В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
14.01.2010 года состоялся мастер-класс `Финансовый менеджмент и инвестиционное проектирование: основы курса и практика его применения на российских предприятиях`: лекция-презентация книг Елены Евгеньевны Румянцевой Назад
14.01.2010 года состоялся мастер-класс `Финансовый менеджмент и инвестиционное проектирование: основы курса и практика его применения на российских предприятиях`: лекция-презентация книг Елены Евгеньевны Румянцевой
Интервью в АСПИ 14.01.2010 (http://aspiarm.org/novosti/14.01%20-%20conf.htm)
14.01.2010 года состоялся мастер-класс "Финансовый менеджмент и инвестиционное проектирование: основы курса и практика его применения на российских предприятиях": лекция-презентация книг Елены Евгеньевны Румянцевой

Нравственность и экономика: совместимые ли это понятия (интервью с лауреатом международного проекта "Лучший экономист России", профессором, доктором экономических наук Еленой Евгеньевной Румянцевой, обладателем мирового рекорда - единственным автором уникального фундаментального труда "Новой экономической энциклопедии")

Вопрос: Уважаемая Елена Евгеньевна, в последнее время у Вас вышло очень много книг не только для экономистов, но и популярной направленности, связанные с волнующей всех темой нравственности. Достаточно назвать три Ваши последние книги "Нравственные законы экономики", "Экономика счастья" и "Коррупция: война против людей, свободы и справедливости". С чем связан Ваш интерес к такой глубокой разработке этой тематики?

Ответ: Каждый человек в своих поступках всегда оказывается перед выбором, как из множества вариантов решений выбрать наиболее правильный. При этом мало кто из людей задумывается о том, какой вариант поступка наиболее правильный с позиции многих знаний и интересов разных людей. Чаще всего люди поступают в соответствии со своей психологией. За научное доказательство этого утверждения получил Нобелевскую премию по экономике израильский и американский психолог Даниэль Канеман. Я бы сказала более точно - в соответствии со своим нравственным стержнем. То есть экономику мы можем представить не только как развитие абстрактных товарно-денежных отношений, в которых человеческим отношениям почти не уделяется сегодня внимания, а как совокупность проявления в конкретных делах позитивных и негативных качеств людей. Чем больше проявляются негативные нравственные качества людей (хамство, злоба, мстительность, жадность, корыстолюбие, властолюбие), тем более негативными становятся экономические отношения - произвол как следствие безответственности и безнаказанности властных структур, коррупция, массовый обман населения, принесение в жертву здоровья, жизни и благополучия людей в результате бездействия или многочисленных ошибок в управленческих решениях и прочее. Чем больше проявляются позитивные нравственные качества, тем безопаснее жизни в стране и шире прослойка счастливых людей.

Вопрос: То есть у Вас не просто мировоззренческие научно-популярные книги, а можно сказать новая парадигма развития экономических отношений?

Ответ: Я думаю, что так тоже можно сказать - вместо парадигмы высокой абстракции рассмотрения товарно-денежных отношений как теоретической платформы развития современных экономических отношений речь идет конкретизации нашего взгляда, приближения теории к практике и формировании истинно демократической научной платформы, где в центре находятся не вещи, а люди, потому что именно люди заставляют эти вещи (товары, деньги) перемещаться в том или ином направлении.

Вопрос: У Вас необычный подход к рассмотрению нравственных основ экономики - с включением духовных вопросов - о святости, о сравнении религиозных учений, о религиозных войнах? Почему Вы связываете духовные вопросы - о Боге - с нравственностью и экономикой?

Ответ: Потому что исторически церковь взяла на себя ответственность за нравственное развитие общества. И при осмыслении данных фундаментальных вопросов необходимо было обратиться к различным первоисточникам. Но в том виде, в котором рассматриваются вопросы нравственности в современных экономических исследованиях, весьма неполны. В основном, это привлечение внимания научной общественности к нравственной деградации современного российского общества. Какая-то целостная концепция нравственности в экономической науке отсутствует, несмотря на то, что экономика - это взаимодействие людей, проявляющее их негативные и позитивные нравственные качества. Поэтому мы обратились к другим имеющимся источникам о нравственности как первооснове развития любой экономики, и так дошли до великих Священных Писаний. Пока удалось глубоко изучить два Священных Писания - Священное Евангелие и Коран. Как ученый я поражена тем, что нравственные ценности едины для всего человечества и незыблемы, как незыблемо и признание каждым человеком наличия сверхъестественных сил (иначе не было бы в наши дни такого массового увлечения гороскопами как предсказаниями будущего). Поскольку единства в этих вопросах тоже не оказалось (только в России официально зарегистрировано более 20 тысяч различных религиозных организаций и каждая - со своим учением о Боге и своим проявлением нравственных качеств как образец для подражания в светском обществе), то разобравшись самостоятельно, свою позицию я изложила во всех трех упомянутых книгах.

Вопрос: Однако Вы опираетесь и на позицию Адама Смита в этом вопросе.

