доб-ные пе-ре-хо-ду от од-но-го ти-па про-из-во-д-ства к дру-го-му, по-лу-ча-ет-ся ре-шать толь-ко в рам-ках стра-те-ги-чес-ких - то есть дол-гос-роч-ных - сти-му-лов.
Мож-но спо-рить о чем угод-но, но нуж-но оп-ре-де-лять уз-ло-вые мо-мен-ты, ког-да при-хо-дит-ся приз-на-вать: так - не по-лу-ча-ет-ся, по-э-то-му от не оп-рав-дав-ших се-бя од-них инстру-мен-тов пе-ре-хо-дим к дру-гим, аль-тер-на-тив-ным. Ес-ли пе-ри-од с 1961-го по 1986 год ока-зал-ся бо-лее ус-пеш-ным, чем пе-ри-од с 1987-го по 2012-й, зна-чит ме-то-ды пер-во-го пе-ри-о-да бы-ли бо-лее эф-фек-тив-ны-ми, чем ме-то-ды вто-ро-го.

Ду-мать, что дру-гие стра-ны и транс-на-ци-о-наль-ные кор-по-ра-ции бу-дут да-вать день-ги на то, что-бы Рос-сия ста-но-ви-лась в XXI ве-ке тех-нот-рон-ной ка-пи-та-лис-ти-чес-кой сверх-дер-жа-вой, - все рав-но что рас-суж-дать о воз-мож-нос-ти ту-рец-ко-го сул-та-на стать римс-ким па-пой: им это и не нуж-но, и опас-но. Ес-ли они и бу-дут да-вать на что-то день-ги, то толь-ко на то, что-бы Рос-сия ни-ког-да та-ко-вой не ста-ла. Сле-до-ва-тель-но, свои за-да-чи ей над-ле-жит ре-шать са-мой.

Сос-ре-до-то-чить сред-ства на клю-че-вых нап-рав-ле-ни-ях. От-ра-бо-тать тех-но-ло-гии. Соз-дать оп-ре-де-ля-ю-щие бу-ду-щее тех-но-ло-ги-чес-кое нас-туп-ле-ние клю-че-вые плац-дар-мы. Прор-вать-ся и зак-ре-пить-ся на них - и под-тя-ги-вать отс-та-ю-щие от-рас-ли. Чест-но ска-зать лю-дям о це-лях - и приз-нать, что это бу-дет не-лег-ко. И ид-ти впе-ред, каж-дую не-де-лю отк-ры-то го-во-ря о том, что уда-лось, а что не уда-лось. И что по-ме-ша-ло.

Соз-дать сво-бод-ное об-ще-ст-во мож-но, толь-ко соз-дав эко-но-ми-ку сво-бод-но-го об-ще-ст-ва на пу-ти тех-нок-ра-ти-чес-ко-го про-ры-ва. Тех-нок-ра-ти-чес-кий про-рыв в пол-ной ме-ре воз-мо-жен толь-ко при опо-ре на го-тов-ность че-ло-ве-ка отк-ры-вать, изу-чать, констру-и-ро-вать, стро-ить.

Требуются образовательные учреждения, выпускающие инженеров-специалистов,
способных организовывать новое производство и инициативно решать встающие
в ходе его создания задачи.

Гу-ма-низм не бу-дет ре-а-ли-зо-ван без тех-нок-ра-тиз-ма. Тех-нок-ра-тизм бес-смыс-лен и контрпро-дук-ти-вен без гу-ма-низ-ма. Со-е-ди-не-ние тех-нок-ра-тиз-ма и гу-ма-низ-ма - собствен-но го-во-ря, и есть ком-му-низм.

Ес-ли мы хо-тим спас-ти стра-ну - и путь ее спа-се-ния нам пред-ла-га-ет толь-ко ком-му-низм - нуж-но спасть стра-ну и не комп-лек-со-вать по по-во-ду то-го, что ко-му-то не нра-вит-ся тер-мин, ака-де-ми-чес-ки оп-ре-де-ля-ю-щий путь спа-се-ния.

Док. 656625
Опублик.: 05.12.12
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович
  • Стругацкий Борис Натанович
  • Стругацкий Аркадий Натанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``