В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Можно и зайца научить считать Назад
Можно и зайца научить считать
Интервью газете Правительства Республики Саха (Якутия) "Якутия"
Ирина ЛИХАУ, 10.06.2005

На книжном рынке России появилась новинка - "Новая экономическая энциклопедия". Издание довольно солидное и чрезвычайно полезное. Это не только настольная книга, источник повседневных справок по вопросам экономики, но и интересный собеседник, учитель, позволяющий читателям принимать более рациональные решения в сфере экономики.

Для руководителей и специалистов предприятий экономическая энциклопедия, составленная с учетом современной экономической ситуации в России, - это быстрый ответ на конкретные вопросы. Для госслужащих - основа для принятия компетентных решений. Для всех остальных - путеводитель в мире новых экономических терминов и повышения эффективности организации личного и семейного бюджета.

Нам удалось связаться с автором издания Еленой Румянцевой, доктором экономических наук, профессором кафедры конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте РФ - и задать несколько вопросов.
- Елена Евгеньевна, как возникла идея подготовки столь объемного по масштабу и необычайно трудоемкого издания как Экономическая энциклопедия?

- Курс лекций по экономической дисциплине, любая диссертационная работа начинаются с определения понятий. Например, что такое "управление", "рынок", "теневая экономика" и т.д. Современный студент на государственном экзамене, не говоря уже об обычном, затрудняется четко и кратко определить ту или иную экономическую категорию. И не столько потому, что он плохо подготовился, а потому, что сегодня ему предлагается множество учебников самых разных авторов и самого разного качества, которые он просто не в состоянии "переварить". Я сделала небольшой расчет - разделила показатель объема ежегодно издаваемой печатной продукции (в страницах) на 100 страниц (сколько в среднем мы могли бы читать, при необходимости, каждый день). Получилось, что нам понадобилось бы 30000 лет (!), чтобы прочитать печатную продукцию, издаваемую только в России в течение одного года (!). Поэтому сегодня - в век информации и скоростей - как никогда актуальны те издания, которые бы в концентрированном виде отражали состояние научных знаний в той или иной области. Мне хотелось бы также напомнить изречение философа и математика Р.Декарта, которое как нельзя лучше подходит к ответу на ваш вопрос: "Давайте договоримся о понятиях, и мы избавим мир от половины заблуждений".
Вот так на определенном этапе жизненного пути я оказалась готова к тому, чтобы подытожить все свои наработки по понятийному аппарату экономической науки и в то же время облегчить участь современных студентов и аспирантов экономических специальностей, а также помочь преподавателям разобраться в том, что на сегодняшний день уже устарело и вводит в заблуждение, а что действительно актуально и современно.

- То есть, в энциклопедии есть четкое разделение на устаревшие и современные термины экономической науки?

- Совершенно верно. И это помогает сделать та фундаментальная подготовка, которую я получила в советское время на экономическом факультете МГУ им.М.Ломоносова по политической экономии. Моя специальность в дипломе так и называется - "Экономист, преподаватель политической экономии". А позже, когда началась перестройка, мне снова посчастливилось поучиться в МГУ, но уже в рамках программы Всемирного банка по макро- и микроэкономике, а затем потребовались годы самостоятельной научно-педагогической деятельности, чтобы соединить несоединимое, открыть для себя много нового в мировой экономической науке.

- Какие термины считаются уже устаревшими?

- Я бы их назвала более мягко - историческими, относящимися к периоду господства марксистско-ленинской политической экономии. Например, термины "капитализм", "пролетариат" сегодня уже не используются при описании современных проблем мировой экономики. Ушел в историю и такой утопический термин, как "общественно необходимые затраты труда".

- Из современных всемирно известных экономистов в энциклопедии вы приводите биографии Нобелевских лауреатов по экономике, а не российских ученых. Почему?

- Вы затронули очень важную проблему, касающуюся в целом имиджа нашей страны. Посмотрите, на что обращают российские журналисты внимание граждан России - на решения Нобелевского комитета, в том числе в области экономики. Что мы знаем о современных исследованиях российских экономистов? Широкая общественность - почти ничего. Именно поэтому я решила разобраться для начала, кто же такие Нобелевские лауреаты по экономике, и за какие заслуги они получают свои премии. Поставленная цель достигнута - в энциклопедии собраны биографии всех лауреатов до 2003 года включительно. Замечу только, что Нобелевский комитет никогда бы не заработал, если б не Россия, которая почти не фигурирует в числе номинантов, - премия выдается, как правило, гражданам США и, в основном, лицам еврейской национальности. Кроме того, если, по существу, проанализировать труды, за которые присуждалась премия, то некоторые из них друг друга просто полностью отрицают, на что также обращается внимание читателя. Я думаю, что возрождение национальной экономической науки в России и ее признание мировой общественностью - дело недалекого будущего. И данная энциклопедия - первый шаг в этом направлении, так как наряду с Нобелевскими лауреатами по экономике в книге представлен научный вклад в мировую экономическую науку многих известных русских и советских экономистов. Всего в энциклопедии мировая экономическая наука представлена более чем 200-ми биографиями известных экономистов.