Ответ: Как ученый, серьезно изучивший множество трудов наиболее авторитетных представителей мировой экономической мысли, я могу с уверенностью сказать, что Адам Смит действительно лидер в комплексном рассмотрении фундаментальных экономических вопросов. Надо сказать, что сейчас вообще почти не читают первоисточники великих мыслителей - в лучшем случае афоризмы - отсюда столько убогости мысли. Мало кто из современных экономистов вспоминает и о том, что Адам Смит на протяжении 12 лет был заведующим кафедры не политэкономии, к которой искусственно свели заслуги Смита марксисты, а заведующим кафедры нравственной философии, а его курс политэкономии составлял четвертую часть его теории наряду с нравственной философией, теологией (учением о Боге) и юриспруденцией. И знание этих наук позволило А.Смиту создать свою концепцию обеспечения богатства народа. А сегодня эти науки существуют отдельно друг от друга - экономисты не знают законов, в законах не хватает проработанного экономического содержания, представители церкви оторваны от реальной жизни и от своего бессилия периодически пугают светское общество апокалипсисом, а философия перестала рассматривать вопросы нравственности и так называться и отдала их малопопулярной науке - этике. Потеря глубины и научности передаваемых в учебной и научной литературе знаний привела к тому, у Адама Смита не только убрали все значимые в его учении моменты - как достичь богатства народов в отдельно взятой стране, с помощью каких методов разрабатывать эти вопросы и т.д., но приписали ему то, что он никогда не утверждал, а именно мифическую концепцию "невидимой руки рынка".

Вопрос: И в чем, же интересно, заключается этот миф?

Ответ: В том, что Адам Смит писал не о невидимой руке рынка, а невидимой руке Господа Бога, называя Его покровительство земным делам "естественным порядком". У него вообще отсутствует выражение "невидимая рука рынка". В "Исследовании о природе и причинах богатства народов" и ряде других работ говорится о "невидимой руке" и "естественном порядке". И эти выражения грамотно толкуются французскими экономистами Ш.Жидом и Ш.Ристом о том, что так деликатно А.Смит называет Божественное провидение. Чтобы такой миф вообще не возник экономистам, которые его до сих пор распространяют, достаточно посмотреть сам первоисточник, чтобы убедиться в том, великий английский ученый и не выступал вовсе против государственного регулирования - более 200 страниц в пятой книге "Исследования о природе и причинах богатства народов" он пишет как раз о конкретных направлениях государственного вмешательства в экономику - налоговой системе, строительстве дорог, развитии образования и др., предостерегая общество боятся глупости чиновников.

Вопрос: Но Вы непросто подошли к своей концепции нравственной экономики - в 1998 г. Вы являлись одним из авторов книги "Пути достижения продовольственной безопасности России", вышедшей в серии "Нравственная экономика", а в 2005 г. в вашей известной в стране "Новой экономической энциклопедии" Вы раскрыли некоторые позитивные и негативные качества людей без связи с новой Вашей парадигмой экономической теории.

Ответ: Мы всю жизнь либо сами думаем, как не упустить время и построить счастье, либо надеемся на чудо и помощь из вне, не задумываясь над этим. На протяжении всей своей жизни я созревала как личность, рассуждая над природой своих поступков и поступков других людей, неизбежно сталкиваясь с жестокостью, несправедливостью. Обладая фундаментальными экономическими знаниями и умением прорабатывать нормативную базу по конкретным жизненным вопросам, нам пришлось принять участие в борьбе против рейдера. И в отличие от подавляющего большинства людей, рискуя своим служебным положением, я заняла активную позицию и поспособствовала тому, чтобы несправедливые действия в отношении тысячи людей не состоялись. Затем мне пришлось принять участие в нескольких судебных процессах и столкнуться с некомпетентностью работы в судах и коррупцией. В результате пережитых катаклизмов, которые достаточно подробно описаны в моей книге "Коррупция: борьба против людей, свободы и справедливости", я задумалась о том, что из-за вынужденной борьбы я могу все потерять, и что самое дорогое для меня жизнь, которая зависит только от Господа Бога. И когда мне удалось все-таки выжить, появилась и глубина знаний и осознание смысла того, что написано в Священных Писаниях, а не просто их молитвенного строя. А до таких жизненных испытаний мне не удавалось сформировать такое целостное представление о нравственности, а уж тем более увидеть пути построения экономики счастья через соблюдение нравственных законов экономики.

Вопрос: В этом году вышел и ваш первый учебник для школы "Нравственная экономика". Что в нем нового для наших школьников?

Ответ: Этот учебник появился из-за моих детей - Васи и Сони. Как только мы вместе стали с ними ходить в магазин, чтобы они сами выбрали себе что-то по желанию, появилось столько глубоких экономико-нравственных проблем, что я растерялась. И стала для них строить систему элементарных знаний о товарно-денежных отношениях. Появился учебник, который у меня пока нет возможности внедрять по всем регионам России без посторонней помощи, так как связан с необходимостью прохождения многих образовательных процедур. Он был издан в сентябре 2009 года, и я была бы рада, если бы он пошел и в школах Армавира и во всем Краснодарском крае, как и других регионах страны при условии административной поддержки на местах. А так - по своему содержанию - он уникален тем, что систематизирует фундаментальные экономические знания и развивает с малых лет у детей экономическое мышление, основанное на использовании позитивных нравственных ценностей и применении современных методов экономического анализа, в частности, альтернативного подхода.

Вопрос: И последний вопрос - удастся ли в нашей стране построить нравственную экономику, когда почти все говорят, что коррупция непобедима?

Ответ: Ответ на этот вопрос содержится в этих трех книгах "Нравственные законы экономики", "Экономика счастья" и "Коррупция: война против людей, свободы и справедливости", и он только оптимистичен. Если вся страна будет постоянно ждать чуда, тратя свое время на изучение всевозможных предсказаний, которые не сбываются, то чуда не произойдет. Если же страна будет трудиться, то результаты труда, в том числе и каждого из нас по своему духовно-нравственному возрастанию, не заставят себя ждать - всем трудящимся обязательно откроется путь к счастью.

Док. 656317
Перв. публик.: 14.01.10
Последн. ред.: 27.11.12
Число обращений: 0

  • Румянцева Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``