В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Арустамян Гаянэ: Управление финансированием системы здравоохранения в РФ: проблемы и механизмы совершенствования Назад
Арустамян Гаянэ: Управление финансированием системы здравоохранения в РФ: проблемы и механизмы совершенствования
Секция "Государственное и муниципальное управление"

ПОДСЕКЦИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ"

В современном мире система здравоохранения является одной из наиболее приоритетных областей государственной экономической политики. Если в середине XX века ситуация с охраной общественного здоровья была относительно стабильной, то в наше время она изменилась кардинальным образом. Этому способствовал целый комплекс различных факторов - изменения в образе жизни, ухудшение состояния окружающей среды, рост урбанизации и т.д. Немаловажную роль в трансформации роли здравоохранения сыграли и процессы глобализации. Рост международных связей и экономической взаимозависимости стран привел к тому, что болезни и инфекции стали распространяться со стремительной скоростью и граждане оказались не готовы в одиночку с этим справиться. В связи с этим вновь встал вопрос о том, как реорганизовать систему здравоохранения и выбрать оптимальный вариант преодоления возникших проблем. Особенно важным является определение роли государства, поскольку именно оно обладает наиболее полным комплексом ресурсов и рычагов воздействия на социальные институты, в том числе здравоохранение.

Одной из специфических черт здравоохранения как части социальной структуры общества является то, что структуры и учреждения её системы обеспечивают экономическую стабильность страны, её населения и во многом несут ответственность за производительность труда, здоровье нации, обороноспособность государства. Именно поэтому основополагающей целью государства в здравоохранении обеспечение доступности медицинской помощи и создание экономических и организационно- правовых условий предоставления качественных медицинских услуг.

В России система здравоохранения находится в стадии реформирования. Но нельзя не отметить, что процессы её модернизации в нашей стране развиваются не только медленно, но и непоследовательно. Неготовность адаптироваться к новым социально-экономическим условиям немедленно отразилась на общем состоянии здоровья населения. Если за 1965-1984 гг. младенческая смертность снизилась на 29,1% для мальчиков и 34,1% для девочек, то уже к 1998 г. эти показатели по сравнению с 1965 г. уменьшились на 64,9 и 70,2% соответственно. По оценкам Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ, младенческая смертность за период с 2000 по 2006 гг. снизилась на 23,3%. Однако, несмотря на положительную динамику, в 2007 году этот показатель оказался выше среднеевропейского в более чем 40 регионах РФ.

По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (далее - ВОЗ), ключом к решению глобальных проблем является обеспечение устойчивого финансирования систем здравоохранения. В России основной задачей органов управления здравоохранением, прежде всего на федеральном уровне, является разработка и реализация механизмов целевого адресного расходования финансовых средств.

Мировая практика реформирования системы здравоохранения позволяет выделить модели различные модели финансирования медицинских услуг, в первую первичной медицинской помощи. Их можно классифицировать по источникам финансирования:

1. Национальная система (бюджетное финансирование) - средства собираются путем налогообложения (Дания, Великобритания),

2. Общественная система (социальное медицинское страхование, обязательное и добровольное) - средства собираются путем сбора взносов страхования (Бельгия, Италия, Норвегия и Франция),
3. Частная система страхования, организованная лицами, страхующими себя за счет своих собственных средств (Нидерланды).
Как правило, ни в одной стране нет одного чистого источника доходов. В большинстве стран Европы исторически сложились системы преимущественного финансирования здравоохранения либо из бюджета, либо на основе социального медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование и прямые платежи населения за медицинские услуги являются дополнительными источниками дохода и применяются для платежеспособной части населения, либо за определенные высокотехнологические, более комфортные или необязательные виды медицинской помощи.

В России все попытки увеличения государственного финансирования из федеральных источников и создание системы обязательного медицинского страхования не оправдали себя. Более того, одной из главных проблем является то, что стоимость медицинских услуг и лекарственных препаратов растет быстрее, чем государственное финансирование расходов на эти нужды. Это ведет к тому, что население берет на себя основное бремя расходов на медицинские товары и услуги. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2004 г. расходы населения на приобретение медикаментов и медицинских изделий составляли 173, 2 млрд.руб., а государственные расходы - 81,9 млрд.руб. Как видно, соотношение личных и государственных расходов в нашей стране составляет 2:1.

Несмотря на проведенную реформу, сохраняется значительное территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан на получение медицинской помощи. Но, вместе с тем, прогресс в развитии региональных систем здравоохранения не определяется наличием большого объема финансовых ресурсов в регионе. Лидеры по уровню развитости механизмов финансирования и управления здравоохранением - это регионы со средним по стране объемом ВРП. Тем самым, для эффективной реализации реформы здравоохранения и её финансовой системы намного важнее наличие политической воли к проведению реформ, управленческий потенциал и накопленный опыт инновационных методик совершенствования финансовых систем социальных институтов.

Литература

1. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2007 г. www.who.int (Всемирная Организация Здравоохранения).

2. Н.Г. Шамшурина. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении. Москва. МЦФЭР, 2005 г.

3. В.И. Стародубов, В.О.Флек. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации. Москва. Менеджер в здравоохранении, 2006 г.

4. www.gks.ru (Федеральная служба государственной статистики России)

5. С.В. Шишкин. Здравоохранение в регионах Российской Федерации: механизмы финансирования и управления. Москва, Поматур, 2006.


Арустамян Гаянэ Новеловна - студентка, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, E-mail: berrysun@yandex.ru


http://lomonosov-msu.ru

08.04.2008

Док. 656541
Перв. публик.: 08.04.08
Последн. ред.: 03.12.12
Число обращений: 0

  • Арустамян Гаянэ Новеловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``