- Было бы интересно узнать и о других разделах. Как правило, энциклопедии и словари традиционно приводят все термины в алфавитном порядке, а в конце размещают алфавитный указатель.

- Качество подобной литературы - вопрос немаловажный. Действительно, на российском книжном рынке сегодня очень много не столько энциклопедической, сколько словарной продукции с алфавитным указателем в конце книги, на основании которого нельзя сделать вывод о том, какие темы в книге раскрыты лучше, а какие не раскрыты вообще.

Эта энциклопедия изначально готовилась иначе. В чем несомненная заслуга редактора издания - кандидата экономических наук Натальи Шаповаловой, профессионального экономиста и энциклопедиста одновременно. С самого начала она определила условия нашей совместной работы - сначала словник, то есть перечень тех понятий, которые мы собираемся раскрывать, а уже потом - сам текст работы. Выдержаны и другие требования, предъявляемые к качеству такого рода достаточно редких изданий, на подготовку которых уходит несколько лет: логика изложения однотипных статей, внутренняя целостность понятийного аппарата одной тематической группы, сбалансированность объема и т.д. Впервые в конце энциклопедии размещен не алфавитный указатель слов, а именно тематический указатель, демонстрирующий круг рассматриваемых понятий по той или иной теме. Всего в энциклопедии рассмотрено по такому принципу 36 направлений экономической науки, включая и вопросы экономической теории, и экономической истории, и истории экономических учений, и мировой экономики, но главное - современных прикладных экономических дисциплин.

- Елена Евгеньевна, вы автор книг на разные темы - и по финансам, и налогообложению, аграрной политике, теневой экономике, управлению инвестициями и т.д. Какими принципами вы руководствуетесь при их подготовке, и нашло ли это свое отражение в энциклопедии?

- Главный принцип всех моих публикаций сегодня - это их связь с практикой, а не публикация ради публикации. В сферу моих профессиональных интересов действительно входят многие проблемы экономической науки, что связано и с учебной деятельностью (стажировками в ряде стран мира), и научной, и преподавательской деятельностью. Более десяти лет я занимаюсь также чисто прикладными исследованиями, оказывая профессиональные консалтинговые услуги российским предприятиям и органам государственного управления. Это заставляет меня в своих научных исследованиях опираться на реальные, а не надуманные проблемы. Возьмем, к примеру, появившийся недавно в практике преподавания экономических дисциплин финансовый менеджмент. Я тоже преподаю эту дисциплину слушателям РАГС. Посмотрите, о чем говорится в большинстве учебников по финансовому менеджменту - о том, как считать финансовые коэффициенты. При этом никаких конкретных расчетов на реальных примерах в подобных учебниках не приводится. Финансовых коэффициентов насчитывается сегодня более 100, но на практике такое количество коэффициентов никто не считает. Зачем же учить студентов тому, что им не пригодится на практике? Или другой пример - анализ инвестиционных проектов. Многие учебники на эту тему снова написаны языком математики. Но, как говорил один из наших преподавателей в Институте экономического развития Всемирного банка, где я прошла курс проектного анализа, можно и зайца научить нажимать на клавиши клавиатуры. Зачем нужны все эти формулы, если никто проект считать вручную не будет, а в электронных таблицах (в Exсel) эти формулы уже заложены в базу расчетов? Главное - не формулы или их написание, а экономический смысл. 90% времени, затрачиваемого на анализ инвестиционного проекта, уходит не на количественные расчеты, выполняемые при помощи компьютера, а на сбор необходимой информации и аналитику. Иными словами, в российской высшей школе сегодня образовалось очень много проблем, связанных с корректностью подготовки специалистов по новым дисциплинам, в том числе по "Финансовому менеджменту" и "Проектному анализу". Безусловно, все то, что удалось наработать в своей преподавательской и научно-практической деятельности, нашло свое отражение в энциклопедии.

Док. 656315
Перв. публик.: 10.06.05
Последн. ред.: 27.11.12
Число обращений: 0

  • Румянцева Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``